ТЕМА: “Озёра. Болота. Проблемы сохранения”.
ЗАДАЧИ УРОКА: всесторонне показать значение озёр, болот в природном комплексе, в создании условий необходимых для жизни человека, его хозяйственной деятельности, быта, отдыха, лечения и оздоровления.
ЦЕЛИ УРОКА: формирование ценностно-нравственного отношения к воде, как незаменимому жизненному ресурсу, развивать сознание личной ответственности за экологическое состояние озёр, водоёмов, рациональное использование, охрану и восстановление водных ресурсов.
ОБОРУДОВАНИЕ: физическая карта России, атлас, контурные карты, учебник, тетрадь, иллюстрации, таблицы, учебные картины, видеофильм “Байкал”, гербарий, горная порода - торф.
ХОД И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
- Организация урока.
- Ответы учащихся на вопросы теста.
- Изучение темы. Постановка учебных задач.
- Итог урока. Проблемы сохранения озёр, болот. Пути решений. Выполнение практической работы № 8.
- Домашнее задание.
Мы продолжаем изучение раздела: “Внутренние воды России”.
ТЕМА УРОКА: “Озёра. Болота. Проблемы сохранения”.
ЗАДАЧИ УРОКА: всесторонне показать значение озёр, болот в природном комплексе, в создании условий необходимых для жизни человека, его хозяйственной деятельности, быта, отдыха, лечения и оздоровления, развитие у человека эстетического восприятия природы и бережного отношения к ней.
Сегодня, мы с вами работаем по плану.
ПЛАН УРОКА:
- Тест. (Приложение).
- Крупнейшие озёра России. Образование, происхождение и размещение озёр. Фрагмент из видеофильма “Байкал”.
- Водохранилища.
- Болота.
- Проблемы сохранения озёр и болот.
- Выполнение практической работы № 8.
Ребята подписывают листы и отвечают на вопросы.
При изучении темы, я хочу предложить вам литературу:
- “Озёра” В.К. Лесненко (изд. Москва ).
- “По родной стране” А.А. Шибанова.
- “Экология: тревога нарастает” А.И. Шалимов (изд. Лениздат).
- Учебное пособие для учащихся “География Тюменской области” С.Т. Будьков (изд. Свердловск).
(Ребята записывают в тетради.)
Отрывок из стихотворения Михаила Дудина
“Очень простые стихи”
“Как яблоко на блюде,
Земля у нас одна,
Не торопитесь, люди,
Всё выскрести до дна”.
На суше есть много замкнутых углублений, в которые стекают поверхностные и подземные воды. Если в такое углубление поступает больше воды, чем за то же время испаряется, вода накапливается и образуется озеро.
Озеро - это скопление воды в природном углублении на суше.
Озеро - это важнейший элемент гидросферы. Вопрос (используя карту):
1) назовите самое глубокое озеро в России? (ответ);
2) назовите озеро самое большое по площади в России? (ответ).
- Каспийское море - самое большое на Земле, за огромные размеры и воду похожую по составу солей на океанскую, называется морем, когда-то соединяясь с океаном. S = 376000 кв.км. Глубина 1025 кв. м
- Байкал - самое глубокое озеро Земли, 1637 м; (расположенное в горах Южной Сибири)
- Ладожское озеро - 230 м;
- Онежское озеро - 127 м;
- Таймыр - 26 м;
- Ханка - 10 м;
- Чудское -15 м.
Показываю на крупномасштабной физической карте.
Пользуясь таблицей стр. 86 (стр. 125 ,1997 г. изд.) Ребята выписывают крупнейшие озера и их глубину в тетради.
Углубления, в которых находятся озёра, называют озёрными котловинами.
По происхождению котловин озёра России очень разнообразны. Рассмотрим таблицу “Типы озёрных котловин”. (стр. 87)
Происхождение котловин | Озеро |
Тектоническое Вулканическое Термокарстовое Ледниково – тектоническое Искусственные озёра (водохранилища) |
Байкал, Телецкое Кроноцкое (Камчатка) Неджели (Якутия) Ладожское, Онежское Рыбинское (на Волге), Красноярское (на Енисее), Куйбышевское. |
Особенно много озёр там, где имеется благоприятное сочетание влажности климата с обилием озёрных котловин.
Например, северо-запад Восточно-Европейской равнины и низменности Средней и Северо - Восточночной Сибири. Скопление озёр на юге Западной Сибири связано с близким залеганием грунтовых вод и обилием неглубоких замкнутых понижений. Запасы воды в озёрах пополняются за счет атмосферных осадков, вод и ручьев, впадающих в озеро, и грунтовых вод.
Из многих озер, вытекают реки, т.е. происходит сток озёрных вод, такие озёра называют сточными. (Байкал, впадает 550 рек и речек, и вытекает одна Ангара).
Озера, не имеющие стока, называются бессточными.
Большинство озёр - пресные ( Байкал ).
1) Сообщение учащихся о Байкале. Фрагмент из видеофильма “Байкал”.
2) Сообщение о Чудском озере.
В южной части страны среди бессточных озёр довольно много солёных.
Вопрос:
“Вспомните, как показаны на карте солёные озёра” (ответ).
Самым крупным солёным озером России является озеро Чаны на юго-западе Западно-Сибирской низменности.
В озёрах добывают поваренную соль, соду.
Мировой известностью пользуется озеро Баскунчак (на Прикаспийской низменности).
Сообщение учащихся об озёрах нашего региона (большинство озёр сосредоточено в юго-восточной части города, в том числе одно из крупнейших озер региона Тетумамонтотяй S=35,5 кв.км. Сточные озера: Ай-Непалто, Янгохато, Хасато, Апокато, Ханто, Светлое). Ноябрьск относится к центральной части Западно-Сибирской артезианской скважины (бассейна). Для снабжения водой г.Ноябрьска используется водоносный комплекс Новомихайловский.
Наряду с озерами существует искусственные водоёмы, т.е. созданные человеком — водохранилища и пруды.
Водохранилища - Рыбинское, Куйбшевское.
Вопрос: “Почему сооружены водохранилища?”
(Используется для судоходства, орошения, рыболовства, разведения рыбы. Многие водохронилища являются прекрасными местами для оздоровления - лечебные грязи-здравницы Горячинск.)
БОЛОТА
Вопрос: Зачем природе и человеку нужны болота? В чем их особенность?
Около 10% территорий страны занимают болота. Заболачивание поверхности, происходящего в результате выпадения большого количества осадков, малого испарения и медленного стока, избытка влаги, приводит к возникновению болот.
Большая заболоченность характерна для Западной Сибири, Карелии, низменностей Приамурья.
Болота являются основными накопителями торфа (как удобрение, сырьё для химической промышленности, как топливо).
Ребятам предлагаю посмотреть горную породу- торф. Болота — это ягодники (клюква, морошка), места обитания птиц и животных.
Издавна с болотами были связаны многие сказки, легенды (кикиморы, водяные, что охраняло болото от неразумного вторжения человека)
На протяжении многих лет осушались болота, это привело к исчезновению ягод, лекарственных растений.
ИТОГ УРОКА: почему возникала проблема сохранения озёр, болот.
ПУТИ РЕШЕНИЯ: создание заповедников, заказников, рациональное использование.
В октябре 1998 года Государственной Думой РФ принят закон “Об охране Байкала”.
Оценить ответы учащихся по тестам, за сообщение, за полный и правильный ответ.
Закрепляя сегодняшнюю тему, выполняем практическую работу №8 в контурных картах. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: п.17, (п.20), стр. 119-121.