Цель. Создание условий для закрепления знаний учащихся по теме “Состав слова. Суффикс”.
Задачи.
- Обобщение знаний учащихся по теме.
- Развитие речи учащихся.
- Увеличение словарного запаса учащихся.
- Развитие логического мышления.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- Словесные (беседа, фронтальный опрос);
- Наглядные (демонстрационный материал, карточки для индивидуальной работы);
- Практические (упражнения);
- Поисковые (частично-поисковые);
- Аналитический;
- Самостоятельной работы учеников (письменная работа, выполнение трудных заданий).
Оборудование.
Демонстрационный материал:
- Карточки, позволяющие детям воспроизвести знания о суффиксе: суффикс, часть слова, стоит после корня, служит для образования новых слов, имеет значение;
- С написанными корнями слов: сад, друг, мороз, снег.
Карточки для индивидуальной работы:
- Синего цвета со словами: колосок, лужок, лесок, речка, ветерок, цветок;
- Красного цвета с написанными предложениями: В новом микрорайоне нашего города построили многоэтажный домик. Человек, работающий в лесу – лесник. Наша дача стоит на берегу большой речушки.;
- Технологические карты: как найти в слове суффикс; таблица суффиксов и их значений.
Ход урока
I этап. Подготовка к работе над темой урока. Сообщение темы урока.
У. Послушайте стихотворение-загадку.
Колосок, лужок, лесок,
Речка, ветерок, цветок,
Все внимательно прочтите,
Слово лишнее найдите.
У. Возьмите карточку синего цвета, прочитайте слова из стихотворения, отгадайте загадку.
Д. Лишнее слово – речка, потому что оно образовано при помощи суффикса –к-, а все остальные слова при помощи суффикса –ок-.
У. Как вы думаете, почему сегодняшний урок я начала именно с этого стихотворения-загадки?
Д. Я думаю, что сегодня мы будем продолжать изучать тему “Суффикс”.
У. В каком блоке мы сегодня работаем?
Д. Как устроен наш язык?
У. Что из этого следует?
Д. Значит, на сегодняшнем уроке мы познакомимся еще с одной тайной русского языка.
У. Сформулируйте тему урока.
Д. Мы сегодня работаем в блоке “Как устроен наш язык” по теме “Суффикс”.
II этап. Обобщение знаний о суффиксе.
У. Давайте вспомним, что мы знаем о суффиксе (во время фронтального опроса один из учеников работает у доски с демонстрационным материалом).
Д. Суффикс – это часть слова.
Суффикс стоит после корня.
Суффикс служит для образования новых слов. Такой способ образования называется суффиксальным.
Суффикс имеет значение, поэтому это значимая часть слова.
У. (ребенку у доски). Обобщи все, что сказали ребята.
Мы изучаем суффикс, значит, что должны уметь делать в первую очередь?
Д. Находить суффикс в слове.
III этап. Упражнение в нахождении суффикса в слове.
У. Давайте еще раз обратимся к словам из стихотворения. Выберете любое слово, пользуясь технологической картой, найдите в этом слове суффикс (работа выполняется в тетради).
Проверка выполненной работы (несколько человек объясняют, как находили в слове суффикс).
Физминутка.
Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик отыскать, надо на носочки встать.
Повернулись к окну, посмотрели вдаль.
IV этап. Упражнение в образовании слов суффиксальным способом.
У. Сегодня мы будем с вами строителями. Как вы думаете, что мы будем строить и при помощи чего?
Д. Мы будем “строить” слова при помощи суффиксов.
У. Сейчас вы сами попробуете образовывать новые слова суффиксальным способом. Для этого обратите внимание на поля тетрадей. Там написаны слова, от которых вы будете образовывать новые. Помощником в этой работе будет технологическая карта “Таблица суффиксов и их значений”.
Дети образуют новые слова, записывают их в тетрадях, выделяют корень и суффикс, после чего идет выборочная проверка детских работ.
Физминутка.
Под руководством дежурного по классу дети выполняют комплекс упражнений.
Физминутка для глаз: “темная комната” (дети закрывают ладошками глаза, глаза открыты, но темно как в темной комнате).
V этап. Работа с деформированными предложениями.
У. Как вы думаете, для чего мы учимся образовывать новые слова?
Д. Новые слова мы можем использовать в своей речи, значит, этим упражнением мы увеличиваем свой словарный запас.
У. Совершенно правильно. Мы знаем, что наша речь состоит из предложений, предложения состоят из слов. Значит, чем больше новых слов вы будете знать, тем ярче будет ваша речь.
Девочка Даша использовала образованные ею слова в предложениях. Возьмите карточки красного цвета, прочитайте, что у нее получилось.
Что вы можете сказать?
Д. Предложения у Даши получились смешные, потому что не может быть многоэтажный домик и большая речушка.
У. Как вы думаете, что Даша сделала неверно?
Д. Она не учла значение суффиксов. Суффиксы –ик- и –ушк- имеют уменьшительно-ласкательное значение и не могут быть использованы в сочетаниями с такими словами как многоэтажный, большой.
У. Какую тайну русского языка вы сейчас открыли?
Д. При использовании в речи слов, образованных суффиксальным способом, надо учитывать значение суффиксов.
У. Итак, сегодня мы познакомились еще с одной тайной русского языка. Я думаю, вы не допустите в своей речи ошибки девочки Даша, и всегда будете помнить, что при использовании слов, образованных суффиксальным способом, нельзя забывать о значении суффиксов.
VI этап. Домашнее задание.
У. Сегодня у вас будет задание по выбору. Я предлагаю вам сочинить сказку о суффиксах. Если это задание окажется для вас очень трудным, можете выполнить упражнение из учебника: с. 124 № 4.
VII этап. Итог урока.
У. Что вам больше всего запомнилось в уроке? Какое задание показалось вам самым трудным? (детям всегда трудно дается словообразование, т.к. часто форму слова принимают за новое слово)
Давайте поиграем в игру.
Я показываю вам карточку, на которой написаны корни слов. Образуйте однокоренные слова суффиксальным способом. За каждое слово – получаете фишку. Кто наберет больше фишек, тот и выиграл.
Подведение итога игры.