Цели:
- Формировать представление об органах чувств как необходимых звеньях связи организма с внешней средой.
- Развивать умение учащихся заботиться о зрении.
- Учить сопереживанию, уважительному отношению к людям с ограниченными возможностями.
Оборудование:
- Репродукции картин И.Шишкина “Рожь”, А.Саврасова “Грачи прилетели”, И.Айвазовского “Остров Патмос”.
- Зеркала у каждого ученика.
- Схема глаза у каждой группы.
- Карточки самоанализа для каждого ученика.
- Компьютер.
- Схема получения изображения предмета на сетчатке.
ХОД УРОКА
I. Вводная беседа
Рассматривание картин.
– Какая картина произвела большее впечатление?
Почему?
– Краски какой картины вызывают радостные
чувства?
– Какая картина располагает к печали? Почему?
– Подумайте, можно ли познать мир, рассматривая
картины разных художников? Почему?
– Какой орган помогает нам рассматривать краски
окружающего мира?
– Закройте глаза и медленно сосчитайте до 10. Что
вы видели с закрытыми глазами? (Темноту.)
– На свете живут люди, которые всегда видят
темноту. Какие это люди? (Слепые, слабовидящие.)
– Трудно им жить? Как вы считаете?
II. Объявление темы и целей урока
– Сегодня на уроке мы будем говорить о строении глаза и о том, как беречь зрение. Возьмите зеркало и посмотрите на свои глаза. Что вы видите?
Демонстрация презентации “Строение глаза”.
Слайд 1
Глаз – волшебный теремок.
Круглый, маленький домок.
Впереди кружочек тонкий,
Роговица, словно плёнка.
Вся прозрачна, как стекло,
В мир чудесное окно.
Слайд 2
Через круглое оконце
В глаз проходит свет от солнца.
В центре радужки зрачок –
Черный маленький кружок.
Коль светло – зрачок поуже,
Чтобы видел глаз не хуже.
Лишь стемнеет – наш зрачок
Станет сразу же широк.
Слайд 3
А за радужкой лежит
Маленький хрусталик.
Он такой имеет вид,
Как стеклянный шарик.
Слайд 4
Изнутри весь этот дом
Выстлан, будто бы ковром
Оболочкой гладкой.
Тоненькой сетчаткой.
III. Динамическая пауза
Глазкам очень много дела
На доске следить за мелом,
И в тетрадке за словами,
И в окне за облаками.
Вы, глаза, смотрите,
Меня не подводите.
Всё запоминайте,
В тетради повторяйте.
IV. Показ схемы получения изображения на сетчатке
А теперь начнём рассказ,
Как умеет видеть глаз.
Отразится лучик света
От какого-то предмета,
Упадёт на роговицу,
Миг – и дальше устремится.
И сквозь дырочку – зрачок
Проберётся в глаз – домок.
Сквозь хрусталик проникает,
На сетчатку попадает.
После этого тотчас
Всё вокруг увидит глаз.
Слайд 5
– А почему, если изображение получается перевёрнутым, мы видим всё правильно?
Слайд 6
Но!
Очень хрупок этот дом!
Тонки, нежны стенки в нём.
Если тронешь роговицу,
Глаз сейчас же разболится.
Если ранится хрусталик,}
Помутнеет чудный шарик,
Станет тёмным дом навек
И ослепнет человек.
– Если глаз такой нежный, то разве ему не нужна защита? А есть ли защитники у глаза?
Слайд 7
– А достаточно ли такой защиты? Если её достаточно, то почему есть люди, которые носят очки? Почему у них ухудшается зрение?
V. Самоанализ
– Проверим, как вы заботитесь о своих глазах. Заполните карточки самоанализа.
Вопросы для самоанализа |
Да |
Нет |
|
– Посчитайте количество “нет”. Чем больше их, тем хуже вы бережёте свои глазки.
VI. Работа в группах
– А сейчас мы проверим, как внимательно вы слушали. Возьмите схемы и укажите все части глаза, отметьте их цифрами и подпишите.
VII. Итог урока
– Что нового вы узнали о своём организме?
– Какие полезные сведения получили?
– Чему удивились?
– А зачем человеку глаза?
Слайд 8
– Как вы понимаете поговорку: “Лучше один раз
увидеть, чем сто раз услышать”?
– С помощью зрения человек получает 90%
информации об окружающем мире.
– Что было необычного?
VIII. Домашнее задание
– Выполните рисунок на тему: “Что вредно для глаз?”