Что такое урок? Это определенный промежуток времени, на котором ребенок “проходит” путь от незнания к знанию. Какое же знание у ребенка считается оптимальным?
ЗУН — П П Н Э , где (П — понимание ЗУН, П — применение ЗУН, Н — нравственное воспитание, Э — эмоциональное состояние ребенка на уроке) , т.е. умение ребенка применять полученные знания в жизни является главной задачей к решению которой должен стремиться учитель.
Как же необходимо строить урок, чтобы выполнить основные требования (ЗУН — ППНЭ)?
- Необходимо четко продумать дидактическую структуру урока.
- Правильно использовать технологический аппарат построения урока, которым владеет учитель.
- Максимально использовать умения ученика на уроке; работать в “зоне ближайшего развития”.
- Помнить, что тип урока зависит от дидактической структуры урока.
Таким образом, чтобы достичь оптимального результата на уроке, учителю необходимо четко владеть конструкторско-технологической деятельностью при составлении поурочного плана.
Этапы конструкторско-технологической деятельности учителя при планировании учебного занятия:
Этапы | Содержание |
1 этап | Основа ( учебный материал) |
Практический опыт | |
Рекомендации | |
2 этап | Методические рекомендации |
Методические указания | |
Рекомендованные образцы | |
3 этап | В качестве эталона используются директивные образцы (стандарты) |
Элементы передового педагогического опыта | |
4 этап | Конструирование урока |
Планируя поэтапно свою деятельность, необходимо четко представить конечный результат, т.е. то, что хочу видеть в идеале.
Основные принципы конструкторско-технологической деятельности
От планируемого результата к выстраиванию процесса его получения через:
- Принцип наглядности ( необходим на этапе усвоения теоретических знаний)
- Принцип каркасности ( необходим для конструирования модели предоставления знаний)
- Принцип системности ( необходим для объединения блоков содержания учебного материала)
- Принцип программируемости ( необходим для повышения эффективности управляемости компонентов учебной деятельности)
К использованию данных принципов есть требования:
- Логико-смысловая обработка информации.
- Выполнение этапов познания, переживания и оценивания изучаемого явления.
- Наглядность, материализация.
- Программируемость и управляемость.
Т.е идет планомерный, поэтапный переход от конкретного внешнего представления знаний к внутреннему, абстрактному, идеальному представлению.
Процесс конструкторско-технологической деятельности
В процессе КТД учитель регулирует объекты прямого и косвенного управления.
Объекты прямого управления:
- учебный материал ( четкое определение научных знаний, гуманитарный фон, учебная упаковка — форма проведения урока );
- учебный процесс ( познание, переживание, оценка).
Объекты косвенного управления:
- Управляет результатом обучающей деятельности.
Учитель “задает” траекторию учебного занятия.
Этап | Название этапа | Использование технологических элементов |
1 этап | Ознакомление | Инструментарий:
Сценарии:
Результат:
|
2 этап | Описание | Инструментарий:
Сценарии:
Результат:
|
3 этап | Осмысление | Инструментарий:
Сценарии:
Результат:
|
4 этап | Переживание |
|
5 этап | Оценивание |
|
6 этап | Фиксация | |
7 этап | Воспроизведение и применение полученных знаний | Использование на практике в новых нестандартных условиях. |
На всех этапах при составлении “траектории” обязательно должна присутствовать самодиагностика, рефлексия и коррекция.
На основе полученной информации планируется коррекционная работа.
Необходимо помнить и о целевых установках урока:
Дидактическая цель | Ориентир на содержание | Условия для восприятия учебного материала создает учитель |
Развивающая цель | Восприятие учебного материала | Как дети понимают учебный материал
(область психологического воздействия) Перенос полученных знаний в новую ситуацию |
Воспитательная цель | Коммуникативные отношения | Общение на уроке |
Таким образом можно структурно представить учебное занятие изучения нового материала:
Тема урока | Продумывать формы организации познавательной деятельности (в паре, группе …) |
Сюжетная ситуация | |
Постановка учебной задачи | |
Теоретическое понятие | |
Чему хотим научить | |
Прогнозирование ответов ребенка | |
Что формируем ? | |
Задачи на восстановление учебного материала |
Варианты заданий, которые может использовать учитель для введения в урок.
Цель данного этапа урока — достижение максимального общего развития учащегося.
Как построить процесс обучения, чтобы достичь поставленной задачи?
- Через общение (коллективный поиск правильного решения).
- Через “гибкость” урока (направлять мысли учеников к желанной цели)
Введение в урок (варианты):
- Через прогноз темы. (Вопрос: “Что вы подумали, когда прочитали тему урока?”)
- Через создание неожиданной ситуации (воздействие на эмоциональное восприятие)
- Через создание проблемной ситуации. (Например: Тема: “Правописание суффиксов” в наречиях (заново, новый, наново, снова. Вопрос: “Что заметили?”)
- Через домысливание : пру… - пру…, пло… - пло…, лу… - лу…, ле… - ле…
- Через вопросы обобщенного характера.
- Через группировку по каким-либо признакам.
Например: 8+2 3+2 2+8 7+2 2+7 5+3
Вопрос: Объедини, если можешь.
Вывод: Переместительный закон сложения. - Опора на опыт детей.
- Чтение текста и т.д.
Варианты заданий, которые может использовать учитель для выполнения дома.
Цель данного вида работы: формировать самостоятельность, умение рационально организовывать учебный труд.
Продумать, что именно из изучаемого материала предложить для:
- Заучивания;
- Пересказа;
- Ознакомления;
- О чем научиться рассуждать;
- На какие вопросы отвечать.
(Учитель должен знать, какие умения учащихся он будет задействовать.)
1. Дифференциация по уровню трудности:
- Задания повышенной сложности (по желанию);
- Задания средней трудности (фамилии назвать);
- Остальной вид задания (не называть “слабым” и не говорить, что задание простое).
2. Обязательная часть (посильна для всех учащихся)
3. Необязательная часть (должна быть яркая, интересная, познавательная) и выполнение этой части должно поощряться учителем. (Варианты задания — закладки — подсказки, занимательные объявления и др.)
4. Задания должны быть увлекательными, содержать элемент новизны и творчества.
Приложение 1. (Урок истории, 3 класс)
Приложение 2. (Урок внеклассного чтения, 4 класс)
Приложение 3. (Урок русского языка, 4 класс)