Решение текстовых задач (по курсу Истоминой Н.Б.). 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Известно, что решение текстовых задач представляет большие трудности для учащихся. Поэтому во 2 классе параллельно с выработкой вычислительных навыков ведётся целенаправленная работа по знакомству школьников с текстовой задачей. При этом существенным является не отработка умения решать определённые виды текстовых задач, а приобретение опыта в анализе различных текстовых конструкций, формирование умения представлять их в виде схематических моделей, усвоение структуры задачи и осознание процесса её решения. Средством организации этой деятельности могут быть специальные обучающие задания, включающие методические приёмы сравнения, выбора, преобразования, конструирования. Для приобретения опыта в анализе текстов задач используется приём получения текста задачи из условия и вопроса, и сравнения текстов задач. Данную работу на уроке целесообразно построить фронтально. Это создаст условия для обсуждения ответов детей и для включения их в активную мыслительную деятельность. С этой целью предлагается задание: соедини вопрос с условием, чтобы получилась задача.

У причала стояло

У причала стояло

У причала стояло

12 больших лодок

8 маленьких лодок.

10 маленьких лодок,

и 5 маленьких лодок.

 

а больших на 2 больше.

Сколько больших лодок стояло у причала?

Если соединить первое “условие” с предлагаемым вопросом, то задача не получится, так как в вопросе спрашивается о том, что уже известно из условия. Поэтому ученикам предлагается изменить вопрос таким образом, чтобы полученный текст стал задачей. Составляется задача, в которой изменяется вопрос: “У причала стояло 12 больших и 5 маленьких лодок. Сколько всего лодок стояло у причала?” Решение задачи дети могут выполнить самостоятельно.

Из второго условия при соединении его с вопросом может получиться задача с недостающими данными, поэтому ученикам предлагается дополнить условие таким образом, чтобы вопрос задачи имел непосредственное отношение к условию. Составляется задача, в которой добавляются новые данные: “У причала стояло 8 маленьких лодок, а больших на 3 больше. Сколько больших лодок стояло у причала?” Решение задачи дети могут выполнить самостоятельно.

При присоединении третьего условия к данному вопросу, получается соответствие вопроса условию. Учащиеся сравнивают тексты полученных задач.

Такие задания позволяют школьникам сделать первые шаги в осмыслении структуры задачи, понять, что задача получается не при механическом соединении условия с вопросом, а при соответствии условия и вопроса, а также осмыслить существенные особенности задачи.

С целью формирования умения выбирать арифметические действия для решения задач можно предложить задания, в которых используется ряд приёмов.

Покажем их на примере последней из трёх рассмотренных задач с изменённым вопросом. Учитель просит назвать решение каждой из задач. Затем учащиеся изменяют вопрос последней задачи так, чтобы она решалась в два действия. Дети формулируют задачу: “У причала стояло 10 маленьких лодок, а больших на 2 больше. Сколько всего лодок стояло у причала?”.

1. Составление схемы.

- Начертите отрезок, которым можно обозначить число больших лодок, если число маленьких лодок обозначено отрезком АВ.

-Отметьте на схеме отрезок, который обозначает 2 лодки.

-Отметьте на схеме отрезок, который обозначает количество больших лодок.

- Запишите выражением, сколько больших лодок стояло у причала.

10 + 2

- Покажите на схеме отрезок, соответствующий данному выражению.

- Будет ли это выражение решением данной задачи? Почему?

- Прочитайте вопрос задачи и обозначьте его на схеме.

- Запишите выражением, сколько всего лодок стояло у причала.

2. Выбор схемы.

Рассмотрим использование данного приёма на следующей задаче.

У Пети было 17 кубинских и 13 русских марок. 6 марок он отдал товарищу. Сколько у него осталось?

Маша нарисовала к задаче такую схему:

image5.gif (940 bytes)

Миша - такую:

- Кто из них невнимательно читал текст задачи?

Далее ученикам предлагается самостоятельно записать решение задачи.

Ученики могут предложить три способа решения этой задачи:

(17+13)-6=24(мар.)

(17-6)+13=24(мар.)

(13-6)+17=24(мар.),

но только одно из них будет соответствовать данной схеме. В данном случае это третий способ решения. Поэтому учитель может предложить детям перемоделировать схему под остальные два способа решения задачи.

Работа по нахождению различных способов решения оказывает на школьников благоприятное воздействие, развивает любознательность, самостоятельность мышления.

Предлагаю следующие задания:

  • объяснить, как велось рассуждение в задаче, решённой различными способами;
  • провести разбор задачи по решённому способу;
  • какое решение не имеет смысла, противоречит условию задачи, то есть является ошибочным из всех предложенных способов;
  • какое решение является рациональным;
  • какое решение самое лёгкое, самое трудное.

Такие виды работ позволяют более осмысленно подходить к поиску разных способов решения задач, да и вообще к решению задач.

Использование различных методических приёмов при обучении решению задач способствует правильному пониманию математического смысла различных жизненных ситуаций, активизирует их познавательную активность.