25-летию Ангарского педагогического колледжа посвящается…
В процессе обучения особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
В 2004-2005 учебном году на базе ресурсного центра Ангарского педагогического колледжа было организовано обучение преподавателей по программе Intel “Обучение для будущего”. Авторы программы (Debbie Candau, Jennifer Doherty, John Judge и другие) считают, что главным в данном обучении является освоение учителями педагогических технологий, в частности проектно-исследовательского метода, во многом способного повысить качество образовательного процесса. По итогам занятий были разработаны учебные проекты, где особое внимание педагогами уделялось учету познавательных интересов и потребностей студентов, которые в рамках выполнения проектируемых проектов должны были провести свои собственные исследования.
Еще профессор Полат Е.С. заметила, что метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник в начале прошлого столетия в США. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразную с его личным интересом именно в этом знании. Руководствуясь этим для нас было важно ввести в проект проблему, взятую из реальной жизни студентов как условие для активизации их личной заинтересованности в приобретаемых актуальных знаниях.
В рамках программы Intel “Обучение для будущего” нами был разработан и реализован проект “Наш дом – Планета Земля” по дисциплине “Экологические основы природопользования” (первый год обучения)
Цель проекта: Формирование экоцентрического экологического сознания личности студентов.
Задачи:
- обеспечить осмысление будущими педагогами сущности экологических проблем;
- формировать способы работы с информацией (контент-анализ информационных источников, приемы обобщения и др.);
- развивать самооценку, обеспечить воспитание в духе нравственно-экологического императива.
Актуальность выбора проектной проблемы связана с тем, что современное человечество оказалось перед лицом парадоксального феномена: достижение науки и техники, с одной стороны, создают условия для всестороннего развития каждой личности, с другой – эти же творения ума и рук человеческих угрожают самому существованию человеческого рода.
На протяжении тысячелетий человечество приспосабливалось к окружающей среде и приспосабливало ее к своим нуждам. Взаимоотношение человечества и биосферы, как однажды остроумно заметил Станислав Лемм, чем-то напоминают взаимоотношения хозяина и паразита. Чрезвычайно эффективное использование паразитом ресурсов хозяина неизбежно приведет к гибели и хозяина – биосферы, и его паразита – человечества.
Данный проект позволит студентам более осознанно подойти к проблеме перенаселения планеты и понять, как она влияет на формирование и развитие современной экологической ситуации на планете.
В рамках проекта студенты рассматривают такие темы как:
- Исторические этапы, взаимодействия общества и природы.
- Глобальные проблемы экологии.
- Антропогенное воздействие на атмосферу.
- Антропогенное воздействие на гидросферу.
- Антропогенное воздействие на почву.
- Антропогенное воздействие на биотические сообщества.
- Концепции глобальной модели будущего мира и другие.
Пример одного из выполненных студентами 1 курса Ангарского педагогического колледжа проектов на тему “Антропогенное воздействие на почву” дан в приложении.
Рекомендуемая литература:
- Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. глобальная экология: М.: Просвещение, 1998
- Ревелль П., Ревель Ч. Среда нашего обитания: кн. 1 Народонаселение и пищевые ресурсы М.: Мир, 1994
- Одум Ю. Основы экологии. - М.: Мир, 1986.
- Нобель Б. Наука об окружающей среде (как устроен мир) В 2 т. Перевод с английского. - М.: Мир, 1993.
- Новиков Ю.В. Природа и человек. - М.: Просвещение, 1991.
- Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. – Ростов н/Д: Феникс 2000
- Горелов А.А. Экология: Учеб. пособие. – М.: Центр, 2000