Цели:
- Учить работать с текстом, картинами.
- Способствовать пониманию учащимися художественного произведения с помощью других видов искусства (ИЗО, музыки).
- Формировать навыки выразительного чтения; углубить, расширить образные представления весенних картин, возникших в воображении детей.
- Работать над развитием речи, творческих способностей.
- Воспитывать любовь к природе, языку.
Оборудование:
- Портреты поэтов и писателей: А.С.Пушкина, Ф.И. Тютчева, М.М.Пришвина, Л.Н.Толстого, В.В.Бианки, С.Я.Маршака, В.А.Солоухина;
- Репродукции к картинам А.К.Саврасова “Грачи прилетели”, И.И.Левитана “Большая вода”, Н.И.Остроухова “Первая зелень”;
- Магнитофон, проигрыватель;
- Пьеса “Апрель. Подснежник” П.И.Чайковского;
- Конверт с цветными прямоугольниками;
- Текст Л.Н.Толстого “Пришла весна”;
- Названия весенних месяцев;
- Творческие работы детей (рисунки, стихи, сочинения о весне);
- Учебник “Родное слово”. Авторы: Г.М.Грехнёва, К.Е.Корепова. М. “Дрофа”, 2002.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Основная часть.
Введение в тему урока.
Учитель: Урок чтения.
Начну его с загадки:
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой - улей – пчела
Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда такое бывает? (Весной)
Сообщение темы урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы повторим и обобщим все знания, которые вы получили при работе над разделом:
На доске: “ Прилетел кулик из заморья - принёс весну из неволья”.
Для этого мы совершим увлекательное путешествие в мир красок и звуков весны.
Помогут нам в этом произведения УНТ, проработанные на уроках чтения и незнакомые пока ещё произведения мастеров художественного слова А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, М.М.Пришвина, В.В.Бианки, Л.Н.Толстого, С.Я.Маршака; музыкальные произведения П.И.Чайковского из цикла “Времена года” и произведения художников - пейзажистов А.К.Саврасова, И.И.Левитана, Н.И.Остроухова.
Работа со стихотворением Ф.И.Тютчева “Зима недаром злится...”
Учитель:
- Вспомните, с какого произведения мы начали работу над этим разделом? Прочитаем его.
- О чём рассказал поэт?
- Два образа - два настроения. На чьей стороне автор?
- Какой литературный жанр напоминает вам это стихотворение?
- Почему сказку?
- Какие эпитеты использовал поэт, рассказывая о Зиме, о Весне?
- Какой приём использовал Тютчев, давая такие эпитеты?
- Как вы относитесь к Зиме? Как к врагу?
Учитель:
Есть закон природы: после зимы неизбежно наступает весна. И как бы мы не любили зиму за её забавы, её время прошло. Весна вступает в свои права.
Беседа об изменениях в природе с наступлением весны.
Учитель:
- Кто из вас заметил, что самое первое происходит в природе с наступлением весны?
- В каком произведении вы читали об этом? (В.В.Бианки “Синичкин календарь”)
Работа со статьёй Л.Н.Толстого “Пришла весна”.
Учитель:
Если Бианки в своей статье рассказал только о первых признаках весны, то Толстой в статье “Пришла весна” пишет уже о значительных весенних изменениях.
- Прочитаем и посмотрим, какие чувства вызвала весенняя природа у Толстого?
- Понравился текст?
- О каких звуках весны пишет автор?
- О каких запахах он говорит и что?
- Какие цвета присущи весне?
- Можно ли определить настроение писателя? С каким чувством говорит он о весне?
- Какие строчки подтверждают это?
Беседа о народных праздниках.
Учитель:
Весна — это пора обновления не только в природе, но и в душе человека. С приходом весны у людей появляется вера, надежда на что-то лучшее. Поэтому весну всегда ждут с нетерпением. Раньше на Руси люди звали весну специальными песнями.
- Что это за песни?
- Когда и как это было?
- Знаете ли вы заклички? Давайте мы позовём весну.
- Кто из поэтов упоминает в своих стихах об этом празднике и о традиции выпускать птиц на волю? (А.С.Пушкин “Птичка”, Ф.А.Тумановский “Птичка”)
- Прочитайте их.
Работа с пьесой П И Чайковского “Апрель. Подснежник”.
Учитель:
Мы сейчас наблюдали, как писатели и поэты через художественное слово воспевали радостное пробуждение природы.
- Какой вид искусства передаёт красоту мира через звуки?
Учитель:
Сейчас прозвучит музыка весны Чайковского. Вслушайтесь в неё сердцем, поживите в ней несколько минут и покажите в движениях ту картину, которую вы представили, но так, чтобы я смогла её “прочитать”.
(Звучит музыка П.И.Чайковского)
Учитель:
А сейчас я постараюсь рассказать, что же я увидела в вашей картине, созданной вами языком движений. Я увидела сонную бабочку, расправляющую крылья, порхающих птиц, заспанного медведя, весенний дождик, первый цветок. Я права?
Пьесу, которую вы сейчас услышали, Чайковский назвал “Апрель. Подснежник”. В ней он через звуки изобразил медведя, дождик, птиц и подснежник.
- Какое прочитанное произведение по содержанию похоже на него? ( С.Я.Маршак “Апрель”.)
- Давайте его прочитаем.
Игра “Моё настроение”.
Учитель:
С помощью цветных прямоугольников покажите мне своё весеннее настроение.
- О чём ты думал, выбирая голубой цвет? зелёный? и т.п.
Учитель:
Посмотрите, насколько разнообразна и великолепна цветовая гамма весны. Вот из-за этого весна и волновала сердца настоящих художников.
Работа с картинами художников.
Учитель:
Предлагаю всмотреться в эти картины. С какими мы знакомы?
Картина “Грачи прилетели” - одно из лучших творений А.К.Саврасова.
Написана она давно, более 130 лет назад, но в это трудно поверить, потому что художник изобразил природу с таким мастерством, что она кажется живой.
- Если бы картина вдруг ожила, что бы вы услышали?
- В каких произведениях вы читали о прилёте грачей? (М.М.Пришвин “Грачи прилетели”, В.В.Бианки “Синичкин календарь”).
Учитель:
И.И.Левитан “Весна. Большая вода”.
- Почему картина названа не просто “Весна”, а “Весна. Большая вода”?
- Почему деревья кажутся такими вытянутыми и причудливыми?
Учитель:
Художник Остроухов в нежную зелень наряжает лес, готовит его к встрече с летом. Картина так и называется “Первая зелень”.
- Содержание какой картины соответствует сегодняшнему дню?
Игра “Найди лишнее слово”.
На доске: МАРТ (протальник) ФЕВРАЛЬ МАЙ (травень) АПРЕЛЬ (снегогон, водолей)
- Что обозначают слова?
- Какое слово “лишнее”?
- В таком ли порядке наступают весенние месяцы?
- Соотнесите названия месяцев с содержанием картин?
- А знаете ли вы, что весенние месяцы в народе называют иначе? Как?
Учитель:
А ещё народная мудрость гласит, что в природе 3 весны: март - весна света, апрель - весна воды, май - весна цвета.
Какие ещё пословицы, поговорки о весне вы знаете?
Творческая деятельность детей.
Учитель:
Сегодня мы наблюдали, как великие мастера своего дела, поэты и писатели - через художественное слово, композиторы - через звуки, художники - через краски изобразили пробуждение природы в своих творениях, тем самым подчёркивая красоту русской природы, и призывали своими произведениями любить родную землю.
А сейчас я хочу, чтобы вы тоже сказали своё слово о весне.
(Дети читают свои стихи, сочинения о весне, показывают свои рисунки.)
3. Итог урока.
Учитель:
Сегодня мы много говорили о весне. Я рада, что вы тоже показали своё отношение к этому времени года. Из ваших работ получилась настоящая книга, сборник ваших творческих работ. Назовём его так “Весна идёт, весне дорогу!”
За работу на уроке вы получаете высший балл. Я думаю, что сегодняшний урок заставит вас задуматься о своём отношении к природе, к человеку, нашей Родине.