Конспект занятия по основам этической культуры для детей младшего школьного возраста по теме: "Спешите делать добро". 2–4-е классы

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


“Спешите делать добро”

Цели:

  • формировать у детей стремления совершать добрые поступки,
  • пробуждать добрые чувства, желание изменить мир к лучшему.

Задачи:

  1. Учить размышлять над нравственной сутью поступков.
  2. Дать детям почувствовать, что добро – это радость для окружающих и самого себя.
  3. Воспитывать доброту и милосердие, уважение друг к другу, окружающим, стремление прийти на помощь.
  4. Обратить внимание детей на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.

Оборудование:

  • магнитофон,
  • запись песни “Если добрый ты”,
  • музыкальные фрагменты,
  • корзинка и цветы из бумаги для “букета добрых дел”,
  • пословицы о добре,
  • плакаты “Спеши делать добро”,
  • “Жизнь дана на добрые дела”,
  • сердечки, “Цветик - семицветик”.

Ход занятия

I. Этический заряд.

Ребята, я очень рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу.

Улыбнитесь!

П. Вступительная беседа.

Наша сегодняшняя встреча посвящена добру, доброте (добрым словам и добрым поступкам), она так и называется “Спешите делать добро”.

Доброта… Что означает это слово? (Ответы детей).

Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: “Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим”.

И отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добросердечный, допропорядочный, добросовестный.

Наверное, по – настоящему добрый человек, обладает всеми этими качествами.

Итак, ребята, вспомните, пожалуйста, какую-нибудь ситуацию, когда вас, вашего близкого друга (подругу) или родственника кто-то обидел? (Дети рассказывают).

Скажите, а какие чувства вас охватили в этот момент? (Дети описывают свое состояние). Как вы считаете, справедливо с вами поступили? (Ответы детей).

- А сейчас расскажите, пожалуйста, были ли в вашей жизни такие случаи, когда вы сами обидели кого-либо? (Ответы детей).

- А сейчас поставьте себя мысленно на место обиженного вами и подумайте: захотели бы вы, чтобы с вами обошлись так же? (Дети могут не отвечать, а промолчать).

- Есть одно очень важное правило: “Поступай всегда так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе”.

- Ребята, пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый из нас, живущих на земле, хочет, чтобы окружающие люди любили нас, заботились о нас, относились к нам с пониманием и уважением.

Человек рождается и живет на земле для того, чтобы делать людям добро.

Один известный человек (Ф.П.Гааз) очень давно сказал такие слова: “Спешите делать добро” (слова вывешиваются на доску). Пусть эти слова станут правилом, девизом вашей жизни.

- Только к вежливому, воспитанному, доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят, уважают. И только у такого человека есть верные, надежные друзья.

- Ребята, скажите, пожалуйста, трудно ли быть внимательным, вежливым, добрым друг к другу? (Ответы детей).

- Да, я думаю, что совсем не трудно уступить место в автобусе пожилому человеку или женщине с ребенком, первому поздороваться, быть вежливым с родителями и друзьями.

- Ребята, путешествуя по Городу Волшебных слов, мы подружились с добрыми, вежливыми словами, учились их применять в различных ситуациях, учили стихи о добрых словах.

Игра “Цветик – семицветик”

(На каждом лепестке цветка написано доброе, вежливое слово, “срывая” лепесток, ребята придумывают ситуацию, когда это слово может быть использовано или читают стихотворение о нем).

- Добрые слова – это цветы человеческой души. Дарите эти прекрасные цветы окружающим.

Слова чудеснейшие эти

Услышать каждый очень рад;

Добреют взрослые и дети

И улыбнуться вам спешат.

- Доброта – это самое ценное качество русского народа. Сколько пословиц и поговорок о доброте создала русская мудрость.

Давайте вспомним некоторые из них.

Работа в микрогруппах

Детям предлагается объяснить смысл пословиц. Для этого каждой группе выдается записанная на листе бумаги одна из пословиц:

  • Не одежда красит человека, а его добрые дела.
  • Добрый человек добру и учит.
  • Добра желаешь – добро и делай.
  • Лучше хорошо поступать, чем хорошо говорить.

(После обсуждения в группе один ученик выходит к доске и объясняет, как группа понимает свою пословицу. Лист с пословицей прикрепляется к доске).

Детям предлагается составить “букет добрых дел”.

(На столах разложены вырезанные из цветной бумаги цветочки, основа для букета (из зеленой бумаги – на доске).

Каждый должен выбрать по одному цветочку, написать на нем доброе дело, которое ребенок может сделать для своих родных, близких, окружающих, затем прикрепить свой цветок на основу букета.

Ш. Обобщение.

- Я уверена, что вы всегда, в любой ситуации будете говорить вежливые слова, совершать добрые поступки, делать добрые дела.

- Помните, что без добрых дел нет доброго имени, жизнь дана на добрые дела . (Эти слова на доске).

На память о нашей сегодняшней встрече я дарю маленькое сердечко – символ частички моего сердца.

IV. Рефлексия. Звучит песня “Если добрый ты”.

Детям предлагается встать в круг и рассказать о том, какие чувства возникли у них сегодня на занятии, что запомнилось и почему.