Техника публичного выступления

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Классное руководство


Очень часто ученики ставятся в ситуацию, когда им необходимо прочитать доклад, подготовить выступление, произнести речь на большую аудиторию. Для многих это становится серьезным испытанием, стрессовой ситуацией с которой им необходимо справиться. Для того, чтобы психологически подготовить детей, помочь им преодолеть волнение в Лицее внедряется программа подготовки участников научного общества к публичной защите проектов. Данная разработка является фрагментом программы “Техника публичного выступления”.

Часть 1 Как меня видят другие или что такое невербальные способы общения

“Большинство из нас перед началом публичного выступления испытывают чувство волнения. Главное - не снять это чувство волнения, а использовать его, чтобы показать свою индивидуальность” (Элен Кагип.)

Цели:

  1. Формирование понятийных представлений о невербальных способах общения.
  2. Формирование чувствительности к невербальным способам общения.
  3. Выработка (развитие) навыков прочтения состояния другого по невербальным проявлениям.
  4. Воспитание чувства уверенности при произнесении речи.

Материалы: Плакат с перечнем невербальных средств общения; листы бумаги и цветные маркеры для работы в группах; два видеофрагмента с записью выступления участников дебатов – уверенное и неуверенное поведение; карточки с темами выступлений; лист наблюдений. <Приложение 1>

Этапы занятия:

1. Введение в тему через ассоциации на понятие “публичное выступление”.

2. Основная часть о способах невербального общения.

2.1. Информационная.
2.2. Практическая.

3. Заключение.

4. Рефлексия занятия.

Ход занятия

- Добрый день, уважаемые лицеисты. Добрый день, уважаемые гости. Как руководитель научного общества я подготовила небольшой цикл занятий с общей темой “Техника публичного выступления”. Сегодня я пригласила вас на первое занятие этого цикла.

- Совершенно естественно, что я хотела бы знать ваше мнение - на сколько часто вам приходится выступать, произносить речи? И, считаете ли вы предложенную тему актуальной для вас?

(Ответы детей). Могу ли я сделать вывод, что предлагаемая тема будет для вас полезной и интересной?

- Начать наше занятие я хотела бы с ваших ассоциаций на понятие “публичное выступление”. Для этого я попрошу двух учеников помочь мне записать все что вы скажете на доске. Помните, в нашем упражнении: ассоциация - это та мысль, которая первой приходит в голову, когда вы что-либо слышите, или видите, или чувствуете. Итак, по цепочке, друг за другом, начиная с ... . Ваши ассоциации на понятие “публичное выступление”.

(Высказывания детей записываются на доске.)

Спасибо всем. Мои помощницы тоже добавят свои ассоциации. Давайте посмотрим, что у нас получилось. (Пауза.)

Если вы обратили внимание, то все предложенные высказывания можно разделить на некоторое количество групп по каким-либо сходным признакам, т.е. классифицировать. И я предлагаю вам, проделать эту операцию в группах. Вот как вы сидите, объединитесь по 4 человека, проанализируйте все ассоциации в течение одной-двух минут и предложите свой вариант классификации. Оформите решение на листе.

(Работа детей в группах. Выступление. Листы вывешиваются. Подводя итог – выходим на внешние проявления).

- Спасибо всем группам. Каждый из предложенных способов классификации имеет право на существование. Хочу отметить, что предложенные вами варианты интересны, и все они совпадают с теми вопросами, которые входят в данный цикл занятий. Но сегодня я предлагаю остановиться на рассмотрении внешних проявлений в выступлении. И объясняю почему. Ученые, которые занимались исследованием техники публичных выступлений, пришли к выводу: что если весь объем информации, который мы получаем в процессе общения принять за 100%, то на информацию, передаваемую вербальным способом, т.е. с помощью слов, приходится лишь 7%. А остальные 93% приходятся на невербальные способы общения. Психологи вывели следующий постулат: Поступки и слова могут лгать, но тело обманывает редко!

- Хорошего оратора характеризуют не только богатый словарный запас и умение формулировать проблему, но и умение использовать другие средства, которые сигнализируют об эмоциональном состоянии человека - они называются невербальными средствами общения. К ним относятся:

  • зрительный контакт
  • мимика
  • жесты
  • поза
  • дистанция
  • месторасположение
  • внешний вид
  • тембр голоса
  • интонации
  • темп речи
  • паузы
  • частота дыхания
  • ширина зрачка

- Есть ли среди представленных элементов непонятные? Какой из этих элементов вы хотели бы, чтобы я прокомментировала? (Комментарии по просьбе учащихся) Теперь я попрошу вас прокомментировать некоторые из них. Как вы понимаете ...

(Фронтальный опрос: один предлагает свою версию, при необходимости ответ дополняется.)

- Спасибо. Ваши ответы, показывают, что у каждого из вас накоплен достаточный опыт выступлений, и что вы хорошо ориентируетесь в способах невербального общения. Для того, чтобы убедится в этом окончательно, я предлагаю вам просмотреть небольшие отрывки из выступления участников дебатного турнира, который недавно состоялся в Караганде. Во время просмотра обратите внимание на как можно большее количество проявлений способов невербального общения.

(Просмотр первого фрагмента.)

- Обсуждение: - чем отличается первый участник от второго? Кто из них более эмоционален? Кто держится уверенно? Как вы это определили? На что обратили внимание в первую очередь? Могу ли я сделать вывод: что первый участник - не эмоционален, скован, неуверенно себя чувствует, а второй, напротив, эмоционален, уверен, раскован, открыт для общения?

- А теперь, я хочу предложить вам проследить, как изменятся внешние проявления второго участника в ситуации “перекрестного опроса”. Небольшое уточнение: по правилам дебатов, во время “перекрестного опроса” участники продолжают смотреть прямо перед собой.

(Просмотр второго фрагмента.)

- Анализ сюжета: внешние проявления волнения, сосредоточенного оценивания вопроса, контроля за своими эмоциями, словами, восстановление спокойствия, расслабление.

Давайте подведем итог проделанной работе: Что можно сказать о внешних проявлениях выступлений.

- Внешние проявления не только выражают внутреннее психическое состояние человека, не только от него зависят, но и влияют на него самого. Слово действует не только на того, кому оно адресовано, но и на того, кто его говорит...

- ...Освоив внешние проявления можно контролировать внутреннее состояние. Освоение невербальных средств общения позволит с большей полнотой взаимодействовать с аудиторией и приблизиться к цели...

Часть 2 Как оценивает эмоциональное состояние тот, кто выступает и тот, кто смотрит, через невербальное проявление эмоций

А мы переходим к следующему этапу занятия. Как-то Наполеона попросили выделить самые важные слагаемые успеха. Гениальность? Упорство? Умение увлекать за собой? И последовал прямой и простой ответ: “Практика, практика, практика!” Итак, практический этап.

- Утверждение о том, что тот, кто умеет хорошо говорить, тот легче решает свои проблемы не требует доказательств. В повседневной жизни постоянно возникают ситуации, когда важно найти нужные слова. Одни считают, что это достаточно просто, другие - приходят в смятение, когда узнают о необходимости выступать перед аудиторией. Для проведения практического этапа нужны два добровольца, готовые испытать себя на уверенное владение собой во время выступления. Кто? (выбираются добровольцы) Вам предлагается, за три-пять минут подготовить монолог по некоторой теме и произнести его перед аудиторией в течение одной-двух минут. На этих карточках написаны темы - выбирайте. Возьмите с собой инструменты, листы и ручку и выйдите из класса.

Что будем делать мы с вами? Во-первых, я обращаю ваше внимание на тот факт, что сейчас два ваших одноклассника совершают поистине героический поступок. Им будет очень трудно и мы, как аудитория, должны их всячески поддерживать. Вместе с тем, нашей задачей также будет наблюдать за их внешними проявлениями во время выступления с помощью вот этого листа наблюдений. <Приложение 1> Ознакомьтесь с ним. Какие уточнения требуются? Работать с листом очень просто. Во время выступления или сразу после него вы проставляете какой-либо знак в соответствующей графе, например, плюс. Готовы, тогда я приглашаю первого выступающего. Помните, мы очень доброжелательная аудитория.

(Выступления.)

(Анализ: задаются вопросы выступавшим и их ответы сравниваются с тем, что получилось в результате наблюдения.)

- Спасибо большое нашим ораторам. Они достойны самых бурных аплодисментов. Но это еще не все. Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов.

- Что вы чувствовали во время подготовки к выступлению, в начале выступления и в конце выступления?

- Чувствовали ли вы себя уверенно или тревожно?

- Что помогало, а что мешало во время выступления чувствовать себя уверенно?

Сейчас я должна пояснить, что ваше выступление аудитория наблюдала с позиции внешних проявлений уверенности и неуверенности во время выступления.

- Посмотрите на свои листы наблюдений. Совпадают ли ощущения выступавших с тем, что увидели вы?

- Почему возможно расхождение?

- Какой вывод из этого упражнения можно сделать?

(При расхождении ответов выступавших и результатов наблюдения аудитории следует вывод, что мы не всегда можем оценить и осознать внешние проявления нашего внутреннего состояния.)

Наше занятие подошло к концу. Как бы вы обозначили итог занятия? Было ли оно полезным, важным, интересным и на сколько?

Ваши личные ощущения от занятия оцените по десятибалльной шкале и по моей команде выбросьте вверх руки с открытым количеством баллов.

Спасибо всем. Завершая занятие, я вернусь к его началу. Сегодня мы затронули только одну часть - внешние проявления в выступлении. Следующие занятие будут посвящены содержанию выступления и его структуре, эмоциональной окраске и особенностях воздействия на слушателей, другим тонкостям искусства подготовки и произнесения речи перед другими людьми с целью оказать на них желаемое воздействие.

Всем спасибо! И удачи!