Цель:
- Дать понятие о рельефе и ландшафте,
- познакомить с особенностями родного края,
- развивать и формировать практические навыки и умения при работе над описанием ландшафта своего края,
- развивать творческие способности учащихся, их нравственно-поэтические потребности на основе взаимодействия различных школьных предметов,
- прививать любовь к родному краю.
Материал к уроку:
- Макеты гор, рек, равнин, холма, водоразделов…
- Физическая карта России.
- Карта Амурской области.
- Атласы Амурской области.
- Стихи различных поэтов о природе.
- Видеофрагменты с изображением рельефа нашей местности.
I. Вступительная беседа
- Сегодня у нас необычный урок. Мы одновременно проведем сразу два: ознакомление и экологию. Посмотрите на доску и скажите, какие из этих понятий нам знакомы:
рельеф
ландшафт
экология
дизайн
- Какие из них знаем и можем объяснить?
- Что понимаем под словом рельеф?
Рельеф – это все неровности поверхности суши, дна океанов, морей, рек…
- Какие формы можно назвать выпуклыми, а какие вогнутыми?
Материки, горы, холмы, сопки…- выпуклые;
Котловины океанов, морей, рек, речные долины, овраги – вогнутые.
- На территории России встречается самый разнообразный рельеф.
II. Работа над темой урока
1. Если посмотреть на карту России, мы увидим рельеф. Как он обозначен?
(При помощи цвета: коричневый, зеленый, желтый..)
2. На территории России много различных гор. Какие знаете вы?
- Уральские горы:
* * *
Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал.
Как девочки, сосны босые
Сбегают с заснеженных скал.
В лугах, на ковровых просторах,
Среди плодородных полей
Лежат голубые озера
Осколками древних морей…
Когда-то над хребтом Урала
Соленой свежести полна
С ветрами запросто играла
Морская вольная волна.
Ей было любо на просторе
С разбегу устремляться ввысь.
Отхлынуло, исчезло море,
И горы в небо поднялись.
Но своеобразная природа
То море в памяти хранит.
В тяжелых каменных породах
Волной играет малахит.
- Кавказские горы.
* * *
М. Лермонтов.
Приветствую тебя, Кавказ седой!
Твоим горам я путник не чужой…
Прекрасен ты, суровый край свободы
И вы, престолы вечные природы,
Когда, как дым синея, облака
Под вечер к вам летят издалека,
Над вами вьются, шепчутся как тени,
Как над головой огромных привидений
Колеблемые перья, - и луна
По синим сводам странствует одна.
- Как на карте отмечены равнины, низменности?
Равнина. Равнина.
Ни яра, ни пади, равнина – на север, равнина – на
юг.
Как будто гористую землю разгладил утюг.
Здесь воду колышут душистые ветры,
Поля поливает с Алтая вода.
Здесь смотришь и видишь на сто километров:
Полсотни – туда и полсотни – сюда.
А солнце? Вы видели солнце степное?
Лучистая ласка его горяча;
Не скрыто ни ближней, ни дальней горою,
Оно до последнего светит луча.
III. Что можем сказать о рельефе нашей местности?
1. У нас местность гористая. На севере Амурской области насчитывается более 20 горных хребтов. Все они невысокие, склоны их не крутые, а пологие. В наших горах нет крутых скалистых пиков и обрывистых глубоких ущелий, как на Кавказе или в Альпах. Становой хребет – самый длинный в области.
2. Практическая работа:
- Изобразите простым карандашом рельеф нашей местности.
3. Изменяется ли рельеф сегодня?
(Да, на него влияют ветры, дожди, вулканы…)
Для регистрации землетрясений в селе Усть-Нюкжа установлена сейсмическая станция.
Одновременно происходит разрушение и смыв реками горных пород. Благодаря этому поверхность нашей области понижается на 9-15 мм за тысячу лет. Изменяет рельеф и человек – путем распашки полей и добычи полезных ископаемых.
4. Это интересно.
Город уходит в землю.
С первого взгляда кажется, что Люнебург - обыкновенный западногерманский городок, где течет спокойная провинциальная жизнь без больших радостей и без больших потрясений. Но присмотритесь к нему внимательней и вы увидите, что люнебуржцы живут в постоянном страхе за свое существование. Над Люнебургом словно тяготеет неумолимый рок. Как сообщает французский журнал, город постепенно уходит в землю. Каждый год он погружается в почву на 2-2,5 см. С 1880 г. по 1951 г. дома опустились на 2 метра. Во многих зданиях уже невозможно жить, положение становится угрожающим. Местные власти рекомендуют жителям покинуть город. Ученые до сих пор не могут объяснить причины этого странного явления.
- А вот территория Москвы в настоящее время опускается со скоростью 4 мм в год.
Рельеф изучает наука геоморфология.
IV. Работа с учебником (стр. 74-76).
- Что нового мы узнали из статьи?
Вывод: Какое значение имеет рельеф для жизни людей?
Где люди пашут: в горах или на равнине?
Где пасут коров, а где овец?
V. Физминутка.
VI. Понятие о ландшафте.
1. Рельеф представляет собой горные породы, он голый и безжизненный. А вот если на равнинном рельефе раскинулись поля, леса, озера, а в горном рельефе по ущелью несется речка, на вершинах гор цветут эдельвейсы, склоны покрыты лесами, кустами, то рельеф уже называется ландшафтом. Глядя на ландшафт, человек решает, где ему поселиться.
2. Практическая работа:
- превратите свой рельеф в ландшафт.
3. Что преобладает в ландшафте нашего края?
Сопки, речные узкие долины; реки быстрые, холодные, многолетняя мерзлота, озера; растительность – хвойные леса с преобладанием лиственницы.
В. Лукша.
Застыли сосны тихо, как в дозоре.
Лес и сегодня охраняет нас.
Я славлю чудо из чудес – родимый лес,
Зелёный лес.
Р. Гамзатов.
И еще боготворю деревья,
Их доверьем детским дорожу,
В лес вхожу, как будто к другу в дверь я,
Как по царству по лесу брожу.
VII. Какую роль играет лес в нашей жизни?
а) Лес – источник древесины, источник кислорода, ягод и грибов, лекарственных растений, место обитания растений и животных, защитник почв и водоемов; место отдыха и туризма; источник здоровья.
б) Лес – это красота пейзажа, особый микроклимат, ароматы, звуки, - все это привлекает нас в лес, благоприятно влияет на здоровье, вселяет бодрость и творческую энергию.
в) Стихотворение Г. Ладонщикова:
Как-то раннею весной на проталине лесной
Увидал медведь матерый человека под сосной.
Человек был с рюкзаком и с походным котелком.
Он стоял и любовался появившимся цветком.
- Вот чудак! – сказал медведь, - никакого смысла ведь
Нет от этого цветка, вот нашел-ка что смотреть!
Лучше в ельник бы пошел, муравейник бы нашел,
Или в улей заглянул бы, или меда там у пчел…
Зверя мы судить не будем, что ж, медведь – медведь и есть.
Плохо, если люди любят только то, что можно съесть.
г) В лесу нельзя:
Помните, что оставленная бумага лежит 2 года, консервная банка – 90 лет, полиэтиленовые пакеты – более 200 лет, стекло - более 1000 лет.
- Какие лекарственные растения дарит нам лес?
Шиповник, мать-и-мачеха, подорожник, зверобой, калина, черемуха, валериана, ландыш, можжевельник, алтей, береза и т.д.
Не разоряйте птичьего гнезда,
Так счастлива в своем жилище птица!
Она в гнезде спокойна и тогда,
Когда над рощей буря злится.
Храните дерево от топора:
Оно высокое и вековое;
Дает нам тень, когда стоит жара,
Оно чарует все живое!
Не разоряйте птичьего гнезда!
Мне больше, чем другому боль знакома,
Того, чья песня глохнет в холода,
Кто на земле живет без дома.
Вывод: Очень важно, чтобы каждый берег свой дом, свою родину, свою Землю.
Ведь охранять природу – значит охранять свою Родину. Стремиться
сделать ее прекраснее, лучше.
VIII. Вот и подошли мы к последнему этапу урока – дизайн.
- Что такое дизайн? Кто такие дизайнеры?
Дизайн (англ.) – проектировать, конструировать, чертить, - т.е. процесс создания новых предметов, инструментов, оборудования; это же и новый вид художественной деятельности, возникший в ХХ веке. Цель: создание эстетической среды жизни человека. Дизайнеры призваны изменять природный ландшафт, украшать нашу жизнь. Они преобразовывают улицы городов, создают уют и красоту парков и садов. И наша задача – сберечь эту красоту на века.
IX. Итог урока:
- Чем затруднена жизнь и деятельность людей в нашем городе?
- суровый климат
- мерзлота
- возможность землетрясений
- горный рельеф
- низкое содержание в воздухе кислорода зимой.
Однако нам нравится наш город и мы хотим в нем жить.
Хочется закончить наш урок стихами П. Сергеева:
Старательно вникая в опыт древних
И постигая суть его корней,
Я стойкости учился у деревьев,
А ловкости и силе – у зверей.
У птиц учился чувствовать свободу,
У рыб – сосредоточенно молчать.
Поэтому, обязан я природу
От всех врагов достойно защищать.