Физику, как и математику, принято относить к точным наукам. И уж если прозвенел звонок на этот урок, то не только ученики, но и многие учителя считают, что все постороннее – литература, искусство, поэзия – должно уступить место точному эксперименту, строгому доказательству и формулам. Оставляя, естественно, за последними методами решающую роль, следует, однако, признать ошибочным мнение о несовместимости науки и искусства на уроках физики. Как подтверждение этому, достаточно вспомнить мыслителей Древней Греции, которые успешно совмещали поэзию и науку.
История физики богата примерами, которые доказывают, какую большую роль в творческом процессе ученых играли чувства, вызванные произведениями искусства.
Луи де Броль, Н. Бор утверждали, что искусство приводит ученого к принципиально новому знанию.
“Биографы любили умиляться по поводу того, что великие ученые находили время играть на скрипке или писать стихи и музыку. Но искусство не только и не столько хобби в жизни ученого, не только и не столько средства отдыха и приятного времяпрепровождения, сколько совершенно необходимая для самой научной деятельности “гимнастика ума”, “тренировка” его способности рождать фантазии, находить новые связи и ассоциации”.
Как иначе можно объяснить увлечение Дж. Максвелла поэзией, неиссякаемую тягу С. И. Вавилова к гётевскому “Фаусту”, любовь А. Эйнштейна к Моцарту и его знаменитое высказывание: “Достоевский дает мне больше, чем любой научный мыслитель, больше, чем Гаусс”.
Каково же конкретное значение использование произведений художественного слова на уроках физики?
Прежде всего, это богатый иллюстрированный материал к различным разделам курса физики, опираясь на который ученик создает для себя наглядные образы. Заключая в себе эмоциональный элемент, этот элемент легко воспринимается школьниками.
Итак, умелое своевременное использование художественного слова пробуждает у учащихся интерес к изучаемому материалу, помогает им осознать и лучше запомнить пройденное. Кроме того, учителю физики предоставляется ещё одна возможность для эстетического воспитания школьников.
Стихотворные вставки, которые я сочиняю для тех или иных тем физики, могут быть по-разному использованы в процессе обучения, это и объяснение нового материала, и повторение пройденного, и как подсказки к ответам.
В начале изучения физики в 7 классе привожу следующую структурную схему:
Наука (физика)
Явления
Законы
(формулы и формулировки)
Величины, термины, понятия
Единицы измерения величин
Данную схему обычно сопровождаю стихотворной вставкой, приведенной ниже:
Для того, чтоб изучать науку,
Надо наблюдать ее явления,
А, затем, используя законы,
Делать выводы и принимать решения,
А решая формулы и выводя законы,
Мы используем понятия, термины и
величины
Без сомненья,
Ну, а каждая величина, конечно,
Будет с единицей измерения.
Памятка для решения задач
Как часто получается –
Задача не решается,
А просто надо формулу
Подставить и решить.
А, подставляя в формулу
Всех величин значения,
Об единицах величин
Старайся не забыть.
Совершение работы.
Если на тело действует сила,
И тело приходит в движение
Мы с вами в механике
Все наблюдаем
Работу в ее совершении.
И если даже при действии силы
Тело будет в покое,
Значенье работы в подобном случае
Будет всегда нулевое.
A=F·S
Общие свойства агрегатных состояний вещества.
Газов частицы рассеяны всюду.
Могут они приближаться.
Из-за больших промежутков меж ними
Газы способны сжиматься.
Жидкость может принимать
Форму всех сосудов,
Ее можно перелить
В любую посуду.
Но, однако, помещая
Жидкости в сосуды,
Форма будет изменяться,
А объем не будет.
Твёрдое тело
Твердо стоит на своём,
Не изменяет
Ни форму свою, ни объём.
Явление инерции.
Явление инерции мы часто наблюдаем
Когда спокойно движемся.
Споткнувшись, замечаем,
Что продолжаем двигаться
Вперед, а не назад,
Встречая в жизни множество
Препятствий и преград.
Найди ошибку и объясни (явление инерции).
Коль мы споткнулись – не беда,
Ведь знаем наперед,
Что будем падать мы всегда
Назад, а не вперед.
Подсказка к вопросу
Как объяснить явление?
Что надо нам учесть?
Нам надо об инерции
В учебнике прочесть.
Диффузия
Если капнуть краску в воду
И немного подождать,
То создание раствора
Можно будет наблюдать,
Если в сад весною выйдешь
Аромат цветов вдохнёшь,
Эти странные явленья
Ты диффузией зовёшь
Определение давления
Если вдруг решился ты
Тут давление (P) найти,
То тогда ты эту силу (F)
Смело с площадью (S) дели.
Скорость, путь, время
Чтобы скорость нам узнать,
Путь и время надо знать,
Скорость чтоб определить,
Путь на время разделить
Если путь делить на скорость,
Можно время получить,
А, умножив V на t,
Смело (S) путь определить.
Определение плотности вещества
Чтобы плотность получить
На объём – (вместимость)
Надо массу разделить,
Чтоб все получилось.
Работа и энергия
Изменения энергий,
(Так всегда выходит)
К совершению работы
Нас всегда приводит
Деформация
Если действовать на тело,
Чтобы форму изменить
Надо виды деформаций
Досконально изучить.
Деформации изгиба,
Сдвига и кручения,
А еще есть сжатие,
А, так же, растяжение.
Данные стихотворные вставки по мере изучения той или иной темы помещаются на классную доску или стенд “Сегодня у нас на уроке”.