Обобщающий урок по теме: "Давление твердых тел"

Разделы: Физика


Незнающие пусть научаться, а знающие вспомнят еще раз.

Античный афоризм

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Характер и форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся: проблемно – поисковый, исследовательский и репродуктивный характер деятельности; фронтальная, индивидуальная и парная работа.

Цели урока.

Образовательная: систематизация знаний по теме “Давление”: формировать умение находить давление в разных случаях; сравнивать давление в разных практических ситуациях; обосновывать необходимость увеличения или уменьшения давления; повторить основные формулы темы с помощью решения задач; обеспечить усвоение формулы для расчёта давления твёрдого тела; формировать у ребят умение осуществлять самоконтроль с помощью конкретных вопросов и использования дидактического материала.

Развивающая: совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников, умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь. Тренировка в переводе значения давления, силы, площади из дополнительных единиц измерения в основные.

Развитие умения правильно оформлять и решать задачи. Развитие творческих способностей на основе практической работы. Отработка практических навыков в работе с физическим оборудованием. Тренировка рационального метода запоминания формулы.

Воспитательная: развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач и выполнения экспериментального задания; развитие навыка работы в паре, развивать мотивацию изучения физики, используя разнообразные приёмы деятельности, сообщая интересные сведения.

Задачи урока.

  • Уметь решать расчётные задачи;
  • Научится формулировать чёткие ответы на качественные задачи;
  • Уметь пользоваться формулами;
  • Отрабатывать навыки перевода значения давления, силы, площади из дополнительных единиц измерения в основные;
  • Отрабатывать навыки соотношения полученных результатов с реальными значениями;
  • Отрабатывать практические навыки в работе с физическим оборудованием;
  • Уметь, используя жизненный опыт, обосновывать необходимость увеличения или уменьшения давления.

Формируемые умения: работать с приборами, наблюдать, анализировать и сравнивать результаты опытов, делать выводы.

Предполагаемый результат: учащиеся должны знать способы изменения давления и уметь приводить примеры увеличения и уменьшения давления в технике и природе.

Оборудование: деревянные бруски, динамометр, линейка, компьютер, магнитная доска, магниты, формулы, ОК.

План урока.

  1. Организационный момент. (Задания на рефлексию).
  2. Переходный момент.
  3. Первая станция “Повторяйка” (Фронтальный опрос).
  4. Вторая станция “Знайка” (Решение качественных и расчётных задач).
  5. Третья станция “Умелые ручки” (Фронтальные экспериментальные задания)
  6. Четвёртая станция “Научная консультация”
  7. Домашнее задание. §33, 34. упр. 13. задание 6.
  8. Задания на рефлексию.
  9. Подведение итогов.

Ход урока.

I. Организационный момент. (Задания на рефлексию)

II. Переходный момент.

На предыдущих занятиях мы с вами изучали теорию на тему давление твёрдых тел. Настало время теорию применить на практике:

  • научиться решать задачи по теме “Давление твёрдых тел”;
  • научиться на практике вычислять давление твёрдого тела на опору.

Запишите тему урока. “Способы уменьшения и увеличения давления”.

Я предлагаю вам по путешествовать по станциям.

  • Первая станция “Повторяйка”

Фронтальный опрос.

  • назвать физическую величину:
  • р (давление)
  • F (сила)
  • S (площадь)
  • назвать единица давления: (Па, гПа, кПа, МПа).
  • назвать единицы силы: (Н, кН).
  • назвать единицы площади: (м2, см2)
  • записать формулу давления: ()
  • записать формулы силы: (F = mg, F = p ·S)
  • записать формулу веса: (P = mg)
  • записать формулы площади: (S= a·b )

(Взаимопроверка в парах формул)

  • Вторая станция “Знайка”. Настоящие знатоки физики должны уметь решать качественные и расчётные задачи.

Решение качественных задач:

  • Зимой, где действует ледовая переправа, ставят знаки о допустимой нагрузке по этой ледовой дороге.

Сообщения о ледовой дороге.
Максимальная нагрузка:
Для колёсного транспорта – 8 т;
Для гусеничного транспорта – 12 т.

Почему допустимая нагрузка для колёсного транспорта меньше, чем для гусеничного?

  • Мне ответ серьёзный дайте,
    Кто сейчас сказать готов,
    Почему следы в асфальте
    Лишь от женских каблуков?
    Отвечайте же скорее:
    Что, девчата тяжелее?

Качественные задачи.

  1. Почему у тракторов делают широкие гусеницы? Почему на гусеницах есть острые выступы? Почему не разрешено ездить по асфальту на гусеничных тракторах?
  2. Кто производит большее давление на почву – слон или коза? Попробуй сделать количественную оценку, получив консультацию у учителя биологии.
  3. Что произойдёт, если шарики в шариковых ручках будут делать меньшего размера? Будем рвать бумагу?
  4. Иглы, клювы, когти, жала, зубы, клыки, колючки – неплохо природа вооружила живой мир для создания большого давления небольшим усилием!
  5. Почему у маленьких детей нужно отбирать колющие и режущие предметы?
  6. Почему при ручном шитье на палец надевается напёрсток?
  7. Почему на лыжах можно продвигаться по рыхлому снегу, а в то время как без лыж ноги в нём увязнут?

Решение расчётных задач. (Один решает у доски, остальные на местах)

Расчётные задачи.

  1. Сила 100 Н действует на площадь 0,02 м2. Определите давление.
  2. Розетки прессуют из специальной массы, действуя на неё силой 37500 Н. Площадь розетки 0,0075 м2. Под каким давлением прессуют розетки?
  3. Лёд выдерживает давление 90 кПа. Пройдёт ли по этому льду трактор массой 5,4 т, если он опирается на гусеницы общей площадью 1,5 м2?
  4. Определите давление человека на землю: а) при ходьбе; б) в положении стоя на двух ногах. Сила давления 600 Н, площадь подошвы одного ботинка 200 см2.
  5. Токарный станок массой 300 кг опирается на фундамент четырьмя ножками. Определите давление станка на фундамент, если площадь каждой ножки 50 см2.

У доски задача № 3.

Ответ: 36 кПа. Трактор пройдёт по льду.

Дополнительный вопрос: Как стоящий человек может очень быстро удвоить давление на пол, не нагружая себя никакими дополнительными нагрузками?

Ответ: встать на одну ногу.

  • Отправляемся на третью станцию “Умелые ручки”. Настоящие любители физики умеют не только решать задачи, но и выполнять практические задания. Приступаем к эксперименту, работаем в парах. Вам необходимо определить, какое давление оказывает деревянный брусок на горизонтальную поверхность.
    1. 1 ряд вычисляет давление, когда брусок опирается на большую грань;
    2. 2–й ряд на малую грань;
    3. 3-й ряд выяснит, как зависит давление от силы давление при одной площади.

(После обсуждения полученных результатов ребята делают вывод о зависимости давления от площади поверхности опоры).

Учитель: Итак, сегодня мы на вопросы отвечали? Задачи решали? Практическую работу выполняли? Устали?

  • Прибываем на следующую станцию “Научная консультация” (показ и обсуждение слайдов через компьютер)
  • Сделать вывод.
  • Пришла пора подвести итоги. (Выставление оценок)
  • Домашнее задание. § 33,34. упр. 13. задание 6.(или домашние экспериментальные задания)
  • Задание на рефлексию.

Подошёл к концу наш урок. Как вы считаете, мы подтвердили народную мудрость: “повторение - мать учения”?

Настрой на изучение последующей темы: Итак, мы изучили, как создаётся давление твёрдым телом на поверхность.

Так вот чем же обусловлено давление газов и жидкостей нам предстоит выяснить на следующих занятиях.

Домашние экспериментальные задания. Давление твёрдых тел.

1.Определите давление собственного тела на пол. Массу тела измерьте с помощью напольных весов, а площадь подошвы ботинка (туфли) – с помощью миллиметровой или клетчатой бумаги.

2. Определите давление табурета на пол. Массу табурета измерьте с помощью бытовых весов, а площадь ножки табурета – с помощью миллиметровой линейки.

3. Определите давление на снег, когда вы стоите на лыжах. Площадь поверхности лыж измерьте с помощью сантиметровой ленты, а массу лаж и собственного тела – с помощью напольных весов.

Презентация