Понимая под средой ближайшее окружение субъекта, во взаимодействии с которым он формирует и проявляет свои лучшие качества, мы становимся перед задачей создания такой среды, которая развивала бы личность учащегося, создавала бы культуросообразные условия для его самореализации, самовыражения, для поиска лучшего себя в процессе определения собственной траектории освоения знаний. Наряду с термином “среда” активно используется в педагогике еще целый ряд терминов, таких как “среда человека”, “среда людей”, “человеческая среда”, “окружающая среда”, “жизненная среда”, “человеческое окружение” и др. В.А.Ясвин утверждает, что среда человека охватывает комплекс природных (физических, химических, биологических) и социальных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь и деятельность людей. Чем больше и полнее личность использует возможности среды, тем более успешно происходит ее свободное и активное саморазвитие: “человек одновременно является продуктом и творцом своей среды, которая ему дает физическую основу для жизни и делает возможным интеллектуальное, моральное, общественное и духовное развитие” (Введение к Стокгольмской декларации, принятой на Конференции Объединенных Наций в 1972 г.) Действительно, социальные условия, окружающие ребенка, влияют на его формирование. Но если предположить, что изменения среды могут происходить быстрее, то возникает противоречие, которое должно учитываться при воспитании или перевоспитании личности.
Понятие образовательной среды разрабатывается на протяжении последних десятилетий рядом ученых как в нашей стране, так и за рубежом. Коллективом ученых и педагогов и психологов-практиков Института педагогических инноваций РАО (М.М. Князева, Н.Б. Крылова, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков и другие) разрабатывались приемы и технологии ее проектирования. В.И. Слободчиков, О.С.Газман, В.В.Давыдов, М.В.Кларин, Ю.С.Мануйлов, И.Д.Фрумин, В.А.Ясвин, сотрудники Института психологии РАО В.И.Панов В.В.Рубцов, Б.Д.Эльконин тоже уделяли внимание данному вопросу.
В личностно-ориентированном обучении важным элементом является личность обучаемого, его предшествующий опыт, интеллектуальные свойства, внутренние установки и т.д. Знания служат лишь средством, которое позволяет расширить его личностный опыт, развить человека. Таким образом, взаимоотношение среды и развития личности понимается как многообразная, противоречивая и “пространственно-объемная по характеру” взаимосвязь индивида с тем, что его окружает. Поддерживая утверждение философа В.С.Библера о том,что основой создания среды является взаимодействие, позиции личностно-ориентированного подхода явлений,опираясь на гуманистические идеи современной философии, мы можем констатировать, что среда — это добровольное объединение участников, способных на проявление творческой индивидуальности во взаимодействии, для совместного решения определенных проблем.
Таким образом, именно качественно организованная среда позволит учащемуся получать хорошее образование, представив ему достаточно свободный выбор индивидуальной образовательной траектории.
По мнению Козырева В.А, образование в современном его понимании реализуется через определенный набор характеристических признаков образовательной среды:
1. Построение образования как целостной системы. Свойство целостности требует выстраивания принципиально иной по сравнению с традиционной стратегии образования, в основе которой должна лежать не логика научного знания (построения научной теории), объективно отчужденная от человека, а логика вхождения человека в мир знания, которая согласуется с логикой процесса познания.
2. Интегративность, куда входят не только сами знания, но и эффективные способы деятельности.
3. Многоаспектность, являющаяся продолжением (следствием) свойства целостности.
4. Универсальность получаемого образования выдвигает на первый план вооружение обучающихся универсальными способами действий по добыванию и переработке нового знания, которые могут понадобиться при решении неизвестных пока задач.
5. Обширность (перенасыщенность), которая необходима для личностного выбора обучающимся содержания и способа получения образования в соответствии со своими потребностями и целями.
6. Лингвистическая ориентация. В педагогическом образовании, где особую роль играет процесс трансляции знаний, средство трансляции - язык может рассматриваться как объединяющее поле всей образовательной среды.
Таким образом, общий подход к формированию образовательной среды при обучении по технологии сотрудничества должен:
- опираться на определенную научную концепцию;
- быть логически выстроенным, предоставляя возможность учащимся рассматривать информацию как в целом, так и по взаимосвязанным частям;
- иметь свободу выбора необходимой информации или ее коррекции;
- иметь интересы, выходящие за рамки учебной деятельности ( внеучебная деятельность) для более полной эффективности по результатам;
- придерживаясь языковой ориентации, применяться другими.
Технологическая организация образовательной среды должна основываться на системе следующих психодидактических принципов:
- организации деятельности;
- организации стимулов;
- организации взаимодействий.
Если нас интересует обучение иноязычному общению, обратимся к Пассову Е.И., который рассматривает коммуникативность с научных позиций в двух ракурсах: теоретическом, т.е. как категория (понятие), и практическом (эмпирическом), т. е. как технология.
В первом случае автор представляет коммуникативность как исходную методическую категорию, имеющую методологический статус. Эта категория определяет необходимость построения процесса иноязычного образования как модели процесса общения, являясь его объяснительным принципом. Исходя из этого, необходимо трактовать коммуникативность во втором ракурсе как технологию или стратегию образования, в процессе которой постоянно соблюдаются основные параметры (характеристики, качества, свойства) общения.
Таким образом, на основе анализа работ Пассова Е.И., Кузовлева В.П., Царьковой В.Б. можно сделать вывод, что подлинная коммуникативность должна обладать следующими особенностями:
- Мотивированность любого действия и любой деятельности учащегося, т. е. совершение действия из внутреннего побуждения, а не внешнего стимулирования.
- Целенаправленность любого действия и любой деятельности учащегося, т. е. совершение действия во имя достижения осознанной коммуникативной цели.
- Личностный смысл во всей работе учащегося.
- Речемыслительная активность, т. е. постоянная включенность в процесс решения задач общения, постоянная подключенность познавательного и коммуникативного мышления,
- Отношение личной заинтересованности, предполагающее выражение личного отношения к проблемам и предметам обсуждения.
- Связь общения с различными формами деятельности — учебно-познавательной, общественной, трудовой, спортивной, художественной, бытовой.
- Взаимодействие общающихся, т. е. координация действий, взаимопомощь, поддержка друг друга, кооперация, доверительное сотрудничество.
- Контактность в трех планах: эмоциональная при обоюдосторонней эмпатии; смысловая при принятии ситуации обоими собеседниками; личностная, когда ими принят предмет обсуждения.
- Ситуативность, выражающаяся в том, что общение учеников с учителем и учеников между собой в процессе овладения речевым материалом можно охарактеризовать как систему взаимоотношений, порожденных ситуативными позициями общающихся.
- Функциональность, означающая, что процесс овладения речевым материалом всегда происходит при наличии речевых функций, имеющих приоритет перед формой речевых единиц.
- Эвристичность как организация материала и процесса его усвоения, исключающая произвольное заучивание и воспроизведение заученного.
- Содержательность как объективная характеристика.
- Информативность как субъективная характеристика учебных материалов.
- Проблемность как способ организации и презентации учебных материалов.
- Новизна как постоянная вариативность всех компонентов образовательного процесса.
- Выразительность в использовании вербальных и невербальных средств общения.
Рассмотрим методы стимулирования, способствующие более качественному обучению иностранному языку как коммуникативному процессу.
Стимулировать – значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию. Таким образом, если мы хотим, чтобы учащийся сам пожелал продолжить занятие, чтение проповедей ничего не даст, а необходимо найти причину и объяснить, что именно от этого занятия зависит его успех. В данном случае учитываются интересы и склонности. Нет школьников, ничем не интересующихся: деньги, успех, красивая жизнь, врожденная любознательность, природные склонности. Надо брать эти побочные интересы на мощный стимул воспитания, учения и самосовершенствования. Используя намерения, можно ободрить ученика, помочь, научить, как постепенно приблизиться к осуществлению его намерения. Некоторые дети учатся не ради знаний, а ради признания. Не следует пренебрегать этим стимулом, если он оказывает на учебный процесс благоприятное воздействие.
Итак, методами стимулирования в педагогике являются: поощрения, наказания (в древнем мире), соревнование (в XX в.), субъективно-прагматический (деловой).
1. Поощрение, как положительная оценка действий воспитанников, вызывает положительные эмоции, вселяет уверенность. Видами поощрения могут быть: одобрение (как простейший вид поощрения), награждение грамотами, подарками. Существуют определенные правила поощрения:- мотивировать поощрения;- замечать всех в поощрении, не противопоставляя детей друг другу;- знать меру (зазнайство);- учитывать мнение каждого;- соблюдать справедливость.
2. Соревнование. Это не жестокая конкуренция и стремление к первенству любой ценой, а дух товарищества, взаимопомощи и доброжелательности. Педагогически правильно организовывать соревнование – действенный стимул в воспитании процесса. Организация соревнований – трудное дело, требующее знания политологии, соблюдение ряда условий и требований. В организации соревнования важно поставить цель, сформулировать задачи, составить программу, установить критерии оценок, понятные детям. определить и сообщить о награждении. Соревнование должно быть достаточно трудным и увлекательным, а итоги – наглядные. Важно не создавать тепличных условий в соревновании (потасовывать факты, искажать истины...). Жизнь не кому не дает поблажек и человек должен с детства активно бороться за свое будущее. Жесткие условия соревнования нужно смягчать игрой, где не так остро переживаются поражения, есть возможность реванша.
3. Наказание – метод педагогического воздействия, которое должно предупредить нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины. В разные времена были разные отношения к наказанию. Существуют педагогические требования при наказании:
- нельзя наказывать за неумышленные поступки;
- нельзя наказывать наспех, без достаточных оснований, по подозрению;
- сочетать наказание с убеждением, и др. методы;
- строго соблюдать педагогический такт;
- опора на понимание и поддержку общественного мнения;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Виды наказания могут варьироваться, в зависимости от типа требуемой работы:
- наложение дополнительных обязанностей;
- лишение или ограничение определенных прав;
- моральное порицание, осуждение;
- обсуждение на собрании, отстранение от занятий;
- запись в штрафную таблицу;
- низкий балл на занятии.
Наказание – сильнодействующий метод. Поэтому нельзя наказывать до тех пор, пока нет полной ясности в сложившейся ситуации, пока нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания. Наказание требует педагогического такта, хорошего знания возрастной психологии, а также понимание того, что одними наказаниями делу не помочь. Поэтому наказание применяется только в комплексе с другими методами воспитания.
4. Субъективно-прагматический метод стимулирования деятельности и поведения воспитанников основывается на создании условий, когда быть невоспитанным, необразованным, нарушать дисциплину и общественный порядок становится невыгодно. Развитие общества и экономических отношений с раннего детства погружает детей в жесткую конкурентную борьбу и заставляет готовиться к жизни со всей серьезностью. Не удивительно, что школьное воспитание в развитых странах принимает все более утилитарный характер и подчинено по сути одной главной цели – найти после окончания учебного заведения работу, не остаться без средств к существованию. Педагоги поддерживают тесную связь хорошего школьного воспитания с будущим субъективно-экономическим положением человека: на конкретных примерах убеждают, что: маловоспитанные, необразованные люди имеют мало шансов занять хорошие должности, а низкооплачиваемые - первыми пополняют ряды безработных.
Таким образом, для эффективного обучения школьников общению на иностранном языке, необходимо создавать коммуникативно-стимулирующую образовательную среду, т.е. среду, в которой методами стимулирования можно добиться хорошего освоения школьниками коммуникативной компетенции. Выделим необходимые составляющие данной среды и условия, которые помогут эффективно организовать обучение по технологии сотрудничества.
Составляющие коммуникативно-стимулирующей среды | Условия эффективности |
1. Ценности (организация деятельности 2. Отношения(организация стимулов) 3. Символы(организация взаимодействия) 4. Вещи и предметы (организация информационного пространства |
|
Таким образом, из таблицы видно, что при обучении по технологии сотрудничества в коммуникативно-стимулирующей среде необходимо следовать системе, которая содержит составные компоненты образовательного процесса, и выполнять все указанные условия его эффективного осуществления.
Работа обучаемого в среде может быть организована по одному из трех типов: обучение с учителем, самообучение и обучение в сотрудничестве . Специально разработанный алгоритм, позволяет получать количественную оценку качества на основе результатов тестирования. Создание такой образовательной среды развивает инициативу, творчество школьников, создает условия для реализации индивидуальных возможностей при работе в малых группах, способствует организации атмосферы доброжелательности и защищенности при работе в системе работы “учитель-ученик” или “ ученик-ученик”.
Список рекомендуемой литературы:
- Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. – М.: Центр “Педагогический поиск”, 2000. – 144с.
- Джонсон Д.Джонсон Р.Джонсон-Холубек Э. Методы обучения.Обучение в сотрудничестве:Пер.с англ.-СПб.:Экономическая школа,2001.-256с.
- Коммуникативность обучения – в практику школы: Из опыта работы. Кн. Для учителя / Под ред. Е.И.Пассова. – М.: Просвещение,1985.-127с.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Полат Е.С. – М.: Издательский центр “Академия”, 2000. – 272с.
- Панюкова С.В. Концепция реализации личностно ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий. - М.: "Про - пресс", 1998. 120 с.
- Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками / Пер. с англ. ; - М.: Генезис, 1999. – 272с.
- Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: Учеб.пособие для студ. Пед.вузов. – М.: Издательский центр “Академия”,1999. – 288с.
- Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию.-М.:Смысл,2001.-365с.