Урок математики в 1-м классе по теме: "Масса тела. Сравнение предметов по массе" (система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова)

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи

  1. Помочь детям сформировать представление о массе предмета. Научить сравнивать массы различных предметов.
  2. Совершенствовать умения сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, форме, цвету, материалу, периметру, площади и объему.
  3. Воспитывать умение внимательно слушать своих товарищей, адекватно оценивать свою работу и работу других людей.

Оборудование: два прямоугольника, одинаковых по длине, ширине, высоте, цвету, материалу; овал и круг одинакового цвета, материала, но разных по площади и периметру; две колбы разные по форме и высоте, но одинакового объема, 2 кубика (красный и зеленый), мячик и пирамидка, причем массы кубиков одинаковые, масса мячика больше, чем масса кубика, а масса пирамидки больше массы мячика, таблички с рисунками кубиков (4шт.), мячика (4шт.),пирамидки (4шт.),таблички с надписями “ длина”, “ширина”, “высота”, “форма”, “цвет”, “материал”, “периметр”, “площадь” и “объем”, весы, две непрозрачные баночки, одна – пустая, другая – полная.

Ход урока

I. Актуализация знаний

Учитель: На прошлых уроках мы учились сравнивать предметы по разным признакам. Назовите эти признаки.

По мере называния признаков, на доску вывешиваются карточки

Длина

 

Цвет

 

Форма

Ширина

Периметр

Материал

Высота

Площадь

Объем

Учитель выставляет пары предметов.

Учитель: Назовите признаки, по которым можно сравнить эти предметы, и найдите те, по которым они отличаются.

1. Два прямоугольника.

Дети:

-.Данные прямоугольники можно сравнить по длине, ширине, высоте, форме, цвету, материалу, периметру, площади.

Дети сравнивают данные фигуры. Два человека вызываются к доске. Делается вывод.

- Приложив эти фигуры друг к другу, можно заметить, что по длине, ширине, высоте, форме, периметру, площади эти фигуры равны.

- Сделаны они из одного и того же материала.

- Отличительный признак- цвет.

2. Круг и овал.

Дети:

- Данные фигуры можно сравнивать по цвету, форме, материалу, периметру, площади.

Дети сравнивают данные фигуры. Четыре человека вызываются к доске. Делается вывод

- По цвету, материалу данные фигуры одинаковы.

- Чтобы сравнить их площадь, приложим фигуры друг к другу.

- Площадь круга меньше площади овала.

- Чтобы сравнить их периметр, воспользуемся ниткой. Так как периметр – это граница фигуры, то измерим границу круга ниткой, а затем сравним с границей овала.

- Получили следующие результаты: периметр круга меньше, чем периметр овала.

- Отличительные признаки – форма, площадь и периметр.

3.Две колбы.

Дети:

- Данные предметы можно сравнивать по высоте, форме, цвету, материалу, площади основания и объему.

Дети сравнивают данные фигуры. Четыре человека вызываются к доске. Делается вывод.

- Мы сравнили эти фигуры по высоте и выяснили, что колба1 выше, чем колба 2.

- Форма у предметов разная.

- Площадь основания у колбы 2 больше, чем у колбы1

- По цвету и материалу эти фигуры одинаковые.

- Чтобы узнать, одинаковые ли они по объему, мы налили в колбу1 воды и перелили ее в колбу 2.

- Оказалось, что объемы у них тоже равны.

Учитель: Оцените свои знания.

II. Постановка и решение учебной задачи.

Учитель достает две одинаковые непрозрачные баночки. Одна из них пустая, другая полная, но дети об этом не должны знать

Учитель: А по каким признакам можно сравнить эти предметы?

Дети: Данные предметы можно сравнить по высоте, форме, цвету, материалу, площади основания и объему.

Учитель: Найдите отличительные признаки.

Дети: Эти баночки одинаковые по всем признакам.

Учитель: И все-таки есть признак, который их отличает

Дети: Мы его не знаем.

На доске появляется знак вопроса.

Учитель: Хотите узнать?

Дети: Да! Очень!

Учитель: Тогда поставим опыт.

Учитель вызывает 1 ученика и просит встать и вытянуть руки перед собой ладонями вверх. Затем ставит одновременно обе баночки на ладони ребенка. Та рука, в которой баночка была полная, опускается из-за тяжести.

Учитель: Теперь вы догадались, почему эти баночки разные?

Дети: Одна из них легче, другая – тяжелее.

Учитель: Какой прибор нам помогает узнать, что легче, а что тяжелее?

Дети: Этот прибор называется весы.

Учитель: Значит, про наши баночки мы можем сказать, что они не одинаково………

Дети: Весят.

Учитель: Что же у них отличается?

Дети: У них отличается вес.

Учитель: Говорят, что у этих предметов разная МАССА (вывесить слово на доску).

У меня тоже есть весы. Давайте взвесим наши баночки. Что вы видите?

Дети: Та чаша, на которой стоит тяжелая баночка, опустилась вниз, а та, что легче – поднялась.

Учитель: Постройте схему к тому, что вы увидели.

Один ученик работает у доски

Ученик:

Массу баночки, которая легче я обозначил М1, а массу другой баночки М2 .Так как М1 < М2 ,следовательно отрезок М1 будет короче отрезка М2.

Учитель: Оцените работу своего товарища. Оцените свою работу.

III. Формирование навыка работы с общим принципом.

Учитель достает 2 кубика ( красный и зеленый), мячик и пирамидку.

Учитель: Выберите из этих четырех предметов два таких, чтобы они соответствовали вашей схеме.

Дети опытным путем подбирают нужную пару. По мере обсуждения на доске появляются таблички.

Дети:

- Мы выяснили, что таких пар пять.

- Это зеленый кубик и мячик, причем кубик легче мячика.

- Это красный кубик и мячик, причем кубик легче мячика.

- Это зеленый кубик и пирамидка, причем кубик легче пирамидки.

- Это красный кубик и пирамидка, причем кубик легче пирамидки.

- Это мячик и пирамидка, причем мячик легче пирамидки.

Учитель: Оцените свою работу.

IV. Итог урока.

Учитель: Чему же мы с вами научились на уроке?

Дети:

- Узнали, что такое масса.

- Научились сравнивать предметы по массе.

V. Самооценка

Учитель: Просмотрите еще раз свою работу на уроке и поставьте себе оценку на шкалах (понятно, интересно, работал)