Обучение школьников проектной деятельности может осуществляться в рамках различных общеобразовательных дисциплин, в том числе в начальном образовании. На уроке познания мира во 2 классе обучение школьников проектной деятельности осуществляется в процессе “путешествия” по осеннему лесу. Материалы к уроку в “папку исследователя” дети готовили на уроках ИЗО, чтения, внеклассного чтения и индивидуально, что позволило обеспечить интегративную основу обучения. Ведущим принципом урока является обучение посредством “делания”, а не только повторения действий учителя. Учащиеся в группах сами отбирают необходимый материал (из “папки исследователя”), оформляют страницу книги о жизни зверей осенью, представляют ее перед классом, при этом еще и оживляют картину осеннего леса, закрепленную на доске. В процессе выполнения проекта у учащихся появляется внутренне вознаграждение от самого процесса работы, чувства достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, возрастает самоуважение, признание со стороны окружающих, ожидание успеха в достижении результата.
Тема: Жизнь зверей осенью
Цель: создать условия для целостного представления мира природы; создать проект: книга о жизни животных осенью; коллективная картина “Тайны осеннего леса”.
Задачи:
- на основе житейского опыта, знаний, полученных на уроках чтения, внеклассного чтения закрепить и обобщить знания об особенностях жизни зверей осенью;
- формировать межличностные отношения, умение контролировать собственное поведение, организуя групповую работу как условие самостоятельного добывания знаний;
- создать условия для развития творческих способностей и творческого мышления;
- формировать познавательные мотивы учения на видении конечного результата своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.
Наглядность и оборудование:
- на доске огромный рисунок пустого осеннего леса;
- ширма с заголовком: “Ноябрь – вечер года”;
- на каждую группу белые листы форматом А-4;
- иллюстрации: дикие животные, мини – тексты о них в сезон осени, колосья, грибы, шишки, жёлуди;
- дети сидят группами.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя:
- Дорогие ребята! Сегодня мы вместе с волшебницей – осенью отправимся путешествовать по осеннему лесу, который перед вами. Грустно в этом лесу, голо, сыро, пусто. Спряталось куда-то всё живое, но жизнь в лесу продолжается. Волшебница – осень приоткроет нам сегодня тайны леса.
II. - Отгадайте, какое слово зашифровано в названиях осенних месяцев? (на ширму вывешивается плакат: Сентябрь, октябрь , ноябрь) Дети: сон.
- Георгий Граубин так и назвал своё стихотворение “Сон”, послушайте его:
Между летом и зимой
Всё впадает в сон:
Засыхает вся трава,
Опадает клён.
Дуб морозом опалён,
Спать барсуки идут.
Люди этот самый сон
Осенью зовут.
Да, сентябрь, октябрь, ноябрь –
Наступает сон:
В первых буквах этих слов зашифрован он.
- Ребята, волшебница – осень приглашает вас открыть тайну осеннего Леся самим, а она будет помогать вам своими приметами, стихами, загадками, пословицами. Мы начнём путешествовать и во время него все открытия будем фиксировать на чистых листах, чтобы потом составить книгу, названием которой будет первый лист с загадкой.
Ответьте, пожалуйста, на вопрос: “Почему ноябрь называют вечером года?”
(ответы детей)
- Каждая группа будет оформлять лист о том, кого подскажет загадка:
1 группа.
В сосне дупло, в дупле тепло,
А кто в дупле живёт в тепле? (Белка)
2 группа.
Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
3 группа.
Сердитый недотрога,
Живёт в глуши лесной.
Иголки очень много,
А ниток ни одной. (Ёж)
4 группа.
Тише, дети, дети, тише:
Там в шкафу скребутся ….(мыши).
Мыши в поле очень ловки,
А зовут их так – полёвки.
5 группа.
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора (Заяц).
- Вы выбрали себе лесного жителя и ваша задача – помочь ему устроиться к зиме. Чтобы это сделать, выберите себе о нём из папки исследователя необходимый материал, оформите его на лист вместе с иллюстрациями и подготовьтесь представить его для нашей книги.
(Ребята отбирают о своём животном всевозможный материал и включаются в работу.)
III.
- А теперь приоткроем тайну осеннего леса и заселим его жителями, а лист для книги закрепим на ширму.
1 группа: рассказывает о белке, заселяют её в дупло сосны, на ветки развешивают грибы, жёлуди.
2 группа: рассказывают о медведе, заселяют его в берлогу под сломанным деревом, а барсука в нору.
3 группа: рассказывают о еже, прячут его в нору под пень, выстилают её осенними листьями.
4 группа: расселяют мышей, суслика по норам, кладут им запасы – колоски.
5 группа: рассказывают о зайце и оставляют его у дерева.
IV. – Молодцы, ребята, вы помогли разгадать тайну осеннего леса, правильно расселили его жителей, помогли им с припасами на зиму. Пока вы всё это делали, пришла телеграмма:
“ПРОСИМ НЕ ТРЕВОЖИТЬ. МЫ ПРИГОТОВИЛИ СЕБЕ ТЁПЛЫЕ ЗИМНИЕ ЖИЛИЩА И ЛОЖИМСЯ СПАТЬ ДО ВЕСНЫ. МЫ ВАС НЕ ТРОГАЕМ, И ВЫ ДАЙТЕ НАМ ОТДОХНУТЬ СПОКОЙНО”
МЕДВЕДЬ, БАРСУК, СУСЛИК И ПОЛЕВЫЕ МЫШИ.
- Как мы должны вести себя в осеннем лесу?
V. Рефлексия.
Какие чувства испытали во время путешествия?
О ком бы ещё хотели узнать?
Кому подарим нашу книгу?
VI. Домашнее задание: прочитать книгу осени, проверить себя по учебнику.