25-летию Ангарского педагогического колледжа посвящается…
Развитие элементарных математических представлений у дошкольников – особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное мышление, повышать интеллектуальный уровень детей. В связи с этим особую значимость имеет подготовка будущего педагога к организации работы по математическому развитию детей дошкольного возраста.
Данные методические рекомендации составлены на основе рабочей программы по педагогической практике для специальности 050704 “Дошкольное образование” (раздел “Методика математического развития”) и предназначены для студентов IV курса и преподавателей – методистов, выходящих на практику “Наблюдения и пробные занятия”.
Цель педагогической практики: развитие у будущих специалистов профессиональной компетентности, необходимой для реализации задач математического развития детей дошкольного возраста.
Задачи практики:
- Изучить специфику работы базового ДОУ в области математического развития детей дошкольного возраста.
- Обеспечить становление диагностического подхода к профессиональной деятельности через выявление у детей уровня математического развития посредством диагностических методик.
- Активизировать способность будущих воспитателей к проектированию деятельности, направленной на математическое развитие дошкольников.
- Формировать умение оптимального отбора и использования эффективных методов и приемы математического развития детей с учетом их интересов и познавательных возможностей, в том числе средствами сочетания фронтальных и индивидуальных форм обучения с опорой на принципы сотрудничества с ребенком.
- Развивать педагогическую рефлексию, стремление к педагогическому мастерству.
Педагогическая практика по разделу “Методика математического развития” организуется в Ангарском педагогическом колледже на четвертом курсе в VIII семестре и включает в себя три компонента:
- анализ качества развивающей математической среды в дошкольном образовательном учреждении;
- изучение особенностей проведения занятий по математическому развитию детей дошкольного возраста;
- самостоятельное руководство педагогическим процессом по математическому развитию детей в учебной и внеучебной деятельности.
В ходе практики студентам предлагается выполнение следующих заданий:
I неделяРабота по формированию математических представлений осуществляется как на занятиях, так и в повседневной жизни, т.к. обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности. Поэтому, планируя работу на день, целесообразно включать в утренний и вечерний отрезки времени, на прогулке, в игровую деятельность дидактические игры, настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические и подвижные игры с математическим содержанием, элементы занимательной математики (логические задачи, загадки, считалки, стихи, головоломки, лабиринты и др.), математические задачи.
-
Задание №1.
Изучение учебно-методического обеспечения по математическому развитию детей в закрепленной группе
Цель: проанализировать условия создания развивающей математической среды в группе.
Выполнение задания: студенты знакомятся с дидактическими материалами по математике на своей возрастной группе, беседуют с воспитателем, анализируют развивающую математическую среду по плану:
-
Имеется ли “уголок занимательной
математики”? Если нет, то где и как расположен
дидактический материал с математическим
содержанием? Его доступность для детей.
- Какие задачи решает математический уголок?
- Чем оснащен математический уголок?
- Соответствует ли подбор дидактического материала возрасту детей, и как часто он меняется?
- Эстетическое оформление математического уголка.
- Рекомендации по улучшению условий для работы по математическому развитию детей.
-
Задание №2.
Проектирование уголка занимательной математики
Цель: развивать проектировочные умения посредством создания проекта развивающей математической среды, осознать значение уголка занимательной математики для математического развития дошкольников.
Выполнение задания: проанализировав обеспечение к самостоятельной математической деятельности в группе, в которой проходите практику, разработайте собственный проект (эскиз или макет оформления с кратким описанием дидактических материалов) уголка занимательной математики. Представляя проект, обоснуйте:
- подбор игрового материала с учетом возрастных возможностей и уровня развития детей;
- художественное оформление;
- руководство самостоятельной математической деятельностью детей.
Литература для подготовки:
- Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М., 1990;.
- Сербина Е.В. Математика для малышей. – М., 1992.
-
Задание №3.
Изучение особенностей проведения занятий по математическому развитию детей
Цель: развивать умение анализировать педагогическую деятельность по математическому развитию детей, умение выявлять особенности обучения математике детей в соответствии с возрастной группой.
Выполнение задания: студенты наблюдают и оформляют в дневнике фотозапись занятий по математическому развитию (желательно в трех возрастных группах). Анализ осуществляют по плану. (Приложение № 1)
Домашнее задание:
Для студентов I подгруппы:
- Определить с воспитателем образовательные задачи предстоящего пробного занятия по математике.
- Составить конспект занятия по математическому развитию дошкольников в соответствии с общепринятыми требованиями (см. далее) и подготовиться к его проведению.
- Подобрать и изготовить недостающий наглядный материал.
Для студентов II подгруппы:
- Изучить диагностическую методику в соответствии с возрастной группой, в которой проходит педагогическая практика.
- Подобрать или изготовить необходимый наглядный материал.
- Спланировать в разные отрезки времени (например, утро, прогулка) работу с детьми во внеучебной деятельности с использованием средств занимательной математики, например, настольно-печатные, словесные игры, конкурс математических загадок, инсценирование пословиц, в которых встречаются слова-числительные, решение задач в стихах, рисование на примерные темы “В городе Треугольниково”, “В деревне Квадратовка” и т.п., сочинение сказок с математическим содержанием, чтение сказок (см. Ерофеева Т.И. “Математика для дошкольников), решение математических ребусов, головоломок и т.п. (2–3 мероприятия).
- Подготовиться к работе с детьми по математике вне занятий.
II–III неделя
Примечание: II и III неделя практики предполагает самостоятельное руководство студентами математической деятельностью детей на занятиях и вне занятий. Студенты распределяются на 2 подгруппы: первая подгруппа выполняет задание №1, вторая – №2 и №3 (через неделю предусмотрена смена подгрупп).
Задание №1.
Самостоятельное проведение работы по
математическому развитию детей на занятиях
Цель: формирование умения определять цели и задачи занятия, выбирать формы, методы и приемы работы в соответствии с поставленными целями и уровнем математического развития детей.
Выполнение задания:
1. Студент самостоятельно составляет развернутый конспект по математическому развитию детей, что требует от него специальных профессиональных умений и навыков. Он должен уметь:
- отобрать и четко сформулировать образовательные, развивающие, воспитательные и речевые задачи в соответствии с возрастом и уровнем математического развития детей.
- определить дозировку и сочетание для реализации поставленных задач.
- подобрать игры и упражнения для реализации поставленных задач.
- выбрать форму организации занятия (игра, упражнение, комбинированное занятие, комплексное, учебно-контрольное и др.), организацию детей (сидя или стоя за столами, сидя полукругом на стульях, на ковре или свободно перемещаясь вслед за воспитателем по группе и др.), определить свое свободное место и все возможные перемещения в процессе занятия.
- конкретизировать дидактические средства: их количество, размещение, последовательность использования.
- продумать форму и содержание игровых, учебных, учебно-игровых ситуаций, их чередование или последовательность.
- спроектировать начало занятия, его ход и окончание.
- сформулировать задания и вопросы детям, возможные реплики, пояснения, указания, обобщения в каждой из структурных частей занятия.
- предусмотреть логику перехода от одной структурной части занятия к другой, их примерную длительность.
- продумать разнообразные методы и приемы активизации внимания и мышления, развития сенсорики и речи, поддержания интереса к занятию и стимулирования учебной деятельности дошкольников.
- предусмотреть индивидуально – дифференцированный подход к детям на занятии (варьирование заданий, их дозировка, помощь детям при выполнении заданий и упражнений в разных формах), элементы психогимнастики, физкультминутки и др.
Занятие составляется с учетом требований к разработке конспекта занятия. (Приложение №2)
При составлении конспекта следует помнить о том, что в младшем дошкольном возрасте занятия начинаются с занимательного материала (сюрпризные моменты, игровые ситуации). В старшем дошкольном возрасте – с разминки (3–4 мин) (упражнения на обучение устному счету, логические задачи, вопросы-шутки, игры на развитие внимания и пр.)
Наибольшая умственная активность детей приходится на 3–4 минуту занятия, спад в младшем дошкольном возрасте – на 5–6 минуте, в среднем дошкольном возрасте – на 7–8 минуте, в старшем дошкольном возрасте – на 10–12 мин. Физкультурные паузы целесообразно связывать с темой и содержанием занятия. (Приложение №4)
2. Для рефлексии проведения собственного занятия и анализа занятия, проведенного другим студентом, воспользуйтесь “Картой оценки занятия”. (Приложение №3)
Задание №2.
Самостоятельное проведение работы по
формированию
математических представлений во внеучебной
деятельности
Цель: развитие умения планировать и проводить различные формы работы по математике в свободное от занятий время.
Выполнение задания: студент организует работу в утреннее время или по подгруппам на основе заранее составленного плана, в соответствии с заданным домашним заданием (См. выше).
Задание №3.
Изучение особенностей количественных
представлений у детей дошкольного возраста
Цель: изучить особенности развития количественных представлений у детей одной из возрастных групп.
Выполнение: внимательно изучите диагностическую методику, выберите соответствующую детям вашей возрастной группы, изготовьте необходимый материал, проведите диагностику, результаты представьте в таблицах, сделайте вывод. (Приложение №5)
- Альтхауз Д., Дум Э. Цвет. Форма. Количество. – М., 1984.
- Беженова М.О. Веселая математика. – Д: Сталкер, 1998.
- Давайте поиграем / Под ред. А. Столяра. – М., Просвещение, 1991.
- Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н. Математика для дошкольников. – М., Просвещение,1992.
- Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие / Авторы-составители Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. – СПб., 1997.
- Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. – М., Просвещение, 1985.
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М., Просвещение, 1990.
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка: Практический курс математики для дошкольников. – М., 1995.
- Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Математика для дошкольников. Раз – ступенька, два – ступенька. – М., 1996.
- Сербина Е.В. Математика для малышей. – М., Просвещение, 1992.
- Фидлер М. Математика уже в детском саду. – М., 1981.
Рекомендуемая литература для подготовки к практике
Использованная литература
- Математическое развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие / Сост. З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, Р.Л. Непомнящая, А.М. Вербенец.– СПб: Детство-Пресс, 2000.