Человек и природа… Их взаимоотношения стары как мир. Однако и сегодня человек стоит перед множеством проблем, связанных с этими взаимоотношениями, пытаясь сконструировать оптимальный вариант, который в одинаковой мере был бы полезен человеку и природе.
В наши дни отношение человека к природе приобрело социальную значимость, стало нравственным принципом. Основным требованием этого принципа является сохранение и улучшение природной среды во имя интересов каждого человека и всего общества. Поэтому так важно с малых лет учить детей любить природу, быть ее настоящими друзьями.
В нашей школе действует организация школьников под названием «Юные друзья природы», в которую принимают детей с первого класса. Все годы обучения в школе каждый ученик выполняет разнообразную природоохранную работу в классе, на пришкольном участке, в школьной теплице, во дворе своего дома, в ближайшем плодовоягодном питомнике «Весенний». По давно сложившейся традиции каждый класс ежегодно проводит работу по обнаружению и благоустройству родников.
Я расскажу о природоохранной деятельности младших школьников.
Начиная с первого класса стремлюсь воспитывать друзей природы. Дети учатся вести наблюдения за природой. Окна нашего класса выходят на восток, поэтому с первых дней сентября начинаем наблюдать за солнцем и небом. Уметь видеть красоту утреннего неба – это искусство. А этому надо учиться. Для меня огромная радость, когда не я, а дети обращают внимание на восходящее солнце, на быстро меняющиеся краски утренних облаков. Особенно красива зимняя заря. Любуемся несколько секунд, оторвавшись от занятий.
Красота природы – источник добра. Дети ощущают потребность совершать добро.
На уроках литературного чтения и окружающего мира провожу беседы с детьми об изменениях в природе, о взаимосвязи всего живого на Земле, читаем и обсуждаем произведения природоведческого и природоохранного содержания. Систематически провожу экскурсии, не менее 1-2 раз в каждый сезон. Прогулки и экскурсии в природу таят в себе много полезного для развития внимания и наблюдательности детей, стремления проникнуть в тайны природы.
Перед тем, как пойти на экскурсию, сообщаю ее цель, а затем требую от детей повторения памятки «Умей вести себя в лесу или на прогулке за городом». Проведение встреч с природой оказывает благотворное влияние на воспитание гуманного отношения к ней. Во время экскурсии дети наблюдают не только изменения в природе, но и обращают внимание на красоту природы в данное время года. Так, первоклассники отметили, что осень хороша своими яркими красками в ранний период, составили устный рассказ о золотой осени.
Родители, по просьбе учителя, нашли родничок. В один из сентябрьских дней, вооружившись необходимыми инструментами, дети и родители совершили коллективный поход к нему. Кипела совместная работа взрослых и детей: лопатами углубили и расширили ямку для сбора воды, сделали канавку для стока в более низкое место, выложили камнями водосборник и канавку, поставили скамейку и столик. Пока отстаивалась вода в роднике, все вместе поиграли на поляне, пообщались. Набрав родниковой воды, отправились домой. Этот поход стал началом сплочения детского и родительского коллектива, началом совместной природоохранной деятельности детей и родителей.
Рисунок 1. Дружная работа двух поколений.
Осенью и весной проводим работу по очистке и благоустройству своего родника, который находится в 10 км от города Оренбурга, у села Медовка. Место холмистое. Ключ нашел выход на поверхность земли в неглубоком овражке, которой по наклонной поверхности простирается до реки Урал.
Рисунок 2. Хорошо отдохнув у любимого родника, набрали водички домой.
Вот что написали дети в своих сочинениях по окончании похода к роднику. «Когда родничок нашли, это была тоненькая струйка, воды, вытекающая из пласта земли в неглубоком овражке. Лопатами около ключа мы выкопали широкую и глубокую ямку для сбора воды. Дно ямки выложили камушками, стены – тоже камнями, скрепленными раствором. От родника прокопали канавку для стока воды, которая ручейком побежала по оврагу, где соединилась с другими ручейками, несущими свои воды в древний могучий Урал.
Рисунок 3. Установили табличку у родника и сфотографировались на память.
Экскурсии в природу провожу и зимой, Ставлю перед учащимися цель: постараться увидеть необычное в зимнем школьном парке. Дети уже по-иному смотрят на окружающее, они очарованы удивительным сказочным миром зимнего парка, видя диковинные фигуры деревьев, запорошенных снегом. Обращаю внимание детей на то, что в это время года ветви деревьев и кустарников очень хрупки, легко ломаются, поэтому надо особенно бережно к ним относиться. Свои наблюдения дети отражают в сочинениях. Учащиеся очень любят гулять в школьном парке, и на каждой прогулке стремятся проявить посильную заботу о нем. Если видят поломанные деревья, с ободранной корой, порезы на коре, то немедленно оказывают помощь, где это возможно.
С каждым годом все больше дети узнают об объектах и явлениях природы, и законодательных актах по охране природы, развивается их любознательность, расширяется кругозор.
Работа по воспитанию бережного отношения к природе проводится не только на уроках, но и на внеклассных занятиях. В классе дети ухаживают за комнатными растениями в зимнее время, а летом работают на пришкольном участке: поливают цветы на клумбах и грядках, поддерживают чистоту территории школьного двора.
В процессе воспитания у учащихся любви к природе, бережного отношения к ней важную роль играют беседы. Беседа «Каждый человек – друг природы» предшествовала работе по изготовлению кормушек. Дети сами приводили примеры способов изготовления птичьих «столовых» и всю зиму подкармливали пернатых друзей. Весной дети с помощью родителей изготовили скворечники и развесили их в школьном парке и около своих домов.
Под окном школы есть дерево, за которым мы наблюдаем в течение всего года. Осенью оно яркое и пестрое. Из его опавших листьев делаем аппликации насекомых, зверей, клоунов. А весной наблюдаем за распусканием листьев и цветением. В это время у большинства детей появляются свои тайники. Они приглашают меня пойти вместе с ними домой и по дороге раскапывают около пня прошлогоднюю траву, показывают невзрачный маленький синенький цветочек, а показав, бережно прикрывают снова
Уметь заметить красивое в природе, остановиться в изумлении, а главное, сохранить, сберечь все это – вот главная цель моей работы с детьми. И я чувствую себя счастливой, если во время загородных прогулок дети, прижав пальчик к губам, чтобы не спугнуть птиц разговором, слушают их пение или, встав на колени, вдыхают запах первых весенних цветов, не срывая их.
Яркая, волнующая сказка природы отражается в сознании детей, побуждает к высоконравственным поступкам. «Через красивое – к человеческому – такова закономерность воспитания», - говорил В.А.Сухомлинский.
Глядя на то, с каким энтузиазмом дети трудятся на пришкольном участке и у любимого родничка, читая их восторженные сочинения о своей работе, хочется надеяться, что они будут не равнодушными потребителями природных богатств, а защитниками и ценителями родной природы. Мы вместе думаем над тем, что можно сделать, чтобы наша страна стала краше, зеленей, богаче, где и как можно и нужно отдыхать, а какие места лучше обойти, выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека. Моя боль за разрушение человеком природного равновесия передаётся детям. Хочется верить, что наши уроки добра и любви к родной природе не пройдут бесследно.
Привожу пример урока экологии, проведенного в 3 классе.
Тема: «Будь природе другом».
Цели:
- gознакомить учащихся с проблемой сохранения редких и исчезающих животных и растений;
- развивать умение выявлять положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на окружающую природу;
- воспитывать чувство бережного отношения к окружающей природе;
- развивать эстетическое восприятие мира.
Оборудование:
1. Таблица – «Степь».
2. Иллюстрации с изображением животных.
3. Гербарий ковыля.
4. Два кружка – сигнала (красный и зелёный).
5. Условные знаки по теме «Береги природу».
6. Раздаточный материал – кроссворд.
7. Биологический энциклопедический словарь.
8. Красная книга Оренбургской области.
Ход урока
I. Организационный момент (приветствие гостей).
Включаю музыку.
II. Вступительная беседа.
- Все мы – и дети и взрослые, - дети одного большого мира Природы.
- Как сохранить природу?
- Как жить с нею в согласии?
- А может, лучше научиться понимать ее и бережно относиться к ней с самого детства?
- Именно это будет объектом нашего с вами исследования на данном уроке экологии
Включаю музыку.
III. Изучение новой темы.
Начнем нашу работу с экологической разминки.
1). – Отгадайте загадки и запишите ответы в кроссворд.
- Он в мундире ярком,
Шпоры для красы.
Днем он – забияка,
Поутру – часы.
(Дети – Это Петух). - Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло.
(Д.: Сова). - Летит, пищит,
Очень тоненько звенит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит.
(Д.: Комар). - Водяные мастера
Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины
И плотину.
(Д.: Бобры). - ]Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Д.: Снегирь). - Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт.
(Д.: Лиса).
- Какое слово получилось в выделенных клеточка?
(Д.: Помоги).
- О чем говорит нам это волнующее слово? (Д.: О
том, что иногда, совсем не подумав, человек
наносит огромный вред окружающей природе.).
2). – Давайте поговорим о разных объектах природы и сделаем выводы.
П. Алексей:
Используя природу, люди нередко наносят ей вред. Поэтому в нашей стране и в других странах необходима работа по охране природы. Использовать природу люди должны бережно, по-хозяйски.
А. Лилия:
Чистый воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха. С заводов и фабрик, от работающих автомобилей в воздух попадают вредные вещества. Они опасны для всего живого. Поэтому необходимо заботиться о чистоте воздуха.
С. Ксения:
Загрязнение водоемов опасно для всего живого. Чтобы уберечь водоемы от загрязнения, сточные воды предприятий, ферм пропускают через очистные сооружения. Строят и такие предприятия, на которых вообще не бывает сточных вод. Каждый человек должен беречь воду!
К. Валерий:
Хозяйственная деятельность людей невозможна без полезных ископаемых. Одни используются в строительстве, другие служат топливом, из третьих получают металлы. Полезные ископаемые – огромное, бесценное богатство Земли. Использовать их нужно бережно, по-хозяйски.
Т. Ольга:
Почва – верхний плодородный слой земли. Образуется почва очень медленно. Поэтому ее необходимо охранять от разрушения.
К. Андрей:
В листьях растений на свету из воды и углекислого газа образуется сахар и другие питательные вещества, необходимые растениям. Эти питательные вещества используют также животные и люди. Растения выделяют кислород, которым дышат живые существа. Вот почему охранять растения – это значит заботиться обо всем живом на Земле.
Л. Кристина:
Из-за хозяйственной деятельности людей, сбора букетов, вытаптывая многие дикорастущие растения становятся редкими. Их охраняют в заповедниках, выращивают в ботанических садах. Собирать эти растения в природе запрещено. Каждый человек должен бережно относиться ко всем растениям.
С. Максим:
Из-за хозяйственной деятельности людей, неумеренной охоты и рыбной ловли, неправильного поведения людей в природе многие дикие животные встречаются все реже. В нашей стране охота на редких животных запрещена. Нужно беречь и те места, в которвх они живут.
Мы сейчас говорили о глобальных проблемах, которые связаны с развитием промышленности на Земле.
Но ведь мы с вами не умеем правильно обращаться с природой, необдуманными действиями наносим ей урон.
3). – Послушайте стихотворение Ладонникова «Дикарь в лесу» и сделайте вывод. (Читает П. Ксения).
Дикарь в лесу.
Хозяйка – белочка в лесу
Орехи собирала.
Она в лесу там каждый сук
И каждый кустик знала.Однажды в лес противный тип
Пришел с большой котомкой.
Небрежно сбил ногою гриб
И выругался громко!Стал гнуть орешину – сломал,
Зажал под мышкой ветви:
Нашел один орех – сорвал,
Сорвал второй и третий…Отбросил куст и, как медведь,
Пошел себе, довольный.
А бедной белке и смотреть
На это было больно.
- Скажите: как вел себя в лесу мальчик?
- Положительно или отрицательно его действия
отразились на природе?
(Д.: Он поступил плохо. Нельзя было сбивать гриб, ломать орешник.)
Величава, богата, могущественна природа нашей Родины.
Но и зеленый лес – великан, и речка за околицей, и муравейник в лесу нуждаются в нашем внимании, в нашей защите. Об этом должен помнить каждый.
4). Игра «Береги природу».
- Давайте выполним такое задание. Разделитесь на две группы. Одна будет приводить примеры положительного, а другая – отрицательного влияния человека на природу. (Дети выполняют задание.)
5). Чтение стихотворения о бережном отношении человека к природе.
К. Саша:
Нор звериных,
Птичьего гнезда
Разорять не будем
Никогда!
Пусть птенцам
И маленьким зверятам
Хорошо живется
С нами рядом!
6). Работа с условными знаками «Береги природу».
- Мы смогли оценить действия человека на
природу.
- А теперь рассмотрим условные знаки и помести их
под сигналами: зеленым и красным.
- Что они будут означать? (Д.: зеленый –
положительное влияние человека на природу,
красный – отрицательное).
Дети рассматривают каждый знак, выражают свое отношение, затем аргументируют ответы.
Что еще могут сделать дети для охраны природы? (Д.: благоустройство родничков, посадка деревьев и уход за ними, уборка территории.)
7). Задание на дом: придумайте и зарисуйте свой условный знак – правило друзей природы.
8). Исследовательская работа.
- Ребята, давайте проведем исследовательскую работу с помощью различной научной литературы и опишем степное растение нашего региона КОВЫЛЬ.
(Показываю гербарий и обращаю внимание учащихся на таблицу «Степь».)
Ребята, разделитесь для работы в группах.
(Каждой группе даю карточку с заданием.)
Карточка № 1.
Найдите описание ковыля.
Карточка № 2.
Места обитания ковыля.
Карточка № 3.
Распространение ковыля на территории Оренбургской области.
Карточка № 4.
Способы размножения ковыля.
Карточка № 5.
В связи с чем сокращается численность многих видов ковыля.
Карточка № 6.
Меры охраны ковыля.
Ребята прочитайте задание и начинайте работать.
Проверка заданий. Вывод.
- Ребята при помощи научной литературы вы сами описали степное краснокнижное растение нашей области - ковыль. Аналогичным образом дома опишите любое другое растение, занесенное в Красную книгу Оренбургской области.
Итог урока.
- А сейчас подведем итог нашей работы.
- Я предлагаю вам тест: нужно ответить на вопросы,
выбрав один из вариантов; выбранный ответ
записать буквой в таблицу.
- Почему нельзя загрязнять воду?
Д – Потому, что в ней погибают организмы.
М – Потому, что будет некрасивый цвет воды. - Есть ли в природе ненужные и бесполезные живые
существа?
Б – Да, например комар. Он больно кусается.
Р – Нет. В природе нет ничего бесполезного, ненужного. - Почему человеку нужно заботиться о редких
животных и растениях?
У – Потому, что их осталось мало и они могут совсем исчезнуть.
Я – Потому, что их можно будет потом взять домой. - Какие животные и растения занесены в Красную
книгу?
Г – Которым грозит полное исчезновение с лица Земли.
Я – Красивые.
1 |
2 |
3 |
4 |
Д |
Р |
У |
Г |
- Проверим, что у нас получилось? (Д.: Слово «друг».)
- А что это значит?
(Д.: Человек должен стать настоящим другом всего живого на планете. И только тогда страниц в Красной книге станет совсем мало и не будет так грустно осознавать, что самые большие катастрофы – дело рук самого человека..)
(Под легкую музыку читается стихотворение.)
Б. Толя:
Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная Земля.
На ней мы с тобой родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди все вместе
Мы к ней относиться добрей!