Профессионализм учителей и качество знаний учащихся – необходимое условие становления модернизированной школы

Разделы: Администрирование школы


Обучать - значит вдвойне учиться.

Ж. Жубер

Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже при нормальных, стабильных стадиях развития общества возникают различные проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблемы сегодняшнего дня (безработица, преступность, неполные семьи, наркомания, алкоголизм, сексуальная распущенность, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей) делают процесс воспитания еще более трудным. Поэтому особенно востребованными становятся профессионализм учителей, воспитателей, классных руководителей.

В “Толковом словаре русского языка” Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю. профессионализм определяется как хорошее владение своей профессией, а профессионал – это человек, который (в отличие от любителя) занимается каким-нибудь делом как специалист, владеющий профессией.

В научной литературе для интерпретации педагогического профессионализма используется достаточно широкий ряд понятий:

- “профессионально важные качества педагога”,
- “педагогические способности”,
- “педагогические умения”,
- “квалификация”,
- “мастерство”,
- “творчество”,
- “умелость”,
- “стиль педагогической деятельности”,
- “педагогические позиции”,
- “педагогическая культура” и др.

Приоритетов между отдельными компонентами профессионализма можно выявить великое множество. При этом исходными позициями в оценке профессионализма могут стать разные подходы. Опыт показывает, что на практике основой профессионализма учителя на современном этапе является его умение и готовность принятия других людей, в частности, учеников такими, каковы они есть, с их индивидуальными особенностями, умение обучать их, не давая категорических оценок этим особенностям.

Все многообразие профессионально значимых характеристик учителя мы условно объединим в два крупных блока: надпредметная (психолого-педагогическая) компетентность и компетентность предметная.

Компетентность

Надпредметная (внепредметная)

Предметная

Психолого-педагогическая культура учителя. Знания и умения, связанные с преподаваемыми предметами.
Знание и учет возрастных особенностей учащихся.
Владение различными педагогическими технологиями. Владение методическими средствами структурного разложения конкретной темы с учетом ее специфики.
Знание нормативно-правовой базы.

(“Компетенция – круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен”, “Толковый словарь русского языка”, С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова).

Профессионализм учителя представляет собой систему высокого уровня его психолого-педагогических и научно-предметных знаний и умений в комплексе с соответствующим культурно-нравственным уровнем, обеспечивающим на практике социально-востребованную подготовку к жизни подрастающего поколения.

Изучив результаты исследований как отечественных так и зарубежных педагогов-психологов (американские педагоги Дрейфус, Барбара Дэли, Хазард; отечественные педагоги Т.Л.Чепель и др.), я пришла к выводу что учителя в большинстве своем проходят 5 основных стадий профессионального становления (в таблице стаж работы учителя взят условно).

Стадия

Стаж работы

Характеристика

I

Начинающие педагоги

1-2 года

Отличаются поведением, ориентированным на внешние правила, образцы, рекомендации. Это объясняется небольшим опытом; страхом потерпеть неудачу или совершить ошибку.

II

Молодые специалисты

2-5 лет

Испытывают трудности при разграничении важных характеристик учебно-воспитательного процесса от второстепенных; стремятся выделить компоненты, составляющие реальную педагогическую ситуацию, подвергнуть их педагогическому и психологическому анализу.

III

Опытные учителя

5-10 лет

Стадия “учительской компетентности”. Способность самостоятельно организовать и спланировать как свою, так и детскую деятельность. Характерной особенностью является умение справиться с часто неординарными ситуациями.

IV

Профессионалы

10-20 лет

Период “профессионального мастерства”. Характерно умение целостно, системно видеть педагогическую реальность, вычленять наиболее существенные элементы педагогической практики.

V

Эксперты

Свыше 20 лет

Склонны в своей деятельности к интуитивному целостному схватыванию сложной, требующей незамедлительного решения педагогической ситуации, отбрасывая все несущественное и второстепенное. Могут за внешними проявлениями увидеть глубокие, не лежащие на поверхности причины. Способны структурировать социально-психологические мотивы, определяющие тот или иной поведенческий акт подопечного.

Данная таблица показывает процесс движения от начинающего учителя к учителю-эксперту, а именно отражает изменения в трех аспектах профессионального поведения:

  1. Поведенческая парадигма меняется от следования абстрактным принципам к применению своего уникального профессионального опыта.
  2. Происходит сдвиг от восприятия педагогической ситуации как структуры дискретной, не связанной с целым, к восприятию системному, где каждый элемент рассматривается как часть целого, функционально и структурно с ним связанная.
  3. Меняется сама педагогическая позиция учителя: от стороннего наблюдателя – к активному участнику образовательного процесса, способному влиять на ход и развитие педагогической ситуации.

Профессиональный опыт учителя напрямую влияет на способы обучения и самообучения при повышении своего педагогического мастерства. Другими словами, педагогический опыт определяет выбор дидактической стратегии при повышении квалификации.

Проведя исследование среди педагогов нашей школы МОУ СОШ№5 мы получили следующий результат:

Педагоги

Предпочитаемые способы обучения и самообучения

Начинающие педагоги, молодые специалисты

- Готовы безоценочно воспринимать любую психолого-педагогическую информацию.

- Стремятся переработать полученную информацию и сформировать свою целостную систему схем-моделей, которые могли бы быть применимы в любых педагогических ситуациях.

Опытные учителя

- Демонстрируют опору на свой опыт и свои собственные профессиональные и личностные ресурсы.

- Предпочитают индивидуальные консультации.

Профессионалы

Предпочитают принимать участие в проведении “круглых столов”, дискуссий, диалогов, бесед.

Эксперты

Предпочитают опираться на свой собственный опыт.

Хочу отметить еще раз, что выделенные уровни профессионального мастерства достаточно условны, а границы между ними достаточно “прозрачны”.

Возникает необходимость оценки профессиональной деятельности учителя. Объективная оценка, не зависящая ни от настроения проверяющего и личного отношения к нему, ни от бывших заслуг самого педагога, - дело, что тут скрывать, сложное.

Профессиональный уровень преподавателя невозможно измерить точным баллом, точной величиной. Любая его оценка является относительной и содержит в себе элементы субъективизма, которые можно свести к минимуму рейтинговой системой оценок. В основном (и это справедливо) профессионализм преподавателя определяется оценкой его умений и навыков. Степень их выраженности отображает “Квалификационная карта” учителя.

В каждом учебном учреждении существует своя форма “Квалификационной карты”.

В настоящее время в литературе встречается множество разнообразных методик оценки работы учителя (МОРУ). Приведу пример методики позволяющей не только фиксировать и оценивать реальный для каждого конкретного учителя уровень владения педагогическими компетентностями или его динамику во времени, но и сопоставлять их с уровнем, минимально необходимым для учителя.

Педагогические компетентности (способности), оцениваемые методикой МОРУ (автор Митина Л.М.):

  1. Получение учителем информации о запросах ученика и его продвижении в обучении.
  2. Демонстрация учителем знания учебного предмета и письменного и устного объяснения учебного материала (вербального и письменного).
  3. Организация учителем времени урока, пространства класса, учебных пособий и технических средств в целях обучения.
  4. Общение, взаимодействие учителя с учениками на уроке.
  5. Демонстрация учителем соответствующих методов обучения.
  6. Поддержание учителем на уроке творческой (креативной) атмосферы.
  7. Поддержание учителем на уроке приемлемого поведения учеников.

Для повышения объективности оценки работы учителей МОУ СОШ №5 мы с коллегами одновременно провели наблюдения по данной методике, сопоставили данные и получили следующий результат:

image1.JPG (65456 bytes)

На экране представлены графики, кривые которых отражают уровни владения педагогическими компетентностями учителей МОУ СОШ №5 (данные за сентябрь 2004 г. - ноябрь 2005 г).

На графике красным цветом отображен минимально необходимый для учителя уровень владения педагогическими компетентностями. По оси Х (абсцисс) отложены порядковые номера компетентностей, а по оси Y (ординат) – показатели процентной выраженности педагогических компетентностей в деятельности учителя.

Здесь же представлены графики, отражающие уровни профессиональной компетентности учителей с разным стажем работы.

Проанализировав полученные нами в результате проведенного исследования графики (30 человек), мы сделали следующие выводы:

  • начинающие педагоги и молодые специалисты (зеленая линия) имеют:
    наиболее низкие показатели - педагогические способности, связанные с общением учителя с учащимися и созданием рабочей атмосферы на уроке (I, IV, VI);
    самый высокий показатель – знание предмета (II).
  • педагоги с 10-летним-15-летним стажем работы (фиолетовая линия) показывают самые высокие показатели в использовании педагогических технологий (III, V).
  • педагоги со стажем более 20 лет (синяя линия): самые высокие результаты показывают в методике преподавания (V, VII), но значительно теряют во взаимоотношениях с учениками (IV).
  • профессиональное становление наиболее выражено у педагогов с 10-15 летним стажем работы.

Из семи выделенных способностей (компетентностей) у всех обследованных групп учителей наименее развита способность вести диалог с учениками (IV) и особенно создавать на уроке творческую атмосферу (VI).

Если отражать профессионализм по какой-либо шкале, то не так давно (лет 20 назад) была возрастная шкала, сейчас – это шкала разрядов.

По статистике:

- возрастной состав учителей Новый Уренгой:

     Педагоги

Стаж

Город Новый Уренгой

МОУ СОШ №5

Всего

%

(от общего числа)

Всего

%

(от общего числа)

1-2 года

29

2,6%

2

2,6%

2-5 лет

58

5,1%

3

3,9%

5-10 лет

134

11,8%

10

13,2%

10-20 лет

408

35,9%

23

30,3%

Свыше 20 лет

507

44,6%

38

50%

В городе Новый Уренгой 80,5% - это педагоги-профессионалы и эксперты, 44,6% - педагоги с педагогическим стажем свыше 20 лет. В МОУ СОШ №5 80,3% - учителя с педагогическим стажем более 10 лет. 50% - со стажем более 20 лет.

image2.JPG (11901 bytes)

image3.JPG (12419 bytes)

- квалификационный состав учителей Новый Уренгой:

Педагоги

Разряд

Город Новый Уренгой

МОУ СОШ №5

Всего

%

(от общего числа)

Всего

%

(от общего числа)

7-11

109

9,6%

6

7,9%

12

362

31,9%

22

28,9%

13

367

32,3%

28

36,8%

14

226

19,9%

17

22,5%

15-18

72

6,3%

3

3,9%

image4.JPG (13643 bytes)

image5.JPG (12519 bytes)

52,2% учителей города с первой и высшей квалификационными категориями. 9,6% педагогов – с разрядами от 7 до 11. В нашей школе с первой и высшей квалификационными категориями – 59,3% педагогов.

Разряд г.Новый Уренгой МОУ СОШ №5 Педагогический стаж работы г.Новый Уренгой МОУ СОШ№5
7-11 9,6% 7,9% 1-5 лет 7,7% 6,5%
13-14 52,2% 59,3% Свыше 10 лет 80,5% 80,3%

Из проведенного анализа видно, что в г. Новый Уренгой работают педагоги-профессионалы – мастера своего дела, готовые передать свой опыт молодым учителям.

Все о чем шла речь выше очень важно – ведь от профессионализма учителя зависит качество знаний учащихся.

Проблема качества образования активно обсуждалась и обсуждается (да и будет обсуждаться) в педагогической литературе.

К показателям качества образования относятся: успеваемость учащихся, качество выполнения ими проверочных работ, срезов знаний, количество победителей предметных олимпиад, количество медалистов.

С целью определения качества знаний проводится контроль знаний – проверка результатов учебно-познавательной деятельности. Но при выставлении отметок присутствует определенная доля субъективности педагога. Многие педагоги в своей практике из существующих пяти баллов используют только три. Поэтому создается иллюзия видимого благополучия.

Реально оценить достигнутые результаты позволяют показатели степени обученности, предложенные Валентином СИМОНОВЫМ (доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета) почти три десятилетия назад. По его определению, “обученность - это характеристика, в первую очередь, результата учебно-познавательной деятельности как минимум одного учащегося, как максимум – конкретной группы, только у одного учителя и только по конкретному учебному предмету”. Это означает, что показатель степени обученности нельзя усреднять, подобно уровню обученности и качеству знаний.

По методике Симонова на I этапе проводится определение уровня требований учителя, на II этапе – определение степени обученности учащихся.

Характеристика степеней обученности учащихся следующая:

Показатель №1. Различие, распознавание. Это низшая ступень обученности. Учащийся может лишь констатировать, что учитель объяснял, но воспроизвести устно, письменно не может. Ответ односложный.

Показатель №2. Запоминание. Учащийся может пересказать текст, но до конца не понимает суть его, т.е. характеризует количество информации, а не смысловую суть. Усвоение материала на уровне зазубривания. Опора на зазубривание - одна из причин формализма в обучении.

Показатель №3 Понимание. Находят признаки, связи, анализ, синтез, применение правил, логических умозаключений. Учащийся может воспроизвести учебный материал, объяснить, привести пример, сделать вывод. Имеет собственное суждение об объекте, может воспроизвести знания на практике.

Показатель №4 Элементарные умения и навыки. Отработаны элементарные навыки применять полученные теоретические знания на практике. Учащийся умеет реализовывать свой багаж знаний, решает задачи с использованием усвоенных законов и правил.

Показатель №5 Перенос ЗУН в новые ситуации. Учащийся умеет творчески применять полученные знания в новой нестандартной ситуации. Учащийся дает ответ на любой вопрос, решает любую задачу. Конструирует новые способы деятельности и часто находит оригинальные подходы к решению поставленной задачи.

Таким образом, уже после проведения первого этапа можно оценить, по какому уровню требований работает учитель: по высшему, среднему или низшему. Эта оценка так же указывает нам на профессионализм учителя и дает возможность администрации создать программу действий для постепенного перехода каждого отдельного учителя с более низкого на более высокий уровень требований, так как умение преподавателя работать на высшем уровне требований является важнейшим условием преодоления формализма в оценке знаний, умений и навыков учащихся.

По методике Симонова периодически проводится работа с педагогами и в нашей школе.

Проанализируем работу нескольких педагогов. Условно назовем их учитель 1, учитель 2 и т.д.

ФИО учителя

Уровень оценки

Класс

“5”

“4”

“3”

“2”

н/а

Число учащихся

% успеваемости

% качества знаний

% степени обученности

1

Высший

9 а

6

8

10

2

0

26

92,31%

53,85%

57,85%

2

Средний

9 б

7

12

8

1

1

29

93,10%

65,52%

61,34%

3

Высокий

9 в

10

13

4

0

0

27

100,00%

85,19%

73,19%

4

Средний

9 г

10

12

6

0

0

28

100,00%

78,57%

70,86%

5

Низший

9 д

2

20

4

1

0

27

96,30%

81,48%

60,74%

Мы видим, что качество знаний у учителей 1 и 2 – низкое, у 3 и 5 – достаточное высокое. Но степень обученности учащихся у 5 по списку учителя значительно ниже качества обучения – здесь уже надо бить тревогу и работать с учителем – у учителя завышенные оценки. А степень обученности учащихся 1 учителя незначительно превышает % качества знаний. Здесь можно судить о том, что учитель объективно оценивает знания.

Чтобы повысились степень обученности и качество обучения необходимо повышать уровень оценки знаний. А для этого необходимо повысить профессионализм учителя, повысить его педагогическую квалификацию.

Педагогическая квалификация объединяет в себе и профессиональную компетентность педагога, и его педагогическую технику, и культуру педагогического общения.

Все это педагогическое мастерство, уровень которого необходимо постоянно обновлять, расширять, стимулировать.

На основании всего вышеизложенного можно с уверенностью сказать, что профессионализм преподавателя и качество знаний учащихся взаимосвязаны.

image6.JPG (9738 bytes)