Цели :
- Формировать у учащихся понятие «непроизносимые согласные в корне слова»
- Продолжать формировать понятийно-логическое и образно-чувственное мышление, развивать речь учащихся.
- Развивать познавательную активность учащихся на уроке, самостоятельность.
- Осуществлять индивидуальный подход.
- Создавать на уроке проблемные ситуации.
- Организовывать межличностное, групповое, фронтальное взаимодействие детей с детьми, детей с учителем.
- Продолжать формировать культуру труда учащихся на уроке русского языка, работать над каллиграфией, воспитывать аккуратность.
- Использовать возможные связи учебного материала с жизнью.
Ход урока.
I. Организационный момент.
1. – Ребята, сегодняшний урок я предлагаю начать вот с такого задания. Сейчас я вам прочитаю описание предмета, а вы попробуете догадаться, о каком предмете идёт речь. Ответ нужно записать в тетради.
а) Высочайшее сиятельство.
б) До него пытался долететь Икар, оно же его
погубило.
в) ближайшая звезда, соседка Земли.
г)
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжёт.
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт.
- Кто запишет слово на доске? (Солнце).
Докажи, что надо писать так. Подберите подобные слова.
2. На доске записаны слова
Звезда
Радость
Грусть
- Какой частью речи являются эти слова? Образуйте от этих существительных прилагательные (звёздный, радостный, грустный).
- Сравните написание слова и произношение. В чём увидели разницу? (В этих словах есть буквы, которые не обозначают звуков).
- Какова же тема нашего сегодняшнего урока? Есть буквы, которые мы пишем, но они не обозначают звука, не произносятся.
3. – Сегодня на уроке вы будете исследователями. ВЫ будете познавать тайны нашего русского языка. А в конце урока вы сами оцените свою работу. Будьте внимательны!
4. – В тетради запишите число и слова «Классная работа». На минутке чистописания мы пропишем ту согласную, которую мы с вами не слышим в слове «солнце»
- Составьте предложение со словом «солнце» устно.
- Запишите предложение: Солнце спряталось за частый ельник. Синтаксический разбор этого предложения.
II. Работа над новым материалом.
- – Какова же тема нашего сегодняшнего урока?
- – Сейчас вы будете работать в группах. Для каждой группы есть задание. (Выбор карточек)
- Подумайте и скажите, что мы должны сделать, чтобы не ошибиться в написании согласной?
1 группа. счас.ливый, здра.ствуй, сер.це.
2 группа доблес.ный, поз.ний, извес.ный
3 группа. ярос.ный, поз.но, чес.ный
4 группа. мес.ный, грус.ный, со.нце
5 группа. капус.ный, ус.ный, окрес.ный
6 группа. бессовес.ный, прихвас.нуть, завис.ливый
- Итак, у кого готов ответ на поставленный вопрос. Как же мы безошибочно можем написать слова с непроизносимыми согласными? (Ответ каждой группы).
Вывод: подобрать проверочное слово.
- Какие буквы пишутся, а звуков мы не слышим? (д,т,л,в).
3. – Следующее задание. Используя вывод, который вы сейчас сделали, записать словосочетания под диктовку. Звёздное небо, известный писатель, интересный рассказ, чудесная картина.
- Назовите слова с изучаемой орфограммой. Докажите. (Приходят к выводу, что есть слова, которые не подходят к нашему правилу) Назовите их.
- Попробуйте выстроить план работы с этой группой слов.
Вывод: Есть слова, в которых звук просится, но не пишется. Для проверки надо подобрать проверочное слово.
- А каким ещё должно быть это слово? (Однокоренное, так как орфограмма в корне).
4. – А сейчас каждый из вас выполнит задания по карточке. Найди проверочное слово и соедини стрелкой.
Солнце | чудесен |
яростная | |
Участник | прекрасен |
честные | |
Лестница | солнышко |
участие | |
Чудесная | яростно |
устная | |
Яростный | честь |
ярость | |
Прекрасное | уста |
Чувство | частник |
Праздник | честное |
Честная | часть |
Устный |
- Кто выполнил работу полностью, подобрал проверочные слова ко всем словам, поднимите руку. (Не подобрали проверочных слов к словам лестница, чувство, праздник) Почему? (Не записаны в столбике проверочных слов) Подберите сами.
Вывод: нет проверочных слов. Смотрим в словаре.
Учитель даёт объяснение словам с точки зрения этимологии слов.
Лестница. В древнерусском языке было слово лъствица. Вот оно-то и превратилось в лестницу под влиянием таких слов , как сахарница, чернильница. Что же касается самого слова лъства (лъзтва), то оно образовано от глагола лезти, лезть с помощью суффикса тв(а). Значит, непроизносимое т в существительном лестница - это остаток суффикса тв(а).
Праздник. Слово из старославянского языка от слова праздънъ (праздничный) – день не занятый делами. Porzdьnъ (порожний – исконно-русское). Проверочное празден – от старославянского.
Чувство. Заимствовано из старославянского языка. Чувство –от чувъ (способность чувствовать). Суффикс образован –в- (сравним нрав, гнев). От чути - чувствовать, слышать, ощущать, познавать. Смотри чу! (буквально – Ты слышал). Чуть – чутьё – чувствовать.
- Какие однокоренные слова к слову яростный, устный, не являются проверочными? Почему? Почему не являются проверочными к слову честный слова частник, часть?
III.Итог
Общий вывод :
- Что нужно знать и помнить, чтобы писать слова с изучаемой орфограммой без ошибок?
1. Знать правило.
2. Правильно подбирать проверочные слова, чтобы
ясно слышать есть ли непроизносимый согласный
или нет.
3. Уметь обращаться со словарём.
- Какие согласные мы пишем, но не слышим?
Итог урока.
- Итак, ребята, попробуем оценить свою работу на уроке по плану?
1) Я могу сформулировать тему сегодняшнего урока:
- я могу
- неуверен
- не могу.
2) Я могу рассказать, чему научился на уроке:
- отлично
- хорошо
- совсем не могу
3) Я считаю, что на каждом этапе урока работал:
- отлично
- хорошо
- совсем не работал
- У кого все флажки красные?
- У кого все зелёные (Нет таких). Хорошо, что нет
таких, кто ничего не делал.
Награждение.