Социально-педагогическое партнерство: социализация, воспитание, развитие личности

Разделы: Работа с дошкольниками


Я второй год работаю заведующей специализированным детским садом № 10 г. Апатиты.

Трудно сказать, какой объем образовательных услуг ложится на детский сад. Ребенок приходит как личность, уже сформировавшаяся под воздействием семьи, окружающей среды, других детских садов. Перед нашим “Колокольчиком” встает необходимость дать возможность растущему человеку понять себя, познать мир, найти свое место в нем и получить в системе образования то, что делает решаемыми его проблемы, достижимыми его конкретные жизненные цели.

Придя в новый коллектив, мне, прежде всего, необходимо было найти стратегическую идею, которая могла бы повести коллектив за собой, завязать доверительные отношения.

Одной из изюминок явилась работа над имиджем детского сада.

Символом стал задорный и веселый колокольчик, привлекающий внимание и радующий глаз.

Затем задумали создать герб сада: чтобы был несложным, отвечал всем требованиям и направлениям. Творческая группа долго выбирала разнообразные рисунки. Остановились на круге. Маленькие колокольчики, поддерживая друг друга, символизируют единение сил детей и взрослых. /Приложение 1/

Дальше – необходимая в современном мире визитка. Эти казалось бы мелочи намного облегчают нашу деятельность: оставленная визитка не дает забыть о просьбах и обращениях, красочно оформленный материал задерживает на себе взгляд, подчеркивает индивидуальность.

Объективно оценив реальное положение детского сада на рынке образовательных услуг, сделала анализ существующих факторов – внешних положительных и отрицательных, внутренних положительных и отрицательных. “Перекресток” положительных и определил те положения, которые отличают “Колокольчик” от других садов. Этот анализ позволяет выйти на принципиально иное планирование – программно-целевое. Специальная служба, сильная методическая поддержка, опыт, который мы будем набирать по ходу действия, думаю, принесет немалую пользу для развития управленческого мышления.

Обеспечить самореализацию, саморазвитие и самораскрытие ребенка и взрослого в только одном детском саду довольно сложно. Отсюда вытекает весьма актуальная задача – построить воспитательную систему, обеспечивающую детям социально-педагогические условия в комплексе “семья – детский сад – школа – дополнительное образование”. /Приложение 1/

Прежде всего, такой комплекс характеризуется диагностикой и анализом социального портрета микрорайона, разработкой концептуальных основ воспитательной системы, структуры управленческой модели.

Всем нам жизненный опыт подсказывает немало подходов по организации взаимодействия с социумом.

Движущей силой, однозначно, должна стать общая заинтересованность всех участников.

Специализированный детский сад – устойчивая, стабильная ниша, где наши “проблемные” воспитанники и их родители чувствуют себя относительно защищенными.

Цель работы детского сада – решать задачу воспитания активного, творческого, полноправного гражданина своей страны. Педагоги обеспечивают реализацию прав ребенка, его образование, достойное окружающее пространство.

Основными системообразующими видами деятельности сада стали:

  • пересмотр приоритетов деятельности коллектива;
  • совместная творческая деятельность;
  • опорные общие дела;
  • работа творческой группы педагогов.

Основной координирующей идеей комплекса “С-Д-Ш-Доп явилась идея взаимодействия и сотрудничества детей и педагогов, педагогическая поддержка семьи, “мягкое” управление коллективом.

Как следствие организации социального комплекса явилась возможность изменений отношений детского сада с родителями. Мы не помогаем друг другу в воспитании ребенка, мы делаем это воспитание единой целью. Из опыта советского времени мы прекрасно знаем, что активнее всего людям работается в организациях. Значит, нужно создать организацию!

Объединение родителей и педагогов мы назвали “Рассвет”. Сейчас работаем над положением нашего объединения, формулируем общие задачи и цели. Есть и первые достижения – выставки, конкурсы, развлечения, помощь родителей в производственных делах (дополнительное освещение, вставка стекол и др.).

В соответствии с Законом Мурманской области № 573-01-ЗМО “О мерах социальной поддержки инвалидов” и постановлением Правительства Мурманской области № 14 –ПП “Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому в дошкольных образовательных, общеобразовательных учреждениях” в целях обеспечения условий для обучения детей-инвалидов детский сад стал с 2005 года базовым по обучению детей данной категории в возрасте от 3-х до 8 лет.

Решая проблему обучения детей – инвалидов на дому, мы организовали сообщество “Луч света” для родителей этих детей. Сообщество тоже имеет свою эмблему: солнце символизирует тепло семьи и педагогов, которые готовы помочь ребенку; темная и светлая половины солнца – удачи и неудачи в работе с детьми. Три полоски – символ флага, как поддержка страны в нелегком, но благодарном труде.

Специалисты сада помогают мамам направлять обучение детей, решать психоэмоциональные проблемы, преодолевать трудности, с которыми можно справиться лишь сообща, укрепляют веру в необходимости общения, дают педагогические знания.

Педагоги составили личные программы обучения и развития на каждого ребенка в зависимости от диагнозов заболеваний и двигательных возможностей. Дети, которые могут двигаться самостоятельно, приглашаются на прогулки, спектакли, утренники, развлечения. К тем, кто не в состоянии прийти в сад, театр приходит на дом. Даря детям радость общения с искусством, педагоги видят, как радостно загораются глаза малышей и светятся надеждой глаза мам.

Для каждой семьи разработан специальный план просветительной работы: консультации, семинары, практикумы. Ведь воспитатель приходит всего на час, а с ребенком необходимо заниматься чаще. Поэтому мамы и папы тоже учатся рисовать кулачком, если у ребенка не разжимаются пальчики, проговаривать сложные скороговорки и чистоговорки, если малыш не произносить какие-то звуки. Даже на экскурсии ходят вместе, изучая родной город и природу! По окончании лектория родителям, в основном, мамам, выдается сертификат знаний.

Детей посещают на дому воспитатели, логопеды, педагог-психолог, музыкальный руководитель.

Уже сейчас, всего лишь после одного года работы, мы видим значительный сдвиг в занятиях с детьми с ограниченными возможностями. А какая помощь родителям! Ведь осознание того, что твой необычный ребенок, кроме тебя, нужен еще кому-то, укрепляет веру родителей в то, что необходимо бороться за каждое движение, каждое слово, каждую улыбку на личике малыша.

Изменение характера отношений с родителями, взаимодействие с окружающим социумом потребовали расширения воспитательного пространства, выхода в микросоциум.

Опорным делом, общим помощником стал журнал “Десяточка”. В нем мы рассказывает о делах и достижениях, об успехах и планах, знакомимся с историей России, учимся работать над речью, отмечать праздники, творить добрые дела и многое другое. Журнальные страницы – первая реклама образовательных услуг детского сада: какие люди работают с детьми в “Колокольчике”, какие задачи ставят педагоги для решения проблем в психофизическом развитии, как сделать ребенка общительнее и т.д. Мы публикуем рисунки детей, рассказы родителей, фотографии из семейного архива, советы для молодых мам и пап. Есть и постоянные рубрики:

  • праздничная страничка;
  • логопедическая;
  • музыкальная;
  • поздравительная;
  • благодарственная;
  • медицинская;
  • психология;
  • административная;
  • страничка советов;
  • страничка вопросов;
  • ваше мнение;
  • имеете право;
  • удивительная страничка;
  • “попади в десятку”, где мы выбираем 10 самых… (любимых сказок, цветов, подарков, героев, фильмов и др.)

Участвуя в различных городских, всероссийских и международных конкурсах, мы рассказываем о ходе экспериментов (старшая группа заявила в 2006 году свое участие в всероссийском конкурсе для детей до 12 лет “Я-исследователь”), поздравляем своих победителей, строим планы и перспективы на будущее. Ведь у нас в саду три группы старшего возраста!

Задают вопросы и родители. Пусть пока робко, но мы находим квалифицированные ответы, тем самым пробуждая интерес к педагогике, вопросам воспитания.

Есть медицинская страничка, где дает свою информацию медсестра и врач.

Возникла необходимость в консультациях узких специалистов - привлекли к делу детскую поликлинику: психолог, психиатр, реабилитационный центр, окулист дают свои советы и рекламу предоставляемых услуг.

Встал вопрос: какую школу выбрать нашим выпускникам? Появилась школьная страничка, где школы № 14 и № 5 рассказывают о своих направлениях, особенностях и достижениях в обучении детей, об учителях, которые будут работать с детьми. Чтобы лучше познакомиться с учителями школ, мы приглашаем их на свои мероприятия: педсоветы, методические объединения, круглые столы, семинары, праздники.

Приходят родители к инспектору отдела образования по проблемам устройства ребенка в детский сад – значит, номер журнала должен быть и там: смотрите, выбирайте!

Библиотечная страничка посвящена журналам, книгам для детей. Библиографы нашей городской детской библиотеки дают рекомендации: как читать книгу ребенку, какие умные вопросы задавать, как приобщить детей к чтению.

Как в каждом солидном издании, есть у нас и реклама (приложение 2). Редакция газеты “Дважды два” подарила нашим подопечным детям-инвалидам бесплатную подписку на детскую газету “Кошки-мышки”. Все остальные дети сада с удовольствием подписались на это единственное в городе детское издание. На страницах “Кошек-мышек” мы поздравляем своих “колокольчиков” с Днем рождения, с победой в конкурсах, со значительными событиями в семье.

Городской реабилитационный центр при детской поликлинике, рекламируя свои услуги, бесплатно проводит с нашими детьми, страдающими логоневрозом, сеансы лечебной физкультуры, занятия в бассейне.

Магазин “Детская одежда” дарит скидку нашим родителям по предъявлению специального купона, а также берет предварительные заказы на детскую одежду и предоставляет возможность приобретать ее в кредит.

Видеосалон, публикуя на станицах нашей “Десяточки” рекламу новых игр, фильмов, предоставляет свою продукцию.

Обсуждая новый номер журнала, творческая группа педагогов рождает новые идеи, которые мы будем воплощать уже в следующем учебном году. Выходит наш журнал один раз в два месяца. В нашем активе есть специальные выпуски: “Дню Победы посвящается”, “К Дню дошкольного работника” и др.

Выпуски журнала участвовали в международном конкурсе детской рукописной книги в 2005 году. Специальный выпуск “Нам не нужна война” был посвящен Дню Победы. Дети рассказывали о своих папах, дедушках, родных, которые воевали, служили в армии, участвовали в боевых действиях в Афганистане и Чечне. Трогательные детские рассказы, рисунки, фотографии – все поместилось на страницах журнала. Книга детей старшей группы “Калейдоскоп сказок” заняла второе место в номинации “Коллективная работа”. Ребята не только написали сказки, но и проиллюстрировали свои произведения.

Рассказывая о делах детского сада, мы пробуждаем желание быть активными участниками в построении своей жизни, учим решать проблемы. Нам, и детям, и взрослым, интересно заниматься, интересно узнавать новое, нам – интересно жить!

Что касается “мягкого управления”… Управленческий опыт накапливается каждый день, каждую минуту. Разрешая какую-то проблему, поняла - совсем не значит, что подобная может быть решена так же. Разные люди – разные решения. Самое основное – дисциплина. Как позитивное явление, она заключается в создании таких условий, чтобы работники достигали целей своей деятельности.

Как поощрение, так и наказание будет более уместным и действенным, если отреагировать на событие как можно скорее. Важна мотивация действий человека. Только поняв мотив действия, можно вынести справедливое решение.

Говорить мягко – действовать жестко. Обращать внимание на недостатки в работе или проступки до того, как они создадут серьезные проблемы. Коллективу необходима активная поддержка и указания со стороны руководителя, чтобы знать, какие требования к нему предъявляют. Нельзя оставлять дисциплину без внимания. Несоответствующее поведение не прекратиться само по себе, а нерешительность руководителя плохо влияет на тех работников, которые трудятся на уровне требуемых норм или превышают их.

Не нужно скупиться на хорошие слова и благодарности. Вовремя сказанное доброе слово, поддержка, знак внимания повысит уверенность в своих силах и правильности выполняемого дела, значительности своего труда.

Личное поздравление с каким-то событием – Днем рождения, сдачей аттестации, успешным выступлением окрыляет любого человека. Мы выпускаем шутливую листовку с забавными пожеланиями и рисунками для именинников, желаем всем любви в День влюбленных, поздравляем с Рождеством и поем колядки, чтобы жизнь в году была сытной и счастливой.

Сосредотачиваю свое внимание на действиях, а не на личностях. Моя задача – оценка выполненной работы и соотнесение ее с принятыми нормами, а также принятие мер в случае нарушений требований. Мы же говорим педагогам: нет плохих детей – есть плохие поступки. Со взрослыми точно также! Поняв потребности и мотив действий сотрудника, можно решить конкретную проблему в соответствии с содеянным (либо -положительным, либо –отрицательным).

Я работаю заведующей всего лишь второй год, но знаю, что только вместе мы – коллектив, только вместе мы достигнем целей, которые ставим перед собой.