Цели:
- Ознакомить с питательной ценностью салатов и винегрета.
- Научить их приготовлению.
- Рассказать о витаминах, содержащихся в используемых овощах.
- Познакомить с правилами первичной и тепловой обработки, с сохранением витаминов, нарезки и способами оформления готового блюда.
Воспитательная задача. Воспитывать бережное отношение к продуктам.
Развивающая задача. Развить творческую деятельность учащихся, активность и способность работать в группах.
Метод проведения: беседа, выступления учащихся.
Оснащение урока.
1 Плакат. “Техника безопасности при работе с режущими инструментами”
2 Плакат. “Салаты”.
3 Плакат “Питательные вещества в овощах”.
План.
1.Организационный момент. Постановка цели урока и объяснение задач – 5 минут.
2.Объянение нового материала – 20мин.
3.Практическая работа - 45 мин.
4. Дегустация блюд. - 13мин.
5 Оценивание работ. - 5мин.
6 Домашнее задание - 2мин.
Организационная часть.
Приветствие учащихся, проверка явки и готовности к уроку. Сообщение темы и краткий обзор урока.
Объяснение нового материала
.- Ребята, ответьте на вопросы.
- Что такое кулинария? ( Искусство приготовления пищи).
- Какую пищу мы едим? ( Растительного и животного происхождения).
- Скажите, чем полезна растительная пища? (Белками, жирами, витаминами и др. )
- А что вы знаете о витаминах? (Они очень полезные для организма).
Учитель. Сегодня на уроке вы узнаете как ученые открыли витамины, и какие витамины содержатся в овощах.
Всякому понятно, что без питания не может существовать живой организм. Ученые еще в прошлом веке выяснили, что пища человека содержит белки, жиры, углеводы и минеральные вещества, а также воду. Изучая состав пищи, для своих опытов они нередко использовали искусственные питательные смеси: из обычной пищи выделяли химически чистые белки, жиры, углеводы и минеральные вещества и готовили своеобразные блюда. Ими кормили разных подопытных животных. Наблюдая за животными, узнавали: сколько нужно организму белков? что случится, если не хватит в пище углеводов? какими вырастут животные, если лишить их жиров?
Искусственные смеси мастерски готовил и молодой русский врач Лунин, работавший в 1880 г. над своей диссертацией в старом университетском городе Тарту. Особенно интересовался он тем, какое значение имеют для организма минеральные вещества.
Лунин ставил свои опыты на мышах. Он кормил их искусственной смесью, содержавшей все известные в то время питательные вещества, меняя лишь состав минеральных солей. Но мыши гибли, получая искусственную смесь, когда же Лунин запер их в клетки и стал кормить коровьим молоком, они почувствовали себя отлично.
После долгих сомнений, догадок Лунин понял, что в его искусственной смеси чего-то не хватает. Вероятно, естественная пища, кроме белков, жиров, углеводов и минеральных солей, содержит в ничтожных количествах другие вещества, которые остаются незамеченными. Опыты Лунина убедительно доказывали, что эти вещества необходимы. Ведь мыши гибли, не получая их. Конечно, и человек погиб бы, питаясь пищей, лишенной этих веществ.
Такой вывод и сделал Лунин. “Очевидно, — писал он, подводя итог своим наблюдениям, — в естественной пище, такой, как молоко, должны присутствовать в малых количествах, кроме известных, еще и неизвестные вещества, необходимые для жизни”. Эти вещества, на существование которых указал Лунин, были витамины. О том, что в пище находятся какие-то еще не известные вещества, говорили и широко распространенные тогда болезни: пеллагра, цынга, бери-бери.
Многое можно приготовить из кукурузного зерна. Кукуруза — полезнейшее растение. Она дает крахмал и патоку, сахар, масло, спирт. Но в южных странах, где беднякам приходилось обходиться одной лишь кукурузой, нередко свирепствовала тяжелая болезнь — пеллагра. Она начиналась с кишечного заболевания. Потом на шее и руках больного появлялись красные пятна.
Кончалось все это зачастую тяжелым нервным заболеванием. Но болезнь проходила, если больному давали печень, яйца. Прекрасно помогали пекарские и пивные дрожжи.
Большое недоумение у врачей вызвала и другая болезнь. До революции в русских селах обычно к весне, когда простой народ, забывая даже вкус мясных щей, рыбной ухи или молочной каши, перебивался, как говорится, с хлеба на квас, начиналась повальная болезнь, известная под названием “куриной слепоты”.
Многих отважных путешественников и моряков безжалостно сваливала с ног цынга. Правда, в народе давно знали, как справляться и с этой тяжелой болезнью. Еще в древней Руси заготовляли сосновые “вершинки” — молодые побеги сосны. Из хвои готовили настой, им лечили цынгу. Знали и другие средства против цынги: шиповник, свежую зелень, квашеную капусту, зеленый лук, хрен.
В конце прошлого столетия в странах юго-восточной Азии стала свирепствовать не известная в Европе болезнь — бери-бери. Она начиналась с общей слабости. У больного немели руки и ноги. Потом шею и ноги сводили судороги, сковывал паралич.
В Индонезии, Китае и Японии эта болезнь была нередкой гостьей. В эти-то края в 1890 г. приехал голландский врач Эйкман и поселился в приморском городе на острове Ява. Вскоре ему пришлось работать в местном госпитале и столкнуться с этой загадочной болезнью.
Не один год вел свои наблюдения Эйкман, пока не убедился, что бери-бери вызывает в сущности очень простая причина. Если питаться одним очищенным от отрубей, так называемым белым рисом, обязательно заболеешь бери-бери, Рисовые отруби излечивали больных бери - бери. Они и были тем продуктом, который позволил открыть секрет пищи. Польскому химику Казимиру Функу в 1912 г. удалось извлечь из отрубей неприятные на вкус желтые кристаллы, излечивавшие голубей, у которых намеренно вызывали бери-бери, давая им в пищу очищенный от отрубей белый рис.
Неизвестные вещества пищи, о существовании которых писал Лунин, были, наконец, найдены, извлечены... Желтые кристаллы, выделенные из шелухи риса, назвали витамином, от латинского слова “вита” — жизнь.
Вскоре из различных овощей, мяса, молока, жира удалось извлечь другие витамины. Их стали обозначать буквами латинской азбуки. Вещество, отсутствие которого вызывает слабость зрения в сумерках, назвали витамином А. Вещество, излечивающее от цынги и скрывающееся в свежей капусте и овощах, получило название витамина С (цэ). Витамин, избавляющий от пеллагры, наименовали РР (пэ-пэ), излечивающий от бери-бери — В (бэ), а предохраняющий от рахита — Д.
Так получилась своеобразная азбука здоровья. Ни одно открытие в медицине не получило сразу такой известности. Мы постоянно заботимся о том, чтобы в пище было необходимое количество витаминов.
Овощи |
Белки, г | Углеводы, г |
Минеральные вещества |
Витамины, г |
Калорий-ность в 100 г продукта |
Картофель | 2 | 17 – 22 (в виде крахмала) | Калий, соли железа, фосфора, йода, магния, кальция, марганца, меди и др. | В1, В2, РР, С | 88 ккал |
Капуста | 1,8 | 5,4 | Калий, кальций, натрий, магний, железо, фосфор | В1, В2, В3, РР, С(50мг) | 29 ккал |
Морковь | очень мало | сахароза, пектин | Кальций, калий, фосфор, магний, йод, железо | А(каротин 9 мг) РР, Е, С, В1, В2, В6 | 34 ккал |
Свекла | - |
сахароза, глю- коза, фруктоза, пектин | Калий, натрий, железо, марганец | С, Р, В1, В2 | 50 ккал |
Учитель. Как называются блюда из мелко порезанных овощей?
Ответ. Салат.
Немного истории.
Современный словарь объясняет понятие “салат”, как блюдо из мелко накрошенных овощей, мяса, яиц, грибов, фруктов. Одним словом, крошеное и холодное – это и есть салат.
Однако первоначально под словом “салат” понимались исключительно растительное блюдо, притом из зелёных листьев и огородных трав, которые вплоть до XX века назывались салатными растениями. В международную кухню попались салаты как блюдо Древнего Рима, где известны 2500 лет назад, а состояли они из эндивия, петрушки и лука, приправленных мёдом, перцем, солью.
За пределы Аппенинского полуострова и прежде иных - во Францию попал салат лишь 16 и 17 веков вначале как изысканное блюдо, подаваемое к жаркому. Высокий уровень французского искусства, климат, дававший обильную сочную растительность- это и помогло обрести салату вторую родину. А тут ещё французы ввели в состав салата латук - растение с нейтральным вкусом, состоящее из одних листьев. Растение это было названо салатом в честь приготовленного из него кушанья.
Затем в салат стали входить и другие растения: одуванчик, цикорий, лебеда. В самом конце 18 века в салаты вошла капуста, а также сельдерей, перец. И лишь вслед за ними - свежие огурцы, спаржа, артишоки – растения все того же зелёного цвета, служившего “пропуском” в блюдо. Появилась и пикантная французская заправка. Заправка состояла из соли, перца, сухого вина, винного уксуса, лимонного сока, с добавлением прованского масла и разнообразных душистых, ароматических и пряных приправ.
И только на рубеже XVIII и IX веков в салаты начинают проникать растения незелёные и корнеплоды, усложняется и салатная заправка, вводятся соусы, в первую очередь майонез.
Свёклу, картофель, морковь - все “подземные” овощи не решались вводить в салаты сырыми, их стали отваривать. Так появился особый подвид салата – винегрет. Более грубый, он потребовал и новых заправок, способных заглушить земляной привкус корнеплодов, раздражавших гурманов. В винегреты начали вводить солёные и квашеные овощи, а в Германии и в России - солёные грибы, сельдь
Россия приняла салаты далеко не сразу. Любителей этого блюда россияне иронично называли “французскими салатниками”, да и оставалось оно “барским кушаньем”. Мнение народное было однозначно - “салат не еда! Травкой-то сыт не будешь!”
Но два преимущества салата оказались подкупающими. Быстрота приготовления, отсутствие подогрева - это первое. А второе, что привлекло в салатах, так это новое магическое слово “ВИТАМИНЫ”, которые горожанин склонен был видеть во всём растительном и зелёном.
Учитель. Как называется любимый на Руси салат из варёных овощей с обязательным присутствием свёклы?
Ученик. Винегрет.
Учитель. Попробуем разгадать кроссворд, и узнать, какие овощи входят в классический винегрет.
По вертикали: 2.Вырос на грядке, Характер мой гадкий: Куда не приду, Всех до слёз доведу. (Лук.) 4.Что легче воды? (Масло.) 6.Что родится из воды, а воды боится? (Соль.) |
По горизонтали: 1.Над землёй трава, Под землёй алая голова. (Свёкла.) 3.Красный нос в землю врос, А зелёный хвост снаружи, Нам зелёный хвост не нужен. (Морковь.) 5.Лето целое старалась, Одевалась, одевалась, А как осень подошла, Нам одёжки отдала, Сотню одёжек, Сложили в бочонок. (Капуста.) 7 Неказиста, шишковата, А придёт на стол она, Скажут весело ребята: “Ну, рассыпчата, вкусна!” (Картошка.) |
Кроссворд.
Практическая работа.
1Проверка готовности к работе.
А) Наличие сваренных овощей.
Б) Приготовление санитарной одежды ( фартук, косынка).
В) Личная гигиена.
2 Распределение обязанностей.
Каждый член бригады получает вид работы:
а) повар;
б) пом. повара;
в) официант;
г) посудомойка (прикрепляет эмблему к фартуку).
Несколько учеников получили задание приготовить карточки к уроку.
Карточка 1. Последовательность первичной обработки овощей.
Овощи | Переработка и сортировка | Мойка | Очистка | Промывание | Нарезка |
Картофель, морковь, свёкла. | + |
+ |
+ |
+ |
+ |
Капуста белокочанная | + |
+ |
+ |
- |
+ |
Лук репчатый | + |
- |
+ |
+ |
+ |
Карточка 2. Правила хранения продуктов для сохранения витаминов.
1. Овощи хранят без света и при температуре +1...3'С, квашеную капусту — под слоем рассола.
2. Мыть овощи можно не более 10...15 мин, иначе витамины перейдут в воду. Если квашеную капусту надо промыть, то сначала отжимают из нее рассол, потом промывают и смешивают с рассолом. В рассоле содержится до 40% общего количества витаминов.
3. Медь и железо разрушают витамин С, поэтому нельзя использовать посуду и инвентарь из этих металлов.
4. Овощи при варке закладывают в кипящую подсоленную воду, потеря витамина С минимальная. Если овощи предназначены для салатов и винегретов – их варят в кожуре.
5. Отвары от овощей не выливают, а используют в качестве добавок при варке супов, соусов, так как в них переходит большое количество витаминов.
6. Следует строго соблюдать время варки продуктов.
Картофель: 25мин.
Морковь: 25мин.
Свёкла: 90мин.
Карточка 3. Вес овощей средней величины (1 штук.- граммах).
Картофель – 100
Морковь – 75
Свёкла – 300
Лук – 65-75
Капуста – 1,5-2 кг.
Карточка 4. Техника безопасности с режущими предметами.
1.Правильно держите нож и руки на продукте, не поднимайте нож слишком высоко над разделочной доской.
2.Передавайте нож ручкой вперёд.
3.Не измельчайте на тарелке очень мелкие кусочки продуктов.
Карточка 5. Формы нарезки овощей.
а) дольки; б) брусочки; в) соломка; г) кубики; д) ломтики и шашечки; е) кружочки;
ж) полукольца и кольца
Карточка 6. Без чего не получится хорошего салата.
1.Все продукты должны пройти первичную и тепловую обработку.
2.Нельзя соединять теплые и холодные овощи.
3.Солить салаты нужно перед подачей на стол, а нежные салаты поливают лимонным соком.
4.Оформлять салаты нужно перед подачей.
Примеры оформления салатов
Объяснение технологии приготовления винегрета.
Технологическая карта
Приготовление овощного винегрета
Инвентарь и посуда: доска разделочная ОВ, нож поварской, кастрюля емкостью 1 л, миска глубокая, ложка столовая, салатник.
Норма продуктов: картофель — 100 г, свекла — 75 г, морковь — 50 г, огурцы соленые или квашеная капуста— 80 г, лук репчатый — 75г, масло растительное — 50 г. Выход — 500 г.
Технология приготовления. Нарезанные ломтиком вареные овощи соединить, добавить нарезанный лук и заправить растительным маслом. Перемешать.
1.Нарезать ломтиками вареные картофель и морковь, репчатый лук - полукольцами. Переложить в кастрюлю емкостью 1 л.
2. Соленые огурцы или капусту нарезать ломтиками. Соединить с нарезанными овощами.
3. Нарезать ломтиками очищенную вареную свеклу. (Ее нарезают в последнюю очередь, чтобы не окрасилась доска.) Переложить в глубокую миску и смешать с растительным маслом. Масло, обволакивая свеклу, предохраняет и другие овощи от окрашивания, и винегрет приобретает приятный вид.
4. Добавить замасленную свеклу в подготовленные овощи, влить оставшееся масло, соль и все аккуратно перемешать.
5. Переложить в салатник горкой.
Для украшения винегрета можно использовать морковь, соленые огурцы и зеленые веточки петрушки.
В качестве добавок в винегреты могут входить мясо, рыба, сельдь.
Салаты и винегреты отпускают порциями по 100…150г.
Выполнение работы учащимися.
Дегустация блюд.
Выставление оценок с учётом выполненных работ.
Задание на дом.