Интегрированный урок музыки в 7-м классе по теме: "Музыкальные образы М. Равеля"

Разделы: Музыка


Тема урока “Музыкальные образы М. Равеля”

Цель урока: рассмотреть, как складывается единый развивающий образ “танец”.

Задачи:

  • Обучающая: - определение образного содержания, раскрытие взаимодействия музыки с другими видами искусств;
  • Развивающая: - развитие эмоционально-осознанного восприятия, музыкального и художественного впечатления, вокально-хоровых навыков;
  • Воспитывающая: - воспитание любви к родному краю.

Организация учебно-воспитательного пространства:

  • Магнитофон,
  • синтезатор,
  • фонохрестоматия,
  • аудиокассеты,
  • микрофоны,
  • плакат с эпиграфом,
  • кастаньеты,
  • разноцветные карточки,
  • образцы испанских костюмов,
  • ритмический рисунок “Болеро”,
  • портрет М. Равеля.

Музыкальный материал:

  • “Болеро” М. Равель;
  • “Вальс” Жак Брель;
  • “Милый мой хоровод” русская народная песня;
  • “Земля, где мы живем” И. Другов, В. Степанов;
  • “Город золотой” Ф. Милано, сл Хвостова.

Эпиграф урока

Жизнь дает для песни образы и звуки
Даст ли она радость, даст ли скорбь и муки,
Даст ли день роскошный, тьму ли без рассвета,
То и отразиться в музыке поэта.
(И. Суриков.)

План-конспект

1. Вводная часть.

Учащиеся входят в класс. Учитель приветствует ребят.

- Ребята, сегодня мы продолжаем тему “Образ танца”, начатую на прошлом уроке. Проследим, как складывается единый развивающийся образ танца.

2. Повторение и углубление в тему.

Играю 2 темы.

- Откуда эти темы? Кто композитор? Что знаем о нем?

На доске ритмический рисунок “БОЛЕРО”.

- Какова особенность ритмического рисунка?

Простукиваем ритм.

3. Изучение нового материала.

На прошлом уроке мы слушали “Болеро”, вы письменно ответили на предложенные мной вопросы. Я выбрала несколько работ. Послушайте (зачитываю, обсуждаем).

- Послушайте, как отметила концовку произведения Катя (даю понятия Тутти, Глиссандо), а Маша отметила переход в другую тональность - Модуляцию. Эти термины для вас новые.

Некоторые из вас пожелали выразить свои впечатления в рисунках. Давайте посмотрим (обсуждаем выставку рисунков).

- Ребята, так как можно передать образ? Ответы уч-ся.

- А как еще можно передать образ танца?

- Правильно, движением. Сейчас Маша и Сережа покажут нам несколько характерных движений испанского народного танца, они будут в испанских костюмах, а у Маши в руках будут кастаньеты.

Ребята показывают движения.

- Давайте и мы с вами встанем и попробуем разучить эти движения.

Разучиваем движения.

- Мы с вами говорили о том, как вы восприняли это произведение. Исследователи творчества М.Равеля по-разному трактуют это произведение. Одни видят произведение как стихию четкого “машинообразного” движения, неостановимого нарастания, нередко даже трагическую картину неизбежно надвигающейся катастрофы. Другие - ярко и необычно развивающийся танец.

А вот сам Равель видел большую танцевальную картину, развивающуюся на открытом воздухе, с участием огромной толпы народа. В соединении двух тем он ощущал нечто подобное соединению звеньев цепи, даже непрерывность заводского контейнера. Поэтому в декорацию надо было включить корпус завода с тем, чтобы рабочие, выходящие из цехов, постепенно вовлекались в общий поток. И в музыке мы слышим, как постоянно идет добавление музыкальных инструментов. Видимо сказалось пристрастие Равеля к заводам Бельгии, Рейнской области, которыми он восторгался во время своего путешествия. На один из заводов, перед которыми он любил гулять, он так и указывал “Завод из “Болеро”. И безусловно, что в кажущейся “механичности” движения, вызванной многократным повтором двух тем, постепенно раскрывается образ грандиозного массового танца-шествия.

Давайте подробнее рассмотрим, как же складывается единый развивающийся образ танца. Мы знаем, что в основу “Болеро” положены две широкие песенно-танцевальные мелодии испанского характера. Мелодии, не изменяясь, следуют одна за другой, повторяясь по 2 раза, и так 5 раз подряд без единой паузы (11раз-вариационность).

- Что же изменяется, а что не развивается?

На доске пишу:

Не развивается Развивается
1. Темы 1. Динамика
2. Ритм 2. Состав инструментов
3. Темп 3. Модуляция

Для определения развития динамики слушаем фрагменты “Болеро” (начало и конец).

Определяем состав инструментов. Сначала звучат деревянные духовыефлейта, кларнет, гобой, фагот. Постепенно к ним присоединяются группы медных, духовыхтруба с сурдиной, саксофоны – это новые инструменты, в основном использовавшиеся в джазе, затем валторна и челеста., солирующий тромбон, трубы.

Необычайная выразительность в конце достигается еще и тем, что мелодия целиком уступает место ритму - пульсу, исполняемому всем оркестром “ТУТТИ”. Здесь-то и вступают мощные ударные инструменты: тарелки, большой барабан, там-там (огромный гонг), необычно звучание тромбонов - глиссандо.

Слушаем окончание танца “Болеро”.

- Помните ли вы, с какими образами танцев мы уже встречались? (“Арагонская хота”, “Вальс” Шопена, Штрауса, Ж. Бреля).

- Давайте сравним, как осуществлялось развитие образа танца в вальсе Ж. Бреля и в “Болеро”.

Слушаем фрагмент вальса Ж. Бреля, сравниваем (в вальсе - постоянное ускорение, в “Болеро”- неизменность танца).

- На прошлом уроке мы слушали “Болеро” от начала и до конца. Сегодня послушаем только фрагмент. У вас есть разноцветные карточки. Выберите тот цвет, который наиболее соответствует характеру образа танца и после просушивания поднимите вверх эту карточку.

Слушаем окончание, анализируем.

- Посмотрите, какой цвет вы выбрали. Красный цвет - цвет радости, победы, торжества. И не случайно поэт Н. Заболоцкий назвал “Болеро” “священным танцем боя”.

Но жив народ, и песнь его жива,
Танцуй, Равель, свой исполинский танец.
Танцуй, Равель, не унывай, испанец!
Вращай, история, литые жернова!
Будь мельничихой в грозный час прибоя!
О, Болеро, священный танец боя!

4. Закрепление изученного материала.

- Продолжая тему урока “образ танца”, мы переходим к следующему произведению.

Играю мелодию песни “Милый мой хоровод”.

- Что это прозвучало? Какой образ? Какой характер? Ответы уч-ся.

- Правильно, это образец русской народной песенно-танцевальной музыки.

- Как создается образ хоровода?

- Какие звуки здесь главные? (до и фа).

Исполняем.

Наша задача – проследить за изменениями главной интонации “до” и “фа”. Это способствует развитию вокально-хоровых навыков и помогает осмыслить особенности интонационного развития, связанного с образом песни - игра самих звуков, часто распеваемых на один слог.

- Хороводы бывают разными по характеру. Определите здесь характер (веселый и лиричный, плавный и игровой).

Вокально - хоровая работа, разучивание 2-го голоса в 1 и 2 куплетах, постоянно стремиться к выявлению эмоционального содержания песни - одновременно лиричного и веселого, игрового.

- Итак, мы работали с произведениями испанского и русского народа. Сейчас у нас песня современного композитора из города Ленинска-Кузнецка, нашего земляка И. Другова “Земля, где мы живем”.

Вспоминаем слова 1-го куплета.

- Какой образ заложен в содержании, мелодии?.

- В каком темпе звучит песня?

Вокально-хоровая работа первого куплета, разучивание 2-го куплета, работа над образом.

Домашнее задание. Найдите произведения разных видов искусств, которые раскрывают образ природы, нашего края.

Итог урока.

- Назовите произведения, которые звучали на уроке.

- Что их объединяет?

- Я хочу обратить ваше внимание на слова Ив. Сурикова, которые я взяла эпиграфом к нашему уроку. Как вы их понимаете?

Отмечаю работу уч-ся на уроке.

В заключении урока ребята исполняют песню “Город золотой” Ф. Милано, сл. Хвостова.

- Урок окончен, спасибо за работу.