Размышления
В конце XX го века Российское государство вступило на новый уровень, социально экономических отношений с разными государствами. Чтобы чувствовать себя уверенно в наш непростой век в обществе необходимым стало владение иностранным языком – это показатель образованности и коммутативности, новое поколение уже не может обойтись без знания языка. Сегодня иностранный язык постепенно, но прочно вливается в повседневную жизнь. Стало необходимым прочесть название товара, посмотреть фильм, прочитать книгу в оригинале, поездки за границу, овладение Интернетом, участие в международных проектах и многое другое. Поэтому родители стремятся поскорее открыть своим детям дорогу в большой мир языка посредством которого, они могут стать дипломатами или переводчиками, состояться в профессии, узнать много интересного, путешествуя по миру.
“Чем раньше начнешь, тем больше успеешь” - так говорят в народе. Многие родители, считают, что дошколятам надо заниматься английским. Это можно назвать социальным заказом. В свою очередь у педагогов возникают вопросы: “Могут ли дошкольники овладеть английским?”, “Что делать?”, “С чего начать?”.
Как все начиналось
Современные условия жизни, требуют от педагога новых форм работы, направленных на личностное развитие ребёнка, проявление у него инициативы, раскрытие ребёнка как полноценного члена общества. Найти свое направление работы мне помогли родители. Родительское анкетирование выявило, что 43% родителей хотели бы обучать детей английскому языку до школы. Это и подвигло меня, как педагога имеющего специальную специализацию, организовать кружок по обучению старших дошкольников английскому языку “Traveling” (путешествие). Главный принцип отбора детей в кружок – желание ребёнка.
А что говорят педагоги – новаторы?
Л С Выготский. А Н Леонтьев отмечают, что каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельности. К шести годам происходят изменения, переход от игровой деятельности к учебной. При этом игра сохраняет свою ведущую роль.
Ш. А. Амонашвили подчеркивает, что шестилетки готовы к обучению, но наиболее естественными, для них являются игровые элементы деятельности, для них очень важна предметная наглядность, тогда происходит формирование учебной деятельности.
Е.И. Негневицкая. З.Н. Никитенко, Е.А. Ленская в экспериментальной работе по обучению шестилеток английскому языку предложили педагогическую технологию, где доказали:
- что дети достаточно быстро учатся понимать на слух иноязычную речь в нормальном темпе, в представлении педагога и в звукозаписи.
Уровень усвоенной речи позволяет детям выполнять обращенные к ним просьбы, отвечать на вопросы, выражать понимание репликами согласия или не согласия.
- Занятия английским языком помогают формировать у дошкольников навыки решения элементарных коммуникативных задач в специально построенных игровых ситуациях (вопрос – ответ, просьба – ответная реакция, реплики и т.д.)
- Дошкольники в пределах программного языкового материала, отражающего игровую, учебно – трудовую, семейно – бытовую сферы деятельности, могут выстроить высказывания, состоящие из трёх фраз, правильно оформленные в языковом отношении.
Высказывания представляют собой описание (внешность человека, животного, сказочного героя), рассказ (о) (друге, члене семьи, домашнем животном)
Данная педагогическая технология “Обучение английскому языку детей 6 лет” и легла в основу моей работы.
Чуть – чуть о работе
Мою профессиональную педагогическую позицию в работе определяет приоритет -обучение дошкольников английскому языку, совершенствуя его в разных видах деятельности: игре, театре, общении, художественной деятельности и т д.
Свою работу, начала с отбора содержания и составления календарно – тематического плана работы по теме “ мой весёлый друг - английский” (Приложение 1) (Для корректного отображения приложения 1 необходимо загрузить шрифт PhoneticTM).
Все содержание обучения развила на разделы, каждый из них включает 4 занятия. Обязательным принципом построения всех занятий, является опора на игровую деятельность. (Приложение №2)
В первом разделе на занятие прилетают гости из Англии, куклы Sue and Jack, которые совсем не знают русский язык, и уже сами дети решили научить их разговаривать по-русски. А в ответ Sue and Jack учат понимать английский и разговаривать на нём. Данная мотивация продолжается и в следующих разделах. Дети с Сью и Джеком ходят в магазины за покупками, строят дом, покупают мебель.
Темы “Животные”, “Зима”, “Осень” проходят как путешествия по сказочной стране и знакомства со всем новым, не изведанным.
Работа по разделу “Семья” строится с учетом социального опыта детей. В этой теме предполагается активное участие родителей. Совместно с родителями, дети составляют генеалогическое дерево, придумывают своё оформление, украшают его фотографиями.
Организованная в таком русле работа по теме “Семья” дала ожидаемые результаты: все дети прочно усвоили материал; возрос авторитет родителей, а также повысился интерес родителей к занятиям детей английским языком. (фото №1, 2).
Одной из удачных педагогических находок стал Весёлый клоун, который со свойственной интонацией познакомил детей со школой, школьными принадлежностями, научил считать.
После каждого раздела проводится обобщающее занятие в форме театрализованного представления для родителей и детей детского сада: “На английской поляне” (Приложение 3, фото №3, 4), “Счастливая семья”, “Путешествие по сказкам”, “В гостях у Алисы и Тома”
Таким образом
Данная форма работы позволяет дать утвердительный ответ на вопрос “Могут ли дошкольники овладеть английским?”, но при соблюдении 5 важных условий:
- нужна, системно спланированная работа всего обучения;
- все занятия должны носить игровую форму организации с опорой на наглядный материал;
- взрослые должны иметь хорошее произношение;
- особое место отводится семье, где, как не дома, ребёнок расскажет о своих достижениях, а мама, гордая за своё чадо, закрепит с ним полученные знания на занятиях;
- если английский язык ребёнок изучает в детском саду, то очень важным является принцип преемственности со школой.
Мой девиз: “Хорошее начало, станет залогом дальнейшего успеха”.