Протокол урока по обучению грамоте по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова по учебнику "Букварь" В.В. Репкина

Разделы: Начальная школа


Цель: зафиксировать внимание учащихся на том, что [ о ] может быть обозначен буквами О или Ё;

Отрабатывать в письме умение опознавать эту орфограмму на слух и на месте орфограммы вместо буквы писать? (вопросительный знак).

Оборудование урока:

1.карточки со словами (4 штуки);

2.портрет Агусика;

3.буквы Ж, Ш, Щ, Ч;

4.запись 4 столбиков слов на доске;

5.запись слова “здравствуйте”

Ход урока

1.Организация класса. Эмоциональный настрой.

Уч.: Ребята, поприветствуем друг друга.

Д.: Здравствуйте!

Уч.: Что пожелаем сегодня на уроке себе, своим одноклассникам, учительнице? (учитель показывает указкой на буквы слова “здравствуйте”)

Д.: З- здоровья

Д- доброты

Р- радости

А- активности

В- восторга, веселья

С- смелости

Т- терпения, трудолюбия

В- вечной весны

У- успехов, улыбок

Й- йогами быть, искренности

Т- творчества

Е- естественности, единства.

Уч.: Спасибо! Ребята, будем помнить: “Когда мы едины, мы непобедимы”. А сейчас

оцените своё желание учиться. (Дети на индивидуальных экранах отмечают своё желание по следующим критериям на волшебных линеечках:

Очень хочу учиться
Хочу учиться
Немного хочу учиться

Покажите свою оценку. Мне очень приятно, что у всех оценка “очень хочу учиться”.

(Учитель на доске отмечает на первой волшебной линеечке высокий уровень)

(Это прогностическая оценка перед уроком)

Уч.: А сейчас покажите на волшебных линеечках, какими вы будете активными на уроке. (Дети на индивидуальных экранах отмечают активность на уроке на волшебных линеечках).

Буду очень активным
Буду активным
Буду малоактивным

На доску выносится общая прогностическая оценка.

2. Постановка учебной задачи.

2.1.Создание проблемной ситуации.

Уч.: Кто пришёл к нам в гости? (обратить внимание на доску, на портрет дядюшки Агусика)

Д.: К нам пришёл дядюшка Агусик.

Уч.: С каким настроением он пришёл к нам?

Д.: У него весёлые глаза, значит у него хорошее настроение.

Уч.: Когда он появляется у нас на уроке?

Д.: - Он приносит нам новые знания, но ничего нам не говорит.

- Мы с дядюшкой Агусиком будем что-то новое изучать.

- Мы будем все вместе новые знания открывать.

- Дядюшка Ага приходит тогда, когда мы изучаем новый материал.

Уч.: Что принёс дядюшка Ага сегодня на урок?

Д.: Он принёс буквы согласных Ж, Ш, Щ, Ч.

Уч.: Что можете сказать про все эти буквы?

Д.: Эти буквы согласных шипящих звуков.

Уч.: Молодцы. Спасибо. А как вы думаете, почему дядюшка Агусик принёс именно эти буквы?

Д.: (высказывают своё мнение)

- Мы знаем орфограммы с этими буквами: жи – ши пиши с и

Ча – ща пиши с а

Чу – щу пиши с у, он хочет , чтобы мы эти орфограммы писали правильно.

- Дядюшка Агусик любит эти буквы, он хочет, чтобы дети попались в “ловушку”.

- Когда в слове идёт шипящий звук, нужно быть внимательным и не попасть в “ловушку”

- Значит, дядюшка Ага приготовил для невнимательных “ловушку”.

- Мы знаем, какими буквами обозначаем гласные звуки после шипящих: ж – ш, ч – щ ( жи – ши, ча – ща, чу – щу)

- Я думаю, мы научимся обозначать в словах после шипящих буквами другие гласные звуки.

- Наверное, есть другие орфограммы с этими буквами, а мы их пока не знаем. (за каждую версию детей учитель благодарит: Спасибо! Так! Спасибо за своё мнение! Спасибо за версию!)

Уч.: (обобщает версии детей). Ребята! Я вас правильно поняла, что мы уже знаем орфограммы с данными буквами. Наверное, существуют другие орфограммы.

Какую цель вы поставите перед собой?

Д.: - Я хочу узнать новую орфограмму и об этом маме рассказать.

- Я хочу раскрыть секрет Агусика.

- А мне интересно, зачем Агусик принёс эти буквы?

Уч.: Ребята, вы у меня хорошие помощники, вы всё можете, я на вас надеюсь, что обязательно мы раскроем секрет Агусика.

Учитель ставит вопросительный знак над буквами, которые находятся над головой Агусика.

        ?

Ж, Ш, Ч, Щ

   img4.gif (269 bytes)

2.2 Постановка учебной задачи и поиск решения.

Учитель раздаёт карточки со словами (дети сидят по группам, каждой группе одна карточка).

К.1

Шёл
шов

  К.2

Жёлтый
крыжовник

  К.3

Чёлка
сверчок

  К.4

Щёки
трещотка

Уч.: Ребята, внимательно понаблюдайте за словами и сделайте вывод. Что интересного заметите в словах. Когда будете готовы, дайте сигнал. (Дети в группах читают слова, рассуждают, обсуждают, договариваются, как и что будут отвечать. (Командир группы назначает того или тех, кто будет защищать мнение всей группы)

Д.: (Подают сигнал о готовности)

Уч.: Кто от вашей группы будет отвечать? (Дети могут выходить к доске по одному, могут вдвоём)

(Все слушают детей, которые отвечают по карточке №1 и далее по по №2, №3, №4, на доске к готовым записям добавляются другие записи).

Шёл жёлтый чёлка щёки

Шов крыжовник сверчок трещотка- это заранее написано на доске

[ш ] + [о ] [ж ] + [ о] [ч ] + [ о] [ щ] + [о ]

после того, как каждая группа выступит у доски.

Д.: Мы заметили, что в слове шёл после [ ш ] пишется ё, а после [ ш ] пишется о в слове шов, на [ о ] в обоих словах падает ударение. Нам непонятно почему в 1-ом слове-ё, а во 2-ом-о ? (подобно высказывается каждая группа).

Уч.: Ребята, какие вы у меня молодцы! Совершенно верно вы заметили секрет в этих словах. Вы потрудились славно, можно и отдохнуть.

Физминутка музыкальная. Звучит музыка, дети танцуют, напевая:

Уселась кошка на окошко,
И стала лапой уши мыть.
Понаблюдать за ней немножко,
Её движенье можем повторить.

1, 2, 3 – ну-ка повтори – 2 раза

3, 4, 5 – повтори опять – 2 раза

Очень хорошо! и. т. д. (ещё 1 куплет)

Уч.: Почему в одном слове после шипящего [о] обозначается буквой ё, а в другом слове [о] обозначается буквой О-?

Д.: А мы не знаем.

Уч.: Как можно записать слово “не знаем”

Д.: Поставить чёрточку, сделать пробел, поставить какой – нибудь знак.

Уч.: Давайте посмотрим в учебник на с. 150. Что предлагают нам авторы учебника?

Кто сделает вывод?

Д.: Если мы не знаем, какую букву писать в слове после шипящих О или Ё, то мы поставим - ? (вопросительный знак)

Уч.: Мы получили 4 опоры на доске, можно ли эти опоры соединить в одну? (Идёт коллективная сборка одной опоры).

[ш] [ж] [ч] [щ] + [о]

Уч.: Чем будет являться то место в слове, где мы поставим вопросительный знак?

Д.: Здесь можно ошибиться в написании буквы, значит это орфограмма.

Уч.: Найдём эту опору в букваре, как её прочитать?

Д.: После шипящих слышим звук [о], а напишем - ?, потому что мы не знаем, какую букву писать О или Ё.

3. Применение нового знания.

Уч.: Отгадайте загадку.

3.1 Вроде ёжика на вид,

Но не просит пищи.

По одежде пробежит,

Одежда станет чище.

(щётка) (на доске появляется щётка)

Уч.: Записать отгадку на доске

(вызвать несколько человек)

Д.: щотка щётка щ ? тка

Учитель с детьми обсуждают все варианты написания слов детьми, выбирают самый правильный вариант.

Уч.: Учитель спрашивает у ребёнка:

Почему после щ ты написал букву о?

Почему после щ ты написал букву ё? (доказать они не могут)

Почему после щ - ты поставил вопросительный знак?

(Я не знаю, какую писать букву, поэтому поставил -?)

Уч.: ( поблагодарить того, кто написал щ ? тка)

Что это такое?

Сетчатый мешок с рукояткой для ловли рыб или летающих насекомых.

(сачок) (на доске появляется рисунок сачка)

Уч.: Записать слово сачок на доске (учитель проговорил по слогам) (опять вызваны несколько человек).

Я надеюсь, вы успешно справитесь с работой.

Бояться не нужно, ведь рядом учитель.

Он твой друг.

Бери мелок и смелее пиши.

У тебя всё получится, я верю в тебя.

Д.: сачок сачёк сач ?

(проводится подобная работа, описанная выше)

Уч.: Ребята, когда мы можем поставить в слове вопросительный знак?

Д.: (делают вывод) Если после шипящих мы слышим [о]- ? то надо поставить - ?

потому что мы не знаем, какую букву писать о или ё.

Уч.: Умница!

4 Рефлексия урока.

Уч.: Ребята, оцените свою работу на уроке, на сколько вы были активны.

Д.: (дети отмечают у себя на магнитных индивидуальных экранах).

Уч.: Ребята, Я согласна с вашей оценкой и ставлю вашей активной работе высокий уровень. Давайте подведём итог урока. Что нового узнали?

Д.: Мы узнали, что кроме букв а, и, у после шипящих ещё бывают О или Ё.

Если после шипящих идёт [ о ] , то лучше поставить - ?

Уч.: Когда испытывали трудности?

Д.: Долго не могли увидеть секрет в словах.

Уч.: Как ощущали себя на уроке?

Д.: - Мне было хорошо, интересно.

- Мне было весело.

- Мне не было трудно. Мне всё понравилось.

- Я была рада, что на доске слово записала с - ?

- Мне было хорошо, вы меня назвали – умница.

Уч.: Были ли вы счастливы?

Д.: Да!

Уч.: Урок окончен. Я благодарю вас за урок. Мне очень хочется, чтобы вы рассказали своим мамам, какой секрет мы раскрыли на уроке. Будьте здоровы!