Интегрированный урок: литература + музыка. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Ход урока.

I. Организация класса.

II. Сообщение темы урока.

Учитель:

- Сегодня у нас необычный урок. Мы проведем вместе два урока литературу и музыку. Познакомимся с новыми литературными произведениями, послушаем музыку, разучим песни. А тема нашего урока (читают на доске).

«Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало»

Учитель:

О чем мы будем говорить?

Дети:

- О наступлении утра.

- О восходе солнца.

- О приходе нового дня.

III.Слушание музыки Э. Грига «Утро».

Учитель:

Ребята! На прошлом уроке мы познакомились с творчеством этого композитора. Может, вы запомнили и можете назвать его (показывается портрет Э. Грига).

Дети:

- Это портрет Э. Грига.

- Великий норвежский композитор Э. Григ.

Учитель:

Как называется произведение, которое мы слушали?

Дети:

- Это музыкальное произведение называется

- Слушали музыку Э. Грига «Утро»

Учитель:

Давайте послушаем это произведение еще (слушаем музыку).

Учитель:

Какую картину вы себе представили, слушая музыку?

Дети:

- Тихое утро, красивый рассвет.

- Медленно поднимается Солнце, и его лучи освещают Землю.

- Просыпается природа, ее будит солнышко

- Просыпается лес, начинают петь птицы.

Учитель:

Какая была музыка?

Дети:

- Музыка была нежная, лирическая.

- Музыка плавная, задумчивая.

- Она торжественная и радостная.

Учитель:

Всегда ли она была тихая?

Дети:

- В первой части музыка звучала тихо.

- Сначала музыка была тихая.

- Была тихая, когда все спали.

Учитель:

Когда музыка становилась громкой?

Дети:

- В начале произведения музыка была тихая, но она постепенно набрала силу и стала громкой

IV. Чтение стихотворения Сергея Есенина «Утро»

Учитель:

Где вы еще слышали слово лирическое?

.Дети:

- Не только музыка бывает лирической, но и стихи.

Учитель:

А почему стихотворение называют лирическим?

Дети:

- Такие стихи читаются плавно, напевно.

- Когда стихотворение читается мелодично, выразительно я думаю, что лирическое стихотворение, можно пропеть.

Учитель:

Да, вы ребята говорите правильно. Ранее такие стихи произносили под звуки лиры (рисунок показываю). Главное лицо лирических произведений сам автор. Давайте прочитаем стихотворение Сергея Есенина «С добрым утром». Ребята, в стихотворении нам встретится незнакомое слово «речной залив» (дети читают стихотворение из книжек - коллективок)

Учитель:

Как вы считаете, а можно это произведение прочитать под музыку?

Дети:

- Я думаю можно.

- Оно очень напевное.

Учитель:

Давайте попробуем прочитать под музыку (читаем стихотворение на фоне музыки).

Учитель:

Как лучше звучит стихотворение без музыки или под музыку?

Дети:

- Я думаю, что лучше звучит под музыку.

- Мне хотелось петь .

- Лучше читать под музыку, оно поется .

Учитель:

Какие чувства у вас возникают при чтении стихотворения?

Дети:

- Поднимается настроение.

- Взволнованность.

- Радость от наступления нового дня.

V. Песня «Солнечные зайчики»

Учитель:

Стихотворение перекладывают на музыку очень часто. Что это за стихотворения?

Дети:

- Это песни.

Учитель:

Чем отличается песня от стихотворения?

Дети:

- У песен есть определенный ритм, темп.

- Звуки у песен протяжные, пропевные.

Учитель:

Правильно, молодцы! Действительно у песен есть свой ритм, темп, звуки протяжные, мелодичные. В стихотворении ритм и темп произвольный, соблюдаются знаки препинания. А вы знаете, что такое «солнечные зайчики»?

Дети:

- Это блестит солнышко на зеркале.

Учитель:

Как они получаются?

Дети:

- Лучики солнышка прыгают на зеркало и бегают на стенку.

- Солнечные зайчики слепят глаза.

- От светлого стекла можно пустить солнечного зайчика.

Учитель:

Давайте попробуем попускать солнечные зайчики (дети пускают зайчиков)

Учитель:

А теперь о них споем песенку.

Солнечные зайчики

Сл. В. Кудлачева муз. Г. Чебакова

Ля-ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля-ля
Пам-пам-пам-пам-пам

Солнечные зайчики прыг-прыг-скок,
Прыгают, как мальчики, прыг-прыг-скок
По двору, по улицам прыг-прыг-скок
По весенним лужицам прыг-прыг-скок

Ля-ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля-ля
Пам-пам-пам-пам-пам

Солнечные зайчики прыг-прыг-скок,
Прыгают, как мальчики, прыг-прыг-скок

VI. Беседа об утреннем пробуждении

Учитель:

Чем похожи стихотворение С. Есенина и песня «Солнечные зайчики»?

Дети:

- В стихотворении говорится о пробуждении природы, а в песне о солнечных зайчиках - Зайчики двигаются, прыгают, помогают просыпаться.

Учитель:

Труднее кому просыпаться природе или вам?

Дети:

- Природе просыпаться труднее, ей помогает только солнышко.

- И нам трудно просыпаться, утром хочется поспать подольше.

- Нам труднее, чем природе.

- Нет, нам не трудно просыпаться, нам помогает солнышко, мама, звонок будильника.

Учитель:

Солнышко просыпается, поднимается над горизонтом, рассылает свои лучики и все приходит в движение.

Посмотрим сейчас мультфильм.

VII. Мультфильм «Голубой Дунай»

VIII. Физкультминутка «Музыкальная»

(делают движения под музыку)

IX. Чтение рассказа К. Ушинского

Учитель:

Прочитаем рассказ и узнаем, как описывает К. Ушинский (показывается портрет) наступление утра. Обратимся к нашему другу и помощнику - учебнику (читает учитель). К какому литературному жанру отнесем это произведение?

Дети:

- Это художественное произведение с элементами сказки.

Учитель:

А не закралась ли поэзия в этот рассказ? Докажите.

Дети:

- Нет, это просто рассказ.

- В стихотворении есть рифма.

Учитель:

А сказка?

Дети:

- Жаворонок говорить не может.

- Птицы только издают звуки.

- Жаворонок поет - трель разливается, хорошо слышно.

Учитель:

Все ли здесь научно?

Дети:

- Солнышко не посылает лучики по очереди.

- Лучики солнышка рассыпаются все сразу.

- Лучики образно сравнивают, их называют золотыми.

Учитель:

Давайте с вами поработаем писателями и попробуем превратить этот текст в более научный.

Дети:

- Выплыло на небо красное солнышко. А такое оно оттого, что это самая большая звезда нашей Галактики, очень раскаленное. И стало солнышко рассылать свои горячие лучи - будить землю и всех ее жителей. Жаворонок высоко поднялся в воздух, по округе разлилась его трель, радуя все живое.

Учитель:

А теперь попробуем сделать его более сказочным (прослушиваем несколько вариантов сказочных текстов).

X. Слушание музыки М. П. Мусоргского «Рассвет на Москва-реке»

Учитель:

Только ли литературные произведения могут рассказать о наступлении утра?

Дети:

думаю, что может и музыка рассказывать.

- Надо внимательно слушать, наблюдать за всеми.

Учитель:

Многие композиторы пишут о природе, Сегодня мы с вами послушаем новое музыкальное произведение «Рассвет на Москва-реке», которое написал великий русский композитор М. П. Мусоргский, с самого детства композитор полюбил музыку. (видеофильм и слушание музыки)

XI. Стихотворение С. Пшеничных «Рассветает»

Учитель:

Музыка в душе рождает светлое чувство, хочется делать что-то прекрасное, необыкновенное, у поэтов наступает вдохновение. Давайте прочитаем стихотворение С. Пшеничных «Рассветает»

(Чтение стихотворения).

Учитель:

Сможете ли найти в этом стихотворении поэтическое сравнение без рисунка? Если получится, нарисуйте точно, как написано (дети рисуют)

XII Песня «Пробуждальная»

Учитель:

Солнышко встает и будит всех, как звоночек. Мы с вами начали уже учить песню, которая помогает солнышку всех будить. Как она называется?

Дети:

- Эта песня «Пробуждальная» (работа над песней).

Солнечные зайчики

муз. Н. Пескова

сл. П. Синявского

I.
По ресничкам бегают солнечные зайчики,
Просыпайтесь, девочки, просыпайтесь, мальчики,
Кати и Наташи, Пети и Сережи
И кастрюльки с манной кашей просыпайтесь тоже
II.
Просыпайтесь, прыгалки, просыпайтесь, мячики,
Все конфетки вкусные, все игрушки в ящике
Косолапый мишка, колючий ежик
И картинки в новой книжке, просыпайтесь тоже
III.
Новый день торопится с пробуждальной песенкой.
Просыпайтесь, форточки, просыпайтесь лесенки,
Лифты и трамваи, шапки и калоши,
И качели на бульваре, просыпайтесь тоже

XIII. Итог урока

Мы читали с вами стихи, пели, слушали музыку, познакомились с рассказом об утренних лучах, говорили о наступлении утра. А сейчас давайте попробуем сочинить историю про солнечного зайчика.

Оборудование к уроку

1. Портрет Э. Грига.

2. Рисунок (картинка) лиры.

3. Зеркала (для детей)

4. Сборники стихов «С добрым утром»

5. Мультфильм «Голубой Дунай»

6. Портрет М. П. Мусоргского

7. Видеофильм «Жизнь и творчество М. П. Мусоргского»

8. Учебник «Литература 1 класс» под редакцией В. Ю. Свиридова