Тема урока: “Глюкоза – представитель моносахаридов”.
Цели урока:
- Расширение и углубление знаний учащихся об углеводах.
- Определение строения глюкозы, используя эксперимент.
- Знакомство с физическими свойствами глюкозы.
- Развитие познавательного интереса, интеллектуальных умений.
- Воспитание нравственных качеств.
Тип урока: изучение нового материала.
Основной метод: частично-поисковый.
Форма урока: экспериментальная работа.
Средства обучения, оборудование: штатив с пробирками, спиртовка, пробиркодержатель, спички, стеклянные палочки.
Реактивы: глюкоза (кристаллическая), раствор глюкозы, сульфата меди, гидроксида натрия, аммиачного раствора оксида серебра, синего лакмуса.
Учебно-наглядные пособия: таблицы “Циклические формы глюкозы”, “Применение глюкозы”, схема “Классификация углеводов”.
Ход урока
План урока.
- Организационный момент.
- Повторение знаний об углеводах, приобретенные на уроках биологии.
- Классификация углеводов.
- Физические свойства глюкозы.
- Установление строения молекулы глюкозы.
- Знакомство с циклическими формами глюкозы.
- Закрепление пройденного материала, подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
1. Организационный момент.
Проверка присутствующих. Ознакомление учащихся с темой и дидактической целью урока.
2. Повторение знаний об углеводах, приобретенные на уроках биологии.
- Что вы знаете о нахождении углеводов в природе и их биологическом значении?
- Почему класс этих веществ получил такое название?
- Какие представители углеводов вам известны?
- На какие группы можно поделить углеводы по составу и свойствам?
3. Классификация углеводов.
Демонстрация схемы “Классификация углеводов”. Учащиеся записывают схему в тетрадь, делают короткие сообщения сведений из истории открытия углеводов. Впервые термин “углеводы” предложил русский химик из Дерпта (ныне Тарту) К. Шмидт в 1844 году. В 1811 году русский химик Константин Готлиб Сигизмунд (1764-1833) впервые получил глюкозу гидролизом крахмала.
4. Физические свойства глюкозы.
Что вам известно о глюкозе?
Каковы физические свойства глюкозы? (На столах у учащихся глюкоза кристаллическая, вода, стеклянные палочки).
5. Установление строения молекулы глюкозы .
О6 |
Постановка проблемы:
Если глюкоза – кислородсодержащее вещество, то какие функциональные группы могут содержаться в ее молекуле?
Решение проблемы:
Учащиеся выдвигают гипотезу:
А) молекула глюкозы может содержать функциональные группы атомов –ОН, одну или несколько.
Преподаватель предлагает учащимся проверить экспериментально:
а) отсутствие или присутствие карбоксильной групп
Учащиеся проводят испытания раствора глюкозы индикатором (отсутствие изменения окраски индикатора говорит об отсутствии карбоксогруппы в молекуле глюкозы)
б) отсутствие или присутствие гидроксогруппы –ОН
Учащиеся проделывают реакцию с гидроксидом меди (образуется ярко-синий раствор). Учащиеся устанавливают сходство глюкозы и глицерина, делают вывод: Глюкоза – многоатомный спирт.
Образование пятиуксусного эфира говорит о наличии 5 гидроксогрупп. Глюкоза с уксусной кислотой дает пятиуксусный сложный эфир. Уксусная кислота одноосновная, следовательно, такой эфир образуется в том случае, если молекула глюкозы содержит 5 гидроксогрупп.
в) наличие альдегидной группы
Учащиеся нагревают раствор глюкозы с гидроксидом меди (появление красного осадка оксида меди (1), говорит о прошедшем восстановлении гидроксида меди (2), и, следовательно, присутствии в молекуле глюкозы альдегидной группы.
Большое число атомов водорода свидетельствует о том, что остальные связи в молекуле заняты атомами водорода.
Вопрос к учащимся:
- Как должны быть расположены гидроксогруппы: попарно у одного и того же углеродного атома или у разных?
Ответ учащихся:
- У разных, иначе молекула будет неустойчивой.
Учащиеся делают вывод: Глюкоза – альдегидоспирт.
6. Знакомство с циклическими формами глюкозы.
Ученые установили, что у глюкозы существуют молекулы циклического строения. Преподаватель показывает учащимся таблицу “Циклические формы глюкозы: альфа-форма глюкозы и бетта-форма глюкозы”.
В водных растворах глюкоза находится в основном в циклических формах и менее 1% - в альдегидной (открытой) форме.
Альфа- и бетта – формы глюкозы изомерны друг другу.
Вопрос к учащимся: “Что называется изомерией?”.
7. Закрепление пройденного материала.
Вопросы:
- К какому классу органических веществ принадлежит глюкоза?
- На основании каких опытов было сделано заключение о строении глюкозы?
- Напишите формулу глюкозы как альдегидоспирта.
- При растворении кристаллической альфа-глюкозы вводе в растворе обнаруживают три формы глюкозы. Какие? Почему это возможно?
Подведение итогов урока.
8. Домашнее задание.
Написать короткие сообщения о применении глюкозы. Составить схему и кроссворд.
Список литературы.
- Габриэлян О. С.: учебник для 10 класса. М. Просвещение, 2004.
- Дмитров Е. Н. Познавательные задачи по органической химии и их решения. Тула: “Арктоус”, 1998.