Урок ОБЖ в 9-м классе по теме: "Международное гуманитарное право. Защита военнопленных"

Разделы: ОБЖ, Администрирование школы


Цель: по окончании изучения темы учащиеся должны иметь представление о том, что такое международное гуманитарное право и какие категории лиц находятся под его защитой.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Повторение домашнего задания.

- Что такое международное гуманитарное право?

- Перечислите основные документы современного международного гуманитарного права?

III. Сообщение темы урока.

1. Раздать информацию Жан-Жака Руссо “Об общественном договоре”.

Война не есть отношение человека к человеку, но отношение государства к государству, в котором частные лица являются врагами лишь по случайному стечению обстоятельств, не как люди, не даже как граждане, но лишь как солдаты. Так как конечной целью ведения войны является разрушение вражеского государства, солдаты вправе убивать его защитников до тех пор, пока последние вооружены. Но как только они складывают оружие или сдаются в плен, они становятся просто людьми и никто с этих пор не имеет больше права лишить их жизни”.

- Каковы главные слова в данной информации? Почему?

- Вывод. Международное гуманитарное право исходит из того, что война должна вестись исключительно между вооруженными силами конфликтующих сторон, причем солдат, сложивший оружие, уже не является противником и не может быть объектом военного нападения.

2. Словарная работа (на доске).

Комбатанты – (от фр. combattant) – 1) лица, входящие в состав вооруженных сил одной из сторон, участвующей в конфликте; 2) лица, имеющие право принимать непосредственное участие в военных действиях.

В связи с тем, что комбатант, захваченный в плен, признается военнопленным и имеет право на защиту в соответствии с нормами международного гуманитарного права, выделяются следующие категории лиц, считающихся комбатантами:

- военнослужащие из состава регулярных вооруженных сил сторон, участвующих в конфликте, а также милицейские силы и добровольцы, которые включены в состав вооруженных сил;

- партизаны, добровольцы и лица из состава вооруженных сил, если они удовлетворяют четырем необходимым требованиям:

    • Подчиняются ответственному командованию;
    • Используют отличительные знаки;
    • Открыто носят оружие;
    • Соблюдают законы и обычаи войны.

3. На доске запись “Общеизвестны факты тяжелейшего положения советских военнопленных в годы Второй мировой войны, 60 % которых погибли в плену. Бесчеловечное обращение с военнопленными стало предметом расследования и нашло свое отражение в обвинительном заключении на процессе главных немецких военнопленных преступников в Нюрнберге” (цит. по кн.: Великая Отечественная война. Цифры и факты. – М.: Просвещение, 1995.).

4. Объяснение учителя.

1) попав в плен, военнопленный обязан сообщить только свою фамилию, имя и звание, дату рождения и личный номер.

2) нельзя принуждать человека давать какие-либо сведения.

3) нельзя применять физические и моральные пытки и никакие другие меры принуждения.

4) военнопленным разрешена переписка с родственниками, они также могут получать помощь в виде индивидуальных посылок.

5) военнопленные, признанные тяжелобольными и тяжелоранеными, подлежат немедленному возвращению на родину, возможен также обмен пленными на взаимной основе.

Задание: Сравните документы с позиции современного международного гуманитарного права.

Приказ начальника штаба 6-го стрелкового корпуса Красной Армии командирам дивизий и корпусов от июля – августа 1941 г. об обращении с немецкими военнопленными:

“В ходе прошедших боев были случаи расстрела пленных. Необходимо принять решительные меры для предотвращения в дальнейшем таких случаев.

Лица, нарушающие нормы международного права обращения с военнопленными, должны привлекаться к строжайшей ответственности”.

Командам охраны даются следующие основные указания:

  1. Беспощадная кара при малейших признаках протеста или неповиновения. Для подавления сопротивления беспощадно применять оружие. В военнопленных, совершивших побег, стрелять без предупреждения с твердым намерением попасть в цель.
  2. Любое обращение с военнопленными – равно как во время марша на работу и с работы, - кроме отдачи служебных команд, запрещено. … Предотвращать любое общение военнопленных с гражданскими лицами и в случае необходимости применять оружие, в том числе и против гражданских лиц.
  3. На рабочем месте также требуется постоянный неусыпный надзор немецкой охраны. Каждый охранник должен держаться на такой дистанции от военнопленных, чтобы в любое время иметь возможность применить оружие.

Какие указания противоречат с позиции современного международного гуманитарного права? Почему?

5. Работа в группах (3 группы) Изготовление эмблем, правила использования которых зафиксированы в Женевских конвенциях, которые выполняют две основные функции – защитную и отличительную.

Международный комитет Красного Креста (МККК)

Национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца

Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца

Уважайте эти знаки!

Они защищают:

  • раненых и больных;
  • медицинских работников и персонал обществ Красного Креста и Красного Полумесяца;
  • автомобили “скорой помощи” и транспортные средства Красного Креста и Красного Полумесяца;
  • больницы, пункты оказания первой медицинской помощи, помещения организаций Красного Креста и Красного Полумесяца.

IV. Итог урока.

- В чем заключается правовая защита военнопленных?

- Какие действия относятся к серьезным нарушениям международного гуманитарного права?