Воспитание бережного отношения к природе (из опыта работы)

Разделы: Начальная школа


Человек и природа… Их взаимоотношения стары как мир. Однако и сегодня человек стоит перед множеством проблем, связанных с этими взаимоотношениями, пытаясь сконструировать оптимальный вариант, который в одинаковой мере был бы полезен человеку и природе.

В наши дни отношение человека к природе приобрело социальную значимость, стало нравственным принципом. Основным требованием этого принципа является сохранение и улучшение природной среды во имя интересов каждого человека и всего общества. Поэтому так важно с малых лет учить детей любить природу, быть ее настоящими друзьями.

В нашей школе действует организация школьников под названием «Юные друзья природы», в которую принимают детей с первого класса. Все годы обучения в школе каждый ученик выполняет разнообразную природоохранную работу в классе, на пришкольном участке, в школьной теплице, во дворе своего дома, в ближайшем плодовоягодном питомнике «Весенний». По давно сложившейся традиции каждый класс ежегодно проводит работу по обнаружению и благоустройству родников.

Я расскажу о природоохранной деятельности младших школьников.

Начиная с первого класса стремлюсь воспитывать друзей природы. Дети учатся вести наблюдения за природой. Окна нашего класса выходят на восток, поэтому с первых дней сентября начинаем наблюдать за солнцем и небом. Уметь видеть красоту утреннего неба – это искусство. А этому надо учиться. Для меня огромная радость, когда не я, а дети обращают внимание на восходящее солнце, на быстро меняющиеся краски утренних облаков. Особенно красива зимняя заря. Любуемся несколько секунд, оторвавшись от занятий.

Красота природы – источник добра. Дети ощущают потребность совершать добро.

На уроках литературного чтения и окружающего мира провожу беседы с детьми об изменениях в природе, о взаимосвязи всего живого на Земле, читаем и обсуждаем произведения природоведческого и природоохранного содержания. Систематически провожу экскурсии, не менее 1-2 раз в каждый сезон. Прогулки и экскурсии в природу таят в себе много полезного для развития внимания и наблюдательности детей, стремления проникнуть в тайны природы.

Перед тем, как пойти на экскурсию, сообщаю ее цель, а затем требую от детей повторения памятки «Умей вести себя в лесу или на прогулке за городом». Проведение встреч с природой оказывает благотворное влияние на воспитание гуманного отношения к ней. Во время экскурсии дети наблюдают не только изменения в природе, но и обращают внимание на красоту природы в данное время года. Так, первоклассники отметили, что осень хороша своими яркими красками в ранний период, составили устный рассказ о золотой осени.

Родители, по просьбе учителя, нашли родничок. В один из сентябрьских дней, вооружившись необходимыми инструментами, дети и родители совершили коллективный поход к нему. Кипела совместная работа взрослых и детей: лопатами углубили и расширили ямку для сбора воды, сделали канавку для стока в более низкое место, выложили камнями водосборник и канавку, поставили скамейку и столик. Пока отстаивалась вода в роднике, все вместе поиграли на поляне, пообщались. Набрав родниковой воды, отправились домой. Этот поход стал началом сплочения детского и родительского коллектива, началом совместной природоохранной деятельности детей и родителей.

Рисунок 1. Дружная работа двух поколений.

Осенью и весной проводим работу по очистке и благоустройству своего родника, который находится в 10 км от города Оренбурга, у села Медовка. Место холмистое. Ключ нашел выход на поверхность земли в неглубоком овражке, которой по наклонной поверхности простирается до реки Урал.

Рисунок 2. Хорошо отдохнув у любимого родника, набрали водички домой.

Вот что написали дети в своих сочинениях по окончании похода к роднику. «Когда родничок нашли, это была тоненькая струйка, воды, вытекающая из пласта земли в неглубоком овражке. Лопатами около ключа мы выкопали широкую и глубокую ямку для сбора воды. Дно ямки выложили камушками, стены – тоже камнями, скрепленными раствором. От родника прокопали канавку для стока воды, которая ручейком побежала по оврагу, где соединилась с другими ручейками, несущими свои воды в древний могучий Урал.

Рисунок 3. Установили табличку у родника и сфотографировались на память.

Экскурсии в природу провожу и зимой, Ставлю перед учащимися цель: постараться увидеть необычное в зимнем школьном парке. Дети уже по-иному смотрят на окружающее, они очарованы удивительным сказочным миром зимнего парка, видя диковинные фигуры деревьев, запорошенных снегом. Обращаю внимание детей на то, что в это время года ветви деревьев и кустарников очень хрупки, легко ломаются, поэтому надо особенно бережно к ним относиться. Свои наблюдения дети отражают в сочинениях. Учащиеся очень любят гулять в школьном парке, и на каждой прогулке стремятся проявить посильную заботу о нем. Если видят поломанные деревья, с ободранной корой, порезы на коре, то немедленно оказывают помощь, где это возможно.

С каждым годом все больше дети узнают об объектах и явлениях природы, и законодательных актах по охране природы, развивается их любознательность, расширяется кругозор.

Работа по воспитанию бережного отношения к природе проводится не только на уроках, но и на внеклассных занятиях. В классе дети ухаживают за комнатными растениями в зимнее время, а летом работают на пришкольном участке: поливают цветы на клумбах и грядках, поддерживают чистоту территории школьного двора.

В процессе воспитания у учащихся любви к природе, бережного отношения к ней важную роль играют беседы. Беседа «Каждый человек – друг природы» предшествовала работе по изготовлению кормушек. Дети сами приводили примеры способов изготовления птичьих «столовых» и всю зиму подкармливали пернатых друзей. Весной дети с помощью родителей изготовили скворечники и развесили их в школьном парке и около своих домов.

Под окном школы есть дерево, за которым мы наблюдаем в течение всего года. Осенью оно яркое и пестрое. Из его опавших листьев делаем аппликации насекомых, зверей, клоунов. А весной наблюдаем за распусканием листьев и цветением. В это время у большинства детей появляются свои тайники. Они приглашают меня пойти вместе с ними домой и по дороге раскапывают около пня прошлогоднюю траву, показывают невзрачный маленький синенький цветочек, а показав, бережно прикрывают снова

Уметь заметить красивое в природе, остановиться в изумлении, а главное, сохранить, сберечь все это – вот главная цель моей работы с детьми. И я чувствую себя счастливой, если во время загородных прогулок дети, прижав пальчик к губам, чтобы не спугнуть птиц разговором, слушают их пение или, встав на колени, вдыхают запах первых весенних цветов, не срывая их.

Яркая, волнующая сказка природы отражается в сознании детей, побуждает к высоконравственным поступкам. «Через красивое – к человеческому – такова закономерность воспитания», - говорил В.А.Сухомлинский.

Глядя на то, с каким энтузиазмом дети трудятся на пришкольном участке и у любимого родничка, читая их восторженные сочинения о своей работе, хочется надеяться, что они будут не равнодушными потребителями природных богатств, а защитниками и ценителями родной природы. Мы вместе думаем над тем, что можно сделать, чтобы наша страна стала краше, зеленей, богаче, где и как можно и нужно отдыхать, а какие места лучше обойти, выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека. Моя боль за разрушение человеком природного равновесия передаётся детям. Хочется верить, что наши уроки добра и любви к родной природе не пройдут бесследно.

Привожу пример урока экологии, проведенного в 3 классе.

Тема: «Будь природе другом».

Цели:

  • gознакомить учащихся с проблемой сохранения редких и исчезающих животных и растений;
  • развивать умение выявлять положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на окружающую природу;
  • воспитывать чувство бережного отношения к окружающей природе;
  • развивать эстетическое восприятие мира.

Оборудование:

1. Таблица – «Степь».
2. Иллюстрации с изображением животных.
3. Гербарий ковыля.
4. Два кружка – сигнала (красный и зелёный).
5. Условные знаки по теме «Береги природу».
6. Раздаточный материал – кроссворд.
7. Биологический энциклопедический словарь.
8. Красная книга Оренбургской области.

Ход урока

I. Организационный момент (приветствие гостей).

Включаю музыку.

II. Вступительная беседа.

- Все мы – и дети и взрослые, - дети одного большого мира Природы.
- Как сохранить природу?
- Как жить с нею в согласии?
- А может, лучше научиться понимать ее и бережно относиться к ней с самого детства?
- Именно это будет объектом нашего с вами исследования на данном уроке экологии

Включаю музыку.

III. Изучение новой темы.

Начнем нашу работу с экологической разминки.

1). – Отгадайте загадки и запишите ответы в кроссворд.

  1. Он в мундире ярком,
    Шпоры для красы.
    Днем он – забияка,
    Поутру – часы.
    (Дети – Это Петух).
  2. Всю ночь летает –
    Мышей добывает.
    А станет светло –
    Спать летит в дупло.
    (Д.: Сова).
  3. Летит, пищит,
    Очень тоненько звенит,
    Случай не упустит:
    Сядет и укусит.
    (Д.: Комар).
  4. Водяные мастера
    Строят дом без топора,
    Дом из хвороста и тины
    И плотину.
    (Д.: Бобры).
  5. ]Красногрудый, чернокрылый,
    Любит зернышки клевать.
    С первым снегом на рябине
    Он появится опять.
    (Д.: Снегирь).
  6. Хвост пушистый,
    Мех золотистый.
    В лесу живёт,
    В деревне кур крадёт.
    (Д.: Лиса).

- Какое слово получилось в выделенных клеточка? (Д.: Помоги).
- О чем говорит нам это волнующее слово? (Д.: О том, что иногда, совсем не подумав, человек наносит огромный вред окружающей природе.).

2). – Давайте поговорим о разных объектах природы и сделаем выводы.

П. Алексей:

Используя природу, люди нередко наносят ей вред. Поэтому в нашей стране и в других странах необходима работа по охране природы. Использовать природу люди должны бережно, по-хозяйски.

А. Лилия:

Чистый воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха. С заводов и фабрик, от работающих автомобилей в воздух попадают вредные вещества. Они опасны для всего живого. Поэтому необходимо заботиться о чистоте воздуха.

С. Ксения:

Загрязнение водоемов опасно для всего живого. Чтобы уберечь водоемы от загрязнения, сточные воды предприятий, ферм пропускают через очистные сооружения. Строят и такие предприятия, на которых вообще не бывает сточных вод. Каждый человек должен беречь воду!

К. Валерий:

Хозяйственная деятельность людей невозможна без полезных ископаемых. Одни используются в строительстве, другие служат топливом, из третьих получают металлы. Полезные ископаемые – огромное, бесценное богатство Земли. Использовать их нужно бережно, по-хозяйски.

Т. Ольга:

Почва – верхний плодородный слой земли. Образуется почва очень медленно. Поэтому ее необходимо охранять от разрушения.

К. Андрей:

В листьях растений на свету из воды и углекислого газа образуется сахар и другие питательные вещества, необходимые растениям. Эти питательные вещества используют также животные и люди. Растения выделяют кислород, которым дышат живые существа. Вот почему охранять растения – это значит заботиться обо всем живом на Земле.

Л. Кристина:

Из-за хозяйственной деятельности людей, сбора букетов, вытаптывая многие дикорастущие растения становятся редкими. Их охраняют в заповедниках, выращивают в ботанических садах. Собирать эти растения в природе запрещено. Каждый человек должен бережно относиться ко всем растениям.

С. Максим:

Из-за хозяйственной деятельности людей, неумеренной охоты и рыбной ловли, неправильного поведения людей в природе многие дикие животные встречаются все реже. В нашей стране охота на редких животных запрещена. Нужно беречь и те места, в которвх они живут.

Мы сейчас говорили о глобальных проблемах, которые связаны с развитием промышленности на Земле.

Но ведь мы с вами не умеем правильно обращаться с природой, необдуманными действиями наносим ей урон.

3). – Послушайте стихотворение Ладонникова «Дикарь в лесу» и сделайте вывод. (Читает П. Ксения).

Дикарь в лесу.

Хозяйка – белочка в лесу
Орехи собирала.
Она в лесу там каждый сук
И каждый кустик знала.

Однажды в лес противный тип
Пришел с большой котомкой.
Небрежно сбил ногою гриб
И выругался громко!

Стал гнуть орешину – сломал,
Зажал под мышкой ветви:
Нашел один орех – сорвал,
Сорвал второй и третий…

Отбросил куст и, как медведь,
Пошел себе, довольный.
А бедной белке и смотреть
На это было больно.

- Скажите: как вел себя в лесу мальчик?
- Положительно или отрицательно его действия отразились на природе?

(Д.: Он поступил плохо. Нельзя было сбивать гриб, ломать орешник.)

Величава, богата, могущественна природа нашей Родины.

Но и зеленый лес – великан, и речка за околицей, и муравейник в лесу нуждаются в нашем внимании, в нашей защите. Об этом должен помнить каждый.

4). Игра «Береги природу».

- Давайте выполним такое задание. Разделитесь на две группы. Одна будет приводить примеры положительного, а другая – отрицательного влияния человека на природу. (Дети выполняют задание.)

5). Чтение стихотворения о бережном отношении человека к природе.

К. Саша:

Нор звериных,
Птичьего гнезда
Разорять не будем
Никогда!
Пусть птенцам
И маленьким зверятам
Хорошо живется
С нами рядом!

6). Работа с условными знаками «Береги природу».

- Мы смогли оценить действия человека на природу.
- А теперь рассмотрим условные знаки и помести их под сигналами: зеленым и красным.
- Что они будут означать? (Д.: зеленый – положительное влияние человека на природу, красный – отрицательное).

Дети рассматривают каждый знак, выражают свое отношение, затем аргументируют ответы.

Что еще могут сделать дети для охраны природы? (Д.: благоустройство родничков, посадка деревьев и уход за ними, уборка территории.)

7). Задание на дом: придумайте и зарисуйте свой условный знак – правило друзей природы.

8). Исследовательская работа.

- Ребята, давайте проведем исследовательскую работу с помощью различной научной литературы и опишем степное растение нашего региона КОВЫЛЬ.

(Показываю гербарий и обращаю внимание учащихся на таблицу «Степь».)

Ребята, разделитесь для работы в группах.

(Каждой группе даю карточку с заданием.)

Карточка № 1.

Найдите описание ковыля.

Карточка № 2.

Места обитания ковыля.

Карточка № 3.

Распространение ковыля на территории Оренбургской области.

Карточка № 4.

Способы размножения ковыля.

Карточка № 5.

В связи с чем сокращается численность многих видов ковыля.

Карточка № 6.

Меры охраны ковыля.

Ребята прочитайте задание и начинайте работать.

Проверка заданий. Вывод.

- Ребята при помощи научной литературы вы сами описали степное краснокнижное растение нашей области - ковыль. Аналогичным образом дома опишите любое другое растение, занесенное в Красную книгу Оренбургской области.

Итог урока.

- А сейчас подведем итог нашей работы.
- Я предлагаю вам тест: нужно ответить на вопросы, выбрав один из вариантов; выбранный ответ записать буквой в таблицу.

  1. Почему нельзя загрязнять воду?
    Д – Потому, что в ней погибают организмы.
    М – Потому, что будет некрасивый цвет воды.
  2. Есть ли в природе ненужные и бесполезные живые существа?
    Б – Да, например комар. Он больно кусается.
    Р – Нет. В природе нет ничего бесполезного, ненужного.
  3. Почему человеку нужно заботиться о редких животных и растениях?
    У – Потому, что их осталось мало и они могут совсем исчезнуть.
    Я – Потому, что их можно будет потом взять домой.
  4. Какие животные и растения занесены в Красную книгу?
    Г – Которым грозит полное исчезновение с лица Земли.
    Я – Красивые.

1

2

3

4

Д

Р

У

Г

- Проверим, что у нас получилось? (Д.: Слово «друг».)

- А что это значит?

(Д.: Человек должен стать настоящим другом всего живого на планете. И только тогда страниц в Красной книге станет совсем мало и не будет так грустно осознавать, что самые большие катастрофы – дело рук самого человека..)

(Под легкую музыку читается стихотворение.)

Б. Толя:

Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная Земля.

На ней мы с тобой родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди все вместе
Мы к ней относиться добрей!