Урок русского языка в 3-м классе по теме: "Непроизносимые согласные в корне слова"

Разделы: Начальная школа


Цели :

  1. Формировать у учащихся понятие «непроизносимые согласные в корне слова»
  2. Продолжать формировать понятийно-логическое и образно-чувственное мышление, развивать речь учащихся.
  3. Развивать познавательную активность учащихся на уроке, самостоятельность.
  4. Осуществлять индивидуальный подход.
  5. Создавать на уроке проблемные ситуации.
  6. Организовывать межличностное, групповое, фронтальное взаимодействие детей с детьми, детей с учителем.
  7. Продолжать формировать культуру труда учащихся на уроке русского языка, работать над каллиграфией, воспитывать аккуратность.
  8. Использовать возможные связи учебного материала с жизнью.

Ход урока.

I. Организационный момент.

1. – Ребята, сегодняшний урок я предлагаю начать вот с такого задания. Сейчас я вам прочитаю описание предмета, а вы попробуете догадаться, о каком предмете идёт речь. Ответ нужно записать в тетради.

а) Высочайшее сиятельство.
б) До него пытался долететь Икар, оно же его погубило.
в) ближайшая звезда, соседка Земли.
г)
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжёт.
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт.

- Кто запишет слово на доске? (Солнце).

Докажи, что надо писать так. Подберите подобные слова.

2. На доске записаны слова

Звезда

Радость

Грусть

- Какой частью речи являются эти слова? Образуйте от этих существительных прилагательные (звёздный, радостный, грустный).

- Сравните написание слова и произношение. В чём увидели разницу? (В этих словах есть буквы, которые не обозначают звуков).

- Какова же тема нашего сегодняшнего урока? Есть буквы, которые мы пишем, но они не обозначают звука, не произносятся.

3. – Сегодня на уроке вы будете исследователями. ВЫ будете познавать тайны нашего русского языка. А в конце урока вы сами оцените свою работу. Будьте внимательны!

4. – В тетради запишите число и слова «Классная работа». На минутке чистописания мы пропишем ту согласную, которую мы с вами не слышим в слове «солнце»

- Составьте предложение со словом «солнце» устно.

- Запишите предложение: Солнце спряталось за частый ельник. Синтаксический разбор этого предложения.

II. Работа над новым материалом.

  1. – Какова же тема нашего сегодняшнего урока?
  2. – Сейчас вы будете работать в группах. Для каждой группы есть задание. (Выбор карточек)

- Подумайте и скажите, что мы должны сделать, чтобы не ошибиться в написании согласной?

1 группа. счас.ливый, здра.ствуй, сер.це.
2 группа доблес.ный, поз.ний, извес.ный
3 группа. ярос.ный, поз.но, чес.ный
4 группа. мес.ный, грус.ный, со.нце
5 группа. капус.ный, ус.ный, окрес.ный
6 группа. бессовес.ный, прихвас.нуть, завис.ливый

- Итак, у кого готов ответ на поставленный вопрос. Как же мы безошибочно можем написать слова с непроизносимыми согласными? (Ответ каждой группы).

Вывод: подобрать проверочное слово.

- Какие буквы пишутся, а звуков мы не слышим? (д,т,л,в).

3. – Следующее задание. Используя вывод, который вы сейчас сделали, записать словосочетания под диктовку. Звёздное небо, известный писатель, интересный рассказ, чудесная картина.

- Назовите слова с изучаемой орфограммой. Докажите. (Приходят к выводу, что есть слова, которые не подходят к нашему правилу) Назовите их.

- Попробуйте выстроить план работы с этой группой слов.

Вывод: Есть слова, в которых звук просится, но не пишется. Для проверки надо подобрать проверочное слово.

- А каким ещё должно быть это слово? (Однокоренное, так как орфограмма в корне).

4. – А сейчас каждый из вас выполнит задания по карточке. Найди проверочное слово и соедини стрелкой.

Солнце чудесен
яростная
Участник прекрасен
честные
Лестница солнышко
участие
Чудесная яростно
устная
Яростный честь
ярость
Прекрасное уста
Чувство частник
Праздник честное
Честная часть
Устный

- Кто выполнил работу полностью, подобрал проверочные слова ко всем словам, поднимите руку. (Не подобрали проверочных слов к словам лестница, чувство, праздник) Почему? (Не записаны в столбике проверочных слов) Подберите сами.

Вывод: нет проверочных слов. Смотрим в словаре.

Учитель даёт объяснение словам с точки зрения этимологии слов.

Лестница. В древнерусском языке было слово лъствица. Вот оно-то и превратилось в лестницу под влиянием таких слов , как сахарница, чернильница. Что же касается самого слова лъства (лъзтва), то оно образовано от глагола лезти, лезть с помощью суффикса тв(а). Значит, непроизносимое т в существительном лестница - это остаток суффикса тв(а).

Праздник. Слово из старославянского языка от слова праздънъ (праздничный) – день не занятый делами. Porzdьnъ (порожний – исконно-русское). Проверочное празден – от старославянского.

Чувство. Заимствовано из старославянского языка. Чувство –от чувъ (способность чувствовать). Суффикс образован –в- (сравним нрав, гнев). От чути - чувствовать, слышать, ощущать, познавать. Смотри чу! (буквально – Ты слышал). Чуть – чутьё – чувствовать.

- Какие однокоренные слова к слову яростный, устный, не являются проверочными? Почему? Почему не являются проверочными к слову честный слова частник, часть?

III.Итог

Общий вывод :

- Что нужно знать и помнить, чтобы писать слова с изучаемой орфограммой без ошибок?

1. Знать правило.
2. Правильно подбирать проверочные слова, чтобы ясно слышать есть ли непроизносимый согласный или нет.
3. Уметь обращаться со словарём.

- Какие согласные мы пишем, но не слышим?

Итог урока.

- Итак, ребята, попробуем оценить свою работу на уроке по плану?

1) Я могу сформулировать тему сегодняшнего урока:

- я могу
- неуверен
- не могу.

2) Я могу рассказать, чему научился на уроке:

- отлично
- хорошо
- совсем не могу

3) Я считаю, что на каждом этапе урока работал:

- отлично
- хорошо
- совсем не работал

- У кого все флажки красные?
- У кого все зелёные (Нет таких). Хорошо, что нет таких, кто ничего не делал.

Награждение.