Задачи урока:
1) анализируя сказку, описание, рассказ,
выделить дидактические цели (образовательную и
воспитательную)
2) дополнить образ Л.Н.Толстого – писателя,
мудрого человека, обладающего талантами
воспитателя, актера, преподавателя
3) продолжить работу по развитию умения работать
с текстом
Оборудование:
1) портреты Л.Н.Толстого в разные периоды его жизни;
2) выставка книг Л.Н.Толстого,
3) аудиозапись музыкальных произведений,
4) плакат «Учиться – всегда пригодится!»
5) Пословицы:а) «Искать большего счастья – малое потерять»
Б) «Не сули журавля в небе, а дай синицу в руке»
В) «Волков бояться, в лес не ходить»
Г) «Под лежачий камень вода не течет»
Эпиграф к уроку: на доске
«Нет человека более
Достойного имени гения,
Более сложного, противоречивого
и во всем прекрасного»
План урока
- Организационный момент. Психологический настрой.
- Сообщение темы и цели урока.
- Постановка проблемы.
- Работа в группах.
- Психологический тренинг.
- Выступление спикеров команд с результатами своих исследований.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Психологический настрой. Мотивация.
Здравствуйте ребята!
-Давайте начнем наш урок с пожелания друг другу добра.
-Я желаю тебе сегодня добра.
Ты пожелаешь мне сегодня добра.
Мы желаем друг другу сегодня добра.
Если тебе будет трудно,
Я тебе помогу.
(Далее приветствуют друг друга, прикасаясь пальцами, ладонями, «даря» друг другу частичку своего тепла).
- Сегодня в работе нам помогут глаза, уши, голова, язык.
(на фоне музыки).
Глаза ваши просто смотрят,
Они все видят и запоминают.
Ушки ваши не просто слушают,
Они все слышат и улавливают.
Головка думает, а язычки говорят.
Не допускайте, чтобы язык
Забегал вперед ума! (Хилон).
- Как вы это понимаете?
2. Сообщение темы и цели урока.
- Мы вновь в мастерской Л.Н.Толстого. Сегодня мы познакомимся с произведениями для детей, написанными более века назад.
(на доске: «Два брата» (сказка)
«Какая бывает роса на траве»? (описание)
«Как ходят деревья» (рассказ)?
-Вот их названия. Здесь сказка, описание, рассказ. Ваша задача: увидеть, чему хотел научить нас писатель.
3. Работу на уроке организуем в группах.
Каждая группа получить задание для проведения исследования, а затем представители от каждой группы расскажут о результатах своей работы.
4. Работа в группах. Исследование.
(ребята, получив карточку-задание, работают в группах. Учитель руководит работой групп, отвечает на возникающие у ребят вопросы, направляет мысль ребят в нужное русло).
5. Психологический тренинг
- Я
вижу, что вы уже закончили исследования.
- А сейчас … (звучит музыка на релаксацию)
- Реснички опускаются,
Глазки закрываются
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем
Дышится легко,
Ровно, глубоко…
- Ощутите себя маленьким солнышком, которое
изучает на окружающих любовь и доброту.
- Прислушайтесь к своему сердечку, поднимите
руку, кто считает себя добрым человеком.
- Ровно, глубоко
Дышится легко.
Глазки открываются,
Реснички поднимаются.
- Улыбнитесь друг другу, подарите частичку своего тепла.
6. Выступление спикеров команд.
- Чья группа готова поделиться результатами (своего) своей работы?
1 группа: 1) ответы ребят (краткий пересказ сказки).
Вывод: Лев Толстой очень просто, понятно говорит в этой сказке о серьезных вещах: о том, как по-разному можно прожить жизнь, потому что по-разному люди понимают в чем смысл жизни и в чем счастье.
Сказка учит самостоятельно принимать решения.
2 группа: «Какая бывает росса на траве» (описание).
-Ребята рассказывают о результатах своего исследования, зачитывают фразы и их части, доказывающие что автор любит природу, наблюдателен. Немногословно, емко скажите об этом.
Вывод: видим наблюдательность писателя, нежное, бережное отношение, умение в обыденном увидеть прекрасное и рассказать об этом. Только человек, горячо любящий природу, смог бы написать такое нежное произведение.
3 группа: «Как ходят деревья» (рассказ)
-Выразительное чтение рассказа вслух «по -
цепочке».
- Заслушаем результаты исследования.
Выводы: Все живое в природе по-своему борется за лучшие условия жизни. И вы, наверное, замечали, как две сосновые, растущие рядом, имеют разный вид: одна – статная, пушистая, другая – хилая, с искривленным стволом, отклоняясь от своей соседки, борется за свое место под солнцем.
4 группа:
Выступление ребят
Обобщение:
- Что можно сказать об авторе данных произведений?
-Какими чертами характера обладал этот человек? (Ответы ребят, запись на доске: добрый, нежный, заботливый, умный, внимательный, справедливый, мудрый, любил детей, наблюдательный, человек широкой души, любил природу.
- С большой любовью он относился к детям, особенно к крестьянским. О знал о тяжкой крестьянской доле, сочувствовал им, и именно поэтому в своем поместье в Ясной Поляне он открыл школу для крестьянских детей. Он сам об этом говорил так: «Есть и у меня поэтическое, прелестное дело, от которого оторваться нельзя – это школа».
- Почему же он решил открыть школу?
(Он хотел научить детей грамоте, так как образованному человеку легче найти работу, а значит и лучше жить. Дать счастье общения с книгой, ведь раньше не было ни радио, ни телевизора, все можно было узнать лишь из книг. Поэтому он не только учит, но и сам пишет для своих учеников книги и учебники. Он очень добрый человек широкой души.
7. Рефлексия
- Наш урок подходит к концу .
-Оцените совю работу
-Поднимите красное сердечко, если считаете, что
поработали на «5», зеленое – на «4», голубое – на
«3».
- Оцените работу класса
- Благодарю вас за активную работу на уроке.
Сегодня на уроке вам на помощь не раз приходила
ваша пытливость, смекалка. Удачи Вам! Всегда
помните (разворачивается плакат) Учиться –
всегда пригодится!
8. Домашнее задание:
К следующему уроку приготовьте пересказ одного детского произведения Л.Н.Толстого из домашней библиотеки, а также предлагаю обратиться к книгам помещенным на нашей выставке.