Технология поэтапного формирования умственных действий как средство управления воспитанием способностей и формированием личности

Разделы: Общепедагогические технологии


Образованиеэто то, что остается в человеке
тогда, когда он забудет все, чему
его учили в школе
.

Рефлексивное мышление как
системный набор рефлексивных
умственных действий.

Педагогическая идея. Управлять воспитанием способностей и формированием личности через развитие рефлексивного мышления, ибо в конечном итоге рефлексивное мышление определяет стиль жизни (поведение) человека.

Реализация идеи. Через многоуровневую технологию поэтапного формирования умственных действий Гальперина – Талызиной и Макаренко: одновременно обучать, т. е. формировать практические и творческие умения и навыки и воспитывать, т. е. формировать отношение к окружающему миру: природе, технике, людям, самому себе или эмоционально-волевые умения и навыки. (Воспитание и обучение, связанные принципом деятельности, подчиняются одним и тем же законам: привычка в поведении – это то же самое, что и навык в интеллектуальной деятельности).

Схема многоуровневой технологии.

 

Зачем учить?

Ц – О

Чему учить?

П – Н

Как учить?

Д – К

1 уровень (практические умения и навыки)      
2 уровень (творческие умения и навыки). «технология думания»      
3 уровень (эмоционально-волевые умения и навыки)      

Настоящее состояние образования. Осуществляется управляемый процесс формирования предметных практических умений и навыков. Формирование творческих и эмоционально-волевых умений и навыков происходит в основном стихийно.

Будущее состояние образования. Процесс воспитания способностей и формирования личности сделать полностью управляемым, т. е. технологичным через развитие рефлексивного мышления на всех этапах формирования умственных действий (практических, творческих, эмоционально-волевых), обеспечивающего функциональную грамотность во всех сферах жизни, т. е. качественное образование.

Качественное образование. Формирование саморазвивающейся личности с высоким рефлексивным мышлением.

Составляющие качественного образования. Мотивация (зачем знать и уметь?) – ценностно- ориентированное качество.

Знания о внешнем мире: природе, человеке, технике, самом себе (что знать и уметь?) – предметно-информационное качество.

Знания о знаниях (как знать и уметь? «Технология думания».) – деятельностно-коммуникативное качество.

Диагностика – мониторинг (обеспечивает качество управления образованием) – контрольные параметры оценки достижений поставленных целей.

Технологическая карта урока. (см. приложение 1)

1. Номер урока и сроки его проведения;

2. Тема и тип урока;

3. Федеральный компонент;

а) уровень предъявления;
б) уровень стандартных требований «3»;
в) уровень нормальных требований «4» (выше стандарта);
г) уровень повышенных требований «5»(выше нормального уровня без повышения уровня предъявления).

4. Уровень развития класса и каждого ученика отдельно:

а) интеллектуальный фонд – диагностика знаний, умений и навыков в интеллектуальной сфере (познавательные, творческие, практические умения и навыки);
б) уровень воспитанности- диагностика знаний, умений и навыков в сфере эмоционально-волевой (идеалы, убеждения, привычки).

5. Ценностно-ориентированное качество образования – целеполагание:

а) мотивация (зачем и почему?), осознание значения овладения умением выполнять данное действие;
б) формулирование цели действия (что?);
в) научные основы действия (уяснение знаний, необходимых для усвоения действия).

Средства: проблемность, соревновательная мотивация, неожиданность, противоречие и т. д.

Забота о мотивации – это забота об эмоциональном климате на уроке, в школьной жизни в целом!

6. Предметно-информационное качество образования – моделирование = планирование = прогнозирование, т. е. осознание схемы ориентировочной основы действия, которая может быть:

а) неполной – «образец» (неполная ориентировочная основа «образец» дается в готовом виде и необходима для оперативного исполнения. Достоинством неполной ориентировочной основы является оперативность исполнения, недостатками являются низкий уровень обобщенности, при переносе в другие условия возникают затруднения, т. к. ориентировочная основа неполная, умение закрепляется медленно);

б) полной – «алгоритм» (полная ориентировочная основа «алгоритм» также дается в готовом виде и является более конкретной. Например, план ответа на вопрос о физической величие, физическом законе, физической теории, алгоритм решения задач определенного типа, т. е. это алгоритмы-памятки конкретного содержания. Достоинством этой ориентировочной основы являются быстрота закрепления умения и получение сразу правильного решения. Недостатки: не развиваются мышление учащихся, организаторские умения и навыки саморегуляции.

в) полной обобщенной – «модель» (полная обобщенная ориентировочная основа, достоинствами которой являются обобщенность на множество условий, развитие мышления учащихся, самообучение организаторским умениям и навыкам саморегуляции, требует больше времени для овладения обобщенным умением).

Построение полной обобщенной ориентировочной основы «модель» осуществляется по алгоритму:

  1. Моделирование действия, т. е. раскрытие механизма его выполнения с помощью неполной, полной или полной обобщенной ориентировочной основы «модель»;
  2. Поиск тождественных или аналогичных действий, к которым можно применить данную модель;
  3. Поиск более сложных действий, в состав которых входит данная модель.

Уровень обобщенности действия, а значит и возможность переноса его в другие условия, зависят от полноты ориентировочной основы этого действия.

Действия учителя: 1) познакомить с характером деятельности (знания о действии); 2) познакомить с условиями его протекания (рассказать, как выполняется); 3) познакомить с последовательностью ориентировочных исполнительных и контрольных действий (показать, как выполняется), т. к. любое действие состоит из ориентировочной основы, исполнения и контроля.

7. Деятельностно–коммуникативное качество образования – исполнение действия с рефлексией, с помощью которой осуществляется перевод действия в умственную форму, перевод умения в навык с самооценкой, состоящей из самоконтроля и обратной связи.

(исполнение + рефлексия + самооценка = (самоконтроль + обратная связь)).

С целью перевода умения в навык исполнение действия проходит в несколько этапов:

а). Этап исполнения действия с внешнеречевой рефлексией с материальными(сам объект или его натуральная модель) или материализованными (модели объекта в виде схем, чертежей, графиков, рисунков и т. д.) объектами. На этом этапе от учащихся требуется самостоятельное выполнение формируемой деятельности с обязательным выделением содержания деятельности (ее модели или ориентировочной основы) во внешней речи, т. е. от учащихся требуется рассказывать о совершаемых ими операциях и их особенностях (особенностях ориентировочной основы, исполнения и контроля). Учитель осуществляет полный контроль за каждой операцией, которая проводится по ходу выполнения задания и одновременно обучает методам самоконтроля.

б). Этап исполнения действия с внешнеречевой рефлексией в отрыве от материальных (материализованных) объектов, т. е. этап исполнения действия с внешнеречевой рефлексией с понятиями, характеризующими данный объект. Предполагается внешняя речь, когда действие подвергается дальнейшему обобщению, благодаря речевому (устному или письменному) оформлению в отрыве от материализованных средств. Учитель организует упражнения, где от учащихся требуется умение самостоятельно выполнять данное действие в изменяющихся условиях и умение это осознать (рефлексировать), проговаривая вслух, при общем контроле учителя.

в). Этап исполнения действия с внутриречевой рефлексией с понятиями, характеризующими данный объект. Этот этап характеризуется тем,что действие приобретает умственную форму. На данном этапе организуются индивидуальные самостоятельные работы учащихся на доведение некоторых умений до навыка, на самостоятельный поиск в новых условиях, если требуется получить высокую степень обобщения формируемой деятельности (задачи на «перенос» формируемого действия предлагается выполнять в новых  условиях: в начале сильно отличающихся от прежних заданий, затем более похожие). На данном этапе нужен эпизодический контроль (по требованию учащихся) учителем или самими учащимися, причем во внутриречевой форме как акт внимания (учащихся для этого надо учить умениям находить и исправлять ошибки). Виды контроля: парный, шифр, карточка с решением и т. д.

г) Этап исполнения действия с понятиями на уровне интуитивной рефлексии. На этом этапе действие переводится на уровне подсознания , т. е. из умения в навык или действие приобретает умственную форму. Этот этап требует самооценки исполнения действия учащимися, т. е. от учащихся требуется самоконтроль с обратной связью.

д) Этап поиска тождественных, аналогичных и более сложных действий, в которых используется отработанное действие, т. е. этап обобщения отработанного действия на многие другие действия. Этот этап предполагает увеличение знаний и умений не за счет увеличения объема знаний и умений, а за счет обобщенного подхода к овладению знаниями и умениями (информационная экология, учитывающая ограниченность ресурсов человека). Много знать меньшими усилиями! Много делать меньшим количеством действий!

Итак, целью деятельностно-коммуникативного качества образования является развитие самосознания человека через рефлексию и перевод любого умения в навык или привычку.

8. Контрольные параметры оценки достижения поставленных целей. Оценка достижения поставленных целей осуществляется при исполнении действия в пункте, где одновременно с исполнением осуществляется и контроль, особенно на этапе отработки действия во внутриречевой форме, на этапе отработки действия в умственной форме и этапе обобщения действия (7в, 7г, 7д). Контрольными параметрами оценки достижения поставленных целей являются пункты ориентировочной основы действия, качество усвоения ориентировочной основы действия является мерой оценки достижения поставленных целей.

9. Педагогические условия и средства реализации.

Средства:

1) предметные (учебник, тетрадь, приборы, наглядность…)

а) материальные – пуговица, гербарий, модель, мяч, прибор и т. д.;
б) материализованные – картина, рисунок, схема, карта, чертеж и т. д.;

2) моторные – выполнение опытов, показ практической деятельности (сборка электрической цепи, показ физического упражнения);

3) интеллектуальные;

а) логические - анализ, синтез, сравнение, аналогия, классификация, моделирование, систематизация, подведение под понятие и т. д.;
б) творческие – конструктивные (уровень синтеза) и дивергентные – исследовательские (уровень оценки).

Метод обучения – это способ использования средств обучения.

10. Программное и учебно-методическое обеспечение (программа, методические пособия, дополнительная литература).

Самым трудным для познания является предметно-информационное качество образования, которое выражается в умении составлять ориентировочную основу любого действия.

Составление ориентировочной основы любого действия – это и есть функциональная сторона знаний и умений, которая и составляет основу технологии «думания» или технологии, создающей фонд знаний о знаниях и умениях самых различных действий (эмоцинально-волевых, познавательных, практических, творческих). И если такой фонд знаний почти создан в области практических действий, то в области познавательной, области эмоционально-волевой и творческой деятельности работа только начинается. Это и есть та тема над которой я работаю, ибо невозможно технологию «Поэтапного формирования умственных действий Гальперина претворить в жизнь без построения ориентировочной основы действия.

Над моделями различных действий работали многие, но вылавливать эту информацию приходится буквально по крупицам из разных источников, причем эти модели действий часто не совсем понятны и конкретны. И первое, с чем я столкнулась – это многообразие слов, обозначающих одно и то же действие. Поэтому передо мной появилась еще одна цель: установить однозначность в понимании одного и того же действия, т. е. найти слова тождественные, найти слова более глубокие, в которые входит данное слово. Например, планирование = прогнозирование = моделирование, самосознание = рефлексия, самоконтроль = самокритика – это тождественные слова; самооценка = самоконтроль + обратная связь, внимание = самоконтроль + мотивация (установка на действие). Слова «самооценка» и «внимание» более глубокие по смыслу, чем слово «самоконтроль».

На основе изученных исследовательских работ и своего понимания данной темы составила ориентировочную основу в виде опорных схем различных умений и навыков :познавательных,практических,творческих,эмоционально-волевых). «Рисунок 1»,2,3 и т. д.

См. также приложение к уроку.