Урок экономики в 4-м классе по теме: "Практическая работа. Производство. Его создание и работа" (по системе Л.В. Занкова)

Разделы: Начальная школа


Тема. Практическая работа по теме «Производство. Его создание и работа».

Задачи.

  • Дать конкретное представление о том, что экономика – это точный расчет, знание основных экономических законов.
  • Формировать понимание роли и законов экономики в жизни общества.
  • На основе ранее приобретенных знаний учить рассуждать, используя экономические понятия, делать логические умозаключения.

Тип урока – Урок комплексного применения знаний, умений и навыков.

1. Оргмомент.

Учитель. Я рада вновь увидеть ваши лица. Хочется верить, что наше сегодняшнее взаимное общение принесет вам новые открытия и удовлетворение от проделанной работы.

2. Постановка задач урока.

Учитель. Ребята, вы уже достаточно долго изучаете экономику. Кто-нибудь из вас задумывался, зачем?

Дети. – Для меня экономика – знакомство с жизнью.

- А у меня родители – частные предприниматели, я хочу продолжить их дело, а для этого нужно знать экономические законы.

Учитель. Да, в основе жизни многих людей лежат экономические интересы. Чтобы проверить, насколько хорошо вы разобрались в экономических понятиях, в способах их применения в жизни, я предлагаю вам провести сегодня практическое занятие по созданию и организации работы производства.

3. Введение материала.

Учитель. В основе любого дела лежат взаимоотношения между людьми. Какие принципы цивилизованного предпринимателя вы хотели бы заложить в вашу деятельность?

Дети. – Уважать закон и власть, которая осуществляет этот закон. В экономике, как и в любом другом деле, должен быть порядок.

- Нужно быть честным и правдивым.

- Уважать право частной собственности. Если мы получим лицензию на право заниматься частной деятельностью, то должны приносить пользу не только себе, но и окружающим людям.

- Любить и уважать человека. Если руководитель будет уважать работников предприятия, то они будут стараться приносить своим трудом большую пользу.

- Быть верным своему слову. Работа любого предприятия зависит от того, насколько доверяют руководителю.

- Жить по средствам.

- Быть целеустремленным. Если поставил перед собой цель – добивайся ее выполнения, но при этом нельзя вредить другим.

По мере того, как дети называют принципы, учитель вывешивает их на доску.

Учитель. Согласна с вами. Эти принципы – настоящая ценность при выполнении любой работы.

Нередко о хозяйственной жизни города или предприятия можно было судить по изображениям на монетах. Вот монета нашего цеха (Приложение №1). Как вы думаете, что будет выпускать цех, который мы сегодня создадим?

Дети. Этот цех будет выпускать разные сладости.

Учитель. Верно. Я предлагаю вам на сегодняшнем занятии создать цех по производству кондитерских изделий. Свою деятельность строить в соответствии с принципами современного предпринимателя.

- Как назовем наше предприятие?

Дети. Мы предлагаем назвать наше предприятие «Сладкоежка». По этому названию легко будет определить, чем мы будем заниматься.

Учитель. Что необходимо сделать для того, чтобы предприятие могло начать свою работу?

Дети.

- Нужно определить, где взять деньги?

- Где можно открыть наше предприятие?

- Кто на нем будет работать?

- Где будем закупать сырье?

- Как будем реализовывать свою продукцию?

Учитель. Все эти вопросы я предлагаю обсудить в группах.

После обсуждения дети выдвигают свои версии.

Первая группа. Так как денег у нас нет для создания своего предприятия, мы предлагаем взять кредит в банке. Дома с родителями мы советовались, В каком банке лучше взять кредит. Считаем, что лучше заключить договор со Сбербанком. Во-первых, нам нужны наличные деньги, а во-вторых, здесь меньше процент. За пять лет при хорошей работе предприятия мы сумеем погасить кредит.

Вторая группа. Нам нужно было решить, где лучше открыть наше предприятие. Мы пришли к такому решению. Так как построить своё здание нам сейчас не по силам, предлагаем взять в аренду помещение в старом городе или на окраине нового. Тем самым не будем портить экологию, не будет проблем с жителями.(Наш город состоит из двух частей: старый и новый город).

Третья группа. Для работы нашего предприятия будет нужен директор, его заместитель, бухгалтер, человек, который будет отвечать за доставку сырья, за реализацию товара. Нужны рабочие, охрана.

Четвёртая группа. В такой ситуации лучше действовать без посредников, чтобы не выплачивать лишние деньги. Может быть, стоит поехать и заключить договоры о поставках с фабрикой, которая выпускает сахар, муку и другие продукты, необходимые нам.

Пятая группа. Мы предлагаем при нашем цехе открыть небольшой магазин. Так же можно заключить договоры с магазинами о продаже нашей продукции.

Учитель. Прошу вас выразить своё мнение по поводу услышанного.

Предприятие начало работу. Как эту информацию можно донести до населения?

Дети. Нужно выпустить рекламу.

Учитель. А какие виды рекламы вам знакомы?

Дети. Мы знаем звуковую рекламу, графическую и рекламу, которая основана на обонянии.

Учитель. Я предлагаю вам в группах создать рекламу о работе нашего предприятия и продукции, которую мы выпускаем.

Первая группа. Мы создали звуковую рекламу. Вот ее текст:

Внимание! В нашем городе начал работу новый цех по изготовлению кондитерских изделий. Его продукцию вы можете приобрести в магазине, который находится по адресу: улица Ленина, дом 6, подъезд 3. Магазин работает ежедневно с 9 до 21 часа без перерыва. Эту рекламу можно будет услышать по радио или по телевизору.

Вторая группа. Мы создали графическую рекламу. В нашем городе много фирм такси. Когда проедешь на такси по городу, водитель дает визитку. Мы предлагаем заключить договор с любой такой фирмой и на обратной стороне визитки напечатать, где находится наш цех и магазин, как они работают. Можно так же указать номер телефона.

Третья группа. А мы создали рекламу, которая основана на обонянии. Предлагаем в нашем магазине устроить выставку продукции нашего цеха и дать возможность покупателям попробовать все, что они захотят.

Дети по предложению учителя оценивают работу групп, называя положительные и, если есть, отрицательные стороны предложенных реклам.

Учитель. Вам, наверное, известно, что экономика – это, прежде всего, расчет. От того, как вы сумеете рассчитать, какие продукты вам лучше выпускать, особенно в самом начале работы предприятия, зависит ваш доход.

Вашему вниманию предоставляется три рецепта. (Приложение №2).

В вашем распоряжении 18 монет. Какие сладости станете выпускать?

Дети. Мы предлагаем начать выпускать яблочный сыр и пастилу.

Учитель. Почему вы выбрали именно эти продукты?

Дети. Мы посчитали и выяснили, что на приготовление яблочного сыра нужно 6 монет, а на приготовление пастилы – 6 монет и 3 грошика. Всего 12 монет и 3 грошика. Даже еще останется 5 монет и 7 грошиков.

Учитель. Ну, что ж, это ваше решение.

Учитель снимает с доски плакаты с рецептами названных продуктов и отдает их детям. Они обнаруживают на обратной стороне рецепта приготовления яблочного сыра конверт, раскрывают его. В конверте лежит повестка в арбитражный суд. (Приложение №3)

Учитель. В чем дело? Какую ошибку вы допустили?

Дети. Наверное, мы решили изготавливать яблочный сыр без разрешения Белки. Ведь только у нее есть эксклюзивное право на изготовление этого продукта.

Учитель. Как же быть в таком случае? Разве одного продукта достаточно, чтобы привлечь покупателей?

Дети. Нет, но у нас нет другого выхода, ведь еще один кредит нам не дадут.

Учитель. Каким же образом можно снизить затраты на приготовление мармелада и пастилы?

Дети. Может быть, пойти на оптовый рынок?

Учитель. Давайте попробуем, может быть, это выход из положения.

Появляются новые плакаты (Приложение №4).

Сделайте, пожалуйста, новые расчеты.

Если мы необходимые нам продукты будем закупать на оптовом рынке, то 18 монет будет достаточно, чтобы начать работу.

Учитель. Вы довольны работой своего предприятия? Будет ли кондитерский цех приносить прибыль?

Сумели ли вы не нарушить ни одного пункта из кодекса частного предпринимателя?

Дети. Мы один раз ошиблись, когда решили выпускать яблочный сыр, но сумели исправиться.

Учитель. Я очень рада за вас, думаю, что в следующий раз вы будете более внимательны.

4. Итог.

- Учитель. Какие знания на сегодняшнем уроке вы подарили себе?