Цели урока:
1.Разобрать решение трех основных задач на части: нахождение одной величины через другую, нахождение двух величин через их сумму, нахождение двух величин через их разность.
2.Научиться решать задачи всех трех типов.
3.Повторить свойства действий на устных примерах.
Ход урока:
I. Ребята, какие задачи мы с вами научились решать?Ожидаемый ответ: Задачи на движение, задачи,
решаемые с помощью уравнения.
Сегодня мы продолжаем решать задачи. Но рассмотрим задачи нового типа. А какого давайте отгадаем, решив несколько примеров устно с помощью свойств действий:
1. 40*87-39*87=87 ч
2. 128*15=1280+640=1920 с
3. 48*125=6*8*125=6000 т
4. 43*11=430+43=473 а
5. 36*25=9*4*25=900 и
На обратной стороне табличек помещены ответы к данным примерам:
Из табличек, прикреплённых магнитами на доске, дети составляют слово “ЧАСТИ”.
II. На доске написаны три рецепта:
Ореховый торт: Сахар 10 частей Грецких орехов 6 частей Муки 7 частей Сливочного масла 4 части Сливки 2 части Сколько граммов нужно взять каждого продукта, чтобы получить торт массой 600г.? |
Жидкость для выведения пятен: Вода 10 частей Нашатырный спирт 2 части Соль 1 часть Сколько будет весить вся жидкость, если воды в ней будет 20 г.? |
Настойка для полоскания рта: Ромашка 3 части Календула 2 части Шалфей 4 части Сколько граммов нужно взять шалфея, если ромашки и календулы 100г.? |
Ребята, давайте прочитаем с вами рецепты, написанные на доске.
Можно ли ответить на вопросы, поставленные в рецептах, если мы не умеем решать задачи на части? Какими должны быть все части в каждом рецепте?
Ожидаемый ответ: в каждом рецепте части одинаковые, ответить на вопросы нельзя, если не научится решать задачи на части.
Вот этому мы и будем учиться сегодня на уроке.
Решение всех задач проходит как первичное закрепление во внешней речи. Учащиеся сами комментируют решение задачи на доске, объясняя каждый шаг.
Ребята, а что же общего есть в решении всех задач?
Ожидаемый ответ: Нахождение одной части.
Далее вырабатывается алгоритм при решении задачи на части:
- Вычисление одной части
- Вычисление тех частей, о которых спрашивается в задаче.
Учащиеся несколько раз повторяют алгоритм, затем проговаривают его хором.
Ребята, а как можно решить вторую задачу уже знакомым вам методом?
Ожидаемый ответ: Можно решить с помощью уравнения, обозначив одну часть “х”.
Завтра на уроке рефлексии мы рассмотрим решение задач на части и с помощью уравнения, а сегодня будем решать задачи на части так, как мы с вами разобрали на доске.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу: стр.117(учебник Дорофеева Г.В. и Шарыгина И.Ф.) №468(а),487, 490(б) с самопроверкой по эталону. Эталон находится на столе учителя. Ученик может подойти к столу учителя и сверить свое решение с эталоном.
После решения задач учащиеся сами оценивают свою работу, говорят учителю, что на уроке получилось и что не смогли сделать. Таким образом, каждый ученик ставит перед собой проблему, которую он будет решать на следующем уроке. И в заключение урока учитель проводит рефлексию с учащимися. У каждого на столе лежат две карточки, на которых изображены лица в виде радостного и огорченного смайлика. И на вопрос учителя – с каким настроением вы уходите сегодня с урока? Учащиеся показывают ту или иную карточку.
Домашнее задание- решить любые три задачи из части А учебника или придумать самим три задачи разных типов.