Незнающие пусть научаться, а знающие вспомнят еще раз.
Античный афоризм
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Характер и форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся: проблемно – поисковый, исследовательский и репродуктивный характер деятельности; фронтальная, индивидуальная и парная работа.
Цели урока.
Образовательная: систематизация знаний по теме “Давление”: формировать умение находить давление в разных случаях; сравнивать давление в разных практических ситуациях; обосновывать необходимость увеличения или уменьшения давления; повторить основные формулы темы с помощью решения задач; обеспечить усвоение формулы для расчёта давления твёрдого тела; формировать у ребят умение осуществлять самоконтроль с помощью конкретных вопросов и использования дидактического материала.
Развивающая: совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников, умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь. Тренировка в переводе значения давления, силы, площади из дополнительных единиц измерения в основные.
Развитие умения правильно оформлять и решать задачи. Развитие творческих способностей на основе практической работы. Отработка практических навыков в работе с физическим оборудованием. Тренировка рационального метода запоминания формулы.
Воспитательная: развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач и выполнения экспериментального задания; развитие навыка работы в паре, развивать мотивацию изучения физики, используя разнообразные приёмы деятельности, сообщая интересные сведения.
Задачи урока.
- Уметь решать расчётные задачи;
- Научится формулировать чёткие ответы на качественные задачи;
- Уметь пользоваться формулами;
- Отрабатывать навыки перевода значения давления, силы, площади из дополнительных единиц измерения в основные;
- Отрабатывать навыки соотношения полученных результатов с реальными значениями;
- Отрабатывать практические навыки в работе с физическим оборудованием;
- Уметь, используя жизненный опыт, обосновывать необходимость увеличения или уменьшения давления.
Формируемые умения: работать с приборами, наблюдать, анализировать и сравнивать результаты опытов, делать выводы.
Предполагаемый результат: учащиеся должны знать способы изменения давления и уметь приводить примеры увеличения и уменьшения давления в технике и природе.
Оборудование: деревянные бруски, динамометр, линейка, компьютер, магнитная доска, магниты, формулы, ОК.
План урока.
- Организационный момент. (Задания на рефлексию).
- Переходный момент.
- Первая станция “Повторяйка” (Фронтальный опрос).
- Вторая станция “Знайка” (Решение качественных и расчётных задач).
- Третья станция “Умелые ручки” (Фронтальные экспериментальные задания)
- Четвёртая станция “Научная консультация”
- Домашнее задание. §33, 34. упр. 13. задание 6.
- Задания на рефлексию.
- Подведение итогов.
Ход урока.
I. Организационный момент.
(Задания на рефлексию)II. Переходный момент
.На предыдущих занятиях мы с вами изучали теорию на тему давление твёрдых тел. Настало время теорию применить на практике:
- научиться решать задачи по теме “Давление твёрдых тел”;
- научиться на практике вычислять давление твёрдого тела на опору.
Запишите тему урока. “Способы уменьшения и увеличения давления”.
Я предлагаю вам по путешествовать по станциям.
- Первая станция “Повторяйка”
Фронтальный опрос.
- назвать физическую величину:
- р (давление)
- F (сила)
- S (площадь)
- назвать единица давления: (Па, гПа, кПа, МПа).
- назвать единицы силы: (Н, кН).
- назвать единицы площади: (м2, см2)
- записать формулу давления: ()
- записать формулы силы: (F = mg, F = p ·S)
- записать формулу веса: (P = mg)
- записать формулы площади: (S= a·b )
(Взаимопроверка в парах формул)
- Вторая станция “Знайка”. Настоящие знатоки физики должны уметь решать качественные и расчётные задачи.
Решение качественных задач:
- Зимой, где действует ледовая переправа, ставят знаки о допустимой нагрузке по этой ледовой дороге.
Сообщения о ледовой дороге.
Максимальная нагрузка:
Для колёсного транспорта – 8 т;
Для гусеничного транспорта – 12 т.
Почему допустимая нагрузка для колёсного транспорта меньше, чем для гусеничного?
- Мне ответ серьёзный дайте,
Кто сейчас сказать готов,
Почему следы в асфальте
Лишь от женских каблуков?
Отвечайте же скорее:
Что, девчата тяжелее?
Качественные задачи.
- Почему у тракторов делают широкие гусеницы? Почему на гусеницах есть острые выступы? Почему не разрешено ездить по асфальту на гусеничных тракторах?
- Кто производит большее давление на почву – слон или коза? Попробуй сделать количественную оценку, получив консультацию у учителя биологии.
- Что произойдёт, если шарики в шариковых ручках будут делать меньшего размера? Будем рвать бумагу?
- Иглы, клювы, когти, жала, зубы, клыки, колючки – неплохо природа вооружила живой мир для создания большого давления небольшим усилием!
- Почему у маленьких детей нужно отбирать колющие и режущие предметы?
- Почему при ручном шитье на палец надевается напёрсток?
- Почему на лыжах можно продвигаться по рыхлому снегу, а в то время как без лыж ноги в нём увязнут?
Решение расчётных задач. (Один решает у доски, остальные на местах)
Расчётные задачи.
- Сила 100 Н действует на площадь 0,02 м2. Определите давление.
- Розетки прессуют из специальной массы, действуя на неё силой 37500 Н. Площадь розетки 0,0075 м2. Под каким давлением прессуют розетки?
- Лёд выдерживает давление 90 кПа. Пройдёт ли по этому льду трактор массой 5,4 т, если он опирается на гусеницы общей площадью 1,5 м2?
- Определите давление человека на землю: а) при ходьбе; б) в положении стоя на двух ногах. Сила давления 600 Н, площадь подошвы одного ботинка 200 см2.
- Токарный станок массой 300 кг опирается на фундамент четырьмя ножками. Определите давление станка на фундамент, если площадь каждой ножки 50 см2.
У доски задача № 3.
Ответ: 36 кПа. Трактор пройдёт по льду.
Дополнительный вопрос: Как стоящий человек может очень быстро удвоить давление на пол, не нагружая себя никакими дополнительными нагрузками?
Ответ: встать на одну ногу.
- Отправляемся на третью станцию “Умелые ручки”. Настоящие любители физики умеют не только решать задачи, но и выполнять практические задания. Приступаем к эксперименту, работаем в парах. Вам необходимо определить, какое давление оказывает деревянный брусок на горизонтальную поверхность.
- 1 ряд вычисляет давление, когда брусок опирается на большую грань;
- 2–й ряд на малую грань;
- 3-й ряд выяснит, как зависит давление от силы давление при одной площади.
(После обсуждения полученных результатов ребята делают вывод о зависимости давления от площади поверхности опоры).
Учитель: Итак, сегодня мы на вопросы отвечали? Задачи решали? Практическую работу выполняли? Устали?
- Прибываем на следующую станцию “Научная консультация” (показ и обсуждение слайдов через компьютер)
- Сделать вывод.
- Пришла пора подвести итоги. (Выставление оценок)
- Домашнее задание. § 33,34. упр. 13. задание 6.(или домашние экспериментальные задания)
- Задание на рефлексию.
Подошёл к концу наш урок. Как вы считаете, мы подтвердили народную мудрость: “повторение - мать учения”?
Настрой на изучение последующей темы: Итак, мы изучили, как создаётся давление твёрдым телом на поверхность.
Так вот чем же обусловлено давление газов и жидкостей нам предстоит выяснить на следующих занятиях.
Домашние экспериментальные задания. Давление твёрдых тел.
1.Определите давление собственного тела на пол. Массу тела измерьте с помощью напольных весов, а площадь подошвы ботинка (туфли) – с помощью миллиметровой или клетчатой бумаги.
2. Определите давление табурета на пол. Массу табурета измерьте с помощью бытовых весов, а площадь ножки табурета – с помощью миллиметровой линейки.
3. Определите давление на снег, когда вы стоите на лыжах. Площадь поверхности лыж измерьте с помощью сантиметровой ленты, а массу лаж и собственного тела – с помощью напольных весов.