Известно, что признак системности свойственен всем социальным объектам и явлениям, включая воспитание. Современным обществом в полной мере осознается особая роль воспитания. Признак системности характеризует школу как государственное учреждение и проявляется в программах, структуре школы, организации ее жизнедеятельности и быта. История педагогики знает примеры демократических, истинно гуманных воспитательных систем, развивающихся как альтернатива официальной педагогике. Поэтому идея воспитательной системы школы сегодня приобретает все больше сторонников, изучается и анализируется богатый опыт создания воспитательных систем, изменяются теоретические представления о методах и способах их создания, динамично развивается категориальный аппарат, предлагая новые формулировки понятий. Есть определенные основания утверждать, что понятие “воспитательная система школы” является одним из ключевых в научной терминологии современной педагогики.
Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, сочетая учебные занятия, внеурочную деятельность, общение за пределами школы. Это необычайно масштабное и результативное явление в педагогической теории и практике, слаженное психолого-социо-педагогическое образование, которое создает оптимальные условия для образования учащихся. Современная теория “воспитательных систем” рассматривает их особенности, соотношения между элементами, осмысливает традиции, возможности и направления развития. Согласно данной теории воспитательная система “… объединяет комплекс воспитательных целей; людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности; отношения, возникающие между ее участниками, управленческую деятельность по обеспечению жизнеспособности воспитательной системы и освоенную среду [1, т.1, с. 169-170]. По своему характеру современная воспитательная система гуманистического типа – это неравновесный, саморегулирующийся, управляемый, целостный и открытый феномен.
Одной из важнейших задач функционирования воспитательной системы является организация ее взаимодействия с социальной, природной, предметно-эстетической средой, постоянное расширение воспитательного пространства. Настоящая статья посвящена одному из элементов воспитательной системы – освоенной среде, или воспитательному пространству, а точнее, одному из способов формирования и эффективного использования возможностей воспитательного пространства.
Понятие “воспитательной пространство” недавно вошло в категориальный аппарат современной педагогики. Оно еще не определено однозначно, но большинство ученых (Е.В. Бондаревская, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.А. Селиванова) сходятся во мнении, что воспитательное пространство – это множество взаимосвязанных педагогических событий, организованных не только школой, а также и другими социальными субъектами, такими, например, как театр, библиотека, система дополнительного образования, лечебное учреждение, спортивные учреждения, другие образовательные учреждения). Воспитательные пространства разнообразны, поэтому технология их использования создается индивидуально, с учетом и в зависимости от масштаба, потребностей характера деятельности воспитательной системы школы.
Факультетом иностранных языков НТГСПА накоплен довольно значительный и разнообразный опыт совместной работы со школами города. В плане работы факультета указаны различные виды взаимодействия, например: участие в работе жюри городской, окружной, областной олимпиад школьников по иностранным языкам и городской научно-практической конференции старшеклассников; проведение городской олимпиады по иностранным языкам на базе факультета и профильной школы; методическое руководство написанием рефератов школьниками, рецензирование рефератов; проведение профориентационной работы; оказание методической помощи учителям города; работа научными руководителями, методическими консультантами в образовательных учреждениях города; привлечение школьных учителей, преподавателей педколлеждей к участию в научно-практических конференциях, методологических семинарах, проводимых на факультете.
Без сомнения, такая система организационных форм взаимодействия и партнерства вуза и школы является одним из эффективных способов создания воспитательного пространства.
Интересным представляется опыт работы по организации взаимодействия и партнерства между образовательным учреждением Лицей высшей категории и факультетом иностранных языков НТГСПА. Приведем ниже основные направления этой работы.
Цель организации взаимодействия: систематизация и совершенствование профессиональных навыков учителей Лицея и преподавателей ФИЯ НТГСПА и формирование теоретических основ для дальнейшей практической деятельности.
Задачи:
- проанализировать предыдущий педагогический опыт с целью выявления проблем и противоречий и определения дальнейших шагов профессионального развития;
- выработать технологический действенный инструментарий, имеющий теоретическое и практическое значение для реализации гуманистических принципов обучения иностранным языкам в современных условиях;
- расширить и углубить сферы компетенции в области теоретических вопросов методики преподавания ИЯ и филологии;
- сформировать ориентацию и концептуальную базу для дальнейшей научно-методической работы учителей.
Сверхзадача сотрудничества может быть сформулирована следующим образом: создание единого педагогического пространства Лицей – Академия и формирование нового типа учителя – педагога-исследователя в системе непрерывного педагогического самообразования.
Принципы отбора содержания и организации взаимодействия: сотрудничество учителей Лицея и преподавателей ФИЯ НТГСПА должно носить практически-ориентированный и обобщающий характер. При этом собственно отбор содержания профессионального общения строится на принципах объективности, научности, интегративности, систематичности и дополнительности. Профессиональное взаимодействие учителей и преподавателей носит открытый, творческий и динамичный характер. Многоаспектное профессиональное взаимодействие учителей и преподавателей ориентировано на дальнейшее развитие их творческих способностей и повышение профессиональной компетенции.
При отборе материала учитываются текущие информационные потребности учителей и преподавателей, а также ведущие направления отечественной и зарубежной методики преподавания ИЯ и лингвистики (коммуникативно-прагматическое, когнитивное, этнолингвопедагогическое, социолингвистическое). Перечисленные и некоторые другие направления рассматриваются с точки зрения современного уровня развития их теоретической базы (аспект фундаментальных знаний) и с точки зрения их практического применения (аспект прикладных знаний). Такой подход может быть признан адекватным современному социальному запросу в сфере подготовки учителей с широким диапазоном практических умений и высокой степенью владения теорией.
Профессиональное взаимодействие в режиме “учитель-преподаватель” осуществляется по нескольким модулям: научно-исследовательский, учебно-методический, информационный, экспертно-аналитический.
Содержание работы
Название модуля | Формы работы |
1. Научно-исследовательский | Теоретический семинар Лекция Сообщение |
2. Учебно-методический | Открытые уроки Творческие мастерские Проекты Практические разработки Круглые столы |
3. Информационный | Обмен литературой, дополнительными
материалами Координация с другими образовательными учреждениями Знакомство с зарубежными учебниками и УМК |
4. Экспертно-аналитический | Составление тестовых заданий Взаимное рецензирование работ (программ, курсов) Обзор научной и методической литературы и периодики Наставничество |
Содержание деятельности в рамках Модуля 1
- Развитие межкультурного потенциала в процессе обучения ИЯ.
- Развитие иноязычной компетенции в процессе обучения ИЯ.
- Коммуникативные умения: традиции, современность, перспективы.
- Стратегии речевого поведения в англоязычной среде.
- Система непрерывного педагогического образования.
- ИЯ как учебный предмет в современном образовательном пространстве.
- Актуальные проблемы методики преподавания ИЯ.
- Проектирование вектора педагогического мастерства учители ИЯ.
- Современные подходы к обучению ИЯ.
- Формирование гуманистических ценностей в процессе становления иноязычной компетенции на уроках ИЯ.
Cодержание деятельности в рамках Модуля 2
- Языковой практикум для педагогов Лицея по теме “Новые явления в английском языке”.
- Пробное тестирование лицеистов по системе TOEFL (школьный уровень).
- Тренировочное тестирование будущих абитуриентов.
- Проведение открытых уроков и праздников “Рождество в Европе”, “День Св. Валентина”.
- Встречи лицеистов с преподавателями и студентами ФИЯ НТГСПА в рамках профориентационной работы.
- Участие педагогов Лицея в семинарах на базе ФИЯ НТСПА.
Содержание деятельности в рамках Модуля 3
- Обмен информационными и учебно-дидактическими материалами.
- Комплектование в Лицее медиатеки, аудиотеки и видеотеки по иностранным языкам.
- Информирование педагогов и учащихся Лицея о семинарах, конференциях и других городских мероприятиях, связанных с пропагандой изучения иностранных языков.
Содержание деятельности в рамках Модуля 4
- Консультирование и рецензирование реферативных и исследовательских работ лицеистов по иностранным языкам страноведению.
- Организация встреч педагогов и лицеистов с носителями языка.
- Организация наставничества (педпрактики) студентов ФИЯ НТГСПА в Лицее.
Опыт показывает, что потребности школы в методической помощи со стороны вузовских педагогов велики. При целенаправленном, теоретически грамотном и опытно-подтвержденном использовании потенциала вуза диапазон подходов к организации воспитательного пространства школы неоднократно увеличивается. Для преподавателей ФИЯ НТГСПА и Лицея есть широкое проблемное поле для дальнейшего профессионального сотрудничества.
Литература
Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т.1 /Гл. ред. В.В. Давыдов. Редкол.: Э.Д. Днепров (зам.гл.ред.) и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – 608с.