Каждое новое знание оказывает определенное влияние на развитие мышления учащихся. В свою очередь характер умственного развития определяет уровень усвоения знаний. Поэтому наряду с вооружением учащихся системой научных знаний одной из основных задач обучения, была, есть и будет активизация мыслительной деятельности учащихся в процессе овладевания ими знаниями учебных предметов.
Что же такое мышление?
Мышление – творческий, познавательный процесс, обобщенно и опосредственно отражающий отношения мира, предметов и явлений, законы объективного мира.
Законы мира, сущность предметов, общее между предметами и явлениями мы познаем посредствам абстрактного мышления.
Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения и умозаключения.
Понятие – форма мышления, отражающая существенные признаки предметов. В понятии отражается совокупность признаков таких, каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а все, вместе взятые, достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить предмет от всех остальных. Понятия могут быть единичными – хлорид натрия, частными – средняя соль, общими – соль.
Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их признаках и отношениях. Например, хлорид натрия – соль.
Умозаключение – форма мышления, посредством которой из одного или нескольких истинных суждений мы по определенным правилам вывода получаем заключения. Например, первое суждение – все металлы – простые вещества, а второе суждение – литий – металл. Заключение - литий – простое вещество.
Для формирования понятий используются операции мышления - основные логические приемы – анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация и классификация.
Анализ – это разделение целостной системы на взаимосвязанные подсистемы, каждая из которых является отдельным, определенным целым, а также установление связей, отношений между ними.
Синтез – мыслительное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.
Сравнение – это установление сходства или различия между веществами, явлениями или другими заданными объектами.
Абстрагирование – это выявление наиболее существенных признаков (свойств), явлений, веществ, предметов и их использование отвлеченно (отдельно от свойств конкретно изучаемых в данный момент веществ, явлений) для определения правил, понятий, законов и иных обобщений.
Например, при изучении основных классов неорганических соединений используется прием сравнения и абстрагирования, выписываются формулы веществ и учащимся предлагается установить их сходство и сделать вывод в виде обобщенного определения.
Обобщение – объединение в одну общность предметов и явлений по основным свойствам.
Например, учащимся предлагается задание обобщающего характера:
Зная состав и строение акриловой кислоты CH2=CH-COOH, предскажите ее характерные химические свойства. Учащиеся вспоминают основные свойства карбоновых кислот и алкенов и делают вывод в виде обобщения о свойствах акриловой кислоты.
Конкретизация – операция, направленная на установление всех возможных связей и отношений изучаемого объекта.
Например, вода:
а) как необходимый продукт питания;
б) как среда химических реакций;
в) как условие обмена веществ в организме;
г) как среда происхождения и развития жизни;
д) как средство гигиены и т.д.
Классификация – это распределение предметов по группам, где каждая группа, каждый класс имеет своё постоянное место.
Активизация мыслительной деятельности учащихся должна осуществляться учителем на каждом уроке у каждого учащегося.
Каким образом ?
1) После изучения каждой большой темы можно давать учащимся разнообразные варианты систематизации и классификации изученного материала, устанавливать внутритематические и межтематические связи.
Например, по мере накопления знаний о веществах возможны разные способы их классификации: простые и сложные вещества; вещества, относящиеся к разным классам; электролиты и неэлектролиты; окислители и восстановители; растворимые и нерастворимые воде вещества и т.д.
Задание 1 Установите признак классификации веществ и определите, какой объект нарушает закономерность:
СаО, Na2O, SiO2, BaO.
(характер свойств оксидов: три основных оксида, один – кислотный.)
2) Использование творческих заданий.
Творческие задания – это наиболее трудные познавательные задания, для выполнения которых необходимы система химических знаний, умений и опыт эвристической деятельности. Творческими могут быть задания в форме химических задач, дидактических игр и т.д.
К творческим заданиям относят многие химические загадки (логогрифы, анаграммы, метаграммы, шарады), позволяющие сделать процесс обучения химии более интересным и продуктивным.
3) Использование химических диктантов.
Они позволяют активизировать такие формы мышления как умозаключения и совершенствовать основные логические приемы – анализ и синтез. В процессе работы мною были разработаны диктанты по органической химии на темы: “Обобщение знаний о кислородсодержащих органических соединениях”, «Углеводороды с алифатической цепью» для 10-x и 11-x классов и по неорганической химии на тему: «Обобщение знаний об основных классах неорганических соединений» для 8 класса.
Диктанты проводятся следующим образом: учащиеся записывают в столбик определенные термины, учитель зачитывает утверждения – вопросы, учащиеся должны записать номер утверждения напротив того класса или классов соединений, для которых, по их мнению, оно справедливо. После проведения проверка результатов может осуществляться как самим учителем, так и отдельными учащимися. Возможна также организация работы в парах для отдельных учащихся.
Диктанты были апробированы в 8 – 11-x классах и вызвали большой интерес учащихся. Они оказались особенно полезными при обобщении и систематизации пройденного материала, а также для проверки остаточных знаний учащихся.
4) Применение тестов интеллекта.
Были разработаны и апробированы тесты: «Основные классы неорганических соединений» (8 класс), «Основные классы органических соединений» (11 класс), итоговые тесты по химии для 8-9-x классов, «Производство серной кислоты» (9 класс).
Сочетание тестовых заданий разных видов (тестов дополнения, выборочного, сличения) позволяет не только развивать умственные и мыслительные умения учащихся, но и не терять интереса к предмету.
5) Использование межпредметных связей.
При изучении химической науки очень часто прослеживаются межпредметные связи химии с математикой, биологией, физикой и географией, то есть предметами естественно – математического цикла. Однако внесение литературных отрывков, загадок или стихов в современный урок химии придаёт изучаемому материалу особую привлекательность и развивает интерес учащихся. Использование литературных загадок при изучении нового материала развивает логическое мышление учащихся, а так же способствует их эвристической деятельности на уроке:
Я на бумаге оставляю
Конечно, очень жирный след.
И рисовать вам помогаю
Уже я много – много лет!
Не прочен я, не как гранит!
А называюсь я ... (графит)
***
Горжусь своим я блеском
И тем, что очень твёрд.
Разрежу я железку
На тысячи кусков.
Я – камень драгоценный,
Чужих боюсь я глаз!
Надеюсь, догадались:
Меня зовут... (алмаз)
***
Я в периодической системе
Живу на третьем этаже.
Хоть группа у меня седьмая,
Но применяюсь я везде.
Кислоты, соли есть повсюду,
Даже в воде встречаюсь я.
Я очень – очень счастлив буду,
Коль назовёте вы меня. (хлор)
Применение описанных приемов придаёт уроку химии особую привлекательность и является одним из способов развития интереса к химии как к науке, а также способствует активизации мыслительной деятельности учащихся.
Литература
- М.В. Зуева. Развитие учащихся при обучении химии. М., Просвещение, 1983г.
- Ю.В. Малинковская. О развитии ассоциативного мышления учащихся Журнал Химия в школе №5, 1998 стр. 43-44
- Е.Г. Козлова. Давайте поиграем. (Развитие творческого мышления учащихся) Химия в школе №5, 1998 стр. 44-46
- С.В. Комиссарова. Если интересно, то будет результат. Химия в школе №1, 1998 стр. 49-54
- А.П. Мусатова. Из опыта активизации познавательной деятельности у учащихся. Химия в школе №7, 1997 стр. 36
- А.В. Шабанов., Г.А. Стрюков. Использование приёмов развития мышления при обучении химии. Химия в школе №6, 1993 стр. 33
- Е.Е. Старостина., В.И. Старостина. О способах развития логического мышления учащихся. Химия в школе №2, 1999 стр. 21-22