Тема: "Реки"
Технология: ЗСТ.
Форма урока: исследовательская работа в парах.
Цели урока:
- Формирование понятия исток, устье, речная система, русло, пойма, бассейн, реки, водораздел, водопад.
- Продолжить развитие умение выделять главное при работе с текстом учебника географии ,стимулировать любознательность.
- Формирование географической культуры.
Функции урока: развивающая, обучающая, корректирующая.
Научно методическое содержание урока: Любая река имеет исток, устье, русло, пойму, долину, притоки. Главная река и притоки вместе составляют речную систему. Территория, с которой река со своими притоками собирает воду, называется бассейном реки. Граница между бассейнами называется водоразделом. Влияние рельефа на характер течения рек.
Геономенклатура: реки Волга, Обь, Иртыш, Амур, Амазонка, Нил, Лена.
Оборудование: физическая карта полушарий, атласы для 6 класса, контурные карты, макет «Бассейн реки», проектор (компьютер), схема «Речная система», карандаши цветные, цветные полоски, заготовки «Река»
Ход урока
I. Вход в урок (2мин.)
Приветствие:
-Здравствуйте, садитесь поудобнее. Как вы себя чувствуете? Какое у вас настроение? Покажите.
(Дети показывают цветными полосками)
-Отметьте своё настроение в дневнике урока цветными карандашами в цветовой модели настроения под №1. (приложение №1)
-Я очень рада, что оно у вас такое. Думаю, что оно изменится ещё в лучшую сторону в конце урока.
Во время урока мы постараемся выполнить следующие виды работы (приложение №2):
-домашнее задание по вариантам;
-самостоятельное заполнение таблицы №1;
-работа с картой;
-самостоятельное заполнение таблицы №2;
-основные понятия новой темы.
II. Актуализация знаний. (5мин.)
-Выберете задание сами.
I-й на оценку «3-4»
II-й на оценку «4-5»
Вариант №1
1.Нефть и газ чаще всего добывают:
а) на дне мирового океана
б) на шельфе мирового океана;
в) в соленых озерах
2.Используя карту полушарий, укажите пролив, разделяющий Евразию и Африку:
а) Берингов
б) Босфор
г) Геблартарский
д) Дрейка
3.Покровное оледенение распространено:
а) в Гренландии
б) в Гималаях
4. Шельфовая зона тянется до глубины:
а) 2000м
б) 200м
г) 20м
5. Пласты горных пород, которые не пропускают воду, называются:
а) водоупорным
б) водопроницаемым
6. Укажите условия, при которых образуются подземные воды:
а) осадки
б) водопроницаемые породы
в) все ответы верны
Вариант №2
1.Укажите верное утверждение.
а) самый глубокий океан Земли - Индийский
б) средняя соленость вод Мирового океана составляет 35 промилей.
в) большую часть гидросферы составляют подземные воды.
г) Средиземное море является частью Индийского океана.
2.Средние уровни разных морей и океанов:
а) совпадают
б) не совпадают
3.Укажите условия, при которых образуются подземные воды:
а) осадки
б) водопроницаемые породы
в) все ответы верны
4. К бассейну, какого океана относится Охотское море?
а) Индийского
б) Тихого
в) Атлантического
г) Северного Ледовитого
5. На рисунке буквой. А обозначен:
а) глубоководный желоб
б) материковый склон
в) ложе океана
г) материковая отмель
-После выполнения проверяем друг у друга,
используя ключ, который я вам предлагаю, и
выставляем оценки в свой дневник урока (лежит на
парте у каждого ученика).
- Отметьте своё настроение в дневнике урока
цветными карандашами в цветовой модели
настроения под №2
Вариант | вопрос |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
I |
б |
в |
а |
б |
а |
II |
б |
а |
в |
б |
а |
III. Изучение нового материала.
1 Поиск и формирование новой темы. (3мин)
Для определения темы и цели урока предлагается просмотреть слайды, изображающие реки (горные, равнинные, приложения №3.1., №3.2., №3.3..), схему бассейна реки, а также чтение загадок).
«Течет - течет - не вытечет; бежит – бежит – не выбежит»
-Как будет называться тема нашего урока?
А что мы сегодня узнаем в этой теме, как вы думаете?
(На доске высвечивается тема «Реки» и эпиграф)
«Вот отсюда, именно отсюда,
из глубин лесного родника.
Выбегает голубое чудо-
Великая река»
Н.Палькин.
2.Понятие "река" (2мин)
-Все вы были на побережье реки, расскажите о ней.
-Наверное, вы представляете себе воду, текущую постоянно в углублении на поверхности суши. А это углубление называется руслом. Так как бы вы дали определение реки? Река- это поток…..
-Запишем определение в тетради.
«Река- это поток воды текущий в углублении называемое руслом»
3.Речная долина. ( работа с макетом) (2 мин) (приложение №6.)
-Русло всегда находится на дне более широкого углубления в рельефе, которое называется речной долиной. Попробуйте показать на схеме склоны долины, русло реки.
-Пониженная часть речной долины, которая затопляется водой, называется поймой.
(Высвечивается схема речной долины
(Дети записывают определение в тетрадь…….)
4.Части рек.
4.1.Работа с таблицей №1(4мин)
-Каждая река имеет исток и устье, работая с текстом учебника странице 92 раздел 1-й абзац 1-2-3-й. самостоятельно заполняете таблицу №1 «Части рек». Ваша задача найти определение и привести примеры, что такое исток и устье.
(Дети работают самостоятельно по парам, заполняют таблицу и обсуждают с сидящим за одной партой)
Таблица №1
Части рек |
Определение |
Примеры |
Исток | Место….. | |
Устье | Место ….. |
4.2.Проверка проделанной работы.(2мин)
-Давайте проверим результаты вашей работы. Обменяйтесь тетрадями друг с другом и сверьте правильность заполнения таблицы с моим.
(Высвечивается таблица №1………..)
-Оцените работу своего напарника и выставьте оценку в оценочную таблицу дневника урока..
- Отметьте своё настроение в дневнике урока цветными карандашами в цветовой модели настроения под №3.
(Дети проверяют и выставляют оценки)
4.3 Работа со схемой реки от истока к устью. (приложение №9)
-На этой схеме показано, откуда реки берут своё начало, т.е. исток и куда впадают - устье.
4.4. Работа с картой полушарий (настенной) (1мин)
-Найдите мне любую реку, назовите и покажите её от истока к устью.
(Дети находят сначала в атласах, а затем показывают на настенной карте, 1-н ученик в течении 1-й минуты)
4.5. Понятие "притоки". (1 мин)
- Как вы уже заметили, каждая река имеет притоки. «Притоком называется более мелкий водный поток, впадающий в главную реку». Те, которые впадают справа - правые, а слева - левые. Правило определения левого и правого притока.
а) Встать лицом к устью, т.е. по течению.
б) Справа будет правый приток, слева - левый.
4.6. Речная система.
-Главная река и все её притоки образуют речную систему.
5. Валеологическая пауза (5-6 мин)
-Определите по физической карте России, находящейся в атласе реку Лена. Найдите её исток и устье. (Река Лена берёт своё начало из Байкальского хребта в 40 километрах от озера Байкал.) Назовите два главных её притока.
-Определите из названных вами притоков правый и левый.
-У вас на столах лежат названия рек, о которых мы сейчас говорили.
(Звучит музыка………)
-Встаньте так, чтобы образовалась речная система реки Лена.
(Дети встают согласно розданным карточкам рек.)
-Теперь давайте разомнёмся, возьмите друг друга за руки и встаньте в один ряд. Покажем, как протекает наша река Чульман.
6. Бассейн реки. (1мин)
-Территория, по которой течет река, называется бассейном реки,
(Дети записывают определение.)
-Граница между бассейнами называется - водоразделом.
7. Влияние рельефа на направление и характер течений.
(Показ слайда реки горные и равнинные) (приложения №3.1., №3.2., №3.3..)
-Как вы думаете, будет ли влиять рельеф на характер течения реки? Но чтобы ответить на этот вопрос вы должны будете заполнить таблицу №2. Используя текст учебника стр.93 абз.2,3 сверху.
(Дети работают самостоятельно по парам, заполняют таблицу и обсуждают с сидящим за одной партой)
7.1.Работа с таблицей №2(4мин) (приложение №11)
Таблица №2
Реки |
Сравнение рек |
||
Характер течения |
Рельеф |
Скорость течения |
|
1. Горные | Бурлят, пенятся | Горный | Огромная |
2. Равнинные | Медленная | Равнинный | Спокойное |
7.2.Проверка проделанной работы.(2мин)
-Давайте проверим результаты вашей работы. Обменяйтесь тетрадями друг с другом и сверьте правильность заполнения таблицы с моей.
(Высвечивается таблица №2………..)
-Оцените работу своего напарника и выставьте оценку в оценочную таблицу дневника урока..
- Отметьте своё настроение в дневнике урока цветными карандашами в цветовой модели настроения под №4.
(Дети проверяют и выставляют оценки)
IV. Первичное закрепление новых знаний и умений.(1 мин)
(Высвечивается текст «Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая , то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая, так и люди». Л.Н. Толстой.)
-Как вы думаете, что автор находит общего между человеком и рекой?
V. Домашнее задание. (1мин)
-1-й вариант параграф 28, знать определение.
-2-й вариант параграф 28, к/к., отметить реки, которые встречаются в тексте параграфа.
-3-й параграф 28, творческое задание (сочинение по высказыванию Л.Н Толстого).