Тема урока: "Развитие детской руки и подготовка ее к письму"

Разделы: Работа с дошкольниками


Теоретическая база

Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания – как традиционных, так и вновь «открытых».

Можно по-разному объяснить, зачем пальцы ребенка должны развиваться и тренироваться, но нет таких педагогов, которые отрицали бы значение работы с рукой.

Уже давно известно, какие блага несет моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму.

Вот сколько всего может случиться, если начать… с пальчика!

Уникальность и мудрость опыта наших предков передавалась из одного поколения в другое народные потешки: «сорока - белобока», «мальчик – пальчик», «ладушки – ладушки» и т.д. «Ребенок может стать гением еще с колыбели, главное – учить его надо с раннего детства» - утверждают ученые. «Систематические упражнения по тренировке пальцев является мощным средством повышения работоспособности головного мозга» - по мнению М.М. Кольцовой.

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте?

Здесь важно не упустить время, сделать все необходимое, чтобы учиться малышу в современной школе было легко.

О значении развития руки, о влиянии движения пальцев на развитие мозга детей в отечественной прессе заговорили с 90-х годов, так как через руки проходит огромный поток информации. Не зря немецкий философ И.Кант назвал руку «выдвинутым наружу головным мозгом».

Какой совершенный инструмент дала нам природа! Потому что, если руки не развивать, их достоинства так и не раскроются. Современному школьнику очень нужны умные руки. Происходит то, что писал А. М. Горький: «… рука учит голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга».

Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг нужно тренировать руки. Развитие интеллекта идет параллельно с развитием руки, все более тонких движений пальцев.

Опыт человека, в отличие от опыта животных, фиксируется в структурах мозга с первого раза. Мозг словно фотографирует поведения человека в той или иной ситуации. Так с детства формируются привычки.

В.М. Бехтерев предлагал учить детей правильно держать карандаш с полутора до 2-х лет – иначе закрепиться неправилый навык, могут угаснуть потенциальные способности.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему.

В младшем и среднем возрасте работа сводится к развитию возможности управлять своими руками и пальцами, что создает основу для овладения в старшем возрасте пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями.

Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу, таким образом, будут решаться две задачи: во-первых – общее интеллектуальное развитие, во-вторых – готовность к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

И. М. Сеченов писал: «Движение руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой».

Таким образом, формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук играет огромную роль. Поэтому в образовательном процессе дошкольных учреждений возникла необходимость уделять большое внимание умению детей управлять движением рук и быть готовыми для овладения навыками письма в школе.

Адресная направленность

Опытом могут пользоваться воспитатели в их нелегкой работе по подбору интересного практического материала, родители, а также он может быть использован в коррекционной работе с детьми. Это поможет обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте и правильно подготовить его к школе.

Новизна опыта

  • Использование современных подходов в развитии руки ребенка.
  • Систематическая, целенаправленная работа по подготовке руки дошкольника к письму с младшего возраста.
  • Научное обоснование распределения игр и упражнений по моторике, по уровневой теории развития движений Н. А. Бренштейна.
  • Использование разработанного материала в кружковой работе.

Трудоемкость

Опыт работы по развитию руки и подготовки ее к письму трудоемкий. Каждый из этапов должен быть осмыслен и отработан. Много времени уходит на подбор дидактического материала, заполнение тетрадей.

ИМП 4. Технология опыта

ИМП. 4.1. Организованные формы обучения

Ребенок растет, ему все интересно в этом мире, заняться развитием детской руки можно легко и незаметно.

Дошкольный возраст – это, прежде всего, возраст игры, возраст развития творчеств, воображения, любознательности.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое.

Любые пальчиковые упражнения, тренинги, разминки готовят детскую руку к письму. Под влиянием кинезиологических тренировок в мозгу происходят положительные структурные изменения. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.

Пальчиковые игры приносят детям много пользы и радости. Элементы игр можно использовать на физкультурных, музыкальных занятиях, гимнастике и т.д.

Гимнастика – наилучший способ координации движений рук.

Количество и разнообразие упражнений зависит от фантазии педагога. Проводить такую работу следует по 2-5 минут ежедневно. У детей должно сложиться представление о расслаблении мышц, т. к. рукам нужен отдых. Упражнения можно выполнять за столом, инсценируя какие-либо истории, сказки, стихи при помощи пальцев. При помощи рук можно изобразить предметы и явления.

Благоприятное воздействие на развитие руки оказывают: самообслуживание, лепка, аппликация, ручной труд, работа с бумагой, ( оригами), игры с конструктором, пазлами, мозаикой и т.д.

В природе ребенка заложена способность отрабатывать собственные навыки. Это ценное качество надо беречь как зеницу ока, особенно когда дело касается рисования. Рисуя, дети тренируют свою руку для письма. Целесообразно приобщать дошкольников к нетрадиционной технике рисования. Ребенок передает на бумаге то, что обычным способом сделать трудно. «Поставить руку», подготовить ее к письму, поможет штриховка. Правила штриховки нетрудно запомнить. Штриховать надо в заданном направлении, соблюдая одинаковое расстояние между линиями (штрихами).

На занятиях по декоративному рисованию надо обращать внимание на качество выполнения узоров, красоту. Важно научить ребенка управлять своей рукой, развивать ее гибкость, точность, координированность движений.

У дошкольника должны быть разные материалы для работы, тогда будут задействованы разные мышцы руки: карандаш в основном напрягает кисть, а мелок требует работы «от плеча».

Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы дети получали положительные эмоции. Первые неудачи вызовут разочарование. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность дошкольников была успешной, - это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.

К порогу учения подводит игра. Для каждой игры обозначен возраст, но он относителен, потому что все дети имеют разный уровень развития, разные творческие способности, разные возможности обучения. В играх дети приобретают навыки необходимые в школе – внимание, наблюдательность, аккуратность, целеустремленность.

При выполнение любых графических упражнений важны не быстрота, не количество сделанного, а правильность и тщательность выполнения каждого задания. После каждого движения надо учить ребенка расслабиться. Здесь важны согласованность действия глаза и руки, пальцы должны слышать информацию глаз. Сравнивая собственные результаты и результаты работ детей, ребенок начинает овладевать навыками самоконтроля и самооценки.

Правильная красивая осанка – ключ к здоровью детей, поэтому внимание ребенка надо сосредоточить на выполнении гигиенических правил письма, на формирование учебной позы.

На занятиях создавать доброжелательную обстановку, понимать всех и каждого ребенка. Видеть процесс роста и взросления дошкольника. Не забывать обращать внимание на то, как ребенок держит карандаш (ручку); как правильно располагает альбом, тетрадь для работы.

Умелыми пальцы становятся не сразу. Результаты работы не всегда проявляются быстро. Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно и целенаправленно, тогда будет достигнут наибольший эффект, так как рука имеет большое представительство в коре головного мозга Приложение 1,2

ИПМ 4.2. Распределение игр и упражнений по моторике

Работами А.р. Лурия и его школы доказано, что каждая область коры головного мозга выполняет определенную функцию, большой участок двигательной области представляет интересы руки, пальцев рук.

Тонкая моторика – это высокое дифференцированное движение пальцев рук с определенной амплитудой и силой (А.С. Большаков, Л.В. Филиппова). Формирование тонких дифференцированное движение пальцев рук происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Предметно – манипуляторные движения осваиваются ребенком через получение практического опыта в процессе его общения со взрослым

(В.П. Дудьев).

Таким образом, у ребенка формируется предметное мышление «мышление в действии» (И.Павлов, И.М. Сеченов).

Следовательно, со всей остротой встает вопрос раннего развития мелкой моторики руки ребенка.

Научной основой моего опыта является уровневая теория организации движений, описанная известным физиологом Н. А. Бренштейном в его очерках по физиологии движений и физиологии активности.

В этом есть новизна моей работы

Существуют различные игры и упражнения для развития тонкой моторики руки Я считаю целесообразным следующие разделы

1. Игры и упражнения на статическую координацию рук
2. Игры и упражнения на динамическую координацию рук.
3. Игры и упражнения на познавательную функцию руки.
5. Игры и упражнения на ориентировку в пространстве.
5. Игры и упражнения с предметами.

Эффективность предлагаемых игр и упражнений подтверждена практикой, так как они являются одной из форм практической деятельности ребенка, направлены на познание окружающего мира и развитие тонкой моторики.

Для развития межполушарного пространства необходимо выделить и кинезиологические упражнения (гимнастика мозга).

Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. Дети постарше могут делать самомассаж, таким образом восстанавливается работоспособность утомленной мышцы.

У детей должно сложиться представление и о расслаблении мышц руки.

Гимнастика- прекрасный способ совершенствования моторики.

Речедвигательная гимнастика- решает сразу несколько задач и очень нравиться детям.

Таким образом, правильный подбор дидактических игр и упражнений имеет важное значение для реализации намеченных целей , задач , обучения и воспитания, а также подготовки руки к письму, что определяет школьную готовность дошкольника. Приложение 3.

ипм 4.3. Дополнительные образовательные услуги. Творческой мастерской ?Учимся играя?.

Дополнительные образовательные услуги в нашем ДОУ определяются в соответствии:

- с образовательной программой;
- с учетом потребностей семьи;
- рекомендацией медико- психолого-педагогической службы;
- с учетом индивидуальных склонностей и психофизических возможностей детей.

Поэтому для более комплексного воздействия на развитие руки ребенка организована кружковая работа, которая включает в себя ряд взаимосвязанных моментов:

1. Развитие ручной умелости,в процессе чего развиваются такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность.
2. Развитие пространственной ориентировки детей на листе бумаги.
3. Развитие чувства ритма, умение согласовывать темп и ритм движений, слово и жест.
4. Развитие изобразительных и графических умений детей в процессе изобразительной деятельности и с помощью графических упражнений

ипм 4.4. Развивающие игры.

Движения руки развиваются и совершенствуются постепенно, в результате многократных упражнений, которые могут повторяясь, тем не менее надоесть ребенку

Надо быть терпеливым и вносить как можно больше фантазии и разнообразия в занятия.

Чаще хвалите детей. Это придает ребенку уверенность в своих силах.

Таким образом, развитие детской руки и подготовка ее к письму идет через систему упражнений и игр.

В игре дети с удовольствием делают то ,что для них полезно. Ребенок может обрести ценные качества только в своем опыте. Поэтому, если взрослые хотят помочь детям в их развитии, им нужно с ними играть. Чтобы дошкольник играл с интересом, радостью, старанием, для своей работы разработала занимательные игры: ?Фигурки из палочек?, ?Доставай карандаши, к нам на помощь поспеши?, ?Поиграй с шариком?, ?Поиграй с капелькой?, ?В мире графических фантазий?, ?Рисую и шагаю?, ?Рисование интересных картинок?, ?Поработай рукой?, ?Разноцветные дорожки?.

Ребенок, покидающий стены детского сада, должен быть психологически подготовлен к обучению в школе: необходимо формировать у него желание учиться, научить принимать учебную задачу и действовать по заданному правилу, слушать и последовательно выполнять указания учителя.

имп 5. Диагностика

Современные методы диагностики позволяют выявлять несовершенность развития руки и своевременно обеспечить необходимую помощь ребенку.

Исследование включает наблюдение за детьми во время проведения диагностических упражнений. Недоразвитие мелкой моторики руки отражается на владении навыками трудовой деятельности. Эти дети с трудом умеют шнуровать ботинки, завязывать бант, застегивать пуговицы на одежде, испытывают неуверенность при работе с ножницами, неправильно держат карандаш в руке и плохо регулируют нажим на него.

Диагностика по развитию мелкой моторики заложена в программе ?Развитие?

Венгера Л.А.

ИПМ 6. Результативность

За 15 лет работы по данной теме выпустила 3 группы детей, 104 ребенка прошли целенаправленное обучение в творческой мастерской «Учимся играя!». Дети учатся в гимназических классах школы №2, в реальной гимназии №18, 1 ребенок в Москве прошел тестирование в школу Изоискусств, 2 девочки являются постоянными участницами выставок в школе Искусств.

Мои выпускники легко адаптируются в начальном звене школы, у 88% детей не возникает проблем с техникой письма, у детей достаточно развиты: память, зрительное и произвольное внимание, связная речь, они логически мыслят и рассуждают

За свою работу получаю благодарность от детей и родителей.

Разнообразие материала помогает активно включаться в процесс развития руки ребенка в сотрудничестве с воспитателями, специалистами ДОУ и родителями.

Приложение 1