Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
Работая в тесном контакте с учителями начальных классов, выяснилось следующее: дети с речевой патологией чаще всего не укладываются в темп работы класса, некоторые с трудом осваивают программу первого класса.
Изучив педагогическую литературу по работе с детьми-логопатами и проведя глубокий анализ прочитанного, я пришла к выводу, что работу по подготовке руки к письму необходимо начинать задолго до поступления ребёнка в школу. Конечно, обучение письму – задача школы. Но многие из необходимых навыков и умений ребёнок может усвоить до того, как перед ним встанет школьная задача – учиться писать. И тогда обучение письму будет значительно облегчено.
Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с овладением навыков письма.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте очень важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Каким же образом можно развивать ручную умелость в детском саду? Этому способствуют такие виды изодеятельности, как рисование, аппликация, лепка, изготовление различных поделок из бумаги, проволоки, соленого теста и других материалов.
Учеными установлено, что рисование требует согласованного участия многих психических функций. Оно способствует также согласованности межполушарного взаимодействия. В процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, а также абстрактно-логическое. В процессе рисования у ребёнка вырабатывается умение управлять инструментом (карандашом, кисточкой, мелками…), развивается координация движений обеих рук, координация действия руки и глаз, зрительный контроль. Наблюдения показали, что дети, много рисующие в дошкольные годы, хорошо владеющие техникой рисования, легче выучиваются писать.
Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
С чем же я столкнулась на практике? У детей-логопатов слабо развита общая и мелкая моторика, недостаточно сформированы навыки зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, памяти, представления о пространственных признаках и отношениях. Проводя диагностические задания для определения уровня развития мелкой моторики и координации движений рук:
- методика “Домик”, разработанная Н.И. Гуткиной;
- “дорожки” (по Л.А. Венгеру);
- исследования координации движений руки и глаз (монометрический текст);
- готовность руки к овладению письмом (рисование простых узоров);
- а также используя частично в своей работе методику М.М. Безруких, Л.Морозовой "Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет".
Я получила следующие результаты из 10 диагностируемых детей-логопатов (5–6 лет) по следующим параметрам:
- навык владения карандашом;
- графические навыки на уровне возрастных требований;
- ориентировка на листе бумаги;
- ориентировка в пространстве;
- знание основных цветов;
- владение ножницами;
- работа с пластилином, глиной, соленым тестом.
Действительно, проанализировав навыки и умения, я пришла к выводу, что у 92 % детей графо-моторные навыки сформированы слабо или недостаточно. Практически все дети-логопаты пассивны и нуждаются в стимуляции педагога.
Подготовка руки к письму является одним из сложных этапов подготовки ребёнка к систематическому обучению, это также связано с психофизическими особенностями 5–6-летнего ребёнка.
Согласно данным психологов и физиологов, у детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы рук, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фалангов пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития.
Считаю, что в этот период с детьми-логопатами необходимо проводить самомассаж рук и каждого пальца, от ногтя к основанию, начиная с 4-летнего возраста, тем более что период с 4 до 7 лет является сензитивным для развития ручной умелости и графо-моторных навыков, а мускульная память в этот период очень цепкая. Интересный самомассаж для рук предложен в журнале “Логопед” № 6, 2004, педагогом Н.С. Аммосовой.
Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических требований, графические навыки.
Таким образом, процесс письма требует от ребёнка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками.
На основании этого по развитию графо-моторных навыков у детей-логопатов решаются следующие задачи по подготовке руки к письму (развитие графических навыков):
1. Развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации
Цель: формирование тонких, координированных движений рук.
В качестве первых шагов детей-логопатов 4 лет в подготовке руки к письму используем упражнения для рук, которые ребёнок выполняет, копируя взрослого, например: “Наши пальчики”, “Возьми большой мяч”, “Возьми маленький мяч”, также игры с мелкими и сыпучим материалами, игровые задания по застегиванию и расстегиванию, разнообразные шнуровки, составление узоров из мозаики, кубики Никитина и т.д. Важной частью данной задачи являются пальчиковые игры, в ходе которых у детей вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание.
2. Развитие памяти, внимания и зрительного восприятия
Цели:
- научить устанавливать соответствие между двумя и более изображениями (например: животные и их детеныши, действие и соответствующий ему предмет, комплекты одежды, подобранные по форме, величине, цвету и т.д.);
- научить остроте зрения (например: “найти, где спряталась белочка” – по торчащему хвостику);
- следить взглядом за запутанными изображениями (например: “по какой дорожке надо идти мальчику, чтобы попасть домой”);
- сравнивать две картинки и находить в них несоответствие;
- находить ошибки в рисунках (например: “Чудесное дерево” – изображение на дереве овощей и фруктов);
- учить следить за направлением движения картинки, предмета, карандаша, чтобы иметь возможность скорректировать свои действия;
- воспитание стойкого интереса к рассматриванию картинок, это является показателем развития зрительного восприятия плоскостных изображений.
Зрение – основной канал информации об окружающем мире. Мы знаем, что зрительные впечатления, эта информация перерабатывается в коре головного мозга. Ребёнок должен выделить свойства предметов, воспринимаемые через зрение: цвет, форму, количество; понять сюжет картинки, выделить объекты восприятия, установить связь между ними. У детей-логопатов затруднена именно эта способность обработки информации. Их необходимо научить “смотреть и видеть”.
3. Формирование представлений о пространственных признаках и отношениях
Цель: научить детей ориентироваться в пространстве, на плоскости, листе бумаги, в тетради в клеточку и линейку.
4. Формирование графических навыков
Цель: научить детей-логопатов проводить различные линии по подражанию, по образцу, дорисовывать, закрашивать, копировать, штриховать, выполнять задания по речевой инструкции, правильно держать карандаш при письме, правильной осанке.
Формирование элементарных графических навыков – это великолепный способ развития ребёнка.
Во-первых, это мощное психотерапевтическое средство. Ребёнок, оставляя след фломастера или карандаша на бумаге, начинает ощущать себя личностью.
Кроме того, это эффективный способ развития мелких движений пальцев, их мышечной силы. Это также является средством расширения пассивного и активного словаря ребёнка. Работа над графическими навыками – прекрасный способ воспитания ориентировки на листе бумаги. Это также средство развития мышления.
У ребёнка с речевым недоразвитием, как правило, графические навыки развиты плохо. Поэтому работа над развитием графических навыков является частью комплексного коррекционного занятия. В процессе развития графических навыков у детей воспитываются произвольное внимание и память. С детьми младшего дошкольного возраста провожу простейшие графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Прямые горизонтальные и вертикальные линии в ограниченном пространстве: “Дорожки”, “Дождик”, “Парашютисты”; ритмические круговые движения “Намотаем нитки”, “Соберем веревочку”; волнистые линии в горизонтальном и вертикальном направлениях “Летит бабочка”. Обведи рисунок, составь картинку по точкам-штрихам и штриховка. Штриховка, как один из самых легких видов деятельности, вводится нами в значительной мере и ради усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил, так как в первую очередь необходимо научить детей правильно сидеть, правильно держать карандаш, бумагу.
Вместе с тем она продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Раскрашивание рисунков предполагает разные виды штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, отработке координации движений. При работе со штрихом развивается внутренняя и внешняя речь ребёнка, его логическое мышление, активизируются творческие способности, что имеет большое значение для детей-логопатов.
Дети старшего дошкольного возраста продолжают выполнять усложненные задания, учатся одновременно начинать и заканчивать работу, ставить перед собой определенные задачи правильного изображения тех или иных фигур, удерживать эти задачи в памяти.
В старшем дошкольном возрасте вводим работу в тетрадях в крупную клетку. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков, т.к. рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также создает благоприятные условия для развития ориентировки в микропространстве. В процессе работы в тетради у детей-логопатов укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки, совершенствуются зрительно-двигательная координация и ориентировка, развиваются произвольное внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, речь.
Зрительные диктанты способствуют развитию зрительного восприятия. Дети учатся внимательно рассматривать показываемые им рисунки, воспроизводить их по памяти, выкладывая их из палочек, геометрических фигур, а затем зарисовывают карандашами. Зрительные диктанты чередуются со слуховыми, цель которых – развитие внимания к речи воспитателя.
Работу строю с учетом индивидуальных и возрастных особенностей развития детей-логопатов, соблюдая гигиенические правила на занятиях по формированию графических навыков, упражнения для профилактики зрения, гимнастику для рук, общие рекомендации по организации работы по формированию графических навыков (Приложение 1). В процессе работы, поскольку коррекционную работу строю на основе тематического планирования, по любой теме нахожу благоприятные условия для отработки, закрепления и автоматизации умений и навыков, приобретенных детьми-логопатами ранее. Составила подборку упражнений для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми-логопатами для самостоятельной работы и дома. Разработала перспективный план по подготовке руки к письму на основании поставленных задач (в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей-логопатов, а также логопедического диагноза вносим корректировку. См. Приложение 2).
В процессе проделанной работы у детей-логопатов усовершенствовались зрительно-двигательная координация, мелкая моторика, дети стали более свободно и уверенно пользоваться карандашом, меньше испытывают трудности при работе с ножницами, улучшились память, внимание, мышление.
Кроме того, работа по развитию движений рук должна иметь систематический и регулярный характер, только тогда будет достигнут успех. Поэтому родители под умелым руководством педагогов должны уделять внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Благодаря такой целенаправленной работе родители, с одной стороны и педагоги, с другой, решают очень важные задачи:
- влияние на интеллектуальное развитие ребенка,
- овладение навыком письма,
а решение этих задач в будущем поможет избежать проблем школьного обучения.