Здравствуйте, садитесь. Я очень рада видеть ваши веселые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. Начнем урок с игры, которая называется “ Обмен настроением”. Перед вами словарик настроений, в котором записаны прилагательные, которые описывают ваше настроение. Выберите то, которое подходит на данный момент и объясните свой выбор.
Словарик настроений:
- ожидающее;
- спокойное;
- приподнятое;
- ликующее;
- таинственное;
- радостное;
- чудесное;
- веселое;
- бодрое;
- жизнерадостное;
- упадническое;
- праздничное;
- весеннее
– Ребята, а что поднимает настроение? От чего это зависит? (С кем ты общаешься, в какой обстановке ты находишься, что тебя окружает, что тебе сообщают).
– А что же такое красота? (Дети высказывают свои предположения). Обратившись за помощью в толковый словарь Ожегова можно получить более точное определение данного слова:
- Все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение (например, красота русской природы).
- Красивые, очень прекрасные места (в природе, в художественных произведениях, например красоты юга).
- О чем-нибудь очень хорошем, впечатляющем.
Таким образом, красота – это все то, что нас окружает и доставляет нам радость, приятное, делает нашу жизнь интереснее, богаче. Сегодня на уроке мы побольше поговорим о красоте, которая нас окружает:
- Красота в природе.
- Красота моей республики. Казань – столица республики Татарстан. Праздники моего народа.
- Красота человека. Татарский костюм.
1. Красота в природе.
Красива природа в любое время года. А что красивого вы можете сказать о природе? Где можно увидеть красоту в природе?
На кленовом листочке напишите, что красивого вы видели и ощущали в природе. (Например, шелест осенних листьев, падающие снежинки, часто идущие дожди). Дети пишут, а позже выслушиваются ответы 5 учащихся класса.
Но чтобы видеть красивое в природе, не нужно забывать о том, что природу нужно беречь, охранять. Я хочу напомнить слова А. Барто: “Я сорвал цветок – и он завял, я поймал жука– и он умер у меня на ладони. Я посадил птицу в клетку – и она погибла в неволе. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем”.
– Что значит, по-вашему, “прикоснуться к красоте природы “сердцем”?
(радоваться всему живому, улыбаться бабочкам и цветам; знать, что это нужно беречь; ощутить эту красоту)
– Каждый ли человек может прикоснуться к красоте природы сердцем?
(каждый, если только этого захочет, будет к этому стремиться, будет работать над собой.)
2. Красота моей республики. Казань- столица республики Татарстан.
Праздники моего народа.
Казань-самый крупный экономический, научный и культурный центр республики Татарстан. Современная Казань – обновленный, быстро растущий, красивый город. Город расположен на левом берегу Волги, у впадения в нее реки Казанки. Территория города с трех сторон омывается водами Куйбышевского водохранилища. Сложна и богата история города. Давным-давно, около миллиона лет тому назад, на нашей земле появился человек. Следы первобытного человека археологи обнаружили на берегу Волги. Жизнь древних людей была очень тяжелой. Они занимались охотой, рыбной ловлей, разводили скот, занимались земледелием. Тысяча лет тому назад, у слияния двух крупнейших рек – Волги и Камы, на пересечении важных торговых путей, возникло государство Волжская Булгария. Это было разноплеменное тюркоязычное государство. В 922 году в Волжской Булгари был принят Ислам. Он оказал большое влияние на развитие страны. Булгары торговали с Русью, другими странами, имели свою письменность, чеканили монеты, возделывали пшеницу, строли города. У них было развито искусство, культура, образование, наука. Булгария была богатой, цветущей страной. Время ее расцвета приходится на XII век и начало XIII века.
Осенью 1236 года Булгарское государство постигает большая беда. Монгольские полчища захватывают булгарские земли. Храбро и упорно сражались ее жители, защищая свою Родину, но силы были неравные. Волжская Булгария вошла в состав нового государства – Золотой Орды. После ее распада возникло новое государство – Казанское ханство. Народ этот был трудолюбивый, мастеровой, гостеприимный. На берегу реки Казанки был построен город – крепость Казань, который к началу XVI века становится одним из крупнейших городов Восточной Европы. Казанские татары занимались земледелием, торговлей, ткачеством, резьбой по дереву и камню, ювелирным искусством, строили красивые дома и мечети. При каждой мечети были школы–медресе. Казанское ханство было богатым, процветающим государством. Расположенное на перекрестке торговых путей, государство имело обширные торговые связи со странами Востока и Запада.
В XVI веке царь Иван Грозный расширял свои владения за счет порабощения других народов. В 1552 году, после ожесточенных боев и героического сопротивления защитников города, русским войскам удалось захватить Казань. Казанское ханство было присоединено к Российскому государству. С этого времени вся история татарского народа неразрывно связана с Россией.
В 1708 году Казань становится центром огромной Казанской губернии. Здесь на протяжении трех веков татарский народ вместе с другими народами развивает свой язык, культуру, литературу.
Как промышленный центр, Казань растет и развивается непрерывно. В настоящее время основными отраслями промышленностями являются машиностроение, приборостроение, металлообработка, химическая, легкая и пищевая промышленность. Казань–один из крупнейших портов на Волге, перевалочная база, принимающая и отправляющая грузы во многие районы России и СНГ.
Исключительно высока роль города Казани в деле подготовки специалистов с высшим образованием и научных кадров. Во главе вузов Казани стоит Казанский университет имени В. И. Ульянова-Ленина, один из старейших университетов страны. На его базе сложились научные школы, основанные блестящими учеными. Здесь работали: Н. Лобачевский, А. Бутлеров, И. Симонов, П. Лесгафт, В. Бехтерев.
Казань – самый большой и самый важный центр татарской культуры. В Казани работают союзы художников, писателей, композиторов, журналистов. Казанская консерватория, Казанская государственная академия культуры и искусств, музыкальное и художественное училища готовят национальные кадры татарской культуры.
Растет и хорошеет Казань. В 2005 году этот город отметил свое 1000-летие.
Курбан-Байрам (праздник жертвоприношения)
Этот в основе своей религиозный праздник нередко воспринимается у татарского и других му- манских народов как национальный. Курбан-Байрам (ид-аль-адха) – праздник жертвоприношения - главный мусульманский праздник, начинающийся через 70 дней после окончания поста и длящийся 3-4 дня. Он совпадает со временем паломничества в Мекку. Ритуал праздника включает принесение в жертву овцы, коровы или верблюда (в память о том, как пророк Ибрахим был готов принести в жертву своего сына Исмаила), раздачу мяса бедным, нищим и неимущим, чтение специальных молитв, обильные пиршества, посещение могил близких, обновление одежды.
Сабантуй (праздник плуга)
Сабантуй - веселый праздник татарского народа, который справляется в преддверие сложных сельскохозяйственных работ. Истоки празднования Сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом (“сабан”-“яровые”, или в другом значении “плуг”, “туй”- свадьба, “торжество”). Первоначальная цель обряда заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году. Со временем магические обряды утратили смысл, но некоторые продолжают бытовать как народные праздники и увеселения. Так случилось и с Сабантуем.
Раньше татары праздновали Сабантуй весной, когда на лугах не остается снега и появляется зеленая трава. Сразу же после завершения Сабантуя, если позволяли условия, начинался сев. Вот как описывает празднование Сабантуя в своем автобиографическом очерке известный татарский проза ик и поэт Габдулла Тукай: “…Наступила весна, начал таять снег. Вскоре поля стали чернеть, освобождались от снега. И вот Сабантуй. В этот день меня разбудили очень рано и дали маленький мешочек, чуть больше кисета. С этим мешочком я пошел по деревне. Сельчане и без этого просыпаются очень рано, но сегодня, в честь Сабантуя, они встали еще раньше. Повсюду видны были радостные лица и слышались ласковые слова. В какой бы дом я ни заходил, везде, зная, что я осиротевший сын муллы, давали мне сверх положенных для каждого мальчика конфет и двух пряников еще одно крашенное яйцо. Поэтому мой мешочек очень быстро наполнился крашенными яйцами, и я воротился домой. Старшина Сабантуя с флагом- лоскутом тряпицы, насаженным на древко, - обходил дома, собирая платки, ситец. Мы, босоногие мальчишки, не отставая ни на шаг, бегали за ним.
Когда закончился сбор платков и разного тряпья, весь народ- и женщины, и дети- выходили на луга. Начинались борьба, скачки”.
В наше время Сабантуй празднуют летом, после завершения весенних полевых работ, перед началом косовицы, когда для жителей села наступает небольшая передышка в напряженном летнем сезоне. Сначала Сабантуй празднуют по отдельным селам и деревням, а на следующей неделе прово-дится районный Сабантуй. Завершающим является Сабантуй в крупных городах и столице Татарстана- Казани. Основные моменты празднования Сабантуя сейчас - это сбор подарков для победителей состязаний, спортивные и увеселительные мероприятия на майдане и вечерние молодежные игрища.
Навруз (праздник встречи Нового года, праздник весны)
Навруз - персидское слово, означает “новый день”. Это праздник встречи Нового года по солнечному летоисчислению у многих мусульманских народов. Навруз, судя по летописи, отмечался издавна казанскими татарами как праздник новогодья, начала обновления жизни. Праздник он в марте, в день весеннего равноденствия, что связывает его с земледельческими обрядами, в частности, церемонией проведения первой борозды, символизирующей начало сева. “Навруз мубаракбад!”
(“С Новым годом, пусть он принесет благоденствие!”)- так приветствуют друг друга в этот день мусульмане. И хотя в нашей стороне март- лишь начало таянья снега, а до весенних полевых работ еще далековато, его называют месяцем навруза. Основным персонажем этого праздника была Наврузбика, роль которой исполняла молодая, веселая, остроумная девушка. Шествуя в день праздника по улицам, она приветствовала всех ласковым словом, брызгала на окружающих чистой водой, взятой из колодца или родника перед рассветом, и отпускала грехи.
Ряженые девушки и парни во время Навруза поочередно посещали дома соседей и желали хозяевам богатства и счастья, получая в ответ подарки. Молодежь на улице устраивала себе забавы. В котелке над костром варили каргаботкасы - воронью кашу - и ели ее. Играли в игру:набивали тюбетейку пухом или шерстью, зашивали по краю(получался мяч)и бросали цепочку разложенных яиц, стараясь задеть большее их число. Вечером разжигали костер или поджигали чучело, которое являлось символом вражды, подлости, других порочных качеств. Чтобы очиститься от грехов, прыгали через огонь.
В дни Навруза на столах у всех мусульман появлялись пророщенные зерна пшеницы, служившие символом пробуждения новой жизни. Чаепитие в Навруз сопровождалось песнопениями, развлечениями, играми. Конец марта - дни празднования Навруза - период пробуждения природы, наступления тепла. В наших краях Навруз празднуется как народный праздник весны, а Новый год отмечается 1 января.
3. Красота человека. Татарский костюм.
– Назовите людей, которые работают над тем, чтобы у нас в стране, в городе все было красиво, все радовало бы глаз человека, создавало бы хорошее настроение:
- дворники, которые делают улицы чистыми;
- садовники;
- музыканты;
- художники;
- поэты, писатели;
- строители, архитекторы, которые создают красивые города;
- парикмахеры, портные, которые заботятся о красоте человека
– Ребята, а какого человека называют красивым? Что значит быть красивым? (Ответы детей)
А красив ли этот татарский костюм? Когда его надевают? (Ответы детей)
Татарский костюм
Много ли мы знаем о татарской народной одежде, о том, как одевались раньше горожанки и крестьянки? Каким образом в национальном костюме сочетались древние традиции одежды наших прабабушек и модные веяния времени?
Татарский костюм создавался в течение столетий. Однако национальный костюм мы можем увидеть сегодня лишь на театральной сцене или эстрадных площадках, в концертных постановках музыкальных коллективов, например, такого, как Татарский ансамбль песни и танца. Но и здесь костюм в основном театрализованный, не традиционно народный, поскольку создан ху-дожниками как торжественный, праздничный наряд, иногда соответствующий вымышленному сказочному образу.
В действительности же национальный костюм богаче, разнообразнее. Он включает одежду как повседневную, так и праздничную, для работы в доме и в поле, совершения обрядов, посещения гостей, мечети. Составляющие элементы народной одежды находятся в зависимости от при-родной среды, летнего зноя или зимнего холода, жизненного уклада, связанного с определенной хозяйственной деятельностью. Важную роль играют художественные вкусы и религиозные мировоззрения.
Кроме того, в разных областях и регионах проживания татар сложились свои особенности в одежде. Например, костюм казанских татар отличается от костюма татар-мишарей, приуральских, сибирских татар. Различия сформировались в течение столетий и сохранялись до XX века. В целом же в основе татарского костюма лежат древние формы тюркской одежды. Это так называемый кульмэк-традиционная мужская и женская рубахи особого туникообразного кроя с вырезом и длинными рукавами и шаровары (штаны) со свободным широким шагом. В комплекс костюма входили также камзол - жилет в талию, казакин, чекмень, бешмет. Различными были формы головных уборов: такья - полусферической формы шапка с опушкой из меха и без нее, каляпуш (тюбетейка), калфак, шитые из войлока, меха из тканей. Костюм дополнялся узорной обувьюичиги, читек (сапожки из кожи) на мягкой и твердой подошвах, туфли из кожи, бархата и других материй с каблуками и без каблуков.
Ансамбль женского костюма был наряден и в то же время удобен, практичен. Его основной элемент - платье, татарский кулмэк:свободного покроя, не сковывающее движений и мягко окутывающее стан. Оно расширялось книзу и завершалось рядами широких оборок и воланов, придавая фигуре выразительный силуэт. С ним использовался богатый набор предметов и деталей одежды, из которого можно было подобрать различные комплекты в зависимости от предназначения костюма. Обычно поверх женского платья всегда надевался камзол. Это был длинный жилет, облегающий тело до талии и свободно спускающийся вниз. Он шился с коротким рукавом, но чаще без рукава, или же с длинным рукавом, но в таком случае это был казакин.
Камзолы шили из плотных, фактурных тканей, таких, как бархат, парча, сукно, а также из шелка, тафты, а платья из более легких и менее дорогих материй - сатина, шелка, атласа или же из той же ткани, что и камзол. Платье по цвету чаще было однотонным и имело короткий стоячий ворот, а также вырез на груди, который закрывался специальным нагрудником - изю. Он украшался вышивками, аппликацией, драгоценными ювелирными изделиями в зависимости от нарядности и дороговизны платья. Он обрамлялся золотыми и серебряными лентами- галунами, позументом, тесьмой, вышивкой и другими декоративными деталями.
Характерным элементом женской одежды, особенно крестьянской, были фартуки, надеваемые поверх ситцевого или сатинового платья. Они были тканые, многоцветные - в клетку и в полоску. Девичьи одноцветные фартуки из сатина, ситца украшались воланами на плечах и подоле и на них вышивались изящные узоры из цветочных мотивов, которые обычно располагались на груди. Даже в самую обыденную одежду татарские женщины привносили свое умение создавать красоту и свой индивидуальный вкус.
Обязательным и главным элементом в женском и девичьем наряде был калфак- головной убор, который как своеобразная корона завершал весь ансамбль костюма и блистал красотою узора, расшитого золотом, речным жемчугом, низанного белым бисером, блестками. В отдельных образцах калфак украшен золотой полоской позумента с кистями, которые спускались на лоб, или вся его поверхность покрывалась аппликацией из разноцветного шелка с драгоценными вставками жемчуга. Калфаки варьировались по размерам от более крупных, спускающихся до плеч, до миниатюрных в виде декоративных наколок.
Женский и мужской костюм дополнялся узорной обувью - драгоценными сафьяновыми сапожками, которые усиливали живописную красочность наряда. Изысканность костюму придавали изящные, вышитые золотом бархатные туфельки, очень популярные среди богатых горожанок.
Татарский костюм вбирает в себя многие виды декоративного творчества народа. Это и ткачество, вышивка, золотое шитье, художественная обработка кожи. А какой костюм обходится без ювелирных украшений? Драгоценные изделия из золота и серебра были основным элементом костюма знати. Украшения были частью одежды: металлические пояса с крупными застежками каптырма, массивные ажурные пуговицы, воротниковые подвески- яка чылбыры, закрепляющие ворот платья, нагрудники - изю, закрывающие разрез на груди. Все они декорировались камнями и самоцветами. Немаловажную роль в костюме играла вышивка, которая располагалась на подолах и рукавах женского платья, фартуках, платках и головных покрывалах - орпэк. Сверкающие островки драгоценного золотого шитья украшали камзолы, тюбетейки, калфалчки и праздничную обувь.
Различные детали оформления татарского костюма со временем постепенно меняются, реагируя на изменяющиеся художественные вкусы и тенденции развития одежды. Костюм становится более практичным, легким, избавляется от утяжеляющих и усложняющих его деталей. Исчезают такие традиционные его элементы, как нагрудная перевязь- хаситэ, изю, покрывала на голову и другие. Татарский костюм испытывает сильное влияние европейской одежды, он становится подверженным изменениям моды. Однако в костюме продолжает жить стремление татарского народа к красоте. Его эстетика и поэтика утверждаются художественной одаренностью татарских рукодельниц и мастериц, привносящих в современный костюм национальное своеобразие.
– А. П. Чехов говорил: “В человеке все должно быть прекрасно - и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. А как вы это понимаете? (Ответы детей)
Я призываю вас быть активными созидателями красоты, быть настоящими друзьями красоты.
– А какие красивые дела вы можете сделать в школе, в классе, дома, на улице?
(Красиво оформить класс и поддерживать в нем чистоту и порядок, посадить цветы, деревья и ухаживать за ними.)
А самое главное - самим не портить эту красоту, созданную людьми и природой и не позволять это делать другим.