Век информации ставит перед школой задачу формирования функционально грамотной личности, т.е. человека, который обладает возможностями, позволяющими ему максимально реализовать себя. Эта задача реализуется в курсе “Окружающий мир” А.А. Вахрушева с помощью деятельностного подхода – традиционного инструмента образовательной системы “Школа 2100”. Одним из проявлений этого подхода является усвоение на уроках алгоритма самостоятельного решения стоящих перед школьником проблем, поиска ответов на возникающие у ребенка вопросы.
Использование проблемного метода предполагает особую форму подачи материала в каждом уроке – это диалог главных героев книг, брата и сестры Лены и Миши. Дети – герои книги – попадают в какие-то житейские ситуации, в которых имеющиеся у них представления о природе и обществе вступают в противоречие с новыми фактами. У ребят рождаются вопросы, для ответа на которые необходимо выполнить какое-либо задание к тексту или иллюстрациям учебника.
Я второй год работаю по образовательной программе “Школа 2100” и второй год предмет “Окружающий мир” преподаю по учебникам А.А. Вахрушева. Среди коллег бытует мнение, что учебный материал, предложенный авторами, слишком объемен и сложен для восприятия младшими школьниками. Хочу отметить, что в этом случае мы забываем о важнейшем принципе образовательной программы “Школа 2100” - принципе минимакса (каждый ученик может усвоить максимум содержания, а должен усвоить минимум). Давайте и дадим им такую возможность. А учебник Вахрушева как нельзя лучше этому способствует.
Занимаясь по учебнику для 1-го класса “Я и мир вокруг”, ученик познает мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. Поэтому вся книга написана с позиций узнающего мир школьника. Главная ее цель – “показать всеобщую взаимосвязь маленького читателя со всей окружающей его действительностью”. Важнейшее умение, которое получают ребята в 1-ом классе, – способность находить связь понятия с явлением и явлений друг с другом.
Главная задача учебника для 2-го класса “Наша планета Земля” - познакомить школьников с языком географических карт, научить их “путешествовать” по карте. При этом основное внимание уделяется только тем географическим понятиям, которые используются в качестве подписей и легенд географических понятий. Главный навык, который приобретают школьники во 2-м классе, – пользование картами. При этом во 2-м классе вовсе нет необходимости выучивать всю многочисленную географическую номенклатуру, важно научиться находить на карте все предложенные географические объекты. Нужно подружиться с картой, узнать новый для себя язык.
Географический подход позволяет детям упорядочивать, постепенно накапливать огромную информацию, которую обрушивает на них современная цивилизация.
Стараюсь превратить учение по данным учебникам в учение с увлечением. На уроках использую игровую форму: на одном уроке мы – путешественники, на другом – ученые-исследователи, на третьем – наблюдатели; провожу предлагаемые авторами опыты. Это позволяет сделать процесс обучения более динамичным, личностно-ориентированным.
Материал в учебном параграфе очень хорошо организован: определенная цветовая гамма позволяет ученикам быстро находить необходимое, задания снабжены системой условных обозначений, показывающих способ деятельности, преобладающий в данном задании (подумай, соедини, подпиши, раскрась и тому подобное). Число заданий в учебниках-тетрадях избыточно, что позволяет учителю выбрать наиболее целесообразные и необходимые для усвоения материала.
И, если подходить к преподаванию творчески, продумывая каждую деталь урока, то материал учебника не будет уже казаться слишком объемным и сложным, а сам учебник будет восприниматься детьми как доступный и увлекательный источник знаний, путеводитель по окружающему миру. Главное – заинтересовать детей, подготовить почву для восприятия новых знаний.
Ниже предлагаю вашему вниманию один из уроков открытия нового знания во втором классе, на котором знакомство с новыми понятиями, объектами и словами будет происходить посредством в увлекательном поиске, игре.
Тема: “Части света, материки и океаны”.
Цели:
- ознакомление учащихся с понятиями “части света”, “материки”, “океаны”;
- формирование умения находить их на карте.
Оборудование: карта полушарий, атласы, “Бортовые журналы”, карточки
“Проверь себя”.
Ход урока
I. Организационный момент.
Доброе утро всем людям на свете:
Мамам и папам, взрослым и детям
Доброе утро животным и птицам,
Мошкам, букашкам и гусеницам.
Доброе утро! Слова пусть эти
Несут добро по все планете!
- Дорогие ребята! Пожелайте друг другу удачи на пути к знаниям.
- Скажите, какие правила нужно помнить, чтобы урок прошел дружно и эффективно?
(Мы должны работать дружно. Выслушивать мнения друг друга. На их основе выработать общее. Не ссориться. Выбрать старшего в группе.)
- Какие вопросы мы обсуждали на прошлом уроке?
(Мы говорили о том, что изображено на глобусе и карте. О значении цвета на карте.)
- Как думаете, мы всё узнали, что изображают на глобусе и карте? (Нет)
- А хотите продолжить изучение карты и еще что-нибудь узнать?
Тогда (открываю девиз) читаем:
“Не страшны нам любые испытанья
Вперед, друзья, откроем новые знания!”
II. Актуализация и постановка проблемы.
- У вас на партах лежат слова. Разбейте их на две группы: ось вращения, леса, меридианы, горы, озера, параллели, полюса, реки.
- Зачитайте получившиеся группы слов.
- Скажите, что объединяет эти слова?
(Это участки земной поверхности.)
- А как мы узнаем на карте, что это именно они?
(По цвету, каждому участку соответствует свой цвет)
- Зачитайте вторую группу слов.
- Что объединяет эти слова? Как можно назвать эту группу слов?
(Это воображаемые линии и точки.)
- Кто их придумал?
(Думаем, что человек.)
- Зачем они нужны?
(Чтобы проще было ориентироваться на поверхности нашей планеты)
- В каких ситуациях необходимо такое ориентирование?
(Думаем, во время путешествия.)
- А вы хотите отправиться в кругосветное путешествие?
(Да, конечно.)
- Разделимся на две команды.
- Одна (1-2 гр.) – будет двигаться по Северному тропику.
- Другая (3 и 4 гр.) – по Южному тропику.
- Какой транспорт выберем? Посмотрите на карту?
(Дети совещаются. Думаем, что это будет корабль, т.к. почти все пространство занимает вода)
- В любом плаванье принято вести бортовой журнал. Там сведения о том, что произошло в дороге или о том, что встретилось на пути. У вас ваши бортовые журналы.
- Будем двигаться на запад, начиная с Западного полушария.
- Итак, счастливого плавания!
Бортовой журнал.
1встреча. Название: суша или вода. 2 встреча. Название: суша или вода. 3 встреча. Название: суша или вода. 4 встреча. Название: суша или вода. 5 встреча. Название: суша или вода. 6 встреча. Название: суша или вода.
- О своем прибытии известите нас сигналом (даю сигналы “красный” - требуется помощь, “зеленый” - готово)
- Докладывайте о своих открытиях.
Слово 1 направлению:
(Мы обнаружили Атлантический океан, Северную Америку, Тихий океан, Евразию, Индийский океан, Африку)
Учитель фиксирует на доске.
- Докладывает 2-е направление (Южное):
(Мы обнаружили Атлантический океан, Южную Америку, Тихий океан, Австралию, Индийский океан, Африку)
- На какие две группы можно разделить увиденное и почему? (Суша и вода)
Суша Вода Северная Америка Атлантический океан Южная Америка Тихий океан Евразия Индийский океан Австралия Африка
- Ребята! Что общего в увиденных вами участках воды?
(Это огромные водные просторы, простирающиеся от одного участка суши до другого)
- Какое общее название они имеют?
(Океаны) Вывешиваю название.
- Раньше они были предметом нашего обсуждения? (Нет)
- Опишите увиденные вами участки суши. Что в них общего?
(Это большие участки суши, окруженные со всех сторон водой)
- Какое общее название они имеют?
(Мы не знаем.)
- Как думаете, чему будет посвящен урок?
(Мы познакомимся с названием участков суши и воды, научимся находить их на карте)
III. Совместное открытие знаний.
- Как думаете, ребята, как можно было бы назвать такие участки суши?
(Дети предлагают свои названия)
- Сверим ваши предложения с материалом учебника с.77
Дети читают. Сигнализируют о соответствии. Мы нашли нужную информацию. Огромные участки суши, окруженные водой, называются материками. Всего материков шесть.
- Заменяю слово суша на материк.
- Все ли материки нам повстречались?
(Нет, мы не встретили Антарктиду) – выставляю на доску.
(Если не ответят, учитель: “Ребята, есть еще один материк. Его трудно отличить от океана. Найдите его. Почему отличить от океана трудно?” Там вечная мерзлота, он покрыт льдами)
IV. Первичное закрепление.
- Давайте рассмотрим материки и попробуем сравнить их. Какой самый большой? (Евразия)
- Покажите на карте.
- Самый маленький? (Австралия)
- Чем похожи Евразия и Северная Америка? (По месторасположению; расположены в Северном полушарии)
- Почему Австралию и Антарктиду можно объединить в одну группу?
(Расположены в Южном полушарии)
Физминутка.
- Ну что ж, друзья!
Прошу всех встать, будем знанья проверять.
Если я назову океан, вы присядете,
Материк – вы стоите.
- Внимание! Австралия, Тихий, Африка, Сев. Ледовитый, Атлантический. Евразия, Северная Америка, Индийский, Антарктида.
- Прошу всех сесть.
- Предлагаю вам попробовать распознать материки (карточки с контурами материков для групп)
№1 – Евразия; №2 – Северная Америка; №3 – Африка, №4 – Южная Америка, №5 – Антарктида, №6 – Австралия.
- Теперь мы знаем, как называются эти большие участки суши? Одним словом!
- Все ли мы океаны пересекли во время путешествия?
- Ответить на вопрос поможет карта.
(Мы не плыли по Северному Ледовитому океану)
- Попробуем сравнить океаны. (Креплю на доску)
Сравните океаны.
- Найдите самый большой и самый маленький океаны.
(Большой – Тихий, маленький – Сев. Ледовитый)
- В каком полушарии можно встретить все океаны срезу?
(Восточное и Северное полушария)
- Что еще интересного об океанах написано на стр.78 учебника?
(Оказывается вода в них соленая)
- Задание любознательным: найти ответ в книгах, а почему вода в океанах соленая?
(По времени можно подготовить информацию)
- Внимание, исследователь! Какие океаны омывают Австралию ? (1 группа)
Африку? (2 группа)
Евразию? (3 группа)
Северную Америку? (4 группа)
- Кто готов? Назвать и показать.
Австралию омывают…
Африку омывают…
Евразию омывают…
Северную Америку омывают…
V. Открытие новых знаний.
- Дети, посмотрите внимательно на карту и ответьте на вопрос: из видов суши только ли большие участки – материки встречаются на океанском просторе?
(Нет, острова – маленькие участки суши)
- Далеко ли от материков расположены острова?
(Чаще всего находятся рядом)
- Как думаете, как будут называться большие участки суши вместе с островами?
(Высказываю предположения)
- Поищите ответ в учебнике на стр.76.
(Такие участки суши называются части света, их 6)
- Выношу на доску части света.
- Назовите часть света, где жили наши предки.
(Европа) – выношу.
- Знакомые им соседние территории?
(Азия и Африка) – выношу.
- Какие потом были открыты части света?
(Америка, Австралия, Антарктида)
- Как думаете, какие части света называют Старым светом?
(Европу, Азию, Африку)
- Почему?
(Сначала люди знали только эти территории)
- Да, ребята, люди знали только Европу, Азию, Африку, потом во время путешествий и были открыты другие части света. Шло время, происходили изменения, часть земной поверхности уходила под воду, образовывались острова. У частей света без островов появилось новое название – материк.
VI. Самостоятельное применение знаний.
- Ну, а теперь наступил момент самостоятельному применению полученных знаний. Прошу старших по группам подойти за карточками.
- Раздайте каждому члену группы. Ребята! Кто выполнит задание, может себя проверить по образцу для проверки.
- Эти образцы вы найдете на фортепиано, столе, парте.
- Оцените себя. У кого все плюсы - какой для себя зажжёте свет? (Зеленый)
- Да, можете плыть дальше по океану знаний.
- У кого есть минусы? Свет? Надо ему поработать.
VII. Итог.
- Эффективно ли прошел урок?
- Ребята, что нового вы узнали на уроке?
(Узнали, как называются большие участки суши и воды)
- Как? Какова же тема нашего урока?
- Как узнавали? Что помогло?
- Где пригодятся знания?
- Старшие в группе доложат, кто из ребят больше всех помог в открытии знаний.
- Встаньте, дети. Наши корабли прибыли в порт.
- Спасибо за урок!
Резервное задание.
- Ребята! Если материки окружены со всех сторон океанами, наверное, они должны плавать по поверхности океана, как корабли?
(Нет, они не плавают)
- А как думаете, что находится под водой?
(Думаем, что под водой находится дно, тоже участки суши)
- Если бы поверхность земли была ровной, что бы тогда мы наблюдали?
(Кажется, что везде была бы вода.)
- Обо всем об этом вы еще узнаете, а пока подведем итог нашему уроку.