“Все зависит от тебя самого… Делая
свою работу,
ты ведешь дневник собственной жизни.”
П. Пикассо
Мы знаем, что искусство – одно из величайших богатств, созданных человечеством, и его невозможно заменить ничем иным.
Открытие этого богатства может и должно стать достоянием современной общеобразовательной школы. Именно школа признана развить общекультурные способности учащихся. Художественное образование у школьников осуществляется путем усвоения ими продуктивно-творческих сил, которые вплетены в художественной культуре. Личность ребенка “переплавляет собою” всю преднайденную человечеством историю и культуру. “С помощью связей, возникающих из глубины человеческой сущности, один человек должен усвоить богатство другого” (Л.М. Баткин) Усваивая культуру, ребенок усваивает совершенные образцы мышления, творческого воображения, веру. Он осваивает и присваивает всеобщие духовные способности, воплощенные в лучших образцах живописи, скульптуры, архитектуры, наполненные совершенным содержанием. “Впитывая” в себя такое содержание, ребенок становится человеком культуры.
С нашей точки зрения, необходим поиск технологий изобразительного творчества, обращенных к самоопределению личности в контексте мировой культуры, когда ребенок в системе духовных ценностей не только самоопределяется, но и способен в духовных ценностях найти сферу собственной самореализации.
Японские поэты говорят: “Всматривайтесь в привычное и увидите неожиданное, всматривайтесь в некрасивое – и увидите красивое, всматривайтесь в простое – и увидите сложное, всматривайтесь в малое – и увидите великое”.
Карандаш в руках художника превращается в чудесное средство, вызывающее из белого небытия бумаги любой образ. Линия и пятно оживают. Любое произведение художника – это его “Я”, воплощенное в живописи, в графике, скульптуре, архитектуре в видимый образ, пусть безымянный, но его личностный.
Конечно, путь к такому самовыражению ведет через необыкновенное внутреннее сосредоточение и вслушивание, через личное переживание, через величайшее напряжение человеческих сил.
Портрет “Я” не существует отдельно от его собственных представлений. Он существует в тех впечатлениях, в тех ощущениях, которые впечатаны “внутри” каждого человека, в его “душе”. “Я видел императора, эту мировую душу, он ехал верхом по городу на рекогносцировку. Испытываешь странное чувство, видя перед собой такую личность, которая тут, с этого пункта, сидя на коне, возвышается над миром и пересоздает его” (Гегель) Портрет был очерчен, цель ясна, и все мысли были направлены на поиски способов изображения. В основе создания автопортрета лежит идея построения художественной деятельности по типу диалога “Я. Эпоха. Художник”. Это построение педагогической деятельности по типу диалога, развитие внутреннего диалога самопознания и, наконец, реализация диалога как способа идентификации личности ребенка в культуре. Ребенок, смотрясь в зеркало культур, начинает видеть свой собственный мир, понимать место этого мира в культурном многообразии. И таким образом появились творческие задачи, направленные на поиски своего автопортрета.
Автопортрет. Лицо в искусстве. Художник писал себя, всматриваясь в зеркале в черты своего лица, изучая его. “И он пишет автопортрет, всматриваясь, в свое собственное лицо: упрямый, убегающий назад лоб, рыжеватая бородка, кустистые брови, тяжелый, со странным блеском взгляд” (А.Перрюшо) Это о Ван Гоге. Он часто писал автопортрет, “всматриваясь в свои черты, постоянно исследуя их, словно проверяя, не стал ли он другим, не потерял ли себя в итоге всего, что он пережил, испытал, изведал” (А, Перрюшо) К автопортрету обращались художники всех времен и народов. Рембрандт, например, оставил в наследство колоссальное количество автопортретов от молодости до старости, как бы хотел рассказать в них всю свою жизнь. А вы писали свой автопортрет в детстве, юности? Какой “Я”? Этот вопрос не знает возрастных ограничений. Рисуют дети для дела и просто так, в задумчивости, в радости, в печали. Рисуют на память себе, на память о себе. А вот детский автопортрет? О чем он? Вглядываются в зеркало.
“Оно показывает нам вещей нагую суть,
(…)
В его холодном блеске дрожат и тают маски,
И то, что схвачено руками, гнушается принять
Чужую форму рук,
И то, что было ясным и понятным, исчезает…”
Поль Элюар
А что он, глядя в зеркало, должен увидеть? Глаза, нос губы. Это у всех. А он – личность, индивидуальность и совсем не такой, как все. Это индивидуальное, свое “Я” и надо найти. “Я” состоит в выборе. Выбрать то невидимое, что присуще только ему, раскрыть это невидимое. Видимая реальность, человеческое лицо, созданное по своим собственным законам, – автопортрет.
“Дано ли мне будет найти
Мой долгожданный облик
На побережьях лица обрести
День и открытую силу
Жаркую жажду жизни”
Поль Элюар
Автопортрет. Искусство в себе – это страсть и тайна. В живописи, графике выражается то, чего никто не знает, но что в большей или меньшей степени есть в каждом. “Каждый человек обладает от “природы”, или от “ неба”, или от “фортуны” своими склонностями, силами, дарованиями, он должен “измерить себя” и “занять свое место” (Л.Баткин)
Автопортрет – это некое мерило себя. Где ребенок один на один с собой, со своими чувствами, переживаниями. Мало точно изобразить себя, свою внешность, надо проникнуть в свой внутренний мир, проследить, какие мысли, чувства, настроения заставляют тебя быть таким. Надо учиться вступать в диалог культур – как реальный механизм смыслового общения с традицией, способ сотворчества ребенка и иной культуры. Диалог – есть всегда внутренний диалог с самим собой в контексте культуры. Ребенок как бы в своем художественном творчестве должен отстоять свое сложившееся положение в мире культур, ему известное.
Ребенку пришлось задуматься над новым его отношением к себе. “Вдохнуть в портрет “свое” “Я” – задача не из легких, но интересных.
Я не ставила задачу, чтобы эти автопортреты были академически правильными. Я допускала любые видоизменения, различные способы изображения, схематизацию человеческого лица, выразительное упрощение контуров и масс, разложение объема на геометрические плоскости, чтобы в результате получилось какое-то откровение, вдохновленное “Я”, и выбор для себя близкой манеры исполнения. Итак – цветом мыслят, цвет чувствуют, цветом строят изображение, в цвете конструируют. Причем каждый – свое. (Приложение 1)
Психологическая характерность в работах ребят вырисовывается стихийно, но в каждом автопортрете есть правдивость. В автопортрете самоуверенность, а в горделивой посадке головы прочитывается радостное победоносное спокойствие, которое приходит в момент творческого озарения.
“Бронею бархатной щека
Мазком воздушным нос морским
прибоем лоб
Горячей струйкой рот
Звенящими весами подбородок
(...)
И вот рождаются огни
Слова над мягкими холмами
Ее зеленых глаз
И ясный день
Который вписан в контур головы
Поль Элюар
В каждом автопортрете вырисовывается силуэт творца, чья индивидуальность накладывает отпечаток на творчество ребенка. Автопортреты пронизаны спокойствием, уверенностью в себе, в них есть что-то величавое во внутреннем покое, в достоинстве и простоте. А мы продолжаем видеть в этих “индивидуальностях” и “личностях” то, чем они есть в собственных глазах, внутри своих культурных и духовных систем. Именно в творческом процессе и происходит самоопределение личности ребенка, где каждый ребенок находит сферу собственной самореализации, достигается духовное развитие личности. Ребенок творит самого себя, сам формирует свой духовный мир в процессе работы над автопортретом.
“Я работаю не с натуры, а перед лицом натуры, бок о бок с ней” (П.Пикассо) Освободить себя от общепринятых норм изображения, найти свой собственный язык , открывая новую гармонию в организации формы своего автопортрета, – такую задачу решали учащиеся старших классов на уроках живописи – от визуального восприятия к изобразительному образу, от впечатлений – к пластическому преображению. Как только возникает такое самостоятельное “Я”, то своеобразие индивида признается самоценным, жизненно-духовным состоянием, и в таком случае ребенку приходится задумываться над новым его отношением к самому себе и ко всеобщему. В своем творчестве ребенок вступает в диалог с самим собой, со своим миропониманием, он конструирует новый исторический мир и себя в этом мире.