Научно-исследовательская работа по теме: "Развитие логического мышления детей 7-го года жизни путем использования развивающих игр с учетом индивидуального профиля латеральной организации мозга"

Разделы: Работа с дошкольниками


«Дайте разумное содержание жизни детей дошкольного возраста, и они не будут ни глупыми, ни вялыми, ни безнравственными… Это означает умение педагога подыскать особенный материал – тот, что доступен для ума, сердца ребёнка и должен укреплять его здоровье»

Е.Н.Водовозова

Актуальность.

По мнению учёных: психофизиологов М.Безруких, Е. Дзятковской, психологов

А. Сиротюк, Т.Смирновой и других обучение без учёта психофизиологических особенностей когнитивной сферы детей способствует возникновению стресса, тормозит развитие ребёнка, в том числе развитие логического мышления.

Между тем за последние годы накоплен значительный теоретический и практический материал по теории функциональной асимметрии полушарий головного мозга, который редко учитывается педагогами.

В процессе организации занятий с детьми я столкнулась с рядом трудностей. Некоторые дети с трудом понимают материал, отсутствует интерес к познавательной деятельности, незначительная динамика в развитии вызывала беспокойство педагогов и родителей. Возникла необходимость в дополнительных знаниях о ребёнке с целью максимальной индивидуализации образовательного процесса.

Гипотеза: Я предположила, что использование игр, развивающих логическое мышление детей, будет максимально эффективным при условии учёта индивидуального профиля латеральной организации (ПЛО) мозга детей.

Методологической основой моего исследования явились:

  • Положения Л.С.Выготского, Д.Б. Эльконина, В.В.Давыдова, Т.Я.Гальперина, Л.А.Венгера об особенностях умственного развития дошкольника, о развивающем обучении;
  • Исследования М.М.Безруких, А.Л.Сиротюк, В.Еремеевой об учёте индивидуального профиля латеральной организации мозга в образовательной деячтельности.

Я поставила перед собой цель:

Разработать систему использования игр, развивающих логическое мышление детей седьмого года жизни с учётом индивидуального профиля латеральной организации мозга детей.

Достижение цели обеспечивалось решением ряда задач:

  1. Изучение теоретических основ умственного развития и особенностей развития логического мышления детей седьмого года жизни.
  2. Определение индивидуального профиля латеральной организации мозга детей группы.
  3. Проведение экспериментальной работы по использованию игр, развивающих логическое мышление детей 7 г.ж. с учётом индивидуального ПЛО мозга детей.

Изучение теоретических основ умственного развития детей 7 года жизни позволило выделить положения, являющиеся основными для исследования:

  1. Положение Л.С.Выготского о том, что обучение может дать развивающий эффект лишь при условии, что ребёнок усваивает новые знания не пассивно, а активно в процессе практической деятельности; о том, что при обучении, направленном на развитие мыслительной деятельности, ребёнок становится способным самостоятельно добывать и систематизировать знания, т.е. саморазвиваться.
  2. Положение П.Гальперина о том, что обучение должно строиться в соответствии с закономерностями поэтапного формирования умственных действий. Когда происходит постепенный переход действия из практического (внешнего) плана в умственный (внутренний) план.
  3. Положение Ж.Пиаже, П.Гальперина, Л.Венгера о том, что под развитием логического мышления в дошкольном возрасте рассматривается развитие способности к анализу, сравнению, обобщению, классификации, сериации, абстрагированию.
  4. Положение Д.Эльконина, Л.Венгера, А.Люблинской о том, что в старшем дошкольном возрасте основными формами являются наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В недрах этих форм развиваются мыслительные операции. К концу старшего дошкольного возраста начинается развитие словесно-логического мышления. Дети способны осуществлять умственные операции в практическом плане, а под влиянием обучения - и в умственном.
  5. Положение Д.Эльконина, О.Дьяченко о ведущей роли игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста.
  6. Положения М.Безруких, Л.Сиротюк, О.Пуляевской указывают, что успешному развитию ребёнка, в том числе умственному, значительно способствуют учёт функциональной асимметрии мозга, развитие межполушарных связей (мозолистого тела).

Основываясь на вышеназванных теоретических положениях о развитии мышления детей и дифференцированном обучении с учётом профиля латеральной организации мозга было проведено экспериментальное исследование по развитию логического мышления у детей 7г.ж. с учётом индивидуального профиля латеральной организации мозга.

На первом этапе работы было проведено обследование детей с целью изучения уровня развития логического мышления. Для этой цели я использовала методику Р.Немова «Раздели на группы». (Приложение1)

В результате обследования было выявлено:

Высокий уровень показали 20% детей;

Средний уровень – 47%;

Низкий уровень – 33%.

Определение моего собственного ПЛО мозга и ПЛО мозга детей осуществлялось совместно с педагогом- психологом и позволило выделить следующие группы детей:

  • «Праворукие» (дети с доминирующей правой рукой) – 47%;
  • «амбидекстры» (с приблизительным равенством левой и правой руки) – 13%;
  • «Чистые левши» (с доминированием левых глаза, уха, руки);
  • «Чистые правши» (с доминирование правых глаза, уха, руки);
  • «Леворукие» - 0.

Следующим этапом было соотнесение данных об уровне развития логического мышления и индивидуальном ПЛО мозга детей. Была выделена так называемая «группа риска», куда вошли дети, показавшие низкий уровень логического мышления (33%):

  • мальчики – чистые правши;
  • девочки – чистые левши;
  • мальчики - праворукие.

Также была выделена «группа риска» по взаимодействию педагога с детьми. Она составила 13%.

На третьем этапе – по организации коррекционно-развивающей деятельности в основу работы были положены следующие принципы:

  • Принцип учёта последовательности формирования умственных действий. Так, был составлен план работы с детьми по последовательному развитию операций :
  1. Анализ и абстрагирование.
  2. Сравнение.
  3. Обобщение и классификация.
  4. Сериация.
  • Принцип обеспечения двуполушарного подхода, в том числе учёта индивидуального ПЛО мозга педагога и ребёнка.
  • Принцип мультисенсорности.
  • Принцип учёта личного опыта и интересов ребёнка, опоры на сильные стороны.
  • Принцип учёта полоролевых особенностей ребёнка.

Для реализации плана работы по развитию мыслительных операций были составлены задачи и подобраны игры с учётом доминирующего полушария. ( Приложение 2)

Известно, что основной принцип развития и коррекции – опора на сильные стороны ребёнка. Поэтому были составлены методические рекомендации по организации образовательной деятельности (обучения, взаимодействия) с учётом вышеназванных принципов, а также с выделением сильных и слабых сторон каждого из профилей. (Приложение 3)

  • Так, при организации работы с «чистыми правшами» материал для усвоения нужно располагать в правой полусфере, информацию преподносить от частного к общему, с фиксацией на деталях. Эффективными средствами обучения являются задания репродуктивного характера («Сделай так же»), на поиск ошибки, решение логических задач, составление схем, карт.
  • При организации работы с «праворукими» центральное значение занимает включение специальных упражнений, активизирующих межполушарное взаимодействие; смена активных и релаксационных методов. Использовались упражнения «Зеркальное рисование», «Воздушная петля», «Пересекающаяся линия», отстукивание ритмических рисунков по словесной инструкции, рисование глазами в разных направлениях, одновременное рисование обеими руками и т.д.
  • При организации работы с детьми – «амбидекстрами» основное внимание уделяла развитию межполушарного взаимодействия. Стратегия работы строилась по принципу работы с праворукими детьми. При организации развивающих игр минимально опиралась на речь и максимально привлекала широкий круг двигательных, изобразительных средств (предметы, картинки, модели, таблицы и т.д.)
  • При организации работы с «чистыми левшами» материал располагала в левой полусфере, оперировала образами, подкрепляла эмоциональными оттенками, обращалась к личному опыту детей, использовала творческие задания. Эффективным было использование творческих заданий, ролевых игр, инсценировок, путешествий, выделение сути, важных моментов в игре.

При подаче нового материала игры организовывала по подгруппам с учётом индивидуального ПЛО мозга и индивидуально, при закреплении материала – различным способом, в том числе – групповым, что позволяло осуществлять индивидуальный подход, а также обучать детей вариативности, способствовало развитию межполушарных связей (мозолистого тела).

Вся работа строилась в тесном содружестве с коллегой по группе, с педагогом-психологом, узкими специалистами, родителями. Для узких специалистов и родителей были проведены консультации, даны индивидуальные рекомендации по организации взаимодействия с детьми, по организации образовательной деятельности.

Считаю необходимым создание для детей ситуации успеха (я использую модель Н. Щурковой (Приложение 4)), организацию психолого-педагогической поддержки ребёнку, особенно на этапах обучения, в сочетании с созданием ситуаций трудности для развития волевых процессов. Неоценимой находкой для меня стали 70 способов сказать ребёнку «Хорошо».

При организации работы с детьми предъявляю к себе требования:

- Собственным примером демонстрировать интерес, увлечённость, настойчивость в деятельности, в том числе – в интеллектуальной;

- Проявлять интерес к каждому проявлению ребёнком любознательности;

- Создавать спокойный доброжелательный характер деятельности путём неторопливого темпа, голоса, одобрения, похвалы, тактильного прикосновения;

- Не допускать статичную позу детей более 5 – 7 минут;

- Постоянно поддерживать обратную связь с ребёнком, чтобы знать, что не понятно, кому нужна помощь;

- Находить повод похвалить каждого ребёнка;

- Не сравнивать детей друг с другом, находить в каждом особенное;

- Обеспечить возможность каждому ребёнку работать в свойственном ему темпе;

- Давать возможность ребёнку самостоятельно прийти к решению проблемы, не спешить подсказать и указать на ошибки;

- Хвалить детей за ошибки и их преодоление;

- Предлагать творческие задания, проблемные ситуации.

В развитии, образовании ребёнка дошкольного возраста важной составляющей является создание предметно-развивающей среды, способной активизировать ребёнка и при необходимости – отдохнуть. Среда группы сформирована с учётом принципов гибкого зонирования, полоролевых, индивидуальных особенностей детей, доступности игр, пособий. В группе имеются сенсорное полотно, офтальмотренажёры, разработана система использования аудио-, видео -, тактильных, обонятельных релизёров. В оформлении группы используем супрематические картины местного художника А.Потёмкина, результаты спонтанной живописи детей.

Имеется уголок Умников, где располагаются игры известные и игры новые, неизвестные, с различной степенью трудности.

Результаты моей работы по развитию логического мышления детей 7 г.ж. распределились следующим образом:

  • Количество детей с высоким уровнем развития увеличилось на 33% и стало 53%;
  • Количество детей со средним уровнем развития осталось на прежнем уровне –47%.
  • Низкий уровень развития не показал никто из детей.

Качественный анализ результатов показал, что дети, находившиеся в выделенной нами «группе риска» (правши, левши) сумели овладеть логическими операциями и выполняют их в речевом и практическом планах. Дети «праворукие» научились осуществлять логические операции с опорой на наглядно представленные образы.

Все дети научились абстрагировать свойство от самого предмета и ориентироваться на него в процессе осуществления классификации, обобщения, сериации. Подбор предметов с учётом какого-либо свойства, обозначение класса предметов обобщающим словом затруднения не вызывали.

Дети с высоким уровнем развития логических операций могли без осуществления практической группировки предметов определить и рассказать разные варианты классификации фигур при условии, что фигуры будут наглядно представлены.

Дети со средним уровнем развития логических операций осуществляли классификацию практически и могли рассказать до практического выполнения задания, какие классы будут образованы, какие фигуры будут туда входить.

Сопутствующие результаты:

  • Возникновение у детей «группы риска» интереса к интеллектуальной деятельности;
  • Изменение отношения педагогов к детям «группы риска»;
  • Возможность формулирования конкретных рекомендаций по индивидуализации обучения для педагогов, специалистов, родителей;
  • Реальность осуществления - на основе индивидуального- личностного подхода к ребёнку;
  • Определение пошаговой модели учёта профиля латеральной организации мозга ребёнка в образовательной деятельности (Приложение 5)

Организация работы позволила скорректировать уровень развития логического мышления у детей с разным ПЛО мозга, т.е. с разными типами мышления, функционирования мозга.

Полученные данные подтверждают гипотезу о том, что организация развивающих игр с учётом ПЛОм является более эффективной для развития логического мышления детей 7 года жизни.

Достигнутые результаты, а также продолжение работы по изучению психолого-педагогических и медико-социальных особенностей детей в содружестве воспитателей и специалистов помогут нам создавать индивидуальную образовательную траекторию ребёнка.

Литература

  1. Агаева Е Л. Моделирование сериационных отношений детьми дошкольного возраста.// Новые исследования в психологии.- 1980-№2 (23).
  2. Альтхауз Д., Дум Э.Цвет- Форма- Количество.Опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста- М.:Просвещение, 1984.
  3. Безруких М.М. Ступеньки к школе: Книга для педагогов и родителей –М.: Дрофа, 2001.
  4. Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома – Екатеринбург, 2003.
  5. Венгер А.А., Венгер Л.А. Домашняя школа мышления.- М.: Знания, 1994.Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского – М.: Просвещение, 1979.
  6. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет / Под ред. А.А.Столяра- М.: Просвещение, 1991.
  7. Диагностика умственного развития дошкольника / Под ред. Л.А.Венгера –М.:Педагогика,1969.
  8. ДзятковскаяЕ.Н. Как преодолеть учебные затруднения у ребенка – Иркутск,1999.
  9. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Под ред.О.М.Дьяченко, Т.В.Лаврентьевой –М.: Изд. «Гном и Д»,2000.
  10. Житникова Л.А. Учите детей запоминать –М.:Просвещение,1978.
  11. ЗапорожецА.В. Избранные психологические труды, т.1: Психологическое развитие ребенка –М.:Педагогика, 1986.
  12. Захаров А. «Правые» и «левые»: кто они такие? // Воспитание школьника -1991-№8-с.23-25.
  13. Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста /Сост. Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко- М.:Просвещение,1989.
  14. Иншакова О. Функциональная асимметрия полушарий и математика –М.,2004.
  15. Коноваленко С.В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше.Практикум по развитию познавательной деятельности-М.: Гном и Д,2000.
  16. Краткий психологический словарь/Под ред.А.В.Петровского,М.Г.Ярошевского- Р/нД.:Феникс,1998.
  17. Люблинская А.А. Детская психология-М.;Просвещение,1985.
  18. Макарьев И. Если ваш ребенок левша-СПб.:Мик,1995.
  19. Немов Р.С. Психология.Кн.2:Психология образованияМ.:Просвещение,Владос,1994
  20. ОбуховаЛ.Ф. Детская возрастная психология-М.:Пед. общ.-во России,1999.
  21. Пиаже Ж. Избранные психологические труды-М.: Межд. пед. академия,1994.
  22. Пиаже Ж.,Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур классификации и сериации-М.:Просвещение,1963.
  23. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника-М.: Педагогика,1997.
  24. Психология дошкольника:Хрестоматия-М.:Академия,1997.
  25. Пуляевская О.В. Дифференцированный подход в подготовке детей к школьному обучению –Иркутск: Изд.-во ИГПУ,2003.
  26. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания/Под ред.Л.А.Венгера-М.:Педагогика,1986.
  27. Саморукова П.Г Умственное воспитание детей -Л.:ЛГПИ им.Герцена,1975.
  28. Сиротюк А.Л. Обучение без стресса: психофизиологическая подготовка //Дошкольное воспитание-2005-1-с.79-85.
  29. Сиротюк А.Л. Обучение детей с разным типом мышления //Школьный психолог-2000-№38-с.2-16.
  30. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология –М.: Акцидент,2000.
  31. Тихомиров О.К. Психология мышления-М.,1984.
  32. Тихомирова Л.Ф. Логика.5-7 лет.- Ярославль:Академия,2000.
  33. УрунтаеваГ.А. Дошкольная психология-М.: Академия,1996.
  34. Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления- М.:Просвещение,1981.
  35. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды- М.: Педагогика,1989.