Организация работы по математическому развитию детей дошкольного возраста. Методические рекомендации к педагогической практике по специальности 050704 "Дошкольное образование"

Разделы: Работа с дошкольниками


25-летию Ангарского педагогического колледжа посвящается…

Развитие элементарных математических представлений у дошкольников – особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное мышление, повышать интеллектуальный уровень детей. В связи с этим особую значимость имеет подготовка будущего педагога к организации работы по математическому развитию детей дошкольного возраста.

Данные методические рекомендации составлены на основе рабочей программы по педагогической практике для специальности 050704 “Дошкольное образование” (раздел “Методика математического развития”) и предназначены для студентов IV курса и преподавателей – методистов, выходящих на практику “Наблюдения и пробные занятия”.

Цель педагогической практики: развитие у будущих специалистов профессиональной компетентности, необходимой для реализации задач математического развития детей дошкольного возраста.

Задачи практики:

  1. Изучить специфику работы базового ДОУ в области математического развития детей дошкольного возраста.
  2. Обеспечить становление диагностического подхода к профессиональной деятельности через выявление у детей уровня математического развития посредством диагностических методик.
  3. Активизировать способность будущих воспитателей к проектированию деятельности, направленной на математическое развитие дошкольников.
  4. Формировать умение оптимального отбора и использования эффективных методов и приемы математического развития детей с учетом их интересов и познавательных возможностей, в том числе средствами сочетания фронтальных и индивидуальных форм обучения с опорой на принципы сотрудничества с ребенком.
  5. Развивать педагогическую рефлексию, стремление к педагогическому мастерству.
  6. Педагогическая практика по разделу “Методика математического развития” организуется в Ангарском педагогическом колледже на четвертом курсе в VIII семестре и включает в себя три компонента:

  • анализ качества развивающей математической среды в дошкольном образовательном учреждении;
  • изучение особенностей проведения занятий по математическому развитию детей дошкольного возраста;
  • самостоятельное руководство педагогическим процессом по математическому развитию детей в учебной и внеучебной деятельности.

    В ходе практики студентам предлагается выполнение следующих заданий:

    I неделя

Работа по формированию математических представлений осуществляется как на занятиях, так и в повседневной жизни, т.к. обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности. Поэтому, планируя работу на день, целесообразно включать в утренний и вечерний отрезки времени, на прогулке, в игровую деятельность дидактические игры, настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические и подвижные игры с математическим содержанием, элементы занимательной математики (логические задачи, загадки, считалки, стихи, головоломки, лабиринты и др.), математические задачи.

    Задание №1.
    Изучение учебно-методического обеспечения по математическому развитию детей в закрепленной группе

Цель: проанализировать условия создания развивающей математической среды в группе.

Выполнение задания: студенты знакомятся с дидактическими материалами по математике на своей возрастной группе, беседуют с воспитателем, анализируют развивающую математическую среду по плану:

  1. Имеется ли “уголок занимательной математики”? Если нет, то где и как расположен дидактический материал с математическим содержанием? Его доступность для детей.
  2. Какие задачи решает математический уголок?
  3. Чем оснащен математический уголок?
  4. Соответствует ли подбор дидактического материала возрасту детей, и как часто он меняется?
  5. Эстетическое оформление математического уголка.
  6. Рекомендации по улучшению условий для работы по математическому развитию детей.

    Задание №2.
    Проектирование уголка занимательной математики

Цель: развивать проектировочные умения посредством создания проекта развивающей математической среды, осознать значение уголка занимательной математики для математического развития дошкольников.

Выполнение задания: проанализировав обеспечение к самостоятельной математической деятельности в группе, в которой проходите практику, разработайте собственный проект (эскиз или макет оформления с кратким описанием дидактических материалов) уголка занимательной математики. Представляя проект, обоснуйте:

- подбор игрового материала с учетом возрастных возможностей и уровня развития детей;

- художественное оформление;

- руководство самостоятельной математической деятельностью детей.

Литература для подготовки:

  1. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М., 1990;.
  2. Сербина Е.В. Математика для малышей. – М., 1992.

    Задание №3.
    Изучение особенностей проведения занятий по математическому развитию детей

Цель: развивать умение анализировать педагогическую деятельность по математическому развитию детей, умение выявлять особенности обучения математике детей в соответствии с возрастной группой.

Выполнение задания: студенты наблюдают и оформляют в дневнике фотозапись занятий по математическому развитию (желательно в трех возрастных группах). Анализ осуществляют по плану. (Приложение № 1)

Домашнее задание:

Для студентов I подгруппы:

  1. Определить с воспитателем образовательные задачи предстоящего пробного занятия по математике.
  2. Составить конспект занятия по математическому развитию дошкольников в соответствии с общепринятыми требованиями (см. далее) и подготовиться к его проведению.
  3. Подобрать и изготовить недостающий наглядный материал.

Для студентов II подгруппы:

  1. Изучить диагностическую методику в соответствии с возрастной группой, в которой проходит педагогическая практика.
  2. Подобрать или изготовить необходимый наглядный материал.
  3. Спланировать в разные отрезки времени (например, утро, прогулка) работу с детьми во внеучебной деятельности с использованием средств занимательной математики, например, настольно-печатные, словесные игры, конкурс математических загадок, инсценирование пословиц, в которых встречаются слова-числительные, решение задач в стихах, рисование на примерные темы “В городе Треугольниково”, “В деревне Квадратовка” и т.п., сочинение сказок с математическим содержанием, чтение сказок (см. Ерофеева Т.И. “Математика для дошкольников), решение математических ребусов, головоломок и т.п. (2–3 мероприятия).
  4. Подготовиться к работе с детьми по математике вне занятий.
  5. II–III неделя

Примечание: II и III неделя практики предполагает самостоятельное руководство студентами математической деятельностью детей на занятиях и вне занятий. Студенты распределяются на 2 подгруппы: первая подгруппа выполняет задание №1, вторая –   №2 и №3 (через неделю предусмотрена смена подгрупп).

Задание №1.
Самостоятельное проведение работы по математическому развитию детей на занятиях

Цель: формирование умения определять цели и задачи занятия, выбирать формы, методы и приемы работы в соответствии с поставленными целями и уровнем математического развития детей.

Выполнение задания:

1. Студент самостоятельно составляет развернутый конспект по математическому развитию детей, что требует от него специальных профессиональных умений и навыков. Он должен уметь:

  • отобрать и четко сформулировать образовательные, развивающие, воспитательные и речевые задачи в соответствии с возрастом и уровнем математического развития детей.
  • определить дозировку и сочетание для реализации поставленных задач.
  • подобрать игры и упражнения для реализации поставленных задач.
  • выбрать форму организации занятия (игра, упражнение, комбинированное занятие, комплексное, учебно-контрольное и др.), организацию детей (сидя или стоя за столами, сидя полукругом на стульях, на ковре или свободно перемещаясь вслед за воспитателем по группе и др.), определить свое свободное место и все возможные перемещения в процессе занятия.
  • конкретизировать дидактические средства: их количество, размещение, последовательность использования.
  • продумать форму и содержание игровых, учебных, учебно-игровых ситуаций, их чередование или последовательность.
  • спроектировать начало занятия, его ход и окончание.
  • сформулировать задания и вопросы детям, возможные реплики, пояснения, указания, обобщения в каждой из структурных частей занятия.
  • предусмотреть логику перехода от одной структурной части занятия к другой, их примерную длительность.
  • продумать разнообразные методы и приемы активизации внимания и мышления, развития сенсорики и речи, поддержания интереса к занятию и стимулирования учебной деятельности дошкольников.
  • предусмотреть индивидуально – дифференцированный подход к детям на занятии (варьирование заданий, их дозировка, помощь детям при выполнении заданий и упражнений в разных формах), элементы психогимнастики, физкультминутки и др.

Занятие составляется с учетом требований к разработке конспекта занятия. (Приложение №2)

При составлении конспекта следует помнить о том, что в младшем дошкольном возрасте занятия начинаются с занимательного материала (сюрпризные моменты, игровые ситуации). В старшем дошкольном возрасте – с разминки (3–4 мин) (упражнения на обучение устному счету, логические задачи, вопросы-шутки, игры на развитие внимания и пр.)

Наибольшая умственная активность детей приходится на 3–4 минуту занятия, спад в младшем дошкольном возрасте – на 5–6 минуте, в среднем дошкольном возрасте – на 7–8 минуте, в старшем дошкольном возрасте – на 10–12 мин. Физкультурные паузы целесообразно связывать с темой и содержанием занятия. (Приложение №4)

2. Для рефлексии проведения собственного занятия и анализа занятия, проведенного другим студентом, воспользуйтесь “Картой оценки занятия”. (Приложение №3)

Задание №2.
Самостоятельное проведение работы по формированию
математических представлений во внеучебной деятельности

Цель: развитие умения планировать и проводить различные формы работы по математике в свободное от занятий время.

Выполнение задания: студент организует работу в утреннее время или по подгруппам на основе заранее составленного плана, в соответствии с заданным домашним заданием (См. выше).

Задание №3.
Изучение особенностей количественных представлений у детей дошкольного возраста

Цель: изучить особенности развития количественных представлений у детей одной из возрастных групп.

Выполнение: внимательно изучите диагностическую методику, выберите соответствующую детям вашей возрастной группы, изготовьте необходимый материал, проведите диагностику, результаты представьте в таблицах, сделайте вывод. (Приложение №5)

    Рекомендуемая литература для подготовки к практике

  1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет. Форма. Количество. – М., 1984.
  2. Беженова М.О. Веселая математика. – Д: Сталкер, 1998.
  3. Давайте поиграем / Под ред. А. Столяра. – М., Просвещение, 1991.
  4. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н. Математика для дошкольников. – М., Просвещение,1992.
  5. Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие / Авторы-составители Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. – СПб., 1997.
  6. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. – М., Просвещение, 1985.
  7. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М., Просвещение, 1990.
  8. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка: Практический курс математики для дошкольников. – М., 1995.
  9. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Математика для дошкольников. Раз – ступенька, два – ступенька. – М., 1996.
  10. Сербина Е.В. Математика для малышей. – М., Просвещение, 1992.
  11. Фидлер М. Математика уже в детском саду. – М., 1981.

Использованная литература

  1. Математическое развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие / Сост. З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, Р.Л. Непомнящая, А.М. Вербенец.– СПб: Детство-Пресс, 2000.