Урок-мозаика по итогам домашнего чтения книг Э.Успенского "Герои Простоквашино"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

  • Подвести итог домашнего чтения.
  • Показать особенности юмористического стиля Э.Успенского.
  • Совершенствовать навыки выборочного чтения и пересказа.
  • Обсудить проблему одиночества и создание образов героев Простоквашино.

Оборудование урока:

  • книги Э. Н. Успенского, которые дети читали к этому уроку,
  • видеокассета с мультфильмами о героях Э. Успенского из Простоквашино,
  • таблички с вопросами и ответами по прочитанным книгам (Приложение),
  • телевизор,
  • видеомагнитофон.

Ход урока

1. Организационный момент. Определение задач урока.

1) Урок совсем обычный, а, может, необычный,

А, может, не урок совсем хочу вам преподать.

Он может быть весёлым, коль думается вместе,
Коль дети с чувством юмора мне будут помогать!
О жителях деревни на речке Простоквашке
Сейчас урок-мозаику мы будем составлять…

2) - Надеюсь, вы знаете, что такое мозаика?

Наш урок, как и мозаика, будет составлен из отдельных кусочков, но, разумеется, на одну тему. А крепкой наша картина в целом получится в том случае, когда мы соединим отдельные части урока вашим активным участием.

На уроке мы завершим работу и подведём итог вашему самостоятельному чтению дома.

Я желаю вам удачи!

2. Определение места урока в разделе.

- Сегодня у нас второй урок по разделу “День смеха”. Конечно же речь идёт о 1 апреля. Это что же, получается мы опоздали с изучением данного раздела? Ведь апрель уже заканчивается.

(- Нет, у человека чувство юмора должно быть всегда, а не только 1 апреля.)

- На уроках литературы мы уже читали весёлые юмористические произведения, причём в разных разделах. А почему несколько произведений напечатаны именно в этом разделе? (Предположения детей.)

- Я думаю, ярким примером человека с чувством юмора совершенно справедливо может служить Эдуард Николаевич Успенский. И, надеюсь, что читая сегодня его произведения, мы убедимся в том, что и его герои в полной мере обладают этим самым чувством.

3. Знакомство с героями повести-сказки.

1)

- Какие книги вы прочитали о жителях деревни Простоквашино?

- К какому литературному жанру их можно отнести? (Повесть-сказка.)

- Почему повесть? А почему сказка?

- Интересно ли вам было их читать? Почему?

2) - Давайте сейчас попробуем создать образы главных героев этих произведений. Для того, чтобы получился образ, нужно обратить внимание на то, как персонаж выглядит, какой у него характер, что интересного в его биографии, обратить внимание на его речь, даже на имя и фамилию.

И самое главное, мы должны ответить на вопрос “Почему все они, эти герои, оказались вместе?

а) - Как же произошла первая встреча наших персонажей, где они встретились и, вообще, кто это был? (Д.Фёдор и кот Матроскин.)

- Почему их встреча произошла в подъезде? (Кот ничей, он жил на чердаке)

- Представьте, если кот ничей, как он должен выглядеть? Так ли это на самом деле?

- Почему у Матроскина такая фамилия? (…) Действительно, кот считал себя серьёзным, и фамилия у него должна быть серьёзная.

(Просмотр отрывка из мультфильма о Матроскине)

Обратить внимание, каким представлен Матроскин в книге и в мультфильме.

- Как вы думаете, Матроскин умный кот? Почему вы так считаете? Какие черты ещё присущи его характеру? (Хитрость, практичность, он любил всех поучать.)

б) - Зачитайте отрывки из прочитанных вами книг, которые смогут добавить что-то к портрету Матроскина. Читая, обратите внимание на знаки. Прочитайте нам выразительно, так, чтобы вас было интересно слушать.

- Нравится ли вам Матроскин? Чем?

3) - И вот д.Фёдор и Матроскин отправляются в деревню. Там они встречают … лохматого, взъерошенного, всего в репейниках…Шарика. О чём говорит его вид? (Он ничей, бездомный.)

а) - А о чём говорит его имя - Шарик? (Он из простых, не из породистых.)

- Почему Шарик сразу решает показать им дом, где они могут жить, хотя видит их впервые? (Доверяет им, да и угол будет, где жить) Что он предлагает? (Охранять дом.)

- Как к Шарику отнёсся Матроскин? (С опаской.)

- А кто определил дальнейшую судьбу Шарика, сказав своё решительное слово?

(Просмотр отрывка из мультфильма о Шарике)

б) - Зачитайте или расскажите, что интересного вы прочитали о Шарике.

в) - Как вы думаете, кто был ближе д.Фёдору: Матроскин или Шарик?

(Они все были друзья, и д.Фёдор относился к ним одинаково: где-то немножко защищал Шарика и приостанавливал в своём превосходстве Матроскина.)

- Почему Шарик и Матроскин постоянно ссорятся? (О их взаимоотношениях говорят: как кошка с собакой. Но и среди людей часто так бывает, когда кто-то думает, что он лучше других и зазнаётся.)

- А кто мирит их? (Д.Фёдор или ожидание д.Фёдора.)

- Изменился ли внешний вид Матроскина и Шарика, когда они стали жить в Простоквашино? В какую сторону? Почему? (Они стали кому-то нужны.)

4) - Как вы думаете, почему д.Фёдор, Матроскин и Шарик оказались вместе? Ведь у д.Фёдора есть мама, папа, дом; у Матроскина - целый чердак; у Шарика и вообще вся деревня. (Они были одиноки, им нужен был друг.)

а) - А вы знаете, ещё лет 30 назад, многие семьи жили в коммуналках (т.е. несколько семей в одной квартире). А потом люди стали переезжать в отдельные квартиры. Детям надо было далеко ходить в школу, родителям - на работу, часто совсем на другой конец города. Чаще всего, в семье был один ребёнок. Так появилась проблема больших городов - одиночество.

Первые истории о д.Фёдоре, которому очень не хватало друзей, появились ещё в 1974 году, т.е. д.Фёдор почти ровесник ваших родителей.

- Почему Эдуард Николаевич поселил их в деревню? За что они полюбили деревню Простоквашино?

б) - А бывало ли так у вас: вам с кем-то хочется поделиться горем или радостью, кому-то раскрыть секрет, кому-то показать что-то интересное, а некому?

- Если бы у вас появилась возможность взять себе друга, кого бы вы предпочли: Шарика или Матроскина? Почему?

в) - Только ли человек может быть другом? Что главное в дружбе? (Ответственность.)

Вывод: “Мы в ответе за тех, кого приручили.” (Антуан де Сент Экзюпери)

5) - Но был в Простоквашино ещё один житель – самый взрослый. Румяный дядя, в шапке, лет 50-ти с хвостиком… Кто это? (Печкин.)

а) - Представьте деревню, где всего-то несколько домов. И, конечно, почтальон – чуть ли не самая главная фигура в деревне. Он знает, кто какую газету читает, кому от кого приходят письма, да и вообще узнаёт все новости. Какое качество характера выработалось у Печкина? (Любопытство.) Он всюду суёт свой нос.

(Просмотр отрывка из мультфильма о Печкине)

- Попробуйте определить что-то чисто деревенское, чем обладает Печкин. (Речь)

- А почему? (Печкин- типичный деревенский почтальон.)

б) - Расскажите, что забавного вы прочли о Печкине.

- Почему Печкин, взрослый человек, подружился с нашими героями? (Ему тоже было одиноко) Значит, одиноко бывает не только в большом городе, но и в маленькой деревне.

Вывод: Эдуард Успенский поднимает в своём произведении для детей тему одиночества и настоящей дружбы. Тема очень серьёзная, но преподносит он нам её в интересной, забавной книге, юмористической.

- Легко ли вам было выбирать смешные отрывки? Почему?

4. Разминка.

1) Давайте немного отдохнём и посмотрим ещё один отрывок, про Галчонка. Какое качество Матроскина опять проявилось ? (Практичность: всё должно приносить пользу.)

2) А сейчас немного поиграем, а заодно я проверю, какие вы внимательные читатели. Я предлагаю вам 8 вопросов. К каждому будет дано 4 варианта ответов. Вам нужно выбрать только один – правильный. (Приложение)

5. Определение главного героя.

1) - Кто же всё-таки главный герой этой повести-сказки? (Дядя Фёдор) Хотя, мне кажется, не будь любого из них, это было бы уже не то Простоквашино.

- Что это за мальчик –Дядя Фёдор? Какие черты характера свойственны ему? (Решительность, твёрдость характера, самостоятельность, взрослость…)

- Почему его назвали д.Фёдор? Ведь имена соответствуют тем, кто их носит. Как он сглаживает конфликты между Шариком и Матроскиным, решая, собственно говоря, взрослые проблемы? А какие взрослые проблемы ему приходится решать?

2) - Представьте себя на месте д.Фёдора. Вы одни в деревне. Что бы вы стали делать?

Вывод: Может ли ребёнок быть взрослым? (…) Хотя д. Фёдор и взрослый, он всё-таки ребёнок. Ему нужна ласка, ему нужна забота. Ему нужны родители. Он беспокоится о них, и они беспокоятся о своём ребёнке.

(Просмотр отрывка из мультфильма о д. Фёдоре – письмо родителям.)

- Разве мог д.Фёдор в произведении Эдуарда Успенского написать обычное письмо? Конечно, нет. И вот получилось такое смешное письмо, после которого мама с папой всё бросили и поехали в деревню.

Вывод: Пока есть родители, мама с папой, любой человек, даже если ему 30, 40, 50 лет, чувствует себя ребёнком. А во взрослых дяденьках и тётеньках живёт ребёнок, только не каждый взрослый хочет это показывать.

И замечательно, что есть такие взрослые, в которых сидит такой непоседливый ребёнок и разговаривает с детьми языком детских книг.

6. Об авторе.

1) - Работая сегодня над содержанием произведений Эдуарда Николаевича

Успенского, мы убедились, что это человек в очень сильной степени обладающий чувством юмора, добрый, весёлый.

Этот человек как вечный двигатель. Он работает во многих жанрах: повести сказочные, фантастические, детективные, приключенческие; учебники, комиксы, стихи, пьесы, сценарии мультфильмов, кинофильмов, постановок, инсценировок; переводы…

Э.Н. Успенский – один из ведущих отечественных сказочников. Его деятельность выходит за рамки чистой литературы. Он – автор многих проектов. О себе он говорит так: “Я мог бы быть Диснеем, директором концерна; во мне кто-то сидит и всё время требует, чтобы я производил продукцию”.

2) - Как вы думаете, что Успенский считает достоинством своих книг?

(Без сомнения, своих героев) Свой десятитомник он назвал “Общее собрание героев”. Там и персонажи Простоквашино, и старуха Шапокляк, и Чебурашка, и гарантийные человечки, и следователи Колобки, и обезьянка Анфиса, и ещё много-много-много героев одного из любимых детских писателей Э.Н.Успенского.

3) - Если бы у вас появилась возможность пригласить в класс Успенского, какой вопрос вы бы ему задали?

7. Работа над формированием литературных понятий.

1) - Теперь мне хотелось бы убедить вас в том, что книги этого автора издают уже давно и по сей день, в разных издательствах, в разных городах. Найдите, в каком году, в каком издательстве, в каком городе вышла книга Э. Успенского, которую вы читали дома.

- Какая из книг самая старая? Обратите внимание на её внешний вид. О чём это говорит? Какая книга самая новая? Кто уже успел прочесть эту книгу?

2) - А теперь вспомните, что такое аннотация (сжатый пересказ содержания книги). Попробуйте дать аннотацию прочитанной вами книги. Сделайте это так, чтобы другим захотелось взять и прочитать именно вашу книгу.

8. Итог урока.

- Как вы считаете, получился ли у нас урок-мозаика?

- Сама книга для чтения – это тоже мозаика. Она состоит из отрывков многих произведений. Уроки литературы очень короткие, чтобы прочесть всё произведение, поэтому и напечатаны в учебниках лишь отрывки из них. Но иногда бывает интересно узнать, чем закончится та или иная история. Об этом можно прочесть в книге, которая вас заинтересовала. А где можно найти понравившуюся книгу?

9. Домашнее задание.

Прочитать “Тр-тр Митя”. Как вы думаете, кто это? А как по-вашему, в Простоквашино может быть обычный трактор. Я думаю, знакомство с новым жителем деревни Простоквашино вам понравится.