Урок чтения в 4-м классе по программе "Школа 2100" по учебнику "В океане света" на тему: Произведения Л.Н.Толстого для детей. Сказка, описание, рассказ"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

1) анализируя сказку, описание, рассказ, выделить дидактические цели (образовательную и воспитательную)
2) дополнить образ Л.Н.Толстого – писателя, мудрого человека, обладающего талантами воспитателя, актера, преподавателя
3) продолжить работу по развитию умения работать с текстом

Оборудование:

1) портреты Л.Н.Толстого в разные периоды его жизни;
2) выставка книг Л.Н.Толстого,
3) аудиозапись музыкальных произведений,
4) плакат «Учиться – всегда пригодится!»
5) Пословицы:

а) «Искать большего счастья – малое потерять»
Б) «Не сули журавля в небе, а дай синицу в руке»
В) «Волков бояться, в лес не ходить»
Г) «Под лежачий камень вода не течет»

Эпиграф к уроку: на доске

«Нет человека более
Достойного имени гения,
Более сложного, противоречивого
и во всем прекрасного»

План урока

  1. Организационный момент. Психологический настрой.
  2. Сообщение темы и цели урока.
  3. Постановка проблемы.
  4. Работа в группах.
  5. Психологический тренинг.
  6. Выступление спикеров команд с результатами своих исследований.
  7. Рефлексия.
  8. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Психологический настрой. Мотивация.

Здравствуйте ребята!

-Давайте начнем наш урок с пожелания друг другу добра.

-Я желаю тебе сегодня добра.
Ты пожелаешь мне сегодня добра.
Мы желаем друг другу сегодня добра.
Если тебе будет трудно,
Я тебе помогу.

(Далее приветствуют друг друга, прикасаясь пальцами, ладонями, «даря» друг другу частичку своего тепла).

- Сегодня в работе нам помогут глаза, уши, голова, язык.

(на фоне музыки).

Глаза ваши просто смотрят,
Они все видят и запоминают.
Ушки ваши не просто слушают,
Они все слышат и улавливают.
Головка думает, а язычки говорят.
Не допускайте, чтобы язык
Забегал вперед ума! (Хилон).

- Как вы это понимаете?

2. Сообщение темы и цели урока.

- Мы вновь в мастерской Л.Н.Толстого. Сегодня мы познакомимся с произведениями для детей, написанными более века назад.

(на доске: «Два брата» (сказка)

«Какая бывает роса на траве»? (описание)

«Как ходят деревья» (рассказ)?

-Вот их названия. Здесь сказка, описание, рассказ. Ваша задача: увидеть, чему хотел научить нас писатель.

3. Работу на уроке организуем в группах.

Каждая группа получить задание для проведения исследования, а затем представители от каждой группы расскажут о результатах своей работы.

4. Работа в группах. Исследование.

(ребята, получив карточку-задание, работают в группах. Учитель руководит работой групп, отвечает на возникающие у ребят вопросы, направляет мысль ребят в нужное русло).

5. Психологический тренинг

- Я
вижу, что вы уже закончили исследования.
- А сейчас … (звучит музыка на релаксацию)
- Реснички опускаются,
Глазки закрываются
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем
Дышится легко,
Ровно, глубоко…
- Ощутите себя маленьким солнышком, которое изучает на окружающих любовь и доброту.
- Прислушайтесь к своему сердечку, поднимите руку, кто считает себя добрым человеком.
- Ровно, глубоко
Дышится легко.
Глазки открываются,
Реснички поднимаются.

- Улыбнитесь друг другу, подарите частичку своего тепла.

6. Выступление спикеров команд.

- Чья группа готова поделиться результатами (своего) своей работы?

1 группа: 1) ответы ребят (краткий пересказ сказки).

Вывод: Лев Толстой очень просто, понятно говорит в этой сказке о серьезных вещах: о том, как по-разному можно прожить жизнь, потому что по-разному люди понимают в чем смысл жизни и в чем счастье.

Сказка учит самостоятельно принимать решения.

2 группа: «Какая бывает росса на траве» (описание).

-Ребята рассказывают о результатах своего исследования, зачитывают фразы и их части, доказывающие что автор любит природу, наблюдателен. Немногословно, емко скажите об этом.

Вывод: видим наблюдательность писателя, нежное, бережное отношение, умение в обыденном увидеть прекрасное и рассказать об этом. Только человек, горячо любящий природу, смог бы написать такое нежное произведение.

3 группа: «Как ходят деревья» (рассказ)

-Выразительное чтение рассказа вслух «по - цепочке».
- Заслушаем результаты исследования.

Выводы: Все живое в природе по-своему борется за лучшие условия жизни. И вы, наверное, замечали, как две сосновые, растущие рядом, имеют разный вид: одна – статная, пушистая, другая – хилая, с искривленным стволом, отклоняясь от своей соседки, борется за свое место под солнцем.

4 группа:

Выступление ребят

Обобщение:

- Что можно сказать об авторе данных произведений?

-Какими чертами характера обладал этот человек? (Ответы ребят, запись на доске: добрый, нежный, заботливый, умный, внимательный, справедливый, мудрый, любил детей, наблюдательный, человек широкой души, любил природу.

- С большой любовью он относился к детям, особенно к крестьянским. О знал о тяжкой крестьянской доле, сочувствовал им, и именно поэтому в своем поместье в Ясной Поляне он открыл школу для крестьянских детей. Он сам об этом говорил так: «Есть и у меня поэтическое, прелестное дело, от которого оторваться нельзя – это школа».

- Почему же он решил открыть школу?

(Он хотел научить детей грамоте, так как образованному человеку легче найти работу, а значит и лучше жить. Дать счастье общения с книгой, ведь раньше не было ни радио, ни телевизора, все можно было узнать лишь из книг. Поэтому он не только учит, но и сам пишет для своих учеников книги и учебники. Он очень добрый человек широкой души.

7. Рефлексия

- Наш урок подходит к концу .
-Оцените совю работу
-Поднимите красное сердечко, если считаете, что поработали на «5», зеленое – на «4», голубое – на «3».
- Оцените работу класса
- Благодарю вас за активную работу на уроке. Сегодня на уроке вам на помощь не раз приходила ваша пытливость, смекалка. Удачи Вам! Всегда помните (разворачивается плакат) Учиться – всегда пригодится!

8. Домашнее задание:

К следующему уроку приготовьте пересказ одного детского произведения Л.Н.Толстого из домашней библиотеки, а также предлагаю обратиться к книгам помещенным на нашей выставке.