Представление работы МДОУ № 73 "Центр развития ребенка — Детский сад "Веселые человечки" г. Норильска

Разделы: Работа с дошкольниками


Руководит образовательным учреждением №73 “Центр развития ребенка – детский сад “Веселые человечки” Финадеева Лариса Викторовна. Закончила Московский Государственный Университет культуры и искусства по специальности “Кадровый менеджмент”.

Руководитель ДОУ обладает высокой профессиональной компетентностью, владеет знанием современного содержания принципов дидактики, инновационных технологий обучения и воспитания дошкольников, методикой формирования передового опыта, развития творческой инициативы педагогических кадров. Умело использует научно-исследовательскую работу в совершенствовании и обновлении содержания педагогического процесса в ДОУ.

В настоящий момент ею осуществляется разработка и внедрение инновационных технологий социально-психологического аудита, что позволяет профессионально проанализировать соответствие кадрового потенциала целям и стратегии дошкольного учреждения, оценить соответствие своих методов управления сохранению позитивного психологического состояния сотрудников и внести коррективы в концепцию управления развитием дошкольного учреждения. Изучение педагогического коллектива позволило решать в комплексе основные практические и исследовательские задачи и интегрировать различные формы повышения педагогического мастерства педагогов в общую систему..

Модернизация управления ДОУ позволила разработать программу его развития, обеспечивающую комплексное и всестороннее воздействие на ДОУ в рамках мотивационного и программно-целевого подхода. Образовательное пространство детского сада стало развиваться как вариативное. Его основу задает транслируемое ребенку содержание культуры, ориентированное на гуманные ценности и соответствующее возрастным особенностям и перспективам личностного роста дошкольников.

Созданная руководителем деловая и творческая обстановка в коллективе ДОУ способствует развитию творческих начал в его деятельности. Творческий поиск педагогов, создающих новые способы решения педагогических задач, позволяет раздвинуть границы программ и спроектировать схематичную многофункциональную структуру взаимодействия педагога, детей и родителей. Это обеспечивает развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в самом полном объеме.

Финадеева Лариса Викторовна обладает высоким уровнем духовно-нравственой культуры, глубокими профессиональными знаниями, огромной работоспособностью, творческой целеустремленностью, высоким чувством ответственности и преданности делу, пользуется заслуженным уважением в коллективе.

История дошкольного образовательного учреждения

1983 – открытие ДОУ

1986 – участие в творческой группе по разделу “умственное воспитание”

1987 – открытие специализированных групп компенсирующего вида для детей с общим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи

1988 – впервые, с целью установления преемственности между детским садом и школой, в ДОУ открыт класс шестилеток на базе средней школы №35

1990 – работа с использованием ТРИЗ

1992 – ДОУ становится базовой площадкой для прохождения педагогической практики студентами Норильского педагогического училища

1992 – впервые в состав педагогического коллектива ДОУ вошли  выпускники Норильского педагогического училища

1993 – внедрение комплексной программы дошкольного образования  “Развитие” (Научные руководители: Л.А.Венгер, доктор психол.наук;   О.М.Дьяченко, доктор психол.наук)

1994 – с целью создания благоприятных условий для индивидуальной и  подгрупповой работы с детьми, в ДОУ сформирована система   параллельной работы воспитателей и специалистов; открыта ИЗО-студия

1994 – в рамках эксперимента по улучшению организации питания в ДОУ открыта специально оборудованная детская столовая

1996 – внедрение региональной программы физического воспитания детей в  дошкольных учреждениях Крайнего Севера “Север”

1997 – творческий поиск педагогического коллектива нашел свое отражение  в организации дополнительных образовательных услуг (кружков и секций). “Юный эколог”, “Природа и художник”, “Войди в мир искусства”, “Речецветик”, “Домисолька”, “Секция мяча”, “Тайны  волшебного мастерства” и др.

1998 – первая аттестация ДОУ “Детский сад №73 “Веселые человечки” (Приказ № 38 от 20.02.1998 г.)

1999 – впервые педагоги ДОУ аттестованы на высшую и первую квалификационную категорию

1999 – победители Всероссийского конкурса “Детский сад года – 1999”

2000 – участие педагогов ДОУ в первой межрегиональной научно-практической конференции “Детский сад – путевка в XXI век”; встреча педагогов с одним из авторов комплексной программы  дошкольного образования “Развитие” кандидатом психол.наук   В.В.Брофман, давшей высокую оценку материалам, предоставленным педагогами ДОУ для обсуждения на конференции

2001 – победители Всероссийского конкурса “Детский сад года – 2001”

2002 – победители Всероссийского конкурса “Детский сад года – 2002”

2003 – получена Лицензия (№ 164 от 28 января 2003 года) на право ведения  образовательной деятельности по программам общеобразовательного  и дополнительного уровня

2004 – аттестация Муниципального дошкольного образовательного  учреждения “Детский сад № 73 “Веселые человечки”. По итогам аттестации детский сад признан аттестованным как образовательное учреждение реализующее деятельность по программам дошкольного полного и дополнительного образования по типу – дошкольное образовательное учреждение,  по виду – Центр развития ребенка, 1 категория

2004 – участие педагогов ДОУ во второй межрегиональной научно-практической конференции “Детский сад – путевка в XXI век”

2005 – создание в ДОУ пяти микроцентров развития ребенка: экологический центр; эстетический центр; центр духовно-нравственного воспитания;  центр интеллектуального развития; физкультурно-оздоровительный центр.

Коллектив дошкольного образовательного учреждения

Педагоги Детского сада имеют высокий уровень квалификации и профессиональной компетенции, что выражается в построении адекватной психофизическим и личностным возможностям воспитанников системы работы; выстраивании сотрудничества взрослых с детьми и детей со сверстниками на основе содержательного межличностного диалога, формировании детского сообщества; создании условий для самостоятельной, активной, деятельности каждого ребенка; взаимодействии с семьей на принципах партнерства с опорой на достижения ребенка.

Высшее профессиональное образование имеют 16 человек (53%), средне-специальное – 14(47%). Четыре человека обучаются в высших учебных заведениях по специальностям дошкольного профиля.

По стажу работы педагогический коллектив представлен следующими показателями:

  • до 5 лет – 4 педагога (13%);
  • от 5 до 10 лет – 3 педагога (10%);
  • от 10 до 15 лет – 6 педагогов (20%);
  • от 15 до 25 лет – 7 педагогов (24%)
  • 25 лет и более – 10 педагогов (33%).

Квалификационные категории имеют 23 педагога: высшую – 1, 1 категорию - 10(34%), 2 категорию – 12 (40%), что составляет 77% от общего числа педагогических работников.

Педагогами реализуются современные образовательные технологии, образовательная программа нового поколения “Развитие”, региональная программа физического воспитания детей в дошкольных учреждениях Крайнего Севера “Север”, разрабатывается и реализуется авторская программа “Откроем дверь в мир детства”, проводится исследование, ориентированное на поиск эффективных методов педагогического руководства развитием познавательных способностей.

Творческий поиск педагогов проявляется в создании новых способов решения педагогических задач, позволяет раздвинуть границы программ, что превышает требования государственного образовательного стандарта.

В дошкольном образовательном учреждении организованы различные формы повышения квалификации педагогов:

  • лекции в форме диалога, что активизирует познавательную и мыслительную деятельность педагогических работников;
  • семинарские занятия по типу “малых групп”;
  • семинары;
  • игровое моделирование или деловая игра, позволяющие “прожить” ту или иную практическую ситуацию;
  • коллективное решение проблемных педагогических ситуаций;
  • групповая дискуссия, “мозговой штурм”;
  • разнообразные выставки (пособий, дидактических материалов, продуктов детского творчества, совместного творчества детей и взрослых);
  • участие в научно-практических конференциях, педагогических чтениях, работе методических объединений.

Педагоги детского сада неоднократно являлись участниками и победителями городских, всероссийских и международных конкурсов профессионального мастерства:

  • Всероссийский конкурс “Детский сад года” (2001)
  • Всероссийский конкурс “Детский сад года” (2002)
  • 2 всероссийский образовательный фестиваль дошкольников и младших школьников Конкурс “Понарошкин мир” (2001 – 2002)
  • Международный ТРИЗ – конкурс “ТРИЗ -2002” (2002)
  • Конкурс “Воспитатель юбилейного года”. (2002)
  • Международный конкурс для школьников и студентов “ТРИЗ-2004” (2004)
  • Всероссийский фестиваль “Открытый урок” (2005)
  • Международный конкурс для школьников и студентов “ТРИЗ-2005” (2005)
  • Всероссийский конкурс “Дерево. Экологические проекты с детьми” (2005)

Педагогами ДОУ представлены многочисленные доклады и сообщения, содержащие опыт практической работы, на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, методических объединениях.

Педагогические работники Детского сада активно повышают свою квалификацию на различных курсах: при МДОУ “Управление дошкольного образования”, Норильском центре повышения квалификации специалистов социальной сферы, Ленинградском Государственном Областном Университете, Урало-Сибирском Доме экологической и научно-технической пропаганды УДЭНТП, Таймырском Окружном Институте Усовершенствования учителей, Управлении по делам культуры и искусства Администрации г. Норильска:

  • “Метод проектов в образовании”
  • “Профессиональное позиционирование специалиста ДОУ”
  • “Современные методы игровых технологий”
  • “Основы музейного дела”
  • “Психологические основы дошкольного воспитания”
  • “Современные подходы к оздоровлению детей в ДОУ”
  • “Новые технологии непрерывного профессионального образования”

В 2005 году повысили квалификацию – 43% педагогов.

Работа по повышению квалификации педагогов имеет практико-ориентировочный характер, интегрирует повышение квалификации и внедрение результатов передового педагогического опыта, обеспечивает индивидуально-дифференцированный подход, учитывающий возможности педагогов и их профессиональные интересы, способствует активному освоению знаний и закреплению профессиональных умений.

За добросовестный труд, профессионализм и творческий подход педагоги ДОУ награждены:

  • Почетными грамотами и благодарственными письмами управления дошкольного образования (Байрактарь Л.Я.; Безрученко Т.Н.; Голощапова Н.А.; Дудникова В.Г.; Куприна Л.Г.; Непомящая Т.Ф.; Парфенова М.Н.; Попко Е.А.; Скрипникова О.А.; Финадеева Л.В.)
  • Звание “Ветеран труда Управления детских дошкольных учреждений” (Тарлапан Н.П.)
  • Звание “Кадровый работник Норильского горно-металлургического комбината им. А.П.Завенягина” (Финадеева Л.В.)
  • “Благодарность за организацию и проведение Международного ТРИЗ-Конкурса г.Петрозаводск” (Попко Е.А.)
  • “Благодарственное письмо Управления по делам культуры и искусства Администрации города Норильска” (Тарлапан Н.П.)
  • Дипломом за представление педагогического опыта на Всероссийском фестивале “Открытый урок” (Попко Е.А.)
  • “Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации” (Финадеева Л.В.)

Организация педагогической деятельности ДОУ

В соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”, приказом Министерства образования РФ от 22.05.98 года № 1327 “О порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений”, Положением об организации лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений Красноярского края (Приложение к приказу от 29.09.2003 года № 326), согласно плана городской аттестационной комиссии, в период с 26 по 30 января 2004 года, проводилась аттестация Муниципального дошкольного образовательного учреждения “Детский сад № 73 “Веселые человечки”.

По итогам аттестации детский сад признан аттестованным как образовательное учреждение реализующее деятельность по программам дошкольного полного и дополнительного образования

по типу – дошкольное образовательное учреждение,

по виду – Центр развития ребенка, 1 категория.

Аттестация детского сада явилась комплексной оценкой деятельности всего ДОУ, определила потенциал и тенденции его развития, оказала существенное влияние на рост качества образовательной деятельности. Рекомендации экспертов позволили направить педагогический коллектив на поиск нового качественного развития образовательной ситуации.

Воспитательно-образовательная деятельность “Центра развития ребенка” – комплексный и творческий процесс, направленный на обеспечение обогащенного развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

Организация личностно-ориентированной модели воспитания и образования в дошкольном образовательном учреждении предполагает решение следующих задач:

  • охрана жизни и укрепления физического и психического здоровья детей, создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка;
  • обеспечение обогащенного физического, познавательного, социального, эстетического развития детей, формирование базисных основ личности;
  • создание развивающей предметно-пространственной среды и условий для обогащенной разнообразной деятельности детей;
  • осуществление коррекции в личностном развитии детей через организацию индивидуальных и коллективных видов деятельности, основанных на содержательном общении;
  • вовлечение родителей в образовательный процесс, формирование у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку;
  • издание собственного продукта интеллектуального труда педагогами учреждения.

В структуре ДОУ создана медико-психолого-педагогическая комиссия, основной задачей которой является отработка механизма личностно-ориентированной системы образования на основе диагностики физического, психического и личностного развития ребенка. Разработаны рекомендации по организации педагогического процесса с учетом возрастных, психофизических и личностных особенностей воспитанников; определен объем индивидуальной оптимальной учебной нагрузки на ребенка с учетом его психофизических особенностей. В ДОУ осуществляется консультативная помощь родителям (законным представителям) по воспитанию детей в семье, организована просветительная деятельность среди работников Центра развития ребенка, родителей с целью повышения их педагогической компетентности.

Содержание воспитательно-образовательного процесса в группах детей дошкольного возраста определяется комплексной программой дошкольного образования “Развитие” (Научные руководители: Л.А.Венгер, доктор психол.наук; О.М.Дьяченко, доктор психол.наук), основным направлением которой является развитие познавательных и творческих способностей детей. Реализуя программу, педагоги работают в режиме проектирования, дающего воспитателю ту свободу творчества, без которой невозможно развитие интеллектуальных и творческих способностей.

Существенное значение для освоения ребенком данной программы имеет организация развивающей среды, как системы материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующей содержание развития его духовного и физического облика. Во всех группах дошкольного образовательного учреждения развивающая среда сформирована в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности.

Группы оснащены современным оборудованием, игровым материалом: мягкой мебелью, новыми дидактическими, настольно-печатными играми, центрами для развития сюжетно-ролевых игр. В уголках природы помещены комнатные растения, краеведческие материалы, объекты для экспериментирования, природный материал, наборы картинок по разным климатическим зонам, экосистемам, модель эволюционного древа, круговые диаграммы смены времен года. Созданы условия, стимулирующие развитие познавательных способностей (дидактические игры по разделам программы, макеты, планы группы, участка, карты города, географические карты, схемы, строительный материал, напольный строительный материал)

Педагогический коллектив проводит разностороннюю исследовательскую деятельность, целью которой является целенаправленное формирование общих познавательных способностей детей.

Педагогические исследования проводятся поэтапно, каждый этап соответствует программным задачам обучения детей конструированию, логике, художественной литературе, игре в определенной возрастной группе детского сада.

Основным итогом педагогических исследований явилось подтверждение идеи о возможности управляемого формирования способности к наглядному моделированию и создание методических рекомендаций по широкому спектру формирования способности к наглядному моделированию.

Данные педагогических исследований позволили уточнить и развить представления о путях формирования общих познавательных способностей, что привело к существенным сдвигам в умственном развитии детей, способствовало высоким показателям готовности к школьному обучению.

В ДОУ воспитательно-образовательный процесс подчинен становлению личности ребенка: развитию его компетентности (коммуникативной, интеллектуальной, физической), креативности, инициативности, самостоятельности, ответственности, произвольности, свободы и безопасности поведения, самосознания и самооценки.

Дети, занимавшиеся по программе “Развитие”, в результате проведенной с ними работы к концу дошкольного возраста обладают рядом достижений, необходимых для успешного обучения в школе. Они освоили конструктивные умения, включая ориентировку в географических схемах, овладели изобразительной деятельностью, пространственными отношениями, умение пересказывать литературное произведение, структурируя его содержание, сочинять собственные истории, тонко чувствовать природу и выделять общие закономерности и взаимозависимости природных факторов; ориентировкой в логических отношениях, пониманием некоторых математических отношений, усвоили некоторые закономерности русского языка и грамматические правила.

Все перечисленное закладывает общий фундамент полноценного развития будущего человека и потому готовит ребенка к любой школьной программе и обеспечивает успешность обучения.

Выпускники ДОУ хорошо осваивают школьную программу, уровень их подготовки соответствует требованиям, предъявляемым к дошкольникам, подготовка детей к школе оценивается учителями как хорошая. По результатам диагностики высокий уровень усвоения программы – 31%; средний уровень – 56%. Педагогический коллектив поддерживает связь с учителями школ, в которые поступают наши воспитанники. Учатся на 4 и 5: 2003 год – 76% выпускников; 2004 год – 76% выпускников; 2005 год – 82% выпускников ДОУ.

Результат организации полноценной, эмоционально насыщенной жизнедеятельности ребенка, обеспечивает достижения воспитанников ДОУ в смотрах, конкурсах, олимпиадах, соревнованиях. Победители конкурса “Северная палитра”, выставка рисунков “Третье тысячелетние глазами детей”, “Арктические сфинксы”, “У самого синего моря”, конкурс детского творчества “Дорога в завтра”, конкурс рисунков телепередачи “Мир детства” - проявили индивидуальное творчество в изобразительной деятельности.

Сформированность потребности в дошкольной активности и направленности на результат при выполнении физических упражнений нашла свое отражение в участии воспитанников в спортивно – танцевальных шоу “Легенды спорта”, “Весенняя капель”, конкурс по спортивной гимнастике “Таймыр – Олимпиада”, в соревнованиях по плаванию “Весна 2002”, по карате-до киокушинкай, кикбоксингу, турнире по шахматам “Белая ладья” и др.

Конкурсы: “Солнышко в ладошках”, детский фестиваль авторской песни “Зеленая карета”, “Большой секрет”, городской конкурс “Самый северный карнавал”, конкурс танцевальных пар “Бальтанор”, городская выставка “В гостях у сказки”, фестиваль-конкурс детской песни “Солнечный круг”, открытый детский фестиваль-конкурс “Подснежник”, конкурс “Дерево. Экологические поделки с детьми” - способствовали проявлению и развитию художественно-эстетических способностей детей.

Все достижения наших воспитанников являются результатом организации полноценной, эмоционально насыщенной жизнедеятельности ребенка, удовлетворяющей его интересы и потребности на протяжении всего дошкольного детства. Тем самым закладывается возможность развития полноценной личности, обеспечивающая успешность его обучения в школе. За активное участие дети были награждены почетными грамотами, дипломами, благодарственными письмами, подарками.

Перспективное видение нового детского сада, развитие которого зависит от новых форм, технологий, инновационной, экспериментально-исследовательской работы педагогического коллектива, потребовало разработки программы развития дошкольного образовательного учреждения. Разрабатывая программу, была определена стратегия обновления деятельности, которая выразилась в создании в детском саду пяти микроцентров развития ребенка.

Объединение в центры происходило на основе большого опыта углубленной работы специалистов, педагогов, медиков по направлениям созданных центров: духовно-нравственного воспитания, интеллектуального, экологического, эстетического, физкультурно-оздоровительного развития. Обеспечение обогащенного развития воспитанников через реализацию личностно – ориентированного подхода во всех направлениях деятельности составляет главную специфику центров развития.

Каждый центр, разработал проект, имеющий определенные цели, которые подчинены основной цели работы детского сада: Развитие личности ребенка, формирование познавательных и творческих способностей. Использование проектного метода способствует активизации деятельности, обучению педагогов моделировать свой собственный педагогический опыт, самосовершенствованию педагогического мастерства.

Руководителями центров стали воспитатели высшей и первой категории, которые взяли на себя управленческие функции по организации последовательности этапов проектирования. Профессионализм каждого педагога востребован на любом этапе от создания и разработки проектов, до поэтапной их реализации. Развивающееся таким образом внутри садовское управление строится на основе взаимных интересов, уважения и доверия. Такое делегирование полномочий и ответственности руководителям центров позволяет администрации более рационально использовать силы и время для управления детского сада в целом, помогает в организационно-управленческой деятельности педагогическим коллективом, и позволяет превратить ДОУ в самоуправляющуюся систему, развивающую демократические основы управления.

Центр интеллектуального развития

Деятельность центра интеллектуального развития позволяет решить задачу освоения детьми ТРИЗ как фундамента эффективной технологии творчества, способствующей активизации потенциала личности, развитию детей в гармонии с собой и окружающем миром. Это подтверждается высоким уровнем творческих разработок, которые отмечены дипломами первой степени. О востребованности методических материалов по формированию творческого талантливого мышления детей с помощью применения Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и методов развития творческого воображения среди специалистов ТРИЗ и педагогов говорят публикации руководителя проекта, воспитателя высшей категории Попко Е.А. в сборниках тезисов, докладов научно практических конференций городов Петрозаводска, Челябинска, Санкт-Петербурга, фестиваля “Открытый урок” г. Москва. Встречи с детьми и педагогами ТРИЗ – лабораторией “Приходи сказка” г. Дудинка, учащимися школы № 23 г. Норильска, в библиотеках, в Художественной галерее позволяют растить маленькие таланты. Дети приняли активное участие в презентации книги М.Н. и З.Г. Шустерман “Новые похождения Колобка или Наука думать для больших и маленьких” при содействии Благотворительного фонда А.Хлопонина; городском конкурсе “Дорога в завтра”; конкурсе МА ТРИЗ (Международной Ассоциации Теории решения изобретательских задач) по решению творческих задач для школьников и студентов и награждены дипломами и подарками победителей среди дошкольников.

Педагоги центра активно сотрудничают с научными и образовательными учреждениями: общественная организация “ТРИЗ — Норильск” (Россия, г. Норильск); общественная организация “ТРИЗ – Форум”; Международная ассоциация ТРИЗ; НОУ Учебно – методический центр “Учимся, играя” Москва; СМИ г. Норильска.

Результатом деятельности центра является продолжение творческой работы 00 “ТРИЗ-Норильск”, объединяющей педагогов и детей; реализация авторской программы “Откроем дверь в мир детства”, разработанной руководителем центра воспитателем высшей категории Попко Е.А. под руководством Мастера ТРИЗ Шустермана М.Н; создание пакета видеоматериалов по развитию творческого развития детей; активное участие в конференциях по развитию творческой личности; создание пакета методических материалов, предполагающего возможность применения практического опыта в любом регионе страны и даже за рубежом; отзывы слушателей семинаров и рецензии на выпускаемую продукцию.

Центр духовно-нравственного воспитания

Работа центра духовно-нравственного воспитания направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Дети знакомятся с народным творчеством, обычаями, традициями через непосредственный опыт, участвуя в ритме культурной жизни всего детского сада.

Методы и приемы патриотического воспитания, используемые педагогами, разнообразны, и обязательно учитывают психологические особенности дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубину и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере “чувства истории”, понимания социальных явлений и др.).

В рамках реализации проекта разработана модель приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры. Содержательный уровень модели включает проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — “Ярмарка”; зимой — “Новый год”, “Рождество”, “Святки”, “Защитники Отечества”, “Масленица”; весной — “Наши любимые”, “Праздник птиц”, “Пасха”, “Никто не забыт и ничто не забыто”, “Именины березки” (Троица); оформление в детском саду мини-музея, в котором сосредоточены предметы декоративно-прикладного искусства: глиняные игрушки — филимоновские, дымковские, каргапольские, - предметы, украшенные хохломской и гжельской росписью, рушники, образцы украинских узоров, вышивки. Педагоги вовлекают детей в процесс изготовления народных игрушек и других предметов, в ходе которого дети приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи, знакомят детей с разнообразными видами декоративного искусства (изделиями из дерева, глины, бумаги, картона, шитья, вышивки, плетения), с их бытовым и эстетическим назначением.

Воспитывать любовь к Родине, родному городу (как начал патриотизма и первых чувств гражданственности) — значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка. Творчество педагогов ДОУ, преподавателя славяноведения Лицея №2 (искусств) Васильченко Л.П., руководителя кружка изобразительного искусства клуба “Горка” Корниенко Н.А. проявляется в совместной разработке сценариев, организации праздников и развлечений, выставок и экскурсий. Особое внимание в своей работе мы уделили укреплению связей с родителями. Мы добились того, что родители стали не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса.

Результатом проводимой работы является участие детей в театрализованных представлениях, концертах, конкурсах; формирование начальных знаний об истории России; активизация мыслительной и речевой деятельности; формирование позитивных моделей поведения.

Интегрированный подход обеспечивает условия для формирования у детей устойчивого интереса к историческому и культурному наследию, а также естественное ненасильственное “вхождение” в окружающий социум, доступный их возрастным особенностям.

Центр эстетического развития

Используя нетрадиционные модели обучения, музейно-экскурсионную работу и новые технологии обучения рисованию, педагоги эстетического центра сумели объединить воспитанников ДОУ, начиная со второй младшей группы, в создании экспозиций, представленных как авторскими так и коллективными работами детей.

В художественной студии представлена изобразительно-творческая среда: наглядные пособия, макеты, художественные материалы, эмблема студии, настенные панно, выполняющие определенные художественно-дидактические задачи, альбомы по искусству и т.д.

Студийные занятия проходят в различных помещениях художественно-творческого комплекса в зависимости от цели, например, познавая основы русской народной культуры, дети накапливают социальный опыт, а затем в художественной студии создают предметы русского быта, раскрашивают их элементами росписи определенного стиля.

В рамках деятельности центра организовываются семинары по нетрадиционным изобразительным техникам; мастер-класс педагога Скрипниковой О.А. Педагоги центра посещают курсы керамики, флористики норильских художников, демонстрируют личное творчество на вернисажах города, округа и края.

Участники эстетического центра постоянные гости Норильской художественной галереи, выставочного зала “Белый квадрат”. Экскурсии, творческие встречи с людьми различных профессий, совместные выставки, праздники и развлечения с Лицеем искусств № 2, киноконцертным комплексом “Родина”, Арктическим заповедником, проводимые как в детском саду, так и в гостях приносят не только радость детям, но способствуют приобщению к искусству, овладению различными видами практической деятельности.

Экологический центр

В процессе реализации работы экологического центра усваиваются в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой. Актуальность выбранных тем определилась не разработанностью в узко-региональном масштабе. Поиск адекватных методов, позволяющих сформировать у детей начала экологической культуры, нашел свое отражение в использовании исследовательского метода в самостоятельной познавательной деятельности дошкольников. В детском экспериментировании наиболее мощно проявилась активность, направленная на получение новых сведений, знаний и продуктов творчества.

Экологический центр располагает наличием материала для исследовательской и экспериментальной деятельности, а также оборудованием, необходимым для проведения опытов.

Особое внимание педагогами уделяется проектированию развивающей среды, в которой дети могут общаться с природой. В ДОУ создана природная зона, включающая в себя различные виды растений; аквариумы с рыбками; большое разнообразие птиц (канарейки, волнистые попугайчики, неразлучники, амадин); кролики; улитки; хомяки; морские свинки; черепахи. Природная зона обеспечивает непосредственный контакт детей с объектами природы, “живое” общение с растениями и животными, наблюдение и практическую деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения.

В ДОУ организована выставочная композиция “Экологические системы” по разделу программы “Развитие” для старшего дошкольного возраста; выставка “Мир вокруг нас” (поделки, выполненные детьми вместе с родителями).

Педагоги совместно с детьми приняли участие во Всероссийском конкурсе “Дерево. Экологические проекты с детьми”, организованном газетой “Дошкольное образование” и по результатам конкурса были награждены почетной грамотой.

Совместная работа со студентами Норильского Педагогического Колледжа по созданию системы наблюдений, экспериментов, сюжетно-ролевой игры в рамках экологического воспитания представляет вариант реализации сезонного и краеведческих принципов, и обеспечивает накопление практического материала для региональной программы. Педагоги центра в ходе исследования разработали и определили эффективность игровых обучающих ситуаций в экологическом воспитании детей дошкольного возраста как условие для самостоятельной, активной, инициативной деятельности.

Физкультурно-оздоровительный центр

Здоровьесохраняющая направленность образовательного процесса, применение медико-восстанавливающих методик, приемов и способов является приоритетом работы физкультурно-оздоровительного центра. Развитие данного направления осуществляется через создание условий для творческого роста дошкольников, как основы их телесного и духовного оздоровления.

Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая физическую активность детей, являющаяся основой для самостоятельной двигательной активности, своеобразной формой их самообразования. В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников, предметно-пространственная среда обеспечивает право и свободу выбора каждого ребенка на любимое занятие.

В ДОУ создан рациональный (оздоровительный) режим дня, способствующий гармоническому физическому и полноценному психическому развитию, предусматривающий разнообразную деятельность в течение всего дня в соответствии с интересами и потребностями, с учетом времени года, возраста детей, а также состояния их здоровья. Система закаливания предусматривает разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния здоровья детей.

Регулярно проводимый медико-педагогический контроль за формированием двигательных навыков и развитием физических качеств у детей позволяет вносить необходимые изменения и дополнения в методику работы, что помогает воспитателям улучшить качество индивидуальной работы с детьми, наметить конкретные меры по исправлению дефектов осанки, перспективу в развитии основных движений, выявить дополнительные резервы снижения заболеваемости.

Достижению более широких воспитательно-оздоровительных целей служит использование в учебном процессе медико-восстановительных методик, приемов: физминутки, пальчиковые игры, психогимнастика, игровой час, логоритмика, динамические и ритмические часы.

Воспитанники ДОУ занимают призовые места в городских соревнованиях по спортивной акробатике; соревнованиях на первенство детско-юношеских школ города по спортивной гимнастике.

Совместные физкультурные праздники и досуги, Дни Здоровья с воспитанниками спортивного комплекса “Арктика”, детско - юношеской спортивной школы №2, Лицея № 3 помогают на практике формированию у детей ценностного отношения к своему здоровью, к физической культуре и спорту в целом.

Развивающая среда в центрах, обеспечивает всю полноту развития детской деятельности и личности ребенка. Педагогами ведется работа по организации и обеспечению центров материалами и оборудованием, побуждающих детей активно действовать в ней и творчески ее видоизменять.

В рамках деятельности центров предпринята попытка интегрировать этнокультурное содержание в дошкольное воспитание и образование детей, с целью знакомства их с этническими традициями, духовной материальной культурой народов, проживающих на Таймыре создан мини-музей “Север”.

Использование национально-регионального компонента предполагает знакомство с особенностями природы Таймыра, культуры быта, занятий коренных жителей, проживающих в округе. Планируется расширение представлений дошкольников о национальных поселках и городе – столице Таймыра – Дудинке, о результатах трудовой деятельности рыбаков, оленеводов, охотников, портовиков, геологов, летчиков, строителей.

Сотрудничество с семьей

Педагогический коллектив строит свою работу по воспитанию и обучению детей в тесном контакте с семьей. В рамках данного взаимодействия ведется изучение потребности родителей на образовательные услуги для определения перспектив развития учреждения, содержания работы и форм организации; вовлечение родителей в образовательный процесс; просвещение родителей с целью повышения правовой и педагогической культуры, которая играет важную роль для усиления их ответственности и формирование сознательного отношения к воспитанию детей.

Проведен проблемноориентированный анализ, который позволил выявить и сформулировать основные противоречия между дошкольным учреждением и семьей, сопоставить достигнутые результаты с прогнозируемыми, выделить сильные и слабые стороны учреждения. Данный анализ включает изучение семей по типу, образовательному и социальному уровню; изучение удовлетворенности родителей работой ДОУ; определение уровня включения родителей в деятельность дошкольного учреждения; определение приоритетов родителей в области их педагогической грамотности и выявление проблем в воспитании и обучении детей.

Решение выявленных проблем позволило повысить уровень работы с родителями и включить их большинство в деятельность образовательного процесса в дошкольном учреждении.

В работе с семьями удачно зарекомендовали себя такие формы, как:

  • анкетирование
  • общие и групповые родительские собрания
  • консультации специалистов и педагогов ДОУ по вопросам воспитания и обучения детей, имеющих проблемы в развитии
  • открытые занятия с детьми по разным видам детской деятельности
  • совместное создание предметно-развивающей среды для детей
  • участие в подготовке и проведении детских праздников и развлечений
  • родительские гостиные
  • тренинги по запросам родителей
  • мастер-классы
  • совместное творчество родителей, детей и специалистов
  • музыкально-литературные гостиные
  • дни открытых дверей

Сотрудничество с Норильским педагогическим колледжем

C 1992 года ДОУ становится базовой площадкой для прохождения педагогической практики студентами Норильского педагогического училища

В результате многолетнего сотрудничества создана модель профессионального обучения, максимально приближающая студентов к профессиональной деятельности воспитателя в учебно-воспитательном комплексе ДОУ.

Организация практической деятельности студентов направлена на закрепление знаний, полученных в процессе обучения, формирование необходимых профессиональных навыков.

Педагогами ДОУ совместно с творческой группой студентов проводилась исследовательская работа, в результате которой была сделана попытка показать значение и вполне обоснованную возможность использования сюжетно – ролевой игры в рамках экологического воспитания и даны конкретные образцы игровых обучающих ситуаций. В ходе эксперимента удалось определить эффективность типов игровых обучающих ситуаций с учетом возраста детей. Основной результат проведенного коллективом ДОУ исследования заключался в установлении возможности целенаправленного формирования общих познавательных способностей детей.

Перспектива

В современных образовательных программах проблема социально-эмоционального развития ребенка не рассматривается в таком полном ракурсе, который соответствовал бы новым требованиям к дошкольному образованию. Перспективное видение деятельности ДОУ и деятельности действующих микроцентров развития предполагает выработку новых концептуальных подходов, основным из которых является социализация воспитательно-образовательного процесса, являющаяся основой для разработки актуального направления – социально-эмоционального развития дошкольников.

Одной из основных функций организованной социализации является создание личности развитой, способной передавать свою духовность другим живущим в этом же обществе. При этом большое внимание уделяется эмоциональным проявлениям, которые способны оказывать влияние на положительное или отрицательное отношение или поведение личности.

На социально-эмоциональное развитие ребенка оказывает влияние и духовный склад этноса, который формируется в специфических социокультурных условиях жизни того или иного народа. В каждом этническом объединении складываются свои виды деятельности, межэтнические отношения, обычаи, обряды. Поэтому региональный компонент является неотъемлемым условием для реализации данного направления.

Педагогический коллектив ДОУ, отвечая на сложившуюся социальную ситуацию, пересмотрел многие педагогические позиции, в том числе и ту, которая связана с социально-эмоциональным развитием ребенка. Основанием для такого пересмотра послужили современные исследования сущности социального развития ребенка; актуальность этой проблемы, поднятая учеными нашей страны и за рубежом; новые технологии, в основе которых лежит комфортность, адаптивность а также позитивные перемены в плане обновления содержания российской системы дошкольного образования.