Мастерство преподавателя в развитии творческих способностей младших школьников

Разделы: Начальная школа


Педагогическое мастерство совсем не пустое дело. Успех обучения и воспитания во многом определяется личностью педагога, его педагогическим мастерством.

Педагогическое мастерство - это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей”.

Педагог должен обладать, по убеждению А. С. Макаренко, высоким авторитетом. Мало одной любви к детям, они симпатизируют тем, кто обладает высокой квалификацией и глубоким знаниями.

Каким же должен быть учитель, вырастить творчески развитую личность?

Отношения естественности, между обучаемым и обучающимся являются лучшими отношениями, без принудительности и страха перед наказанием.

Современное образование поставило перед современной школой задачу – воспитание грамотного, творчески мыслящего поколения.

Однообразие вызывает на уроках скуку, не оставляет живого следа в душах ребят, не способствует формированию у них положительной мотивации и познавательной активности.

Избежать этого учитель может, используя различные виды творческих заданий.

Каждый урок стараюсь провести с использованием различных творческих заданий. Главной задачей в своей работе считаю умение учителя создавать благоприятные условия для всестороннего развития учащихся и формирование творческой способностей младших школьников. глубоко убеждена в том, что формировать и активно развивать творческие задатки детей учителю вполне по силам в рамках урока.

Предлагаю своим коллегам познакомится с конспектам интегрированного урока математики в 4 классе: “Решение задач”, “Животные леса КБР”. Урок рассчитан на 60 минут.

Тема урока: Решение задач. Животные леса КБР

Нетрадиционный тип урока: Интегрированный урок математики с уроком окружающего мира.

Цели и задачи:

  • Закрепить навык решения задач на движения;
  • Развивать логическое мышление, находить время, скорость, расстояние; совершенствовать вычислительные навыки и умения решать уравнения; совершенствовать умения и навыки решать задачи на нахождения площади фигур
  • Знакомить учащихсяся с разнообразием животных родного края и их взаимодействии в природе друг с другом и растениями:
  • Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать и укрепить познавательный интерес к окружающему миру, осознавать зависимость благополучия среды от поведения человека. Формировать в единстве эстетические и этические чувства, экологическую культуру и творчество. Воспитывать чувство любви к родному краю.

Оборудование:

Таблицы по задачам на движение; иллюстрации с животными леса; Красная книга (животные); книга рекордов Гинесса; выставка рисунков, докладов КБР.

ХОД УРОКА

I. Орг. момент, постановка цели и задач данного урока.

II. Устный счет

1. Беседа о муравьях.

Учитель.

Муравьи очень интересные насекомые. Живут они везде: в сыпучих пустынях, в степях, на морских побережьях, на высокогорных склонах. Муравьи прекрасно приспосабливаются к любым климатическим условиям. Муравьи являются единственным опылителем какао. И не будь их, мы никогда не смогли бы попробовать шоколад.

Доклад “Муравьи” – читает один из учеников.

Учитель.

На рисунке изображен путь муравья-разведчика, но чтобы узнать, какую добычу он нашел, вам придется выполнить все действия указанные вдоль этого пути.

2. Учитель читает задачу.

На Кавказе живет около 140 видов муравьев, а в Московской области 28 видов, в лесотундре же близ полярного круга – всего 4 вида. По этим данным постройте отрезки взяв за изображение одного вида линию длиной 1 мм.

3. Устные задачи.

Учитель: Масса фазана 2 кг, а глухаря на 4 кг больше. Какова масса глухаря?

Ученик: (6кг)

Учитель: Чтобы поужинать волку нужно 2 кг мяса, но если он голоден, то может съесть в 5 раз больше. Сколько мяса может съесть голодный волк?

Ученик: (10 кг.)

Учитель: Маленькая мышка, живущая под корнями деревьев, делает запасы на зиму. В норке одной мышки было найдено 5 кг. семян. Сколько кг. семян перетащат в свои норки 25 мышей, если каждая из них будет делать такие же запасы?

Ученик: (75 кг.)

Учитель: Из зоопарка убежал сайгак. Животное редкое на воле оно, могло погибнуть в непривычных условиях. Сайгака поймали через 3 часа за 180 км. от зоопарка. С какой скоростью бежал сайгак?

Ученик: (180 : 3 = 60 км/ч.)

III. Закрепление пройденного материала.

1. Решение уравнений и примеров.

Вызываются 7 учеников к доске.

Запись на доске и в тетрадях:

 

2. Задачи на расширение кругозора учащегося.

Учитель: - Какие животные живут в лесах? (Ответы уч - ся)

- Почему в лесах много животных? (Ответы уч - ся)

- Назвать животных, живущих в КБР. (Ответы уч - ся)

Учитель.

Лес – хорошее укрытие для многих зверей. Много интересного вам известно о животных. А о кунице вы знаете меньше. Один из учеников немного расскажет вам о кунице.

Доклад о кунице. – читает сообщение ученица.

Учитель: По данной таблице составьте задачи на движение.

  Срок жизни V км/ч Масса кг.
Лось 20 л. 72 825
Медведь 47 л. 48 450
Олень 25 л. 72 380
Гепард 19 л. 95 65
Черепаха 150 л. 400 м/ч 400

Решение задачи

V · t = S

V · t = S

S + S = S

1) 72 · 3 = 216 (км.)

2) 48 · 2 = 96 (км.)

3) 216 + 96 = 312 (км)

Ученик: Из леса на встречу друг другу вышли одновременно лось и медведь и встретились через 3 часа. Скорость лося 72 км/ч, а скорость медведя 48 км/ч Какое расстояние стало между животными через три часа?

Чертеж и решение задачи уч – ся записывают в тетрадях

Вопросы к таблице:

Учитель: Кто имеет самую большую массу, скорость, продолжительность жизни?

(Ответы уч - ся)

Учитель: Кто имеет меньшую массу, скорость, продолжительность жизни?

(Ответы уч - ся).

3. Заполните пропуски, определив, какими единицами пользовались при измерении:

- Рост страуса 272 …, его масса 165 … (см, кг)

- Длина синего кита 33 … (м)

- Рост человека 171… (м, см)

- Масса самой большой моркови 7221 … (см)

- S комнаты 45 … (м2)

Средняя продолжительность жизни человека 65 … (лет)

Физкультминутка.

Танец под музыку “Танец маленьких утят”

Учитель.

Очень богат и разнообразен животный мир КБР. Здесь встречаются 62 вида млекопитающих, самыми ценными группами животных республики следует признать группу парнокопытных. Некоторые ученики расскажут нам о кабане, о лосе, о Туре и Серне.

Ученики читают сообщение.

4. Учитель читает задачу на нахождение площади.

Длина клетки медведя в зоопарке прямоугольной формы 18 м., а ширина в 2 раза меньше. Найти площадь клетки.

Запись решения задачи записывается в тетрадях

5. Знакомство с Книгой Рекордов Гинесса.

Чтение некоторых отрывков из книги.

Учитель: Самая долгая спячка.

Земляная белка, обитающая на мысе Бэрроу штат Аляска, США, спит 9 месяцев в году. Оставшиеся 3 месяца она ест, производит потомство и запасает пищу в своем дупле.

Самым крупным представителем семейства оленьих является аляскинский лось. Взрослые самцы в среднем достигают в холке 1,83 м. и весят около 500 кг.

Из всех живущих и вымерших животных самые большие глаза у гигантского кальмара, обитающего в Атлантике, диаметр глаза которого составлял 400 мм., что равно размеру разворота этой книги.

6. Беседа лесника с учащимися.

(Лесник ученик 10 “Б” класса).

Лесник.

Человек пользуется дарами природы, а они не безграничны. Все больше загрязняются вода, воздух, а они необходимы для жизни растений, животных, человека. В результате жизнедеятельности человека многие растения и животные стали встречаться крайне редко. Такие представители растительного и животного мира внесены в Красную книгу.

Растениям и животным, внесенным в Красную книгу угрожает огромная опасность. Они могут навсегда исчезнуть с лица Земли.

В Красную книгу занесены:

Белый медведь, морж.

Северный медведь, олень, лебедь, казарка, розовая чайка.

Амурский тигр, выхухоль, зубр, пятнистый олень, гепард, туранский тигр.

Учитель.

Вы видите далеко не полный перечень животных, внесенных в Красную книгу. Они находятся под охраной человека кроме того, в нашей стране сейчас действует более 100 заповедников и заповедных хозяйств.

К сожалению, еще не все люди хотят и умеют беречь природу.

Давайте же стараться жить так, чтобы Земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели сады, пели птицы. Что вы можете сделать для охраны природы?

Варианты ответов учащихсяся.

Лесник: Среди природы - лес раскрывается только для тех кто умеет чувствовать к его существам родственное внимание.

М. Пришвин.

7. Задача на логическое мышление.

Лесник: В нашем лесу каждый занимается своим делом: одни плетут корзины, другие ловят рыбу. Ремеслу мы научились друг у друга. Ёж учился у Зайца, Мышь у Ежа, Бобёр учил Выдру и Лису. Бобёр был учеником Медведя. Лучше всех плёл корзины Ёж. Кто из зверей нашего леса раньше всех научился ловить рыбу, а кто плести корзины?

IV. Подведение итогов.

Учитель: Закончилось сегодняшнее наше путешествие в мире животных. впереди нас ждет много путешествие. Вы все сегодня хорошо поработали и заслужили похвалы.

V. Выставление оценок.

VI. Домашнее задание.

Спасибо, ребята за урок! До свидания!