Урок познания мира во 2-м классе по теме: "Тайны осеннего леса"

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Обучение школьников проектной деятельности может осуществляться в рамках различных общеобразовательных дисциплин, в том числе в начальном образовании. На уроке познания мира во 2 классе обучение школьников проектной деятельности осуществляется в процессе “путешествия” по осеннему лесу. Материалы к уроку в “папку исследователя” дети готовили на уроках ИЗО, чтения, внеклассного чтения и индивидуально, что позволило обеспечить интегративную основу обучения. Ведущим принципом урока является обучение посредством “делания”, а не только повторения действий учителя. Учащиеся в группах сами отбирают необходимый материал (из “папки исследователя”), оформляют страницу книги о жизни зверей осенью, представляют ее перед классом, при этом еще и оживляют картину осеннего леса, закрепленную на доске. В процессе выполнения проекта у учащихся появляется внутренне вознаграждение от самого процесса работы, чувства достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, возрастает самоуважение, признание со стороны окружающих, ожидание успеха в достижении результата.

Тема: Жизнь зверей осенью

Цель: создать условия для целостного представления мира природы; создать проект: книга о жизни животных осенью; коллективная картина “Тайны осеннего леса”.

Задачи:

  1. на основе житейского опыта, знаний, полученных на уроках чтения, внеклассного чтения закрепить и обобщить знания об особенностях жизни зверей осенью;
  2. формировать межличностные отношения, умение контролировать собственное поведение, организуя групповую работу как условие самостоятельного добывания знаний;
  3. создать условия для развития творческих способностей и творческого мышления;
  4. формировать познавательные мотивы учения на видении конечного результата своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

Наглядность и оборудование:

  • на доске огромный рисунок пустого осеннего леса;
  • ширма с заголовком: “Ноябрь – вечер года”;
  • на каждую группу белые листы форматом А-4;
  • иллюстрации: дикие животные, мини – тексты о них в сезон осени, колосья, грибы, шишки, жёлуди;
  • дети сидят группами.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя:

- Дорогие ребята! Сегодня мы вместе с волшебницей – осенью отправимся путешествовать по осеннему лесу, который перед вами. Грустно в этом лесу, голо, сыро, пусто. Спряталось куда-то всё живое, но жизнь в лесу продолжается. Волшебница – осень приоткроет нам сегодня тайны леса.

II. - Отгадайте, какое слово зашифровано в названиях осенних месяцев? (на ширму вывешивается плакат: Сентябрь, октябрь , ноябрь) Дети: сон.

- Георгий Граубин так и назвал своё стихотворение “Сон”, послушайте его:

Между летом и зимой
Всё впадает в сон:
Засыхает вся трава,
Опадает клён.
Дуб морозом опалён,
Спать барсуки идут.
Люди этот самый сон
Осенью зовут.
Да, сентябрь, октябрь, ноябрь –
Наступает сон:
В первых буквах этих слов зашифрован он.

- Ребята, волшебница – осень приглашает вас открыть тайну осеннего Леся самим, а она будет помогать вам своими приметами, стихами, загадками, пословицами. Мы начнём путешествовать и во время него все открытия будем фиксировать на чистых листах, чтобы потом составить книгу, названием которой будет первый лист с загадкой.

Ответьте, пожалуйста, на вопрос: “Почему ноябрь называют вечером года?”

(ответы детей)

- Каждая группа будет оформлять лист о том, кого подскажет загадка:

1 группа.

В сосне дупло, в дупле тепло,
А кто в дупле живёт в тепле? (Белка)

2 группа.

Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)

3 группа.

Сердитый недотрога,
Живёт в глуши лесной.
Иголки очень много,
А ниток ни одной. (Ёж)

4 группа.

Тише, дети, дети, тише:
Там в шкафу скребутся ….(мыши).
Мыши в поле очень ловки,
А зовут их так – полёвки.

5 группа.

У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора (Заяц).

- Вы выбрали себе лесного жителя и ваша задача – помочь ему устроиться к зиме. Чтобы это сделать, выберите себе о нём из папки исследователя необходимый материал, оформите его на лист вместе с иллюстрациями и подготовьтесь представить его для нашей книги.

(Ребята отбирают о своём животном всевозможный материал и включаются в работу.)

III.

- А теперь приоткроем тайну осеннего леса и заселим его жителями, а лист для книги закрепим на ширму.

1 группа: рассказывает о белке, заселяют её в дупло сосны, на ветки развешивают грибы, жёлуди.

2 группа: рассказывают о медведе, заселяют его в берлогу под сломанным деревом, а барсука в нору.

3 группа: рассказывают о еже, прячут его в нору под пень, выстилают её осенними листьями.

4 группа: расселяют мышей, суслика по норам, кладут им запасы – колоски.

5 группа: рассказывают о зайце и оставляют его у дерева.

IV. – Молодцы, ребята, вы помогли разгадать тайну осеннего леса, правильно расселили его жителей, помогли им с припасами на зиму. Пока вы всё это делали, пришла телеграмма:

“ПРОСИМ НЕ ТРЕВОЖИТЬ. МЫ ПРИГОТОВИЛИ СЕБЕ ТЁПЛЫЕ ЗИМНИЕ ЖИЛИЩА И ЛОЖИМСЯ СПАТЬ ДО ВЕСНЫ. МЫ ВАС НЕ ТРОГАЕМ, И ВЫ ДАЙТЕ НАМ ОТДОХНУТЬ СПОКОЙНО”

МЕДВЕДЬ, БАРСУК, СУСЛИК И ПОЛЕВЫЕ МЫШИ.

- Как мы должны вести себя в осеннем лесу?

V. Рефлексия.

Какие чувства испытали во время путешествия?

О ком бы ещё хотели узнать?

Кому подарим нашу книгу?

VI. Домашнее задание: прочитать книгу осени, проверить себя по учебнику.