Цели и задачи
- Помочь детям сформировать представление о массе предмета. Научить сравнивать массы различных предметов.
- Совершенствовать умения сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, форме, цвету, материалу, периметру, площади и объему.
- Воспитывать умение внимательно слушать своих товарищей, адекватно оценивать свою работу и работу других людей.
Оборудование: два прямоугольника, одинаковых по длине, ширине, высоте, цвету, материалу; овал и круг одинакового цвета, материала, но разных по площади и периметру; две колбы разные по форме и высоте, но одинакового объема, 2 кубика (красный и зеленый), мячик и пирамидка, причем массы кубиков одинаковые, масса мячика больше, чем масса кубика, а масса пирамидки больше массы мячика, таблички с рисунками кубиков (4шт.), мячика (4шт.),пирамидки (4шт.),таблички с надписями “ длина”, “ширина”, “высота”, “форма”, “цвет”, “материал”, “периметр”, “площадь” и “объем”, весы, две непрозрачные баночки, одна – пустая, другая – полная.
Ход урока
I. Актуализация знаний
Учитель: На прошлых уроках мы учились сравнивать предметы по разным признакам. Назовите эти признаки.
По мере называния признаков, на доску вывешиваются карточки
Длина |
Цвет |
Форма |
||
Ширина |
Периметр |
Материал |
||
Высота |
Площадь |
Объем |
Учитель выставляет пары предметов.
Учитель: Назовите признаки, по которым можно сравнить эти предметы, и найдите те, по которым они отличаются.
1. Два прямоугольника.
Дети:
-.Данные прямоугольники можно сравнить по длине, ширине, высоте, форме, цвету, материалу, периметру, площади.
Дети сравнивают данные фигуры. Два человека вызываются к доске. Делается вывод.
- Приложив эти фигуры друг к другу, можно заметить, что по длине, ширине, высоте, форме, периметру, площади эти фигуры равны.
- Сделаны они из одного и того же материала.
- Отличительный признак- цвет.
2. Круг и овал.
Дети:
- Данные фигуры можно сравнивать по цвету, форме, материалу, периметру, площади.
Дети сравнивают данные фигуры. Четыре человека вызываются к доске. Делается вывод
- По цвету, материалу данные фигуры одинаковы.
- Чтобы сравнить их площадь, приложим фигуры друг к другу.
- Площадь круга меньше площади овала.
- Чтобы сравнить их периметр, воспользуемся ниткой. Так как периметр – это граница фигуры, то измерим границу круга ниткой, а затем сравним с границей овала.
- Получили следующие результаты: периметр круга меньше, чем периметр овала.
- Отличительные признаки – форма, площадь и периметр.
3.Две колбы.
Дети:
- Данные предметы можно сравнивать по высоте, форме, цвету, материалу, площади основания и объему.
Дети сравнивают данные фигуры. Четыре человека вызываются к доске. Делается вывод.
- Мы сравнили эти фигуры по высоте и выяснили, что колба1 выше, чем колба 2.
- Форма у предметов разная.
- Площадь основания у колбы 2 больше, чем у колбы1
- По цвету и материалу эти фигуры одинаковые.
- Чтобы узнать, одинаковые ли они по объему, мы налили в колбу1 воды и перелили ее в колбу 2.
- Оказалось, что объемы у них тоже равны.
Учитель: Оцените свои знания.
II. Постановка и решение учебной задачи.
Учитель достает две одинаковые непрозрачные баночки. Одна из них пустая, другая полная, но дети об этом не должны знать
Учитель: А по каким признакам можно сравнить эти предметы?
Дети: Данные предметы можно сравнить по высоте, форме, цвету, материалу, площади основания и объему.
Учитель: Найдите отличительные признаки.
Дети: Эти баночки одинаковые по всем признакам.
Учитель: И все-таки есть признак, который их отличает
Дети: Мы его не знаем.
На доске появляется знак вопроса.
Учитель: Хотите узнать?
Дети: Да! Очень!
Учитель: Тогда поставим опыт.
Учитель вызывает 1 ученика и просит встать и вытянуть руки перед собой ладонями вверх. Затем ставит одновременно обе баночки на ладони ребенка. Та рука, в которой баночка была полная, опускается из-за тяжести.
Учитель: Теперь вы догадались, почему эти баночки разные?
Дети: Одна из них легче, другая – тяжелее.
Учитель: Какой прибор нам помогает узнать, что легче, а что тяжелее?
Дети: Этот прибор называется весы.
Учитель: Значит, про наши баночки мы можем сказать, что они не одинаково………
Дети: Весят.
Учитель: Что же у них отличается?
Дети: У них отличается вес.
Учитель: Говорят, что у этих предметов разная МАССА (вывесить слово на доску).
У меня тоже есть весы. Давайте взвесим наши баночки. Что вы видите?
Дети: Та чаша, на которой стоит тяжелая баночка, опустилась вниз, а та, что легче – поднялась.
Учитель: Постройте схему к тому, что вы увидели.
Один ученик работает у доски
Ученик:
Массу баночки, которая легче я обозначил М1, а массу другой баночки М2 .Так как М1 < М2 ,следовательно отрезок М1 будет короче отрезка М2.
Учитель: Оцените работу своего товарища. Оцените свою работу.
III. Формирование навыка работы с общим принципом.
Учитель достает 2 кубика ( красный и зеленый), мячик и пирамидку.
Учитель: Выберите из этих четырех предметов два таких, чтобы они соответствовали вашей схеме.
Дети опытным путем подбирают нужную пару. По мере обсуждения на доске появляются таблички.
Дети:
- Мы выяснили, что таких пар пять.
- Это зеленый кубик и мячик, причем кубик легче мячика.
- Это красный кубик и мячик, причем кубик легче мячика.
- Это зеленый кубик и пирамидка, причем кубик легче пирамидки.
- Это красный кубик и пирамидка, причем кубик легче пирамидки.
- Это мячик и пирамидка, причем мячик легче пирамидки.
Учитель: Оцените свою работу.
IV. Итог урока.
Учитель: Чему же мы с вами научились на уроке?
Дети:
- Узнали, что такое масса.
- Научились сравнивать предметы по массе.
V. Самооценка
Учитель: Просмотрите еще раз свою работу на уроке и поставьте себе оценку на шкалах (понятно, интересно, работал)