Вопрос о качестве образования, которое дает школа, был актуальным во все времена. В последние годы проблема обострилась. В практикоориентированной монографии “Управление качеством образования” под редакцией Поташника М.М. выделяются следующие причины особой важности данного вопроса:
- возникновение новых разнообразных систем ценностей на фоне прогрессирующей деидеологизации образования, кризиса прежних систем ценностей;
- осуществление последовательного и необратимого перехода от единообразия учебных программ, учебников, учебных заведений к их разнообразию;
- последовательное усиление процессов регионализации образовательных систем;
- формирование рынка образовательных продуктов и услуг и утрата государственной монополии на принятие решений в сфере образования;
- разрушение единого образовательного пространства России;
- бурное развитие новой области научного знания – менеджмента в образовании.
Вопросы управления качеством образования всегда были самыми сложными в педагогическом менеджменте. Управлять качеством образования – это, значит, управлять будущим страны. Выпускники школ сегодня сталкиваются с мощной конкуренцией при поступлении в ВУЗы. Не все способны адекватно оценить свои способности, многие стремятся поступить на “престижные” специальности. Как результат – переизбыток специалистов в одной области и недостаток в другой. Недостаточная прочность знаний перерастает в низкий уровень качества образования. Введение Единого Государственного экзамена, внедрение информационных технологий в процесс обучения и содержание образования, введение нового Базисного Учебного Плана – далеко не полный перечень процессов, бурно развивающихся в системе образования средних школ Российской Федерации. Многие образовательные учреждения пытаются осуществлять различные подходы при решении выделенной нами проблемы – управлении качеством образования. Анализ изученного передового педагогического опыта показывает, что решая одну конкретную задачу, школа упускает из вида другую. Наша школа выбрала свой путь решения поставленной задачи – создание Ассоциации образовательных и социально – культурных учреждений поселка с целью координации их деятельности для повышения качества образования. В соответствии с Типовым Положением об общеобразовательном учреждении (Постановление Правительства РФ от 19.03.2000г. №196) общеобразовательные учреждения вправе участвовать в создании образовательных объединений или союзов. В Ассоциацию входят образовательные и социально – культурные учреждения поселка: детский юношеский центр (ДЮЦ), детский сад “Сказка” (ДС), детская школа искусств (ДШИ), поселковая библиотека (ПБ), Дом культуры (ДК), средняя общеобразовательная школа (школа). Учреждения, входящие в Ассоциацию, являются юридическими лицами и действуют на основе своих Уставов. Членство в Ассоциации является добровольным, деятельность Ассоциации осуществляется на основе многостороннего Договора о совместной деятельности. Решения Ассоциации являются рекомендательными для коллективов учреждений. Высшим органом управления Ассоциации является Общее собрание членов Ассоциации (их представителей). Председателем Ассоциации является Глава поселения (по должности). Руководящим и координирующим органом Ассоциации является Совет, в состав которого входят руководители учреждений – членов Ассоциации. При Совете создается Методическая комиссия, в состав которой входят представители всех членов Ассоциации на уровне заместителей руководителей или методистов. Методическая комиссия координирует образовательные программы, анализирует результаты работы, определяет основные направления работы Ассоциации, организует методическую работу и обобщает опыт работы. Управление Ассоциацией осуществляется на принципах демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Проектирование оптимальной системы управления Ассоциацией осуществляется с учетом социально-экономических, материально-технических и внешних условий в рамках существующего законодательства РФ.
С возникновением организации нового уровня существенно возрастает значение программно – целевого управления, поскольку методологическим принципом, обеспечивающим качественность плановой работы, является принцип системности. Разработка единой системы планов предполагает распределение задач по важности и срокам реализации в последовательную и сквозную увязку. Инструментом практической реализации принципа программно – целевого управления и, соответственно, принципа системности являются целевые комплексные программы. Они позволяют на единой основе анализировать процессы достижения целей в существующих системах и проектировать системы для достижения новых целей и целей - аналогов. Их использование поможет каждому руководителю сделать свою деятельность более эффективной.
Комплексная целевая программа по управлению качеством образования на уровне Ассоциации представляет собой систему, с помощью которой возможно решение генеральной проблемы. Критерии реализации программы раскрываются через систему показателей, отслеживание которых должно выявлять степень успешности развития системы образования и хода реализации программы. Критерии обозначают основные направления выявления результатов и не являются раз и навсегда данными: они будут изменяться вместе с развитием образования. Однако основное критериальное ядро должно сохраняться, обеспечивая мониторинговую деятельность в управлении образования.
Оценка результативности на критериальном уровне действия данной программы необходимо в целях дальнейшего развития процесса управления качеством образования. За основу критериев качества образования можно взять предлагаемые показатели оценки качества и уровня их проявления в УВП на муниципальном уровне, изложенные в работе М.М. Поташника “Управление качеством образования”. Творческий коллектив Ассоциации школы сделал попытку адаптировать на уровне образовательных и социально – культурных учреждений предлагаемые критерии, с ними можно ознакомиться в Приложении №2. Далее приводится система задач, доведенных до исполнителей, которая построена исходя из дерева целей. В Приложении №1 приводится система организационных мер по реализации целей в деятельности ассоциации по повышению качества образования, созданию условий для успешной социализации выпускников.
Система задач, доведенных до исполнителей.
Код в дереве целей |
Содержание целей |
|
Генеральная цель |
||
0 |
Привести в соответствие качество образования целям и задачам деятельности Ассоциации, что создаст условия для успешной социализации выпускников. | |
Цели первого уровня |
||
1 |
Планировать деятельность Ассоциации по повышению качества образования. | |
2 |
Организовать деятельность Ассоциации по повышению качества образования | |
3 |
Мотивировать деятельность Ассоциации по повышению качества образования | |
4 |
Контролировать деятельность Ассоциации по повышению качества образования | |
Цели второго уровня |
||
1.1 |
Проанализировать готовность членов Ассоциации к деятельности по повышению качества образования. | |
1.2 |
Прогнозировать деятельность Ассоциации по повышению качества образовании | |
1.3 |
Поставить цели перед членами Ассоциации по повышению качества образования | |
1.4 |
Разработать план мероприятий по достижению целей. | |
1.5 |
Разработать сетевой график работ по внедрению технологии модульной организации образовательного процесса. | |
1.6 |
Составить руководящие документы и сформировать общие правила действий, выработать принципиальные решения. | |
2.1. | Создать условия работникам социо-культурных и образовательных учреждений членов Ассоциации для деятельности по повышению качества образования. | |
2.2. |
Определить функции участников Ассоциации для деятельности по повышению качества образования. | |
2.3. | Координировать работу участников Ассоциации для деятельности по повышению качества образования. | |
3.1 |
Изучить потребности и возможности учащихся для более полного предоставления образовательных услуг, отвечающих новым социально – экономическим, политическим и культурным условиям. | |
3.2 |
Изучить потребности жителей поселка на получение качественного образования, образовательных услуг, отвечающих новым социально – экономическим, политическим и культурным условиям. | |
3.3 |
Изучить потребности и возможности работников учреждений – членов Ассоциации для приведения соответствия социального заказа возможностям учреждений. | |
3.4 |
Обеспечить способы удовлетворения потребностей через хорошую работу всех участников образовательного процесса. | |
4.1 |
Делегировать Методическому совету Ассоциации деятельность по определению качества образовательных программ, используемых технологий и учебно-методических комплексов. | |
4.2 |
Изучить занятость учащихся в системе дополнительного образования в целях достижения необходимого уровня обученности и воспитанности учащихся. | |
4.3 |
Изучить уровень здоровья выпускника. | |
4.4. |
Изучить уровень образованности ученика. | |
4.5. |
Определить социальную зрелость выпускника. | |
Цели третьего уровня |
||
1.1.1. |
Проанализировать готовность средней школы к деятельности по повышению качества образования. | |
1.1.2. |
Проанализировать готовность детского сада к деятельности по повышению качества образования. | |
1.1.3. |
Проанализировать готовность школы искусств к деятельности по повышению качества образования. | |
1.1.4. |
Проанализировать готовность детского юношеского центра к деятельности по повышению качества образования. | |
1.1.5. |
Проанализировать готовность поселковой библиотеки к деятельности по повышению качества образования. | |
1.1.6. |
Проанализировать готовность дома культуры к деятельности по повышению качества образования. | |
1.3.1 |
Согласовать цели обучения членов Ассоциации по повышению качества образования. | |
1.3.2 |
Согласовать цели воспитания членов Ассоциации по повышению качества образования. | |
1.3.3. |
Согласовать цели развития членов Ассоциации по повышению качества образования. | |
2.1.1. |
Повысить уровень квалификации педагогических кадров. | |
2.1.2. |
Повести изучение и отбор программно-методического обеспечение учебно-воспитательного процесса на предмет качества. | |
2.1.3. |
Использовать современные средства обучения для достижения необходимого уровня обученности учащихся. | |
2.1.4. |
Использовать различные формы организации деятельности учащихся на занятиях для достижения необходимого уровня обученности и воспитанности учащихся. | |
2.1.5. |
Разработать единую систему психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательной среде Ассоциации. | |
2.1.6. |
Обеспечить доступ учащихся школы к ресурсам участников Ассоциации. | |
2.2.1. |
Провести заседание совета Ассоциации по делегированию функций учреждениям – членам Ассоциации для деятельности по повышению качества образования. | |
2.3.1. |
Создать условия для эффективного выполнения совместной работы членов Ассоциации. | |
2.3.2. |
Распределить и согласовать задачи по достижению целей работы Ассоциации. | |
3.1.1. |
Использовать пассивные методы отслеживания качества образования. | |
3.1.2. |
Использовать активные методы отслеживания качества образования. | |
3.2.1. |
Организовать социологический опрос родителей, работающей молодежи, выпускников с целью определения спектра дополнительных образовательных и культурных услуг, отвечающих новым социально - экономическим условиям. | |
3.2.2. |
Организовать социологический опрос руководителей предприятий поселка, с целью изучения рынка труда. | |
3.2.3. |
Использовать информацию районной службы занятости для организации дополнительных образовательных услуг. | |
3.3.1. |
Создать портфолио педагогов. | |
3.3.2. |
Создать банк данных учебно-методических комплексов. | |
3.3.3. |
Создать банк данных материально-технического обеспечения учебно-методических комплексов. | |
3.4.1. |
Мотивировать, используя внутренние
вознаграждения:
|
|
3.4.2. |
Мотивировать, используя внешние
вознаграждения:
|
|
4.1.1. |
Изучить уровень осуществляемых в рамках Ассоциации образовательных программ в целях достижения необходимого уровня обученности учащихся. | |
4.1.2. |
Экспертизировать содержание учебного материала в целях достижения необходимого уровня обученности учащихся. | |
4.1.3. |
Экспертизировать используемые технологии обучения в целях достижения необходимого уровня обученности учащихся. | |
4.2.1. |
Изучить занятость учащихся в ДЮЦ. | |
4.2.2. |
Изучить занятость учащихся в ДШИ. | |
4.2.3. |
Изучить занятость учащихся в ДК. | |
4.2.4. |
Изучить занятость учащихся в поселковой библиотеке. | |
4.3.1. |
Создать базу данных по физическому развитию учащихся и воспитанников. | |
4.3.2. |
Оценить качество организации здоровьесберегающей среды учреждений членов Ассоциации. | |
4.4.1. |
Отследить сформированость у учеников личностно – смысловое отношение к изучаемому учебному материалу и процессу собственной учебной деятельности. | |
4.4.2. |
Оценить способность учащихся к самостоятельной работе. | |
4.4.3. |
Оценить уровень сформированности ОУУН. | |
4.5.1. |
Определить уровень сформированности учебной зрелости. | |
4.5.2. |
Определить уровень сформированности личной зрелости. | |
4.5.3. |
Определить уровень сформированности социальной зрелости. | |
Цели четвертого уровня |
||
4.1.1.1. |
Экспертизировать уровень образовательных программ школы. | |
4.1.1.2. |
Экспертизировать уровень образовательных программ ДШИ. | |
4.1.1.3. |
Экспертизировать уровень образовательных программ детского сада. | |
4.1.1.4. |
Экспертизировать уровень образовательных программ ДЮЦ. | |
4.1.1.5. |
Экспертизировать уровень образовательных программ ДК. | |
4.1.1.6. |
Экспертизировать уровень образовательных программ, реализуемых при поселковой библиотеке. | |
4.1.2.1. |
Создать в управляющей структуре Ассоциации подструктуру службы по определению качества учебно - методических комплексов. | |
4.1.2.2. |
Экспертизировать уровень учебно - методических комплексов школы. | |
4.1.2.3. |
Экспертизировать уровень учебно - методических комплексов ДШИ. | |
4.1.2.4. |
Экспертизировать уровень учебно - методических комплексов детского сада. | |
4.1.2.5. |
Экспертизировать уровень образовательных программ учебно - методических комплексов ДЮЦ. | |
4.1.2.6. |
Экспертизировать уровень учебно - методических комплексов ДК. | |
4.1.3.1. |
Экспертизировать используемые технологии обучения и воспитания в школе. | |
4.1.3.2. |
Экспертизировать используемые технологии обучения и воспитания в ДШИ. | |
4.1.3.3. |
Экспертизировать используемые технологии обучения воспитания в детском саду. | |
4.1.3.4. |
Экспертизировать используемые технологии обучения воспитания в ДЮЦ. | |
4.1.3.5. |
Экспертизировать используемые технологии обучения воспитания в ДК. | |
4.3.1.1. |
Организовать проведение мониторинга физического развития учащихся. | |
4.3.1.2. |
Организовать проведение мониторинга психического развития учащихся. | |
4.3.2.1. |
Оценить здоровьесберегающую инфраструктуру учреждений Ассоциации; | |
4.3.2.2. |
Оценить рациональность организации образовательного процесса. | |
4.3.2.3. |
Оценить организацию питания обучающихся и воспитанников. | |
4.3.2.4. |
Оценить организацию физкультурно-оздоровительной и просветительско-воспитательной работы. |