Влияние витаминизации на физиологический статус дошкольника и младшего школьника

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Проведенная в Кемеровской области в 2002 году Всеобщая диспансеризация детского и подросткового населения отразила негативные тенденции в состоянии здоровья детей. Длительное проживание в условиях экологического неблагополучия предполагает структурно-функциональные, адаптационные и метаболические изменения. Даже по данным недостаточно объективной диспансеризации в нашем регионе здоровые дети составили лишь 43%.

Центр содействия укреплению здоровья обучающихся и воспитанников образовательных учреждений при МОУ "Методический центр" г. Юрги на протяжении 11-ти лет занимается изучением состояния здоровья детской популяции нашего города. Анализ полученных результатов констатирует стабильное ухудшение психосоматического здоровья детей школьного возраста. Самые обвальные показатели – это:

- хроническая патология (до 7 заболеваний на 1 ребенка);
- массовая заболеваемость опорно-двигательного аппарата (до 70% детей имеют нарушения
осанки, сколиозы, плоскостопие);
- весной проявления гиповитаминоза приобретают эпидемиологический характер.

Одним из самых значимых и ведущих факторов, влияющих на здоровье детей, является качество питания. Если белками, жирами, углеводами нормы питания в детских дошкольных и школьных учреждениях худо-бедно выполняются, то выполнение норм по сокам и фруктам составляет 30 – 50 % (2004 год).

Витаминизация, обязательная в соответствии с действующими санитарными нормами, в детских учреждениях не осуществляется или проводится эпизодически химическими препаратами. Дефицит жизненнонеобходимых для детского организма витаминов и других микронутриентов, таким образом, не компенсируется. Это ведет к нарушению обмена веществ, снижению иммунитета, росту острой заболеваемости; в результате ухудшается функциональное состояние, замедляется физическое и умственное развитие детей.

Правительство Российской федерации и Главный государственный санитарный врач на данную ситуацию реагируют ежегодными постановлениями и распоряжениями. Была даже утверждена «Концепция государственной политики в области здорового питания населения РФ на период до 2005 года» (№ 917 от 10.08.98), где приоритетным направлением обеспечения здорового питания являлась ликвидация микронутриентной недостаточности.

Во всех государственных и правительственных документах лишь предлагалось использовать в рационах организованных коллективов продукты, обогащенные витаминно-минеральными комплексами. Но эти предложения, как правило, не финансировались.

Все вышеперечисленное свидетельствует о необходимости разработки и внедрения в учебно-воспитательный процесс научно-обоснованной системы реабилитационных мероприятий в сочетании с индивидуальным подходом и обязательной оценкой эффективности.

Суровая действительность диктует необходимость поиска новых форм организации оздоровления в условиях школы и детского сада (ДОУ).

Один из вариантов решения данной проблемы был предложен сотрудниками нашего центра совместно с врачом-нутрициологом Ивановой Т.В. Это программа оздоровления детей натуральными биологически активными препаратами (БАДы) за счет средств родителей с обязательной комплексной диагностикой стартовых и итоговых показателей состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности.

Реализация программы среди дошкольников проводилась на базе ДОУ № 36 г. Юрги. Первичная диагностика двух средних групп проводилась врачом-нутрициологом по методике Фолля. Специалистами Центра эти дети были обследованы дважды – в начале эксперимента и по завершении оздоровления. В группе № 3 (экспериментальной) по результатам первичной диагностики проводилась добровольная реабилитация выявленных отклонений биологически активными препаратами. В группе № 10 (контрольной) воспитанники оздоравливались только процедурами и мероприятиями, предусмотренными возможностями детского учреждения.

Оздоровление с помощью БАДов детей младшего школьного возраста осуществлялось на базе начальной школы № 16 г. Юрги. Реализация программы проводилась по той же схеме: первичная диагностика, прием препаратов, заключительное обследование, анализ результатов и оценка эффективности оздоровления. В данной школе добровольная витаминизация детей проводилась в двух первых классах 1 «А» и 1 «Б». Первоначально в эксперимент вступило большее количество детей, но в связи с материальными трудностями часть детей перестала оздоравливаться по предложенной программе.

Мониторинг состояния здоровья детей позволил оценить эффективность проведенных мероприятий. В выборку для мониторинга успешности проводимой в течение учебного года витаминизации включены лишь те дети (71 из 93 чел.), которые дважды проходили данное обследование в ДОУ или школе.

Сравнительный анализ состояния здоровья детей экспериментальных и контрольных групп показал следующее:

  1. Изначально идею постоянного оздоровления регулярной витаминизацией в условиях школы и ДОУ приняли родители, дети которых уже имели заболевания или отклонения в состоянии здоровья. Поэтому стартовые показатели детей экспериментальных групп школы 16 и ДОУ 36 несколько ниже, но именно среди таких детей актуально было проводить оздоровление.
  2. Среди обследованных первоклассников шк. 16 и воспитанников ДОУ 36 не выявлены признаки гиповитаминоза у детей ни в сентябре, ни в мае.
  3. Часть дошкольников (15 чел.) и первоклассников (20 чел.) регулярно употребляла натуральные биодобавки для профилактики микронутриентной недостаточности, повышения иммунитета и сопротивляемости организма.

Математический анализ цифрового материала с помощью корреляции Спирмена пока не

выявляет прямых зависимостей в связи с употреблением БАДов из-за незначительного периода длительности эксперимента. Однако, описательная статистика позволяет оценить преимущества проведенной витаминизации.

При контрольном обследовании у детей, имеющих витаминную поддержку в течение

ноября-апреля, регистрируются:

- более высокая годовая прибавка в весе (2,5 кг. против 1 кг. в контрольных группах), в росте (8 см. против 3 см.), в окружности грудной клетки (2 см. против 0,5 см.);
- более значительное увеличение показателей динамометрии (на 2,67 кг. в экспериментальных группах и на 1,43 кг. в контрольных)
- более оптимальны такие показатели гемодинамики как коэффициент здоровья, показатели артериального давления и частота пульса, особенно при физических нагрузках;
- оптимизация функциональных показателей;
- ниже заболеваемость за контрольный период и общее число заболеваний на одного ребенка в месяц среди дошкольников, участвующих в эксперименте.

Полученные результаты свидетельствуют об эффективности проведенного оздоровления, о том, что проблема решаема, о том, что необходимо дальнейшее осуществление данной программы и поиск новых форм и методов реабилитации детей в условиях школы и детского дошкольного учреждения.