Конструкторско-технологическая деятельность учителя на уроке

Разделы: Начальная школа


Что такое урок? Это определенный промежуток времени, на котором ребенок “проходит” путь от незнания к знанию. Какое же знание у ребенка считается оптимальным?

ЗУН — П П Н Э , где (П — понимание ЗУН, П — применение ЗУН, Н — нравственное воспитание, Э —   эмоциональное состояние ребенка на уроке) , т.е. умение ребенка применять полученные знания в жизни является главной задачей к решению которой должен стремиться учитель.

Как же необходимо строить урок, чтобы выполнить основные требования (ЗУН — ППНЭ)?

  1. Необходимо четко продумать дидактическую структуру урока.
  2. Правильно использовать технологический аппарат построения урока, которым владеет учитель.
  3. Максимально использовать умения ученика на уроке; работать в “зоне ближайшего развития”.
  4. Помнить, что тип урока зависит от дидактической структуры урока.

Таким образом, чтобы достичь оптимального результата на уроке, учителю необходимо четко владеть конструкторско-технологической деятельностью при составлении поурочного плана.

Этапы конструкторско-технологической деятельности учителя при планировании учебного занятия:

Этапы

Содержание

1 этап Основа ( учебный материал)
Практический опыт
Рекомендации
2 этап Методические рекомендации
Методические указания
Рекомендованные образцы
3 этап В качестве эталона используются директивные образцы (стандарты)
Элементы передового педагогического опыта
4 этап Конструирование урока

Планируя поэтапно свою деятельность, необходимо четко представить конечный результат, т.е. то, что хочу видеть в идеале.

Основные принципы конструкторско-технологической деятельности

От планируемого результата к выстраиванию процесса его получения через:

  • Принцип наглядности ( необходим на этапе усвоения теоретических знаний)
  • Принцип каркасности ( необходим для конструирования модели предоставления знаний)
  • Принцип системности ( необходим для объединения блоков содержания учебного материала)
  • Принцип программируемости ( необходим для повышения эффективности управляемости компонентов учебной деятельности)

К использованию данных принципов есть требования:

  1. Логико-смысловая обработка информации.
  2. Выполнение этапов познания, переживания и оценивания изучаемого явления.
  3. Наглядность, материализация.
  4. Программируемость и управляемость.

Т.е идет планомерный, поэтапный переход от конкретного внешнего представления знаний к внутреннему, абстрактному, идеальному представлению.

Процесс конструкторско-технологической деятельности

В процессе КТД учитель регулирует объекты прямого и косвенного управления.

Объекты прямого управления:

  • учебный материал ( четкое определение научных знаний, гуманитарный фон, учебная упаковка — форма проведения урока );
  • учебный процесс ( познание, переживание, оценка).

Объекты косвенного управления:

  • Управляет результатом обучающей деятельности.

Учитель “задает” траекторию учебного занятия.

Этап Название этапа Использование технологических элементов
1 этап Ознакомление Инструментарий:
  • модели
  • шкалы
  • системные признаки
  • термины

Сценарии:

  • части объекта
  • объект
  • подсистема объекта

Результат:

  • общие сведения
  • признаки структуры
  • признаки вида
  • признаки отношений
2 этап Описание Инструментарий:
  • модели
  • шкалы
  • системные признаки
  • термины

Сценарии:

  • краткая сводка
  • развернутый вариант
  • гуманитарный фон

Результат:

  • окружение объекта
  • систематизация описания
  • определение объекта
3 этап Осмысление Инструментарий:
  • представление объекта в развитии
  • представление объекта во времени
  • представление объекта в пространстве

Сценарии:

  • выявление признаков
  • подведение под определение
  • применение определения

Результат:

  • приложение к объекту
  • инвариант знаний
  • понятие “клетки” объекта
4 этап Переживание
  • Выбор идей образа (как себе представляет ученик);
  • Выбор формы образа (литературные, изобразительные, музыкальные и др.);
  • Выбор окраски образа (минорная, гармоничная, мажорная).
5 этап Оценивание
  1. Объект “проекций” оценки.
  2. Критерии и шкалы оценки.
  3. Результат.
6 этап Фиксация  
7 этап Воспроизведение и применение полученных знаний Использование на практике в новых нестандартных условиях.

На всех этапах при составлении “траектории” обязательно должна присутствовать самодиагностика, рефлексия и коррекция.

На основе полученной информации планируется коррекционная работа.

Необходимо помнить и о целевых установках урока:

Дидактическая цель Ориентир на содержание Условия для восприятия учебного материала создает учитель
Развивающая цель Восприятие учебного материала Как дети понимают учебный материал (область психологического воздействия)

Перенос полученных знаний в новую ситуацию

Воспитательная цель Коммуникативные отношения Общение на уроке

Таким образом можно структурно представить учебное занятие изучения нового материала:

Тема урока Продумывать формы организации познавательной деятельности (в паре, группе …)
Сюжетная ситуация  
Постановка учебной задачи  
Теоретическое понятие  
Чему хотим научить  
Прогнозирование ответов ребенка  
Что формируем ?  
Задачи на восстановление учебного материала  

Варианты заданий, которые может использовать учитель для введения в урок.

Цель данного этапа урока — достижение максимального общего развития учащегося.

Как построить процесс обучения, чтобы достичь поставленной задачи?

  • Через общение (коллективный поиск правильного решения).
  • Через “гибкость” урока (направлять мысли учеников к желанной цели)

Введение в урок (варианты):

  1. Через прогноз темы. (Вопрос: “Что вы подумали, когда прочитали тему урока?”)
  2. Через создание неожиданной ситуации (воздействие на эмоциональное восприятие)
  3. Через создание проблемной ситуации. (Например: Тема: “Правописание суффиксов” в наречиях (заново, новый, наново, снова. Вопрос: “Что заметили?”)
  4. Через домысливание : пру… - пру…, пло… - пло…, лу… - лу…, ле… - ле…
  5. Через вопросы обобщенного характера.
  6. Через группировку по каким-либо признакам.
    Например: 8+2 3+2 2+8 7+2 2+7 5+3
    Вопрос: Объедини, если можешь.
    Вывод: Переместительный закон сложения.
  7. Опора на опыт детей.
  8. Чтение текста и т.д.

Варианты заданий, которые может использовать учитель для выполнения дома.

Цель данного вида работы: формировать самостоятельность, умение рационально организовывать учебный труд.

Продумать, что именно из изучаемого материала предложить для:

  • Заучивания;
  • Пересказа;
  • Ознакомления;
  • О чем научиться рассуждать;
  • На какие вопросы отвечать.

(Учитель должен знать, какие умения учащихся он будет задействовать.)

1. Дифференциация по уровню трудности:

  • Задания повышенной сложности (по желанию);
  • Задания средней трудности (фамилии назвать);
  • Остальной вид задания (не называть “слабым” и не говорить, что задание простое).

2. Обязательная часть (посильна для всех учащихся)

3. Необязательная часть (должна быть яркая, интересная, познавательная) и выполнение этой части должно поощряться учителем. (Варианты задания — закладки — подсказки, занимательные объявления и др.)

4. Задания должны быть увлекательными, содержать элемент новизны и творчества.

Приложение 1. (Урок истории, 3 класс)

Приложение 2. (Урок внеклассного чтения, 4 класс)

Приложение 3. (Урок русского языка, 4 класс)