Цель: зафиксировать внимание учащихся на том, что [ о ] может быть обозначен буквами О или Ё;
Отрабатывать в письме умение опознавать эту орфограмму на слух и на месте орфограммы вместо буквы писать? (вопросительный знак).
Оборудование урока:
1.карточки со словами (4 штуки);
2.портрет Агусика;
3.буквы Ж, Ш, Щ, Ч;
4.запись 4 столбиков слов на доске;
5.запись слова “здравствуйте”
Ход урока
1.Организация класса. Эмоциональный настрой.
Уч.: Ребята, поприветствуем друг друга.
Д.: Здравствуйте!
Уч.: Что пожелаем сегодня на уроке себе, своим одноклассникам, учительнице? (учитель показывает указкой на буквы слова “здравствуйте”)
Д.: З- здоровья
Д- доброты
Р- радости
А- активности
В- восторга, веселья
С- смелости
Т- терпения, трудолюбия
В- вечной весны
У- успехов, улыбок
Й- йогами быть, искренности
Т- творчества
Е- естественности, единства.
Уч.: Спасибо! Ребята, будем помнить: “Когда мы едины, мы непобедимы”. А сейчас
оцените своё желание учиться. (Дети на индивидуальных экранах отмечают своё желание по следующим критериям на волшебных линеечках:
Очень хочу учиться Хочу учиться Немного хочу учиться |
Покажите свою оценку. Мне очень приятно, что у всех оценка “очень хочу учиться”.
(Учитель на доске отмечает на первой волшебной линеечке высокий уровень)
(Это прогностическая оценка перед уроком)
Уч.: А сейчас покажите на волшебных линеечках, какими вы будете активными на уроке. (Дети на индивидуальных экранах отмечают активность на уроке на волшебных линеечках).
Буду очень активным Буду активным Буду малоактивным |
На доску выносится общая прогностическая оценка.
2. Постановка учебной задачи.
2.1.Создание проблемной ситуации.
Уч.: Кто пришёл к нам в гости? (обратить внимание на доску, на портрет дядюшки Агусика)
Д.: К нам пришёл дядюшка Агусик.
Уч.: С каким настроением он пришёл к нам?
Д.: У него весёлые глаза, значит у него хорошее настроение.
Уч.: Когда он появляется у нас на уроке?
Д.: - Он приносит нам новые знания, но ничего нам не говорит.
- Мы с дядюшкой Агусиком будем что-то новое изучать.
- Мы будем все вместе новые знания открывать.
- Дядюшка Ага приходит тогда, когда мы изучаем новый материал.
Уч.: Что принёс дядюшка Ага сегодня на урок?
Д.: Он принёс буквы согласных Ж, Ш, Щ, Ч.
Уч.: Что можете сказать про все эти буквы?
Д.: Эти буквы согласных шипящих звуков.
Уч.: Молодцы. Спасибо. А как вы думаете, почему дядюшка Агусик принёс именно эти буквы?
Д.: (высказывают своё мнение)
- Мы знаем орфограммы с этими буквами: жи – ши пиши с и
Ча – ща пиши с а
Чу – щу пиши с у, он хочет , чтобы мы эти орфограммы писали правильно.
- Дядюшка Агусик любит эти буквы, он хочет, чтобы дети попались в “ловушку”.
- Когда в слове идёт шипящий звук, нужно быть внимательным и не попасть в “ловушку”
- Значит, дядюшка Ага приготовил для невнимательных “ловушку”.
- Мы знаем, какими буквами обозначаем гласные звуки после шипящих: ж – ш, ч – щ ( жи – ши, ча – ща, чу – щу)
- Я думаю, мы научимся обозначать в словах после шипящих буквами другие гласные звуки.
- Наверное, есть другие орфограммы с этими буквами, а мы их пока не знаем. (за каждую версию детей учитель благодарит: Спасибо! Так! Спасибо за своё мнение! Спасибо за версию!)
Уч.: (обобщает версии детей). Ребята! Я вас правильно поняла, что мы уже знаем орфограммы с данными буквами. Наверное, существуют другие орфограммы.
Какую цель вы поставите перед собой?
Д.: - Я хочу узнать новую орфограмму и об этом маме рассказать.
- Я хочу раскрыть секрет Агусика.
- А мне интересно, зачем Агусик принёс эти буквы?
Уч.: Ребята, вы у меня хорошие помощники, вы всё можете, я на вас надеюсь, что обязательно мы раскроем секрет Агусика.
Учитель ставит вопросительный знак над буквами, которые находятся над головой Агусика.
?
Ж, Ш, Ч, Щ
2.2 Постановка учебной задачи и поиск решения.
Учитель раздаёт карточки со словами (дети сидят по группам, каждой группе одна карточка).
К.1 Шёл |
К.2 Жёлтый |
К.3 Чёлка |
К.4 Щёки |
Уч.: Ребята, внимательно понаблюдайте за словами и сделайте вывод. Что интересного заметите в словах. Когда будете готовы, дайте сигнал. (Дети в группах читают слова, рассуждают, обсуждают, договариваются, как и что будут отвечать. (Командир группы назначает того или тех, кто будет защищать мнение всей группы)
Д.: (Подают сигнал о готовности)
Уч.: Кто от вашей группы будет отвечать? (Дети могут выходить к доске по одному, могут вдвоём)
(Все слушают детей, которые отвечают по карточке №1 и далее по по №2, №3, №4, на доске к готовым записям добавляются другие записи).
Шёл жёлтый чёлка щёки
Шов крыжовник сверчок трещотка- это заранее написано на доске
[ш ] + [о ] [ж ] + [ о] [ч ] + [ о] [ щ] + [о ]
после того, как каждая группа выступит у доски.
Д.: Мы заметили, что в слове шёл после [ ш ] пишется ё, а после [ ш ] пишется о в слове шов, на [ о ] в обоих словах падает ударение. Нам непонятно почему в 1-ом слове-ё, а во 2-ом-о ? (подобно высказывается каждая группа).
Уч.: Ребята, какие вы у меня молодцы! Совершенно верно вы заметили секрет в этих словах. Вы потрудились славно, можно и отдохнуть.
Физминутка музыкальная. Звучит музыка, дети танцуют, напевая:
Уселась кошка на окошко,
И стала лапой уши мыть.
Понаблюдать за ней немножко,
Её движенье можем повторить.
1, 2, 3 – ну-ка повтори – 2 раза
3, 4, 5 – повтори опять – 2 раза
Очень хорошо! и. т. д. (ещё 1 куплет)
Уч.: Почему в одном слове после шипящего [о] обозначается буквой ё, а в другом слове [о] обозначается буквой О-?
Д.: А мы не знаем.
Уч.: Как можно записать слово “не знаем”
Д.: Поставить чёрточку, сделать пробел, поставить какой – нибудь знак.
Уч.: Давайте посмотрим в учебник на с. 150. Что предлагают нам авторы учебника?
Кто сделает вывод?
Д.: Если мы не знаем, какую букву писать в слове после шипящих О или Ё, то мы поставим - ? (вопросительный знак)
Уч.: Мы получили 4 опоры на доске, можно ли эти опоры соединить в одну? (Идёт коллективная сборка одной опоры).
[ш] [ж] [ч] [щ] + [о]
Уч.: Чем будет являться то место в слове, где мы поставим вопросительный знак?
Д.: Здесь можно ошибиться в написании буквы, значит это орфограмма.
Уч.: Найдём эту опору в букваре, как её прочитать?
Д.: После шипящих слышим звук [о], а напишем - ?, потому что мы не знаем, какую букву писать О или Ё.
3. Применение нового знания.
Уч.: Отгадайте загадку.
3.1 Вроде ёжика на вид,
Но не просит пищи.
По одежде пробежит,
Одежда станет чище.
(щётка) (на доске появляется щётка)
Уч.: Записать отгадку на доске
(вызвать несколько человек)
Д.: щотка щётка щ ? тка
Учитель с детьми обсуждают все варианты написания слов детьми, выбирают самый правильный вариант.
Уч.: Учитель спрашивает у ребёнка:
Почему после щ ты написал букву о?
Почему после щ ты написал букву ё? (доказать они не могут)
Почему после щ - ты поставил вопросительный знак?
(Я не знаю, какую писать букву, поэтому поставил -?)
Уч.: ( поблагодарить того, кто написал щ ? тка)
Что это такое?
Сетчатый мешок с рукояткой для ловли рыб или летающих насекомых.
(сачок) (на доске появляется рисунок сачка)
Уч.: Записать слово сачок на доске (учитель проговорил по слогам) (опять вызваны несколько человек).
Я надеюсь, вы успешно справитесь с работой.
Бояться не нужно, ведь рядом учитель.
Он твой друг.
Бери мелок и смелее пиши.
У тебя всё получится, я верю в тебя.
Д.: сачок сачёк сач ?
(проводится подобная работа, описанная выше)
Уч.: Ребята, когда мы можем поставить в слове вопросительный знак?
Д.: (делают вывод) Если после шипящих мы слышим [о]- ? то надо поставить - ?
потому что мы не знаем, какую букву писать о или ё.
Уч.: Умница!
4 Рефлексия урока.
Уч.: Ребята, оцените свою работу на уроке, на сколько вы были активны.
Д.: (дети отмечают у себя на магнитных индивидуальных экранах).
Уч.: Ребята, Я согласна с вашей оценкой и ставлю вашей активной работе высокий уровень. Давайте подведём итог урока. Что нового узнали?
Д.: Мы узнали, что кроме букв а, и, у после шипящих ещё бывают О или Ё.
Если после шипящих идёт [ о ] , то лучше поставить - ?
Уч.: Когда испытывали трудности?
Д.: Долго не могли увидеть секрет в словах.
Уч.: Как ощущали себя на уроке?
Д.: - Мне было хорошо, интересно.
- Мне было весело.
- Мне не было трудно. Мне всё понравилось.
- Я была рада, что на доске слово записала с - ?
- Мне было хорошо, вы меня назвали – умница.
Уч.: Были ли вы счастливы?
Д.: Да!
Уч.: Урок окончен. Я благодарю вас за урок. Мне очень хочется, чтобы вы рассказали своим мамам, какой секрет мы раскрыли на уроке. Будьте здоровы!