Педагогическое мастерство совсем не пустое дело. Успех обучения и воспитания во многом определяется личностью педагога, его педагогическим мастерством.
Педагогическое мастерство - это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей”.
Педагог должен обладать, по убеждению А. С. Макаренко, высоким авторитетом. Мало одной любви к детям, они симпатизируют тем, кто обладает высокой квалификацией и глубоким знаниями.
Каким же должен быть учитель, вырастить творчески развитую личность?
Отношения естественности, между обучаемым и обучающимся являются лучшими отношениями, без принудительности и страха перед наказанием.
Современное образование поставило перед современной школой задачу – воспитание грамотного, творчески мыслящего поколения.
Однообразие вызывает на уроках скуку, не оставляет живого следа в душах ребят, не способствует формированию у них положительной мотивации и познавательной активности.
Избежать этого учитель может, используя различные виды творческих заданий.
Каждый урок стараюсь провести с использованием различных творческих заданий. Главной задачей в своей работе считаю умение учителя создавать благоприятные условия для всестороннего развития учащихся и формирование творческой способностей младших школьников. глубоко убеждена в том, что формировать и активно развивать творческие задатки детей учителю вполне по силам в рамках урока.
Предлагаю своим коллегам познакомится с конспектам интегрированного урока математики в 4 классе: “Решение задач”, “Животные леса КБР”. Урок рассчитан на 60 минут.
Тема урока: Решение задач. Животные леса КБР
Нетрадиционный тип урока: Интегрированный урок математики с уроком окружающего мира.
Цели и задачи:
- Закрепить навык решения задач на движения;
- Развивать логическое мышление, находить время, скорость, расстояние; совершенствовать вычислительные навыки и умения решать уравнения; совершенствовать умения и навыки решать задачи на нахождения площади фигур
- Знакомить учащихсяся с разнообразием животных родного края и их взаимодействии в природе друг с другом и растениями:
- Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать и укрепить познавательный интерес к окружающему миру, осознавать зависимость благополучия среды от поведения человека. Формировать в единстве эстетические и этические чувства, экологическую культуру и творчество. Воспитывать чувство любви к родному краю.
Оборудование:
Таблицы по задачам на движение; иллюстрации с животными леса; Красная книга (животные); книга рекордов Гинесса; выставка рисунков, докладов КБР.
ХОД УРОКА
I. Орг. момент, постановка цели и задач данного урока.
II. Устный счет
1. Беседа о муравьях.
Учитель.
Муравьи очень интересные насекомые. Живут они везде: в сыпучих пустынях, в степях, на морских побережьях, на высокогорных склонах. Муравьи прекрасно приспосабливаются к любым климатическим условиям. Муравьи являются единственным опылителем какао. И не будь их, мы никогда не смогли бы попробовать шоколад.
Доклад “Муравьи” – читает один из учеников.
Учитель.
На рисунке изображен путь муравья-разведчика, но чтобы узнать, какую добычу он нашел, вам придется выполнить все действия указанные вдоль этого пути.
2. Учитель читает задачу.
На Кавказе живет около 140 видов муравьев, а в Московской области 28 видов, в лесотундре же близ полярного круга – всего 4 вида. По этим данным постройте отрезки взяв за изображение одного вида линию длиной 1 мм.
3. Устные задачи.
Учитель: Масса фазана 2 кг, а глухаря на 4 кг больше. Какова масса глухаря?
Ученик: (6кг)
Учитель: Чтобы поужинать волку нужно 2 кг мяса, но если он голоден, то может съесть в 5 раз больше. Сколько мяса может съесть голодный волк?
Ученик: (10 кг.)
Учитель: Маленькая мышка, живущая под корнями деревьев, делает запасы на зиму. В норке одной мышки было найдено 5 кг. семян. Сколько кг. семян перетащат в свои норки 25 мышей, если каждая из них будет делать такие же запасы?
Ученик: (75 кг.)
Учитель: Из зоопарка убежал сайгак. Животное редкое на воле оно, могло погибнуть в непривычных условиях. Сайгака поймали через 3 часа за 180 км. от зоопарка. С какой скоростью бежал сайгак?
Ученик: (180 : 3 = 60 км/ч.)
III. Закрепление пройденного материала.
1. Решение уравнений и примеров.
Вызываются 7 учеников к доске.
Запись на доске и в тетрадях:
2. Задачи на расширение кругозора учащегося.
Учитель: - Какие животные живут в лесах? (Ответы уч - ся)
- Почему в лесах много животных? (Ответы уч - ся)
- Назвать животных, живущих в КБР. (Ответы уч - ся)
Учитель.
Лес – хорошее укрытие для многих зверей. Много интересного вам известно о животных. А о кунице вы знаете меньше. Один из учеников немного расскажет вам о кунице.
Доклад о кунице. – читает сообщение ученица.
Учитель: По данной таблице составьте задачи на движение.
Срок жизни | V км/ч | Масса кг. | |
Лось | 20 л. | 72 | 825 |
Медведь | 47 л. | 48 | 450 |
Олень | 25 л. | 72 | 380 |
Гепард | 19 л. | 95 | 65 |
Черепаха | 150 л. | 400 м/ч | 400 |
Решение задачи
V · t = S V · t = S
S + S = S
1) 72 · 3 = 216 (км.) 2) 48 · 2 = 96 (км.)
3) 216 + 96 = 312 (км)
Ученик: Из леса на встречу друг другу вышли одновременно лось и медведь и встретились через 3 часа. Скорость лося 72 км/ч, а скорость медведя 48 км/ч Какое расстояние стало между животными через три часа?
Чертеж и решение задачи уч – ся записывают в тетрадях
Вопросы к таблице:
Учитель: Кто имеет самую большую массу, скорость, продолжительность жизни?
(Ответы уч - ся)
Учитель: Кто имеет меньшую массу, скорость, продолжительность жизни?
(Ответы уч - ся).
3. Заполните пропуски, определив, какими единицами пользовались при измерении:
- Рост страуса 272 …, его масса 165 … (см, кг)
- Длина синего кита 33 … (м)
- Рост человека 171… (м, см)
- Масса самой большой моркови 7221 … (см)
- S комнаты 45 … (м2)
Средняя продолжительность жизни человека 65 … (лет)
Физкультминутка.
Танец под музыку “Танец маленьких утят”
Учитель.
Очень богат и разнообразен животный мир КБР. Здесь встречаются 62 вида млекопитающих, самыми ценными группами животных республики следует признать группу парнокопытных. Некоторые ученики расскажут нам о кабане, о лосе, о Туре и Серне.
Ученики читают сообщение.
4. Учитель читает задачу на нахождение площади.
Длина клетки медведя в зоопарке прямоугольной формы 18 м., а ширина в 2 раза меньше. Найти площадь клетки.
Запись решения задачи записывается в тетрадях
5. Знакомство с Книгой Рекордов Гинесса.
Чтение некоторых отрывков из книги.
Учитель: Самая долгая спячка.
Земляная белка, обитающая на мысе Бэрроу штат Аляска, США, спит 9 месяцев в году. Оставшиеся 3 месяца она ест, производит потомство и запасает пищу в своем дупле.
Самым крупным представителем семейства оленьих является аляскинский лось. Взрослые самцы в среднем достигают в холке 1,83 м. и весят около 500 кг.
Из всех живущих и вымерших животных самые большие глаза у гигантского кальмара, обитающего в Атлантике, диаметр глаза которого составлял 400 мм., что равно размеру разворота этой книги.
6. Беседа лесника с учащимися.
(Лесник ученик 10 “Б” класса).
Лесник.
Человек пользуется дарами природы, а они не безграничны. Все больше загрязняются вода, воздух, а они необходимы для жизни растений, животных, человека. В результате жизнедеятельности человека многие растения и животные стали встречаться крайне редко. Такие представители растительного и животного мира внесены в Красную книгу.
Растениям и животным, внесенным в Красную книгу угрожает огромная опасность. Они могут навсегда исчезнуть с лица Земли.
В Красную книгу занесены:
Белый медведь, морж.
Северный медведь, олень, лебедь, казарка, розовая чайка.
Амурский тигр, выхухоль, зубр, пятнистый олень, гепард, туранский тигр.
Учитель.
Вы видите далеко не полный перечень животных, внесенных в Красную книгу. Они находятся под охраной человека кроме того, в нашей стране сейчас действует более 100 заповедников и заповедных хозяйств.
К сожалению, еще не все люди хотят и умеют беречь природу.
Давайте же стараться жить так, чтобы Земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели сады, пели птицы. Что вы можете сделать для охраны природы?
Варианты ответов учащихсяся.
Лесник: Среди природы - лес раскрывается только для тех кто умеет чувствовать к его существам родственное внимание.
М. Пришвин.
7. Задача на логическое мышление.
Лесник: В нашем лесу каждый занимается своим делом: одни плетут корзины, другие ловят рыбу. Ремеслу мы научились друг у друга. Ёж учился у Зайца, Мышь у Ежа, Бобёр учил Выдру и Лису. Бобёр был учеником Медведя. Лучше всех плёл корзины Ёж. Кто из зверей нашего леса раньше всех научился ловить рыбу, а кто плести корзины?
IV. Подведение итогов.
Учитель: Закончилось сегодняшнее наше путешествие в мире животных. впереди нас ждет много путешествие. Вы все сегодня хорошо поработали и заслужили похвалы.
V. Выставление оценок.
VI. Домашнее задание.
Спасибо, ребята за урок! До свидания!