Целевая комплексная программа "Организация деятельности ассоциации образовательных и социально-культурных учреждений поселка по повышению качества образования, созданию условий для успешной социализации учащихся"

Разделы: Администрирование школы


Вопрос о качестве образования, которое дает школа, был актуальным во все времена. В последние годы проблема обострилась. В практикоориентированной монографии “Управление качеством образования” под редакцией Поташника М.М. выделяются следующие причины особой важности данного вопроса:

  • возникновение новых разнообразных систем ценностей на фоне прогрессирующей деидеологизации образования, кризиса прежних систем ценностей;
  • осуществление последовательного и необратимого перехода от единообразия учебных программ, учебников, учебных заведений к их разнообразию;
  • последовательное усиление процессов регионализации образовательных систем;
  • формирование рынка образовательных продуктов и услуг и утрата государственной монополии на принятие решений в сфере образования;
  • разрушение единого образовательного пространства России;
  • бурное развитие новой области научного знания – менеджмента в образовании.

Вопросы управления качеством образования всегда были самыми сложными в педагогическом менеджменте. Управлять качеством образования – это, значит, управлять будущим страны. Выпускники школ сегодня сталкиваются с мощной конкуренцией при поступлении в ВУЗы. Не все способны адекватно оценить свои способности, многие стремятся поступить на “престижные” специальности. Как результат – переизбыток специалистов в одной области и недостаток в другой. Недостаточная прочность знаний перерастает в низкий уровень качества образования. Введение Единого Государственного экзамена, внедрение информационных технологий в процесс обучения и содержание образования, введение нового Базисного Учебного Плана – далеко не полный перечень процессов, бурно развивающихся в системе образования средних школ Российской Федерации. Многие образовательные учреждения пытаются осуществлять различные подходы при решении выделенной нами проблемы – управлении качеством образования. Анализ изученного передового педагогического опыта показывает, что решая одну конкретную задачу, школа упускает из вида другую. Наша школа выбрала свой путь решения поставленной задачи – создание Ассоциации образовательных и социально – культурных учреждений поселка с целью координации их деятельности для повышения качества образования. В соответствии с Типовым Положением об общеобразовательном учреждении (Постановление Правительства РФ от 19.03.2000г. №196) общеобразовательные учреждения вправе участвовать в создании образовательных объединений или союзов. В Ассоциацию входят образовательные и социально – культурные учреждения поселка: детский юношеский центр (ДЮЦ), детский сад “Сказка” (ДС), детская школа искусств (ДШИ), поселковая библиотека (ПБ), Дом культуры (ДК), средняя общеобразовательная школа (школа). Учреждения, входящие в Ассоциацию, являются юридическими лицами и действуют на основе своих Уставов. Членство в Ассоциации является добровольным, деятельность Ассоциации осуществляется на основе многостороннего Договора о совместной деятельности. Решения Ассоциации являются рекомендательными для коллективов учреждений. Высшим органом управления Ассоциации является Общее собрание членов Ассоциации (их представителей). Председателем Ассоциации является Глава поселения (по должности). Руководящим и координирующим органом Ассоциации является Совет, в состав которого входят руководители учреждений – членов Ассоциации. При Совете создается Методическая комиссия, в состав которой входят представители всех членов Ассоциации на уровне заместителей руководителей или методистов. Методическая комиссия координирует образовательные программы, анализирует результаты работы, определяет основные направления работы Ассоциации, организует методическую работу и обобщает опыт работы. Управление Ассоциацией осуществляется на принципах демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Проектирование оптимальной системы управления Ассоциацией осуществляется с учетом социально-экономических, материально-технических и внешних условий в рамках существующего законодательства РФ.

С возникновением организации нового уровня существенно возрастает значение программно – целевого управления, поскольку методологическим принципом, обеспечивающим качественность плановой работы, является принцип системности. Разработка единой системы планов предполагает распределение задач по важности и срокам реализации в последовательную и сквозную увязку. Инструментом практической реализации принципа программно – целевого управления и, соответственно, принципа системности являются целевые комплексные программы. Они позволяют на единой основе анализировать процессы достижения целей в существующих системах и проектировать системы для достижения новых целей и целей - аналогов. Их использование поможет каждому руководителю сделать свою деятельность более эффективной.

Комплексная целевая программа по управлению качеством образования на уровне Ассоциации представляет собой систему, с помощью которой возможно решение генеральной проблемы. Критерии реализации программы раскрываются через систему показателей, отслеживание которых должно выявлять степень успешности развития системы образования и хода реализации программы. Критерии обозначают основные направления выявления результатов и не являются раз и навсегда данными: они будут изменяться вместе с развитием образования. Однако основное критериальное ядро должно сохраняться, обеспечивая мониторинговую деятельность в управлении образования.

Оценка результативности на критериальном уровне действия данной программы необходимо в целях дальнейшего развития процесса управления качеством образования. За основу критериев качества образования можно взять предлагаемые показатели оценки качества и уровня их проявления в УВП на муниципальном уровне, изложенные в работе М.М. Поташника “Управление качеством образования”. Творческий коллектив Ассоциации школы сделал попытку адаптировать на уровне образовательных и социально – культурных учреждений предлагаемые критерии, с ними можно ознакомиться в Приложении №2. Далее приводится система задач, доведенных до исполнителей, которая построена исходя из дерева целей. В Приложении №1 приводится система организационных мер по реализации целей в деятельности ассоциации по повышению качества образования, созданию условий для успешной социализации выпускников.

Система задач, доведенных до исполнителей.

Код в дереве целей

Содержание целей

Генеральная цель

0

Привести в соответствие качество образования целям и задачам деятельности Ассоциации, что создаст условия для успешной социализации выпускников.

Цели первого уровня

1

Планировать деятельность Ассоциации по повышению качества образования.

2

Организовать деятельность Ассоциации по повышению качества образования

3

Мотивировать деятельность Ассоциации по повышению качества образования

4

Контролировать деятельность Ассоциации по повышению качества образования

Цели второго уровня

1.1

Проанализировать готовность членов Ассоциации к деятельности по повышению качества образования.

1.2

Прогнозировать деятельность Ассоциации по повышению качества образовании

1.3

Поставить цели перед членами Ассоциации по повышению качества образования

1.4

Разработать план мероприятий по достижению целей.

1.5

Разработать сетевой график работ по внедрению технологии модульной организации образовательного процесса.

1.6

Составить руководящие документы и сформировать общие правила действий, выработать принципиальные решения.
2.1. Создать условия работникам социо-культурных и образовательных учреждений членов Ассоциации для деятельности по повышению качества образования.

2.2.

Определить функции участников Ассоциации для деятельности по повышению качества образования.
2.3. Координировать работу участников Ассоциации для деятельности по повышению качества образования.

3.1

Изучить потребности и возможности учащихся для более полного предоставления образовательных услуг, отвечающих новым социально – экономическим, политическим и культурным условиям.

3.2

Изучить потребности жителей поселка на получение качественного образования, образовательных услуг, отвечающих новым социально – экономическим, политическим и культурным условиям.

3.3

Изучить потребности и возможности работников учреждений – членов Ассоциации для приведения соответствия социального заказа возможностям учреждений.

3.4

Обеспечить способы удовлетворения потребностей через хорошую работу всех участников образовательного процесса.

4.1

Делегировать Методическому совету Ассоциации деятельность по определению качества образовательных программ, используемых технологий и учебно-методических комплексов.

4.2

Изучить занятость учащихся в системе дополнительного образования в целях достижения необходимого уровня обученности и воспитанности учащихся.

4.3

Изучить уровень здоровья выпускника.

4.4.

Изучить уровень образованности ученика.

4.5.

Определить социальную зрелость выпускника.

Цели третьего уровня

1.1.1.

Проанализировать готовность средней школы к деятельности по повышению качества образования.

1.1.2.

Проанализировать готовность детского сада к деятельности по повышению качества образования.

1.1.3.

Проанализировать готовность школы искусств к деятельности по повышению качества образования.

1.1.4.

Проанализировать готовность детского юношеского центра к деятельности по повышению качества образования.

1.1.5.

Проанализировать готовность поселковой библиотеки к деятельности по повышению качества образования.

1.1.6.

Проанализировать готовность дома культуры к деятельности по повышению качества образования.

1.3.1

Согласовать цели обучения членов Ассоциации по повышению качества образования.

1.3.2

Согласовать цели воспитания членов Ассоциации по повышению качества образования.

1.3.3.

Согласовать цели развития членов Ассоциации по повышению качества образования.

2.1.1.

Повысить уровень квалификации педагогических кадров.

2.1.2.

Повести изучение и отбор программно-методического обеспечение учебно-воспитательного процесса на предмет качества.

2.1.3.

Использовать современные средства обучения для достижения необходимого уровня обученности учащихся.

2.1.4.

Использовать различные формы организации деятельности учащихся на занятиях для достижения необходимого уровня обученности и воспитанности учащихся.

2.1.5.

Разработать единую систему психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательной среде Ассоциации.

2.1.6.

Обеспечить доступ учащихся школы к ресурсам участников Ассоциации.

2.2.1.

Провести заседание совета Ассоциации по делегированию функций учреждениям – членам Ассоциации для деятельности по повышению качества образования.

2.3.1.

Создать условия для эффективного выполнения совместной работы членов Ассоциации.

2.3.2.

Распределить и согласовать задачи по достижению целей работы Ассоциации.

3.1.1.

Использовать пассивные методы отслеживания качества образования.

3.1.2.

Использовать активные методы отслеживания качества образования.

3.2.1.

Организовать социологический опрос родителей, работающей молодежи, выпускников с целью определения спектра дополнительных образовательных и культурных услуг, отвечающих новым социально - экономическим условиям.

3.2.2.

Организовать социологический опрос руководителей предприятий поселка, с целью изучения рынка труда.

3.2.3.

Использовать информацию районной службы занятости для организации дополнительных образовательных услуг.

3.3.1.

Создать портфолио педагогов.

3.3.2.

Создать банк данных учебно-методических комплексов.

3.3.3.

Создать банк данных материально-технического обеспечения учебно-методических комплексов.

3.4.1.

Мотивировать, используя внутренние вознаграждения:
    • предоставить возможности повышения квалификации;
    • предоставлять творческий отпуск в каникулярное время;
    • обеспечить методической литературой.

3.4.2.

Мотивировать, используя внешние вознаграждения:
    • продвижение по службе;
    • повышение зарплаты через аттестацию;
    • доплаты за работу по эксперименту;
    • поощрения за хорошую работу;
    • награждение за качественные результаты и плодотворную работу.

4.1.1.

Изучить уровень осуществляемых в рамках Ассоциации образовательных программ в целях достижения необходимого уровня обученности учащихся.

4.1.2.

Экспертизировать содержание учебного материала в целях достижения необходимого уровня обученности учащихся.

4.1.3.

Экспертизировать используемые технологии обучения в целях достижения необходимого уровня обученности учащихся.

4.2.1.

Изучить занятость учащихся в ДЮЦ.

4.2.2.

Изучить занятость учащихся в ДШИ.

4.2.3.

Изучить занятость учащихся в ДК.

4.2.4.

Изучить занятость учащихся в поселковой библиотеке.

4.3.1.

Создать базу данных по физическому развитию учащихся и воспитанников.

4.3.2.

Оценить качество организации здоровьесберегающей среды учреждений членов Ассоциации.

4.4.1.

Отследить сформированость у учеников личностно – смысловое отношение к изучаемому учебному материалу и процессу собственной учебной деятельности.

4.4.2.

Оценить способность учащихся к самостоятельной работе.

4.4.3.

Оценить уровень сформированности ОУУН.

4.5.1.

Определить уровень сформированности учебной зрелости.

4.5.2.

Определить уровень сформированности личной зрелости.

4.5.3.

Определить уровень сформированности социальной зрелости.

Цели четвертого уровня

4.1.1.1.

Экспертизировать уровень образовательных программ школы.

4.1.1.2.

Экспертизировать уровень образовательных программ ДШИ.

4.1.1.3.

Экспертизировать уровень образовательных программ детского сада.

4.1.1.4.

Экспертизировать уровень образовательных программ ДЮЦ.

4.1.1.5.

Экспертизировать уровень образовательных программ ДК.

4.1.1.6.

Экспертизировать уровень образовательных программ, реализуемых при поселковой библиотеке.

4.1.2.1.

Создать в управляющей структуре Ассоциации подструктуру службы по определению качества учебно - методических комплексов.

4.1.2.2.

Экспертизировать уровень учебно - методических комплексов школы.

4.1.2.3.

Экспертизировать уровень учебно - методических комплексов ДШИ.

4.1.2.4.

Экспертизировать уровень учебно - методических комплексов детского сада.

4.1.2.5.

Экспертизировать уровень образовательных программ учебно - методических комплексов ДЮЦ.

4.1.2.6.

Экспертизировать уровень учебно - методических комплексов ДК.

4.1.3.1.

Экспертизировать используемые технологии обучения и воспитания в школе.

4.1.3.2.

Экспертизировать используемые технологии обучения и воспитания в ДШИ.

4.1.3.3.

Экспертизировать используемые технологии обучения воспитания в детском саду.

4.1.3.4.

Экспертизировать используемые технологии обучения воспитания в ДЮЦ.

4.1.3.5.

Экспертизировать используемые технологии обучения воспитания в ДК.

4.3.1.1.

Организовать проведение мониторинга физического развития учащихся.

4.3.1.2.

Организовать проведение мониторинга психического развития учащихся.

4.3.2.1.

Оценить здоровьесберегающую инфраструктуру учреждений Ассоциации;

4.3.2.2.

Оценить рациональность организации образовательного процесса.

4.3.2.3.

Оценить организацию питания обучающихся и воспитанников.

4.3.2.4.

Оценить организацию физкультурно-оздоровительной и просветительско-воспитательной работы.

Приложение 1. Система организационных мероприятий по организации деятельности ассоциации по повышению качества образования, созданию условий для успешной социализации выпускников.

Приложение 2. Критерии достижения целей.

Приложение 3. Список использованных источников: