Тип: изучение нового материала.
Цели: 1. Учить писать мягкий знак после шипящих в глаголах.
2. Отрабатывать навык правописания мягкого знака после шипящих в именах существительных и именах прилагательных.
3. Развивать внимание, память, мышление, речь.
Оборудование: индивидуальные карточки с буквами; таблицы1 с классификацией орфограммы “Мягкий знак после шипящих в разных частях речи”.
________________
1 Таблички появляются по мере ответов детей
Оформление доски:
Двадцать пятое января.
Мягкий знак после шипящих ... (в глаголах).
Подписывается после постановки проблемы
(Обратная сторона доски)
Стихотворение К.Д. Бальмонта
______________
2 Линии под табличкой для примеров,
приводимых детьми
(Обратная сторона доски)
1. Уметь определять части речи.
2. Знать лексическое значение слов.
Ход урока.
I. Актуализация знаний
1.Учитель. Прочитайте название темы.
Дети. Мягкий знак после шипящих.
У. Какие мысли возникли по поводу заявленной темы?
Д. Мы это знаем.
У. Почему возникла эта орфограмма?
Д. После букв ч, щ, которые обозначают мягкие шипящие звуки, хочется писать мягкий знак, а после ж, ш, обозначающих твёрдые согласные звуки, – нет. Но это орфограмма, её по слуху писать нельзя.
У. Что вы знаете о правописании мягкого знака после шипящих на конце слов? Приведите примеры.
Д. Мягкий знак после шипящих пишется в именах существительных 3-го склонения, например дочь, помощь, глушь. И не пишется в именах существительных 2-го склонения единственного числа: гараж, скрипач, кирпич и 1-го склонения множественного числа: туч, краж, встреч.
По мере ответов детей на доску вывешиваются таблички:
2. В награду за знания I строфа стихотворения русского поэта. Константина Дмитриевича Бальмонта.
Пищали мыши и рылись в крошках.
Там всё как прежде. Сидит Яга.
Я был в избушке на курьих, ножках.
Старуха злая была строга.
У. Прочитайте про себя… Понравилось ли вам стихотворение? О чём оно?
Дети делятся впечатлениями.
У. Расположите строки так, чтобы можно было почувствовать музыкальность стиха и точность рифмы, которыми отличается поэзия Бальмонта.
После восстановления текста учитель читает стихотворение до конца наизусть.
У. Как могло бы называться это стихотворение?
Д. Высказывают свои предположения.
У. Автор назвал его “У чудищ”. Как вы напишете это? Почему?
Д. Чудище – это существительное не 3-его склонения, значит нужно писать его без мягкого знака.
У. А как вы напишете отчество поэта, автора стихотворения “У чудищ”? (Дмитриевич) Почему?
Д. Это тоже существительное не 3-его склонения, следовательно, без мягкого знака.
У. Точка зрения отвечавших ясна, а как поступят остальные, я узнаю с помощью устного диктанта.
Приготовьте карточки ().
3. Устный диктант.
Помощь, кирпич, ландыш, глушь, хорош, тишь, могуч, богач, молодёжь, свеж, Петрович, луж, задач, пожарищ, вещь, молчишь, привлечь, отрежь
II. Постановка проблемы
У. Почему затруднялись в последних словах?
Д. Это мы ещё не изучали.
У. Какова же цель нашего урока?
Д. Узнать, пишется ли мягкий знак после шипящих в глаголах.
У. Уточните тему урока.
Д. Мягкий знак после шипящих в глаголах.
У. Как вы узнаете глагол среди других частей речи?
Д. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? или что сделать?
III. Открытие детьми нового знания.
1.У. Давайте подумаем, пишется ли мягкий знак после шипящих на конце глаголов. Определите, какой частью речи являются выделенные слова, в каких формах они стоят.
На доске:
Не разгрызёшь ореха, не съешь ядра.
Семь раз отмерь, один отрежь.
Важно беречь платье снову, а честь смолоду.
Как поживёшь, так и прослывёшь.
У. Какой вывод можно сделать?
Женя сделала такой вывод: “На конце глаголов в любой форме после шипящих пишется Ь”.
У. Права ли Женя?
2.Чтение правила. С. 82
У. Прочитайте правило. Правы ли мы в своих выводах?
IV. Первичное закрепление.
С.82 № 1
У. Запишите слова в 3 столбика. В первый – глаголы в начальной форме, во второй – глаголы в форме 2-го лица, единственного числа, в третий – глаголы, выражающие совет, просьбу, приказ (о том, как называется такая форма глагола, вы узнаете позже)
Не забывайте писать Ь после шипящих!
Фронтальная проверка.
V. Самостоятельная работа.
С.83 № 2 – у доски
беречь | думаешь | съешь |
Ксюша, | Никита | у доски |
(С обратной стороны: один слева, другая справа)
обжечь | стоишь | спрячь |
поджечь | говоришь | |
стричь | сидишь | |
помочь | бежишь | |
идёшь | ||
пойдёшь | ||
лежишь | ||
кричишь | ||
льёшь |
У. Проверьте работу Ксюши с Никитой и свою… Кто справился без ошибок?
VI. Физкультминутка
С. 83 № 5
У. Если слово пишется после шипящих с Ь - встаём, без Ь - садимся.
Какое слово вызвало затруднение? Почему? Как поступить?
Д. Неясно, писать ли Ь в слове отрежьте, потому что здесь шипящий в середине, а не в конце. Пробуем заменить его формой единственного лица - отрежь. Ставим вопрос: что сделай? Отрежь – это глагол, пишется с мягким знаком, значит и во множественном числе следует писать мягкий знак.
VII. Работа в парах
С. 83 № 3
У. Выпишите только те пословицы, которые добавят новое к уже имеющимся знаниям… Что выписали? О чём ещё узнали, выписывая пословицы?
Д. В глаголах перед –ся после шипящих тоже пишется мягкий знак.
Дети должны выписать только две пословицы:
За ум возьмёшься – до дела доберёшься. За большим погонишься – и малого не увидишь.
У. Вспомните пословицы с таким же смыслом.
Д. Хочешь много знать – надо меньше спать. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Сам не научишься – никто не научит. Хочешь есть калачи – не сиди на печи. и т. п.
VIII. Итог урока
У. Что нового узнали о написании Ь после шипящих?
У. Какими словами следует дополнить нашу таблицу? Приведите примеры.
Д. Во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак.
Д. У глаголов во всех формах.
У. Что нужно уметь, чтобы правильно писать слова с шипящими па конце?
Д. Определять часть речи.
4. Дидактическая игра “Да - нет”. (покажите на пальцах знаком “+” согласие, “- ” - несогласие)
Правда ли:
1. После шипящих никогда не пишется Ь.
2. В словах луч, кирпич, сторож не нужно писать Ь, т.к. это имена существительные 2 склонения.
3. В словах знаешь, чувствуешь, участвуешь не нужно писать Ь знак, т.к. это имена прилагательные.
4. В словах стричь, беречь, стеречь, жечь нужно писать Ь, т.к. это глаголы.
5. В словах хорош, свеж, горяч, пригож не нужно писать Ь, т.к. это краткие прилагательные.
6. В словах заплачь, обозначь, спрячь, съешь нужно писать Ь, т.к. это глаголы.
7. Ь после шипящих пишется у сущ. мужского рода, у существительных женского рода в форме родительного падежа, множественного числа, у кратких прилагательных.
IX. Экспресс - опрос
(Лист размером 5см на 20см оформлен заранее: на листочках сверху имя, слева числа от 1 до 15.)
- Обозначения: нет Ь - прочерк, есть Ь - +.
1) электричество -
20 смерч-
3) стеречь +
4) встреч -
5) крепыш-
6) дрожь +
7) ловишь +
8) ешь +
9) спрячь +
10) удач -
11) трубач –
12) горяч -
13) зажечь +
14) фальшь3 +
15) не плачь +
__________________
3 Фальшь - 1. Несоответствие тону в пении,
музыкальном исполнении. 2. Неискренность,
лицемерие. 3. Обман, мошенничество.
Самопроверка пастой другого цвета.
У. Кто справился без ошибок?
(Уже сегодня получат 5, остальные смогут поучиться писать Ь после шипящих завтра и дома, выполняя домашнее задание)
- А как бы вы записали слово ВСКАЧЬ?
- Почему возникли разногласия?
Д. Это слово отвечает на вопрос как? и является наречием. А как пишутся наречия с шипящим на конце, мы ещё не знаем.
У. Какое слово вызвало затруднение?
Д. Мы не знаем значение слова фальшь, поэтому не можем определить часть речи.
(учитель даёт толкование слова фальшь, приводит примеры)
У. Что нужно знать, чтобы писать слова с шипящим на конце?
Д. Уметь определять части речи. Знать лексическое значение слов.
X. Домашнее задание
Правило, с. 82, печатная тетрадь с. 28 №1, № 2.