Тема урока “Музыкальные образы М. Равеля”
Цель урока: рассмотреть, как складывается единый развивающий образ “танец”.
Задачи:
- Обучающая: - определение образного содержания, раскрытие взаимодействия музыки с другими видами искусств;
- Развивающая: - развитие эмоционально-осознанного восприятия, музыкального и художественного впечатления, вокально-хоровых навыков;
- Воспитывающая: - воспитание любви к родному краю.
Организация учебно-воспитательного пространства:
- Магнитофон,
- синтезатор,
- фонохрестоматия,
- аудиокассеты,
- микрофоны,
- плакат с эпиграфом,
- кастаньеты,
- разноцветные карточки,
- образцы испанских костюмов,
- ритмический рисунок “Болеро”,
- портрет М. Равеля.
Музыкальный материал:
- “Болеро” М. Равель;
- “Вальс” Жак Брель;
- “Милый мой хоровод” русская народная песня;
- “Земля, где мы живем” И. Другов, В. Степанов;
- “Город золотой” Ф. Милано, сл Хвостова.
Эпиграф урока
Жизнь дает для песни образы и звуки
Даст ли она радость, даст ли скорбь и муки,
Даст ли день роскошный, тьму ли без рассвета,
То и отразиться в музыке поэта. (И. Суриков.)
План-конспект
1. Вводная часть.
Учащиеся входят в класс. Учитель приветствует ребят.
- Ребята, сегодня мы продолжаем тему “Образ танца”, начатую на прошлом уроке. Проследим, как складывается единый развивающийся образ танца.
2. Повторение и углубление в тему.
Играю 2 темы.
- Откуда эти темы? Кто композитор? Что знаем о нем?
На доске ритмический рисунок “БОЛЕРО”.
- Какова особенность ритмического рисунка?
Простукиваем ритм.
3. Изучение нового материала.
На прошлом уроке мы слушали “Болеро”, вы письменно ответили на предложенные мной вопросы. Я выбрала несколько работ. Послушайте (зачитываю, обсуждаем).
- Послушайте, как отметила концовку произведения Катя (даю понятия Тутти, Глиссандо), а Маша отметила переход в другую тональность - Модуляцию. Эти термины для вас новые.
Некоторые из вас пожелали выразить свои впечатления в рисунках. Давайте посмотрим (обсуждаем выставку рисунков).
- Ребята, так как можно передать образ? Ответы уч-ся.
- А как еще можно передать образ танца?
- Правильно, движением. Сейчас Маша и Сережа покажут нам несколько характерных движений испанского народного танца, они будут в испанских костюмах, а у Маши в руках будут кастаньеты.
Ребята показывают движения.
- Давайте и мы с вами встанем и попробуем разучить эти движения.
Разучиваем движения.
- Мы с вами говорили о том, как вы восприняли это произведение. Исследователи творчества М.Равеля по-разному трактуют это произведение. Одни видят произведение как стихию четкого “машинообразного” движения, неостановимого нарастания, нередко даже трагическую картину неизбежно надвигающейся катастрофы. Другие - ярко и необычно развивающийся танец.
А вот сам Равель видел большую танцевальную картину, развивающуюся на открытом воздухе, с участием огромной толпы народа. В соединении двух тем он ощущал нечто подобное соединению звеньев цепи, даже непрерывность заводского контейнера. Поэтому в декорацию надо было включить корпус завода с тем, чтобы рабочие, выходящие из цехов, постепенно вовлекались в общий поток. И в музыке мы слышим, как постоянно идет добавление музыкальных инструментов. Видимо сказалось пристрастие Равеля к заводам Бельгии, Рейнской области, которыми он восторгался во время своего путешествия. На один из заводов, перед которыми он любил гулять, он так и указывал “Завод из “Болеро”. И безусловно, что в кажущейся “механичности” движения, вызванной многократным повтором двух тем, постепенно раскрывается образ грандиозного массового танца-шествия.
Давайте подробнее рассмотрим, как же складывается единый развивающийся образ танца. Мы знаем, что в основу “Болеро” положены две широкие песенно-танцевальные мелодии испанского характера. Мелодии, не изменяясь, следуют одна за другой, повторяясь по 2 раза, и так 5 раз подряд без единой паузы (11раз-вариационность).
- Что же изменяется, а что не развивается?
На доске пишу:
Не развивается Развивается 1. Темы 1. Динамика 2. Ритм 2. Состав инструментов 3. Темп 3. Модуляция
Для определения развития динамики слушаем фрагменты “Болеро” (начало и конец).
Определяем состав инструментов. Сначала звучат деревянные духовые – флейта, кларнет, гобой, фагот. Постепенно к ним присоединяются группы медных, духовых – труба с сурдиной, саксофоны – это новые инструменты, в основном использовавшиеся в джазе, затем валторна и челеста., солирующий тромбон, трубы.
Необычайная выразительность в конце достигается еще и тем, что мелодия целиком уступает место ритму - пульсу, исполняемому всем оркестром “ТУТТИ”. Здесь-то и вступают мощные ударные инструменты: тарелки, большой барабан, там-там (огромный гонг), необычно звучание тромбонов - глиссандо.
Слушаем окончание танца “Болеро”.
- Помните ли вы, с какими образами танцев мы уже встречались? (“Арагонская хота”, “Вальс” Шопена, Штрауса, Ж. Бреля).
- Давайте сравним, как осуществлялось развитие образа танца в вальсе Ж. Бреля и в “Болеро”.
Слушаем фрагмент вальса Ж. Бреля, сравниваем (в вальсе - постоянное ускорение, в “Болеро”- неизменность танца).
- На прошлом уроке мы слушали “Болеро” от начала и до конца. Сегодня послушаем только фрагмент. У вас есть разноцветные карточки. Выберите тот цвет, который наиболее соответствует характеру образа танца и после просушивания поднимите вверх эту карточку.
Слушаем окончание, анализируем.
- Посмотрите, какой цвет вы выбрали. Красный цвет - цвет радости, победы, торжества. И не случайно поэт Н. Заболоцкий назвал “Болеро” “священным танцем боя”.
Но жив народ, и песнь его жива,
Танцуй, Равель, свой исполинский танец.
Танцуй, Равель, не унывай, испанец!
Вращай, история, литые жернова!
Будь мельничихой в грозный час прибоя!
О, Болеро, священный танец боя!
4. Закрепление изученного материала.
- Продолжая тему урока “образ танца”, мы переходим к следующему произведению.
Играю мелодию песни “Милый мой хоровод”.
- Что это прозвучало? Какой образ? Какой характер? Ответы уч-ся.
- Правильно, это образец русской народной песенно-танцевальной музыки.
- Как создается образ хоровода?
- Какие звуки здесь главные? (до и фа).
Исполняем.
Наша задача – проследить за изменениями главной интонации “до” и “фа”. Это способствует развитию вокально-хоровых навыков и помогает осмыслить особенности интонационного развития, связанного с образом песни - игра самих звуков, часто распеваемых на один слог.
- Хороводы бывают разными по характеру. Определите здесь характер (веселый и лиричный, плавный и игровой).
Вокально - хоровая работа, разучивание 2-го голоса в 1 и 2 куплетах, постоянно стремиться к выявлению эмоционального содержания песни - одновременно лиричного и веселого, игрового.
- Итак, мы работали с произведениями испанского и русского народа. Сейчас у нас песня современного композитора из города Ленинска-Кузнецка, нашего земляка И. Другова “Земля, где мы живем”.
Вспоминаем слова 1-го куплета.
- Какой образ заложен в содержании, мелодии?.
- В каком темпе звучит песня?
Вокально-хоровая работа первого куплета, разучивание 2-го куплета, работа над образом.
Домашнее задание. Найдите произведения разных видов искусств, которые раскрывают образ природы, нашего края.
Итог урока.
- Назовите произведения, которые звучали на уроке.
- Что их объединяет?
- Я хочу обратить ваше внимание на слова Ив. Сурикова, которые я взяла эпиграфом к нашему уроку. Как вы их понимаете?
Отмечаю работу уч-ся на уроке.
В заключении урока ребята исполняют песню “Город золотой” Ф. Милано, сл. Хвостова.
- Урок окончен, спасибо за работу.