Цикл занятий по физической культуре на тему: "Северное сияние"

Разделы: Работа с дошкольниками


Сюжетное занятие по физической культуре “Путешествие на Север”

  • Закрепить знания детей об особенностях климата в районах Крайнего Севера.
  • Учить детей лазать по веревочной лестнице, по гимнастической стенке, переходя с одного пролета на другой.
  • Упражнять в метании мешочков вдаль, в прыжках из обруча в обруч.
  • Развивать воображение, физические качества.
  • Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, умение понимать их.
  • Стремиться к общению и взаимодействию.

Оборудование:

  • гимнастическая стенка,
  • мешочки с песком и маленькие мячи (по количеству детей),
  • обручи - 6-8 шт.,
  • мат – 2 шт.

1. Вводная часть.

Воспитатель: Далеко, далеко, на краю земли, на снежном Севере в своем ледяном дворце живет Снежная Королева. Дорога на Север очень дальняя и трудная. Только сильные, смелые и отважные смогут добраться до ее царства. А среди вас есть такие, которые готовы отправиться к самой Снежной Королеве? Вот мы сейчас и посмотрим. Итак, отправляемся в путешествие на Север к Снежной Королеве.

Ходьба в колонне по одному – “Сначала мы пойдем пешком”;

  • медленный бег 1 мин. – “Поехали на поезде”;
  • бег спиной вперед в чередовании с ходьбой (2 раза) – “Подул сильный ветер”;
  • ходьба на носках, руки вверх, изображение оленьих рогов – “Идет стадо северных оленей”;
  • медленный бег – “Поехали на северных оленях”;
  • ходьба – “Олени устали, мы тоже отдохнем”;

2. Основная часть.

Общеразвивающие упражнения (в кругу) – “Немного согреемся”.

  1. “Согреем руки”; - 10сек х2раза. Растирание ладоней друг о друга.
  2. Упражнение на дыхание – 6 раз. Руки в стороны – вдох, обнять себя – выдох.
  3. “Соберем хворост для костра” -8 раз. Наклоны вперед, кистями рук достаем носочки ног.
  4. “Погреемся у костра” - 5 раз. Приставляем одну ногу к другой, из стороны в сторону, затем присели, руки вытянули вперед, пальцы врозь.
  5. “Немного попрыгаем, чтобы согреться”. Прыжки 2 х 20.

Основные виды движения.

Воспитатель: Немного согрелись, отправляемся дальше. Впереди нас ждут ледяные скалы, а внизу плавают льдины. Будем подниматься на скалу, и прыгать с льдинки на льдинку.

1. Лазание по гимнастической стенке, переходя с пролета на пролет; лазание по веревочной лестнице (поднимаемся на ледяные скалы).

2. Перепрыгивание из обруча в обруч (прыгаем с льдины на льдину).

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, там за снежной горой веселые пингвины танцуют веселый танец. Давайте, к ним присоединимся. А чтобы они нас не испугались, мы будем делать то же самое.

3. “Пингвины” - ходьба с маленьким мячом между стоп.

Воспитатель: Не замерзли? Чтобы не замерзнуть, давайте, покидаем снежки. Кто дальше всех бросит свой снежок.

4. “Бросание снежков вдаль”.

Воспитатель: А сейчас в стране Снежной Королевы я вам предлагаю поиграть в игру, которая так и называется “Снежная Королева”.

Подвижная игра “Снежная Королева” – 3-4 раза. Выбирается ведущий “Снежная Королева”, который ловит детей. До кого дотронется, тот “заморожен” - ноги на ширине плеч, руки в стороны. Чтобы “разморозить”, нужно пролезть между ногами “замороженного”.

3. Заключительная часть

Релаксация “Мороженое”.

Ведущий: Я знаю, что вы все любите мороженое. А теперь вообразите, что вы побывали в гостях у Снежной Королевы. Замерзли и стали похожи на мороженое… Тело, руки, ноги, голова скованы холодом. Брр… Но вот пришел добрый волшебник и сказал: “Закройте глаза! Положите руки на колени. Вам удобно, вам ничто не мешает. Сейчас начнем оттаивать. Согреваются и оттаивают пальчики ног, ступни, колени. Тепло идет от пальчиков ног вверх, ноги теплые, они расслабляются. Согреваются пальчики рук. Пальцы расслабляются. Согреваются и расслабляются ладони. Согреваются и расслабляются кисти рук. Тепло от кистей идет к локтям. От локтей тепло идет к плечам. Руки теплые, руки расслабились. Нам тепло. Тепло идет по всему телу, от живота поднимается к груди, шее, голове. Лицу жарко, лицо расслабилось, рот приоткрылся, голова повисла”. Растаяло мороженое, растеклось сладкой лужицей по полу. А теперь потянитесь вперед плечиками. Откройте глаза. Спасибо, вы молодцы! Из вас получилось отличное мороженое!

Сюжетное занятие “Животный мир Северного края”

Программное содержание:

  • Продолжать знакомить детей с животными, обитающими в Северном регионе.
  • Учить детей метать в вертикальную цель.
  • Упражнять детей в умении мягко приземляться на полусогнутые ноги в прыжках с продвижением вперёд.
  • Помогать формированию изгиба позвоночника и развитию сводов стопы.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение оказывать друг другу помощь.

Оборудование:

  • наклонная доска – 2,
  • гимнастическая скамейка,
  • мешочки с песком (по количеству детей),
  • обручи – 6-8 штук,
  • гимнастическая стенка,
  • маски для важенки и рыбок.

1. Вводная часть

Ведущий: Ребята, огромен и богат животный мир северного края. Длинная, суровая и холодная зима, короткое лето – не все животные смогут жить в таких условиях. У нас на Севере встречаются такие животные, которым не страшны ни холод, ни морозы. Давайте сейчас ещё раз вспомним о них.

Построение в колонну по одному. Ходьба в колонне по одному. Ходьба с выполнением движений по словесному сигналу воспитателя:

“Мыши” - ходьба на носках;

“Пингвины” – ходьба на наружных сторонах стоп;

Бело-черные пингвины,
Далеко видны на льдинах.
Как они шагают дружно
Показать всем это нужно.
Оттопырили ладошки
И попрыгали немножко.

“Зайцы” - прыжки на двух ногах с продвижением вперёд;

Через поле напрямик
Скачет белый воротник.

“Медведи” - ходьба с опорой на кисти рук и стопы ног;

Ловит рыбу среди льдов
Белый мишка – рыболов.
“Морж” - ходьба на ягодицах;
Морж – усатый и клыкастый
У него на лапах ласты.
“Волки” – медленный бег;

“Олени” – ходьба с высоким подниманием колена.

Ходьба обычным шагом. Построение в три колонны по одному через центр зала.

1. Основная часть

Общеразвивающие упражнения.

1. “Сова” - 3 раза.

И. п.: ноги слегка расставлены, руки в стороны. Имитация движения руками полёта птицы, повороты головы вправо – влево.

Загадка: “Днём спит, ночью летает, прохожих пугает”.

2. “Комар” – 6 раз.

И.п.: стоя на коленях, руки в стороны. 1 – соединить ладони перед грудью, 2 – вытянуть соединённые ладони вперёд, 3 – слегка наклонить тело вперёд, 4 – и.п.

Загадка: “Ни зверь, ни птица, а нос, как спица”.

3. “Волк” - 8 раз.

И.п. сидя, ноги широко расставлены, руки вверх. 1 – наклон к правой ноге, кистями рук достать носки ног, головой пытаться достать колено, произнести слово “щёлк”. 2 – и.п., 3 – наклон к левой ноге, 4 – и.п.

Загадка: “Серый, голодный, зубами щёлк. Кто же это?” – волк.

4. “Рыбки” – 8 раз.

И.п.: лёжа на животе, руки под подбородком. 1 – 2 – 3 – руки в стороны – назад, голову приподнять, спину прогнуть, 4 – и.п.

Загадка: “У родителей и деток вся одежда из монеток”.

5. “Заяц” – 8 раз.

И.п.: узкая стойка, руки на пояс. 1 – 2 – 3 – присесть, пятку оторвать от пола, спина прямая, 4 – и.п.

“Из травы глядит зайчишка, он боится нас трусишка”.

6. “Белка собирает шишки” – 2х20.

И.п.: ноги слегка расставлены. Прыжки на двух ногах на месте в чередовании с ходьбой.

Загадка: “Рыжий пушистый, по деревьям летает, орехи собирает”.

7. “Олень” – 6 раз.

И.п.: основная стойка, руки опущены. 1 – руки через стороны вверх, скрестить над головой, поднять высоко колено, 2 – и.п., 3 – тоже другой ногой, 4 – и.п.

Загадка: “Кто на своей голове лес носит?”.

Основные виды движения

1 подгруппа (дети с высокой и средней двигательной активностью).

  1. “Гордый олень” – ходьба по гимнастической скамейке с мешочком на голове.
  2. “Белка собирает шишки” – метание в вертикальную цель с расстояния 2,5- 3 м.
  3. “Пингвины” - прыжки с продвижением вперёд, с зажатым мячом между колен.

2 подгруппа (дети с низкой двигательной активностью).

  1. “Заяц запутывает следы” – перепрыгивание из обруча в обруч на двух ногах.
  2. “Белка” - дети берут шишку из корзины, которая находится на одной стороне площадки, бегут, пролезают под дуги и кладут шишки в обруч.
  3. “Медвежата” – ползание по наклонной доске с опорой на кисти рук и стопы ног.

Подвижная игра: “Важенка и оленята” - 4 раза.

3. Заключительная часть

Малоподвижная игра “Рыбаки и рыбки” – 3-4 раза.

Сюжетное занятие “В краю голубых озер”

Программное содержание:

  • Продолжать знакомить детей с природными особенностями северного края.
  • Учить детей делать кувырок вперёд.
  • Продолжать учить прыгать в длину с разбега.
  • Упражнять в бросании мяча друг другу.
  • Развивать ловкость, гибкость, координацию движений рук и ног, равновесие.
  • Воспитывать доброжелательные отношения детей к окружающему, эмоциональную отзывчивость к красоте родного края.

Оборудование:

  • мячи (по количеству детей),
  • две стойки с планкой,
  • 2 мата,
  • тоннель,
  • обруч на стойке (3 шт.),
  • голубые ленточки – по 2 штуки на ребёнка.

1. Вводная часть.

Воспитатель: Пролетая на самолёте над нашим северным краем, в иллюминатор мы видим бесконечное множество голубых озёр и болот: маленькие и большие, самой различной величины – блестят как зеркала. Кажется, что такого количества озёр, как в нашем крае нет нигде больше на земле. Именно поэтому его называют краем голубых озёр и болот. Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию на озеро.

  • Ходьба в колонне по одному – “Идём по берегу озера”.
  • Ходьба на пятках, перекатом с пятки на носок, руки за спиной – “Оставляем следы на влажном песке”.
  • Ходьба с высоким подниманием колена – “Идёт волна”.
  • Бег врассыпную – “Радуемся солнечному дню”.
  • Ходьба, упражнения на дыхание – “Отдыхаем, дышим свежим воздухом”.
  • Построение в три колонны по одному.

2. Основная часть.

Общеразвивающие упражнения

1. “Маленькая волна” - 4 раза.

И.п.: основная стойка. Пальцы рук на уровне лица переплетены. Делаем волнообразные движения кистями рук и предплечьями перед грудью.

2. “Плавание брассом” – по 3 раза.

И.п.: ноги слегка расставлены, руки в стороны. 1 – 4 – вращение прямыми руками вперёд, 5 – 8 – вращение руками назад.

3. “Большие волны” – 6 раз.

И.п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1 – корпус тела перемещаем вправо, упор на правую, согнутую в колене ногу; 2 – медленно тело перемещаем влево, упор на левую ногу. Поднимается ветер, упражнение выполняется быстрее.

4. “Чайки над озером” – 6 раз.

И.п.: основная стойка, руки опущены. 1 - 3 – поднять правую ногу назад, руки в стороны, тело параллельно полу, смотреть вперёд. 4 – и.п. То же другой ногой.

5. “Рыбка” – 7 раз.

И.п.: лёжа на животе, руки под подбородком. 1 – 5 – приподнять голову, руки отвести в сторону – назад, спину прогнуть, ноги приподнять от пола, 6 – и.п.

6. “Греемся на солнышке”.

И.п.: лёжа на животе, с опорой на предплечья. Поочерёдное сгибание и разгибание ног в коленном суставе.

7. “Прыжки в воду” - 2 Х 20 .

И.п.: ноги слегка расставлены, руки в свободном положении, прыгать медленно, как можно выше.

Основные виды движения.

1 подгруппа (дети с высокой и средней двигательной активностью).

  1. Пролезание в обруч прямо – “Ныряем на дно озера”.
  2. Кувырок вперёд – “Поплавок”.
  3. Бросание мяча друг другу с расстояния 2,5 – 3 м. – “Играем в водное поло”.

(1-2 упражнение выполняется поточно).

2 подгруппа (дети с низкой двигательной активностью).

  1. Пролезание в тоннель – “Ныряем на дно озера”.
  2. Подбрасывание мяча вверх с продвижение вперёд – “Игры с мячом на воде”.
  3. Прыжки в высоту с места – “Прыжки в воду”.

Подвижная игра “Ручейки и озёра” - 4 раза (2 раза в быстром темпе).

3. Заключительная часть

Упражнение на дыхание – “Дышим свежим воздухом”.

Ходьба с пятки на носок – “Оставляем следы на влажном песке”.

Ходьба обычная – “Возвращаемся домой”.

Сюжетное занятие “Мой край родной, мой край суровый”

Программное содержание:

  • Учить метать мешочки с песком в движущуюся цель с расстояния 2,5 – 3 м.
  • Закрепить умение перепрыгивать через предметы высотой 20-25 см, делать кувырок вперёд.
  • Упражнять в запрыгивании на скамейку высотой 30 см.
  • Развивать ловкость, координацию движений рук и ног, меткость, равновесие, мелкую моторику пальцев.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, эмоциональную отзывчивость к красоте родного края, внимательное и доброе отношение друг к другу.

Оборудование:

  • мешочки с песком,
  • мячи по (количеству детей),
  • мягкие модули 5-6 штук (для перепрыгивания),
  • кубики – 15х 15см – 8-10 шт.,
  • маска для подвижной игры,
  • скамейка.

1. Вводная часть.

  • Ходьба обычная.
  • Ходьба на носках – идём по хрупкому снежному насту.
  • Ходьба широким шагом – идем через сугробы.
  • Медленный бег – поехали на оленьих упряжках.
  • Ходьба с высоким подниманием колен – олени устали, идём шагом.
  • Ходьба обычным шагом.
  • Перестроение в три колонны по одному.

2. Основная часть.

Общеразвивающие упражнения

“Кедр” – 8 раз.

И.п.: ноги слегка расставлены, руки опущены.1 – руки в стороны, 2 – руки вверх, подняться на носочки, вдох. 3 – вперёд, 4 – и.п., выдох.

“Кедры стройные стоят, и с высоты на нас глядят”.

“Падает снег” – 7 раз.

И.п.: ноги слегка расставлены, руки опущены. 1 – руки вперёд, 2 – имитация падения снежинок, 3 – приседание, 4 – и.п.

“С холодного неба снежинки слетают. Летят и на солнышке зимнем сверкают”.

“Ветер качает деревья” – 8 раз.

И.п.: ноги на ширине плеч, руки вверх. Наклоны вправо влево.

“Вихрь” – 4 раза в каждую сторону.

И.п.: ноги на ширине плеч, руки на пояс. 1-4 – вращение туловища в одну сторону,

6-8- затем в другую сторону.

“Шаман” – 6 раз.

И.п.: ноги широко расставлены. 1 – полуприсед на правую ногу, спину держать прямо, сделать 3 хлопка (имитация ударов в бубен шамана), 2 – перенос тяжести тела на левую ногу, 3 хлопка.

“Чум” - 5 раз.

И.п.: стоя на четвереньках. 1-2- выпрямить ноги, переходя на носки, выгнуть спину, смотреть на колени. 3-4 и.п.

“Чум – обыкновенный дом. Всем тепло, уютно в нем”.

“Песец” – 7 раз.

И.п.: стоя на коленях, упор на кисти рук, тело параллельно полу. 1-2-3 – отвести корпус назад, согнуть руки в локтях до упора, прогнуть спину, смотреть вперёд. 4- и.п.

“Пусть давно зиме конец, в шубу прячется песец”

“Оленевод” – 7 раз.

И.п.: основная стойка, руки в стороны. 1 – прыжком отвести правую ногу назад, держать её на весу, упор на левую ногу. 2 – прыжком поменять положение ног.

Основные виды движения.

1 подгруппа (дети с высокой и средней двигательной активностью) - поточно.

  1. “Охотники” - метание в движущуюся цель с расстояния 2,5 – 3 м.
  2. “Нарты” - перепрыгивание через модули на 2-х ногах, 5-6 шт. (предметы высотой 20-25см)
  3. “Олени” - ходьба по кубикам, сохраняя равновесие, руки в стороны, вверх.

2 подгруппа (дети с низкой двигательной активностью) - поточно.

  1. “запрыгиваем на сугробы” - запрыгивание на скамейку и спрыгивание с поворотом на 180.
  2. “скатываемся как зайчики с горки” - кувырок вперед.
  3. “лепим снежный ком” - катание мяча правой и левой рукой.

Подвижная игра “Хейро” (“Солнце”) - 4 раза.

3. Заключительная часть

Релаксация “Снежная баба”

Представь, что ты “Снежная баба”. Ты огромная, красивая, тебя вылепили из снега. У тебя есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и ты стоишь на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать. И ты чувствуешь, что таешь. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножечку начинает таять и туловище. Ты превращаешься в лужицу, растекшуюся по земле.

Список используемой литературы

  1. Кенеман В.В. Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателей детского сада. – М: Просвещение, 1989.
  2. Адашкевич Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. – М.: Просвещение, 1992.
  3. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 3-5 лет. Конспекты нетрадиционных занятий и развлечений в спортивном зале: Пособие для воспитателей и инструкторов по физкультуре. – М.: Издательство “ГНОМ и Д”, 2003.
  4. Шарманова С.Б., Федоров А.И., Калугина Г.К. Формирование правильной осанки в процессе физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста: Учебное пособие. – Челябинск: УралГАФК, 1999.