Урок литературлного чтения. Обобщающий урок по теме: "Весна"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Учить работать с текстом, картинами.
  2. Способствовать пониманию учащимися художественного произведения с помощью других видов искусства (ИЗО, музыки).
  3. Формировать навыки выразительного чтения; углубить, расширить образные представления весенних картин, возникших в воображении детей.
  4. Работать над развитием речи, творческих способностей.
  5. Воспитывать любовь к природе, языку.

Оборудование:

  1. Портреты поэтов и писателей: А.С.Пушкина, Ф.И. Тютчева, М.М.Пришвина, Л.Н.Толстого, В.В.Бианки, С.Я.Маршака, В.А.Солоухина;
  2. Репродукции к картинам А.К.Саврасова “Грачи прилетели”, И.И.Левитана “Большая вода”, Н.И.Остроухова “Первая зелень”;
  3. Магнитофон, проигрыватель;
  4. Пьеса “Апрель. Подснежник” П.И.Чайковского;
  5. Конверт с цветными прямоугольниками;
  6. Текст Л.Н.Толстого “Пришла весна”;
  7. Названия весенних месяцев;
  8. Творческие работы детей (рисунки, стихи, сочинения о весне);
  9. Учебник “Родное слово”. Авторы: Г.М.Грехнёва, К.Е.Корепова. М. “Дрофа”, 2002.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Основная часть.

Введение в тему урока.

Учитель: Урок чтения.

Начну его с загадки:

Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой - улей – пчела
Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда такое бывает? (Весной)

Сообщение темы урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы повторим и обобщим все знания, которые вы получили при работе над разделом:

На доске: “ Прилетел кулик из заморья - принёс весну из неволья”.

Для этого мы совершим увлекательное путешествие в мир красок и звуков весны.

Помогут нам в этом произведения УНТ, проработанные на уроках чтения и незнакомые пока ещё произведения мастеров художественного слова А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, М.М.Пришвина, В.В.Бианки, Л.Н.Толстого, С.Я.Маршака; музыкальные произведения П.И.Чайковского из цикла “Времена года” и произведения художников - пейзажистов А.К.Саврасова, И.И.Левитана, Н.И.Остроухова.

Работа со стихотворением Ф.И.Тютчева “Зима недаром злится...”

Учитель:

  • Вспомните, с какого произведения мы начали работу над этим разделом? Прочитаем его.
  • О чём рассказал поэт?
  • Два образа - два настроения. На чьей стороне автор?
  • Какой литературный жанр напоминает вам это стихотворение?
  • Почему сказку?
  • Какие эпитеты использовал поэт, рассказывая о Зиме, о Весне?
  • Какой приём использовал Тютчев, давая такие эпитеты?
  • Как вы относитесь к Зиме? Как к врагу?

Учитель:

Есть закон природы: после зимы неизбежно наступает весна. И как бы мы не любили зиму за её забавы, её время прошло. Весна вступает в свои права.

Беседа об изменениях в природе с наступлением весны.

Учитель:

  • Кто из вас заметил, что самое первое происходит в природе с наступлением весны?
  • В каком произведении вы читали об этом? (В.В.Бианки “Синичкин календарь”)

Работа со статьёй Л.Н.Толстого “Пришла весна”.

Учитель:

Если Бианки в своей статье рассказал только о первых признаках весны, то Толстой в статье “Пришла весна” пишет уже о значительных весенних изменениях.

  • Прочитаем и посмотрим, какие чувства вызвала весенняя природа у Толстого?
  • Понравился текст?
  • О каких звуках весны пишет автор?
  • О каких запахах он говорит и что?
  • Какие цвета присущи весне?
  • Можно ли определить настроение писателя? С каким чувством говорит он о весне?
  • Какие строчки подтверждают это?

Беседа о народных праздниках.

Учитель:

Весна — это пора обновления не только в природе, но и в душе человека. С приходом весны у людей появляется вера, надежда на что-то лучшее. Поэтому весну всегда ждут с нетерпением. Раньше на Руси люди звали весну специальными песнями.

  • Что это за песни?
  • Когда и как это было?
  • Знаете ли вы заклички? Давайте мы позовём весну.
  • Кто из поэтов упоминает в своих стихах об этом празднике и о традиции выпускать птиц на волю? (А.С.Пушкин “Птичка”, Ф.А.Тумановский “Птичка”)
  • Прочитайте их.

Работа с пьесой П И Чайковского “Апрель. Подснежник”.

Учитель:

Мы сейчас наблюдали, как писатели и поэты через художественное слово воспевали радостное пробуждение природы.

  • Какой вид искусства передаёт красоту мира через звуки?

Учитель:

Сейчас прозвучит музыка весны Чайковского. Вслушайтесь в неё сердцем, поживите в ней несколько минут и покажите в движениях ту картину, которую вы представили, но так, чтобы я смогла её “прочитать”.

(Звучит музыка П.И.Чайковского)

Учитель:

А сейчас я постараюсь рассказать, что же я увидела в вашей картине, созданной вами языком движений. Я увидела сонную бабочку, расправляющую крылья, порхающих птиц, заспанного медведя, весенний дождик, первый цветок. Я права?

Пьесу, которую вы сейчас услышали, Чайковский назвал “Апрель. Подснежник”. В ней он через звуки изобразил медведя, дождик, птиц и подснежник.

  • Какое прочитанное произведение по содержанию похоже на него? ( С.Я.Маршак “Апрель”.)
  • Давайте его прочитаем.

Игра “Моё настроение”.

Учитель:

С помощью цветных прямоугольников покажите мне своё весеннее настроение.

  • О чём ты думал, выбирая голубой цвет? зелёный? и т.п.

Учитель:

Посмотрите, насколько разнообразна и великолепна цветовая гамма весны. Вот из-за этого весна и волновала сердца настоящих художников.

Работа с картинами художников.

Учитель:

Предлагаю всмотреться в эти картины. С какими мы знакомы?

Картина “Грачи прилетели” - одно из лучших творений А.К.Саврасова.

Написана она давно, более 130 лет назад, но в это трудно поверить, потому что художник изобразил природу с таким мастерством, что она кажется живой.

  • Если бы картина вдруг ожила, что бы вы услышали?
  • В каких произведениях вы читали о прилёте грачей? (М.М.Пришвин “Грачи прилетели”, В.В.Бианки “Синичкин календарь”).

Учитель:

И.И.Левитан “Весна. Большая вода”.

  • Почему картина названа не просто “Весна”, а “Весна. Большая вода”?
  • Почему деревья кажутся такими вытянутыми и причудливыми?

Учитель:

Художник Остроухов в нежную зелень наряжает лес, готовит его к встрече с летом. Картина так и называется “Первая зелень”.

  • Содержание какой картины соответствует сегодняшнему дню?

Игра “Найди лишнее слово”.

На доске: МАРТ (протальник) ФЕВРАЛЬ МАЙ (травень) АПРЕЛЬ (снегогон, водолей)

  • Что обозначают слова?
  • Какое слово “лишнее”?
  • В таком ли порядке наступают весенние месяцы?
  • Соотнесите названия месяцев с содержанием картин?
  • А знаете ли вы, что весенние месяцы в народе называют иначе? Как?

Учитель:

А ещё народная мудрость гласит, что в природе 3 весны: март - весна света, апрель - весна воды, май - весна цвета.

Какие ещё пословицы, поговорки о весне вы знаете?

Творческая деятельность детей.

Учитель:

Сегодня мы наблюдали, как великие мастера своего дела, поэты и писатели - через художественное слово, композиторы - через звуки, художники - через краски изобразили пробуждение природы в своих творениях, тем самым подчёркивая красоту русской природы, и призывали своими произведениями любить родную землю.

А сейчас я хочу, чтобы вы тоже сказали своё слово о весне.

(Дети читают свои стихи, сочинения о весне, показывают свои рисунки.)

3. Итог урока.

Учитель:

Сегодня мы много говорили о весне. Я рада, что вы тоже показали своё отношение к этому времени года. Из ваших работ получилась настоящая книга, сборник ваших творческих работ. Назовём его так “Весна идёт, весне дорогу!”

За работу на уроке вы получаете высший балл. Я думаю, что сегодняшний урок заставит вас задуматься о своём отношении к природе, к человеку, нашей Родине.