Урок русского языка в 3-м классе по теме: "Слова с безударной гласной "е", проверяемой буквой "ё"

Разделы: Начальная школа


Цель. Ознакомление с особенностями проверки слов с буквой е в корне.

Оборудование:

  • Картинка “Кормушка”, Журжина, Костромина.
  • Дидактический материал по русскому языку: 3 кл. – М., Просвещение, 1990.

Ход урока

Минутка чистописания. Строчная буква е, сочетания букв ев, ем.

Словарная работа. Сначала прочитать слова хором, с ударением и указать, какие буквы нужно запомнить.

Устно образовать прилагательные.

(прилагательные записаны на доске с пропущенными буквами)

Открыть доску .

- С помощью какой части слова мы образовали эти слова? (суффикс –СК-)

- Обратите внимание, на правописание слова ЯНВАРСКИЙ, оно пишется без мягкого знака.

декабрь – декабрьский,
сентябрь – сентябрьский,
февраль – февральский,
ноябрь – ноябрьский,
октябрь – октябрьский,
январь – январский.

Записать их самостоятельно.

Записать только прилагательные.

Повторение.

Составить предложение : “Декабрьским деньком детишки повесили кормушку для птиц.”

Комментированное письмо этого предложения.

Разобрать его по членам предложения и по частям речи (полный разбор предложения).

Назвать член предложения с вопросом, от какого члена предложения он зависит, чем выражен.

- Скажите, пожалуйста, почему нужно зимой подкармливать птиц?

Изучение новой темы.

Записать слова в два столбика (с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне):

стекло картофель
бревно товарищ
темнота малина
тепло дежурить
звезда письмо
зерно тарелка
озеро карандаш
пестреть трактор

- Ребята, на какие две группы мы можем разделить эти слова? По какому признаку?

- Сначала назовите слова с непроверяемыми гласными в корне.

(По мере того как дети называют слова, вывешиваю их столбиком.)

- Запишите эти слова к себе в тетрадь.

(Ребята записывают их в тетрадь.)

- Теперь назовите слова с проверяемыми безударными гласными в корне.

- А как мы называем эти слова?

(Проверяемыми.)

- Почему?

(Потому, что в этих словах есть звук в слабой позиции и его нужно проверить.)

- Но все ли звуки в слабой позиции мы можем проверить?

(Нет, мы проверяем безударные гласные только в корне.)

- А для чего мы должны проверять слова?

(Корень в однокоренных словах пишется одинаково)

- И так, как же проверить слова с безударной гласной в корне?

- Давайте подберём проверочные слова.

(По мере того как дети называют проверочные слова, вывешиваю их столбиком напротив проверяемых.)

- Ребята, а какую же букву мы проверяли?

(Букву Е.)

- А какой буквой мы проверяли безударную гласную Е.

(Буквой Ё.)

- Между столбиками с проверяемыми и проверочными словами пишу буквы Е, Ё и соединяю их стрелками со словами.

- Значит какой вывод можно сделать, какой буквой можно проверить безударную гласную Е?

(Безударную гласную Е можно проверить гласной Ё.)

- Какое же правило, мы можем с вами составить? (Слова с безударной гласной Е в корне, можно проверить, подобрав однокоренное слово с гласной Ё в корне.)

Потом записать слова, выделяя корень, поставить ударение, подчеркнуть букву которую проверяли.

Закрепление изученного

Упр.228 (дидактический материал).

Самостоятельная работа.

Записать слова, подбирая проверочные.

Бр..вно, пч..линый, з..рновой, л..тали, ж..лтеть, ч..рнеть, в..сло, в..дро, с..ло.

Читаю по одному слову.

Ответы детей:

- Нужно проверить безударную гласную в корне, проверочное слово …. Проверяли гласную Е.

Взаимопроверка. Исправлять карандашом.

Звуко-буквенный разбор: ЛЕТАЛИ.

Домашнее задание

Упражнение 268.

- Кому, что непонятно?

Итог урока

- Итак, что же мы сегодня узнали на уроке? Чему мы научились?

Оценивание.