Рис.1. ул. Воскресенская
Мы часто стесняемся выразить свою любовь к родным местам. Сейчас такая застенчивость неуместна. Найти разумный компромисс между математическим содержанием урока и его гуманитарным аспектом очень трудно. Чаще всего приходится мериться с тем, что математическое задание оказывается искусственным добавлением к беседе по поводу каких-то гуманитарных аспектов нашей жизни. Однако то, что кажется искусственным при описании урока, в реальности очень хорошо детьми воспринимается и оказывает на ребят серьезное воспитательное воздействие. И это воздействие тем сильнее, чем больше выдумки, поиска, искренней любви вкладывает учитель в подготовку урока. Один из таких уроков, посвященный северному городу Архангельску, представлен в работе.
Урок, посвященный Архангельску, мы готовили вместе с ребятами. Учащимися 9 класса было собрано и подготовлено около 40 вопросов, посвященных истории, географии, краеведению города Архангельска. Класс заранее был разбит на группы. Одни учащиеся готовили небольшие сообщения – доклады о городе Архангельске, реке - Северной Двине, о М.В. Ломоносове. Другие готовили иллюстративный материал. Третьи помогали учителю в составлении задач. А учитель делал краткие комментарии, связывавшие географический, исторический, краеведческий материал с математическим.
Цели урока:
1)Узнать новое об Архангельске.
2)Учиться пространственно мыслить, комбинировать различные отрасли знаний (математика, история, география, краеведение).
3)Повторить и закрепить основные знания, умения и навыки по алгебре за курс 9 класса.
Рис.2. г. Архангельск, пр. Троицкий
Доклад – сообщение о городе Архангельске (вступительное слово ученика)
В семье городов Российских Архангельск занимает достойное место. Архангельск был основан в XVI веке. Это событие произошло в тот поворотный момент отечественной истории, когда Русь становилась Россией. Чтобы выбраться на международную арену, укрепить политические и торговые связи с зарубежными странами, нужно было где-то снаряжать и принимать корабли. И Архангельск в полной мере оправдал такое свое предназначение.
Около 120 лет он главенствовал в осуществлении связей Русского государства с Европой. Одновременно Архангельск сыграл исключительно важную роль в освоении Арктики и всего обширного края от Скандинавии до Сибири. Архангельску есть, что рассказать о себе.
Сейчас, Архангельск является крупным промышленным центром на Европейском Севере нашей страны. Новые промышленные предприятия выделяются современной техникой, прогрессивной технологией, высоким уровнем механизации производственных процессов.
Сейчас же в Архангельске развиты не только лесозаготовительная и
лесопильно-деревообрабатывающая промышленность, но и химико-механическая переработка древесины, гидролизная промышленность, “малая” химия, машиностроение и металлообработка, производство минеральных строительных материалов, рыбная, пищевая, легкая промышленности.
Задача 1 (слово учителя)
Архангельск был основан по указу Ивана Грозного как торговый порт и оборонительный пограничный пункт на Беломорье, он прошел большой и славный путь.
Назвать год основания Архангельска?
Рис.3. Гравюры и старинные книги
Формулировка и решение задачи 1
Найти нули функции:
Ответ: 1,5,8,4. (1584 год)
Задача 2 (слово учителя)
Назвать географические координаты города Архангельска?
Рис.4. Репродукция с картины Тыко Вылки “Северное сияние”
Формулировка и решение задачи 2
При каких Х не имеет смысл выражение
Выражение не имеет смысла при x=40 и x=64, т.к.
при любом x
Ответ: 40;64 (40 град в.д., 64 град. с.ш.)
Задача 3 (слово учителя)
Город Архангельск расположен в вершине дельты Северной Двины, в 50 км. от Белого моря. В настоящее время является административным, экономическим и культурным центром Архангельской области.
Какова примерная протяженность г. Архангельска (в км.) вдоль Северной Двины?
Рис.5. Островная география города
Формулировка и решение задачи 3
Найти произведение квадратного трехчлена Произведение корней квадратного трехчлена:
Ответ: 40 (км)
оклад – сообщение о реке Северная Двина (слово учащегося с использованием географической карты Архангельской области).
Истоками Северной Двины являются реки Сухона и Юг, они находятся в Вологодской области. При слиянии их река называется Малой Северной Двиной, а после впадения реки Вычегды (у города Котлас) – Большой Северной Двиной. Это одна из крупных рек европейской части страны. Бассейн Северной Двины – это всхолмленная равнина, которая покрыта чехлом четвертичных отложений. Лишь кое– где – в долине Северной Двины (в районе деревни Звоза), в низовьях реки Пинеги, по долине реки Мехреньги выходят на поверхность породы более древнего происхождения – гипсы и известняки. На этих участках меняется характер долин.
Задачи 4,5,6 (слово учителя)
4) Найти длину Северной Двины (км.)
5) Найти площадь бассейна Северной Двины (тыс.кв.км.)
6) Найти годовой сток Северной Двины (млрд.куб.м)
Формулировка и решение задачи 4
Вычислить дискриминант неравенства (по общей формуле)
Дискриминант неравенства:
Ответ: 744 (км)
Формулировка и решение задачи 5
Найти целые нечетные решения неравенства:
Ответ: 3,7,5 (375 тыс.кв.км)
Рис.6. Яхты на Северной Двине
Формулировка и решение задачи 6
Решить систему и найти произведение положительных X и Y решений одной пары системы уравнений:
Ответ:110 (млрд.куб.м)
Задачи 7,8,9 (слово учителя)
История города Архангельска конца 17 и начала 18 века неразрывно связана с именем Петра Великого и правительственными планами
преобразованиями России.
7)В каком году Петр 1 посетил впервые Архангельск?
По указанию Перта 1 была построена первая государственная судоверфь в Соломбале. Во время второго визита Петра 1 в Архангельск со стапелей Соломбальской верфи был торжественно спущен на воду первенец коммерческого флота - корабль “Святой Павел”, годный к “морскому ходу” и оснащенный пушками.
8)Найти количество пушек на корабле “Святой Павел”?
О пребывании Петра 1 в Архангельске напоминает памятник Петру работы выдающегося российского скульптора второй половины 19 века М.М. Антокольского. Бронзовая фигура царя в мундире офицера Преображенского полка в натуральный рост установлена в сквере на холмистом берегу Северной Двины, там, где начался город. Взгляд царя устремлен на водную гладь реки.
9)Найти рост Петра 1(см)?
Рис.7. Памятник Петру 1 на набережной Северной Двины
Формулировка и решение задачи 7
Найти разность между числом 2005 и значением выражения при x=300
1. Упростить выражение
2. Значение выражения при x=300,300+12=312
3. 2005 – 312 = 1693
Ответ: 1693 (год)
Формулировка и решение задачи 8
Найти наименьшее значение квадратичной функции:
Ответ: 24 (пушки)
Формулировка и решение задачи 9
Расположить числа в порядке убывания, если их сумма 24 и они находятся в отношении 3:15
Пусть x – одна часть, Тогда 3x – первое число 15x – второе число, По условию задачи их сумма :24 Получим уравнение: 3x+15x=24; x=4/3
1)3*4/3 =4 2)15*4/3=20
Ответ: 20;4 (204 см)
Задача 10 (слово учителя)
Сформировалась в Архангельске центральная площадь имени В.И. Ленина в кольце административных и жилых зданий, построенных по индивидуальным проектам. В центре ее, как символ высоты, которую набирали строители Архангельска, поднялось здание проектных организаций.
Сколько этажей в самом высоком здании города?
Рис.8. Здание проектных организаций
Формулировка и решение задачи 10
Найти произведение координат вершины параболы (-8)*(-3) = 24
Ответ: 24 (этажа)
Задача 11 (слово учителя)
Из других отраслей промышленности города заметное место принадлежит лесопилению. Первый паровой лесопильный завод появился в Маймаксе.
В каком году появился первый лесопильный завод?
Рис.9. В цехе лесопильно – деревообрабатывающего комбината
Формулировка и решение задачи 11
Сумма двух смежных сторон прямоугольника 40см, а их разность 4см. Найти стороны прямоугольника и записать в порядке возрастания.
Xсм – длина
Yсм – ширина
Ответ: 18; 22 (1822 год)
Доклад – сообщение о М.В. Ломоносове (слово ученика).
Архангельская земля-родина Михаила Васильевича Ломоносова. Родился он предположительно
8(19) ноября 1711 года. Детские и юношеские годы его прошли рядом с Холмогорами.
Гениальный ученый, поэт, создатель Московского университета, Ломоносов сделал много открытий почти во всех отраслях знаний, в просвещении, своими трудами прославил русскую науку и Россию. Велика его заслуга в изучении богатств морей. Памятник ученому был открыт в 1832 году.
Ломоносов явился основоположником материалистической философии в России. Он предпринял смелую попытку дать единую материалистическую картину мира, целиком основываясь на выводах современного ему естествознания, всего комплекса наук о природе. Ломоносов предвидел ту огромную роль, которую призвана играть химия в практической деятельности людей. Ученого интересовали такие области как: физика, астрономия, прикладная оптика, геология, минералогия, география. Он был увлечен своими трудами в области истории и экономики, кроме того Ломоносов был филологом, литератором и художником.
Задача 12 (слово учителя)
В каком году исполнится 300 лет со дня рождения М.В. Ломоносова?
Рис.10. Портрет М.В. Ломоносова (XVIII век, неизвестный художник)
Формулировка и решение задачи 12
2x2 – 12x + 3V = 0
При каких V уравнение имеет один корень.
Найти значение выражения 335V+1
Один корень при 36-6V=0
V=6
335*6+1=2011
Ответ: 2011 (год)
Заключительный этап урока (слово учителя)
Ответы к кроссворду
1.Ломоносово
2.Рыба
3.Мартос
4.Теплов
5.Мишанинская
6.Грамматика
7.Германия
8.Курополка
9.Помор
10.Радищев
Заключительное слово учителя (итог урока)
История нашей страны неразрывно связанна с историей наших “малых родин”. У каждого она своя, но вместе мы единое целое. Сегодня на уроке мы вспомнили или узнали новое о крае где мы родились, живем, учимся, работаем, повторили основные темы курса алгебры за первое полугодие. Данный урок позволяет взглянуть на математику с другой стороны, непросто как на точную науку, а как на систему, которая может дать не только знания величин и количественных отношений, но и учит пространственно мыслить, а также комбинировать различные отрасли своих знаний.
Любите свой город! Успехов в изучении математики!
Рис.12. Закат на Северной Двине.
Приложения