Обеспечение преемственности содержания образовательного процесса, создание оптимальной образовательной среды для 5-х классов

Разделы: Администрирование школы


Специфика нашего учебного заведения в том, что приём на обучение в лицей (физико-математический) осуществляется с 5-го класса (в остальные классы только на вакантные места). И проблема адаптации учащихся для нашего образовательного учреждения стоит на одном из первых мест.

Каждый год на страницах нашей истории появляются новые имена. Это учащиеся 5-го класса, они приходят из разных школ города. Каждый год мы с нетерпением их ждём и в суматохе дней, мы учителя, не замечаем, как пришедший сегодня пятиклассник становится выпускником. Мы удивляемся: “Когда же ты успел вырасти?”

Мы набираем учащихся с разных образовательных учреждений города Норильска и близ лежащих городов Талнаха и Оганера, и уже это ставит перед нами задачу: провести мероприятия направленные на сокращение периода адаптации учащихся, обеспечить преемственность содержания образовательного процесса, создать оптимальную образовательную среду для 5-х классов.

Пятиклассник, попадая в новую школу, встречается со следующими проблемами:

  • Новый коллектив;
  • Адаптация к “многоголосице” требований учителей;
  • Введение самоконтроля (теперь нет постоянно рядом классной “мамы”);
  • Увеличение количества предметов;
  • Кабинетная система;
  • Разный уровень подготовки по ИКТ, английскому языку;
  • Изучение предметов в начальной школе по разным программам, приводящее к разноуровневой подготовке учащихся: традиционные системы обучения, “Школа XXI века”, “Школа-2000…”, “Школа-2100”, развивающие системы обучения Л.В.Занкова, Д.В.Эльконина-В.В.Давыдова; и др.
  • С 5-го класса пропедевтический курс “Физика и астрономия”;
  • Принятие новой позиции – ученик второй ступени школы.

Всё это приводит к ряду, как я уже сказала, проблем:

  • Как построить обучение 5-х классов, чтобы не разочаровать учащихся в выборе учебного заведения;
  • Как сохранить преемственность в обучении;
  • Как сократить период адаптации учащихся в рамках “новой школы”;
  • Как незаметно для учащихся (не заостряя на этом внимания) выровнять их знания по английскому языку и ИКТ.

Вот над этими проблемами в первую очередь мы и начинаем работать. В начале учебного года мы проводим анкетирование учащихся для первоначального выяснения уровня подготовленности учащихся к изучению таких предметов как английский язык, ИКТ, и во вторую очередь по русскому языку и математике, проверяем технику чтения. И поверьте, что те оценки, которые приносят нам учащиеся с начальной школы, во многих случаях не оправдываются. Можно привести такую статистику: в 2005-2006 учебном году мы набрали 89 учащихся 5-х классов, по которым я и приведу данные.

  • Учащиеся, не изучавшие ИВТ-3%;
  • Учащиеся, не изучавшие английский язык (или низкий уровень изучения)-7%;
  • Учащиеся, не подтвердившие оценку по русскому языку -6%;
  • Учащиеся, не подтвердившие оценку по математике-5%;

Расхождения в программе (традиционное обучение-64 человек, развивающее обучение-25 человек).

Сам собой возникает вопрос: “Как строить процесс обучения?”. Конечно, мы выбираем те программы программы развивающего обучения, по которым мы готовим учащихся 5-7 классов к усвоению углублённой программы, т.к. с 8 класса у нас уже начинается “углублёнка” по физике и математике, вот здесь и начинается проблема, половину класса мы должны “подтягивать” по качеству знаний до общего уровня. Но раз проблема существует её необходимо решать. Мы выбрали следующие пути решения:

1) Начиная с тарификации, т.е. с сентября месяца, мы заботимся о том, чтобы сохранить часы факультативов для 5-х классов и, в первую очередь, даём часы на иностранный язык и ИКТ для тех учащихся, которые имеют отставания или пробелы по вышеназванным предметам, и поверьте, что это очень эффективно отражается на качестве знаний учащихся; к концу первого полугодия знания выравниваются, и мы уверенным шагом во втором полугодии можем идти вперёд по программе, и факультативы уже могут посещать все желающие.

2) Календарно-тематическое планирование учителей работающих в 5-х классах, тщательно проверяется и утверждается на методическом совете лицея. Требования мы предъявляем к учителям, можно сказать, жёсткие: выполнение программы, несмотря на актированные дни (дни, когда учащиеся не посещают занятия по погодным условиям). Для этого в объёмных темах заложен час резервного времени, что позволяет менее безболезненно проходить весь объём программного материала.

Устраняя вышеназванные проблемы, мы обязаны помнить, что ученику должно быть комфортно в нашем лицее.

Учитель, работая на развитие, на опережение, зачастую забывает о том, что его ожидания и ожидания родителей в совокупности с высокими требованиями ребёнка к себе, особенно в период адаптации, приводят к повышению детской тревожности, развитию комплекса неполноценности (А. Адлер), а в самых тяжёлых случаях – к детским неврозам, а также формированию защитного механизма “комплекса Иона” (А.Г. Маслоу), который будет препятствовать актуализации личности. В нашем лицее психологом проводится профилактическая работа по снижению детской тревожности в период адаптации пятиклассников в процессе активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды, а также усвоение норм, традиций культуры в другой школе и вхождение в ролевую структуру группы в новых условиях учебной деятельности с целью возвращения детям ощущения комфорта, который окружал их в начальной школе. По данным входного анкетирования (1-10 сентября) учащихся 5-х классов по выявлению уровня детской тревожности на начало учебного года это очень заметно проявляется.

  • Учащиеся, имеющие повышенный уровень тревожности (53 %);
  • Учащиеся, имеющие низкий уровень тревожности (42%);
  • Не тревожные дети (5%)

На основе данных тестирования педагогом – психологом разрабатываются и проводятся ряд мероприятий с учащимися по снижению уровня тревожности для организатора, классных руководителей, учителей физкультуры, организаторов кружковой работы, социального педагога, которые рассматриваются и утверждаются на педагогическом консилиуме. Снижение уровня тревожности позволяет учащимся успешнее учиться в лицее, быстрее адаптироваться в обществе и системе учебной деятельности, научиться учиться самостоятельно и справляться с кризисными моментами жизни.

В начале января 2006 года было проведено повторное исследование школьной тревожности. Вот что мы получили (сравните с предыдущими данными):

  • Учащиеся, имеющие повышенный уровень тревожности (13 %);
  • Учащиеся, имеющие низкий уровень тревожности (23%);
  • Не тревожные дети (64%).

Такой результат нас удовлетворят и радует.

Таким образом, анализ исследования показал, что выработанная структура работы, систематизировано направленная на снижение уровня тревожности, действительно позволяет учащимся успешнее учиться в лицее, а индивидуально -дифференцированный подход к детям в период адаптации способствует эффективному приспособлению в обществе и системе учебной деятельности. Лицеисты частично научились учиться самостоятельно и могут успешно справляться с кризисными моментами жизни в свою “ювенильную эру”, значение которой едва ли можно переоценить, так как именно в этот период ребёнок вступает в систему социальных отношений. Это первый из этапов развития, позволяющих исправить пагубные последствия ограничений и других особенностей домашнего воспитания как первичного института социализации.

Вернёмся к первой проблеме, озвученной выше: “Как построить обучение 5-х классов, чтобы не разочаровать учащихся в выборе учебного заведения”.

Программа адаптации утверждается в августе месяце, перед началом учебных занятий, в ней участвует весь педагогический коллектив, (планомерная скоординированная работа администрации, классных руководителей, учителей – предметников, социально – психологической службы, старшеклассников). Первоочередным, конечно же, является первоначальная диагностика контингента учащихся, т.е. выявление степени подготовленности учащихся к началу обучения во II ступени. Среди учащихся, приступающих к обучению в лицее, есть и из общеобразовательных школ и из инновационных образовательных учреждений.

Очень важным является процесс изучения индивидуальных свойств личности. В этом направлении в лицее работает педагог-психолог, ею разработана карта “Динамика развития личности учащегося”, т.е. “Портфолио”, в которую вносятся все диагностические данные по исследованию учащегося. Карта заводится на каждого вновь поступившего лицеиста и “путешествует” с ним до 11-го класса, пополняясь с каждым годом все новыми и новыми сведениями.

Уже традицией для 5-х классов стало написание сочинения-отзыва о том, как прожито первое полугодие, каких добились успехов и уютно ли им во вновь созданном коллективе. Давайте заглянем в их сочинения, что же они пишут. И немного окунёмся в тот мир, где царят такие науки как физика, математика, английский язык, информатика и др., которые с удовольствием осваиваются нашими лицеистами.

“…Первая четверть в лицее мне запомнилась тем, что в первый день нас встретила самая добрая и внимательная, наш классный руководитель. Было очень интересно и нелегко. Здесь мы познакомились с удивительными учителями, особенно мне понравилось, как они ведут уроки. Запомнился мне первый урок физики, который ведёт директор Семёнов Пётр Парфирьевич, где мы проводили опыты. Учителя в лицее самые добрые и весёлые…”,- так пишет Ахмадиев Равиль.

“…Я учусь в ФМЛ всего 4 месяца, и уже успел полюбить его. У меня появились новые друзья. Наши преподаватели хоть и требовательны, но добры. Здесь мне нравится всё. Я очень горжусь своим лицеем”,- пишет на своих страницах Камболов Георгий.

“…В первой четверти мне запомнилось посвящение в Лицеисты. Теперь я не просто школьник, я - Лицеист. ФМЛ – самая лучшая школа в Норильске”,- гордо заявляет Бова Денис.

“…Не все предметы легко даются, везде надо приложить свой труд. А наш Лицей своей обстановкой и не навязчивым интерьером, как раз располагает к труду”,- рассуждает Бадюгина Катя.

“…Когда я впервые поступил в Лицей то очень удивился его внутренней красоте. Все его учащиеся ходят в красивой одежде. Мальчики в пиджаках, белых рубашках, в галстуках. Девочки в белых блузках. Мне нравится Лицей”, – восхищается Шевченко Денис.

Вот такими удачными оказались первые шаги в Лицее для наших пятиклассников, и значит, что выбор они сделали правильный, поступив в ФМЛ.

Такие добрые, откровенные высказывания не случайны. Уже стало традицией проведение подготовительных курсов для учащихся 3-4 классов школ города по математике и русскому языку в феврале месяце. И на протяжении трёх месяцев учащиеся настолько привыкают к учебному заведению, что, придя к нам в пятый класс, чувствуют себя полноправными членами нашего коллектива.

С первого дня у них начинается увлекательная жизнь. Учебный план пятиклассников отличается от плана общеобразовательных школ тем, что введено изучение пропедевтического курса физики, который продолжается и в шестом классе. Учащиеся изучают ключевые вопросы не только физики, но и астрономии, идёт подготовка к изучению основного курса седьмого класса. Также учебный план содержит часы на изучение информационных технологий, где учащиеся, кто начинает, а кто и продолжает знакомство с компьютером. Учитывая то, что дети пришли из разных школ и с разным уровнем подготовки, уроки английского языка дифференцируются, для, не изучавших язык, учащихся введены часы факультативов по выравниванию знаний, и уже к концу I полугодия проблема пробелов в знаниях считается успешно решённой.

Не менее увлекательна жизнь учащихся во внеурочное время. Это и кружок “Юного фокусника” по физике и театральная студия “Шанс”, постановки которой ждут с нетерпением каждую четверть все лицеисты, и “Занимательная математика”, изостудия, танцевальный кружок, а также спортивные секции. А учащиеся 5 “Г” класса со своим классным руководителем имеют даже свою страничку в лицейской газете “Вести лицея”. И это далеко не весь перечень тех дел и увлечений, который ждёт будущих лицеистов.

К приёму пятиклассников мы готовимся заранее. Разрабатываем мероприятия по их адаптации в новом учебном заведении. Программа так и называется “Коллективная деятельность по адаптации учащихся 5-х классов Лицея №1 (физико-математического)”, в которой задействованы администрация, учителя-предметники, классные руководители, педагог – психолог, социальный педагог. Совместными усилиями и координированными действиями коллектив Лицея добивается полной и успешной адаптации учащихся уже к концу I полугодия.

Приведу несколько советов по организации коллективной деятельности администрации и педагогов во время адаптации учащихся 5-х классов, и буду рада, если они пригодятся начинающему заместителю директора по УВР.

Адаптационный период – это когда школа работает в особом режиме. И здесь очень важна согласованность целей и действий всех работающих звеньев.

Условно адаптационный период можно разделить на три этапа:

  • Подготовительный (май, июнь, август);
  • Собственно адаптационный (сентябрь-октябрь);
  • Адаптационный или аналитический (октябрь – ноябрь).

Задача администрации в ходе адаптационного периодазаключается в обеспечении чёткой координации работы педагогического коллектива.

Директор школы:

  • Издаёт приказ о проведении адаптационного периода и его подготовке;
  • Своевременно назначает классных руководителей;
  • Проводит итоговое обсуждение проведения адаптационного периода;
  • Составляет итоговую справку.

Заместитель директора по УВР обеспечивает:

  • Учебное специальное расписание для 5-х классов, которое позволяло бы классным руководителям как можно чаще общаться с учащимися этих классов в ходе учебного дня;
  • Наличие кабинетов на весь учебный день.

Заместитель директора по воспитательной работе:

  • Координирует действия учителей дополнительного образования;
  • Координирует действия начинающих классных руководителей;
  • Организует мероприятия в параллели 5-х классов (“Посвящение в Лицеисты”, “Весёлые старты” и др.);
  • Участвует в анализе по процессу адаптационного периода.